Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_19_pismennost_i_znaniya_drevnih_egiptyan.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19. Письменность и знания древних египтян.

Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна

УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

Цель урока: Способствовать ознакомлению с иероглифической системой письменности египтян, способом изготовления папируса, школьной подготовкой писцов и жрецов, зарождением научных знаний в Древнем Египте

Тип и вид урока: Усвоение навыков и умений /  урок-исследование

Планируемые результаты (предметные):

1. Научаться определять понятия: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия.

2. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях, определят назначение пирамид, статуй, храмов.

Личностные результаты: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, применяют правило делового сотрудничества

Метапредметные результаты:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи, формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения результатов.

Основные понятия и термины: Возникновение письменности ( более 5 тыс.лет назад). Система древнеегипетской письменности. Папирус – материал для письма. История расшифровки иероглифов. Зарождение научных знаний в Древнем Египте. Иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Образовательные ресурсы: Учебник. Рабочая тетрадь №1. Проверочные материалы учебная картина «Постройка пирамиды». АРМ учителя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Актуализация знаний

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, творческий.

Беседа, сообщение

- Какие виды искусства получили развитие в Египте?

- Что называется архитектурой, скульптурой?

- Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились?

- Как была разгадана тайна египетских иероглифов?

Раскрывают смысл терминов: архитектура, скульптура; называют виды и памятники искусства в Древнем Египте. Выступают с сообщением.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам, сообщение

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой

- На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех странах мира Это Двуречье и Египет (показывает на карте). Письменность возникла в них примерно в одно время, более 5 тыс.лет назад.

- Сегодня вы будите исследователями которым предстоит изучить особенности египетской письменности и выяснить, какие научные открытия были сделаны древними египтянами.

Слушают учителя. находят на карте Двуречье и Древний Египет. Знакомятся с датой возникновения письменности

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Работа с картой

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Древнеегипетская письменность. Папирус. Школа. Зарождение научных знаний

Групповая, индивидуальная, фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, документом, беседа, сообщение

Организует работу с текстом §12, документами, беседу в группах (см. Приложение 1), выступление с сообщением «Как была разгадана тайна египетских иероглифов». Предлагает составить план выступления.

Производят поиск необходимой информации в текстовом источнике. Рассказывают о возникновении и системе египетской письменности, расшифровке иероглифов, школьном образовании, зарождении научных знаний в Древнем Египте.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, владеют умением смыслового восприятия текста

Коммуникативные: принимают участие в работе группами

Работа с текстом, документом, беседа по вопросам, сообщение

5. Закрепление знаний и способов действий.

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Тест, кроссворд, чайнворд, задания

Организует коллективную работу с тестом (тест «письменность и занятия древних египтян), парную работу с заданиями 37-45 в рабочей тетради.

Используют знания терминов при выполнении текстового задания. Разгадывают кроссворд, чайнворд.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению

Тест, кроссворд, чайнворд, задания

6. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Закончите предложения:

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мен был…

7.Домашнее задание мне кажется…

Заканчивают предложения: активно/ пассивно, доволен / недоволен, короткими / длинными, не устал / устал, стало лучше / стало хуже,

Понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным, интересно / неинтересно

Регулятивные: проявляют открытость и осмысление своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и  сотрудничества.

Беседа по вопросам

7. Информация о домашнем задании.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

Творческое задание: составить рассказ об одном дне из жизни мальчика ученика египетской школы, вопросы к главе «подведем итоги и сделаем выводы». Повторить § 6-12

Воспринимают задания, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Творческое задание, вопросы


Рабочий лист к уроку.

Приложение 1.

  1. Чему и как учили в школах Египта?
  2. Почему египтянам было трудно учиться в школе?
  3. Кем становились выпускники школ?
  4. Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо?
  5. На чем писали древние египтяне?
  6. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.
  7. Как выглядела древнеегипетская книга?
  8. Какими знаниями обладали египетские жрецы?
  9. Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?
  10.  Объясните почему в Древнем Египте говорили: «время утекло»?
  11.  Какие науки были развиты в Древнем Египте?
  12.  Почему египтяне называли «учителями учителей» других цивилизаций?

Познакомьтесь с документом «Поучение писцов ученикам» и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «уши мальчика на спине его»? подумайте, почему никто не говорил: «Ухо девочки на ее спине»? Согласны ли вы с правилами для учеников в школах Древнего Египта и почему?

Назовите важнейшие науки, которым учили будущих жрецов и писцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

Технологическая карта урока "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Письменность и знания древних египтян» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «История древнего мир...

урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику А.А. Вигасина. Всеобщая история. История Древнего мира...

Урок истории 5 класс "Письменность и знания Древних Египтян"

Урок знакомство с новым материалом по теме "Письменность и знания Древних Египтян"...

Открытый урок по истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"

Открытый урок по истории 5 класс на тему "Письменность и знания древних египтян"...