Главные вкладки

    Урок Мужества
    классный час по истории на тему

    Цель урока: показать школьникам немеркнущий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявлен­ные нашими соотечественниками, и совершенный ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы со временем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc223 КБ
    Файл prezentatsiya_stalingrad.pptx1.15 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок Мужества

    «Великая битва на Волге»

    Цель урока: показать школьникам немеркнущий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершенный ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы со временем.

     1-й ученик. Царицын — Сталинград — Волгоград...

    Город, с которым связаны многие исторические события. Город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русскогохарактера».

    1. й        ученик. На этом последнем рубеже перед Волгой советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли противнику сокрушительный удар, изумивший Лондон, Париж, Вашингтон.
    1. й        ученик. Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе войны. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству.

    День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России

    1. й        ученик

    Есть имена и есть такие даты, —

    Они нетленной сущности полны.

     Мы в буднях перед ними виноваты, —

    Не замолить по праздникам вины.

    И славословья музыкою громкой

    Не заглушить их памяти святой.

    И в наших будут жить они потомках,

    Что, может, нас оставят за чертой.

    (А. Твардовский)

    1. й        ученик. Эта «славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

    (Франклин Рузвельт, президент США)

    1. й        ученик. «Битва под Сталинградом — это действительно золотая страница военной истории нашего народа».

    (А. И. Ерёменко, советский военачальник)

    1. й        ученик

    В свой срок — не поздно и не рано —

     придет зима, замрет земля.

     И ты к Мамаеву кургану

     придешь второго февраля.

    1. й        ученик

    И там, у той заиндевелой,

     у той священной высоты,

    ты на крыло метели белой

    положишь красные цветы.

     И словно в первый раз заметишь,

     каким он был, их ратный путь!

     Февраль-февраль, солдатский месяц —

    пурга в лицо, снега по грудь.

    1. й        ученик

    Сто лет пройдет.

     И сто метелиц.

    А мы пред ними все в долгу.

    Февраль-февраль. Солдатский месяц —

     Горят гвоздики на снегу

    1. й        ученик. Сталинградская битва длилась двести дней и ночей — с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года на огромной территории площадью почти 100 тыс. кв. км.
    2. й        ученик. На отдельных этапах сражения с обеих сторон участвовало более 2 миллионов человек, свыше 26 тысяч орудий и минометов; 2,1 тысячи танков и свыше 2,5 тысяч боевых самолетов.

    1-й ученик

    Волгоград — Сталинград,

    Души павших солдат

    Всё горят — просто некуда деться.

    Просто нету наград,

    Нет на свете наград,

    Что достойнее памяти сердца.

    Что творилось тогда —

    Кровь текла, как вода,

    Но не Волгой, а буйной стремниной.

    Засучив рукава,

    Нагло перла орда,

    Прикрываясь бронею «тигриной»

    Черно-белый оскал,

     В полный рост кто-то встал,

     Перекрестным огнем покрестившись.

    Кто за нас погибал,

     Нас за это прощал,

    Но в бессмертье ушел, не простившись.

    1. й        ученик

    Он упал на бегу,

     В красно-грязном снегу

     На кургане его захоронят.

     А на том берегу,

     Заглушая пургу,

     Материнское сердце застонет.

    Пуля — глупый металл,

     Но опять кто-то встал,

    Высшей правдою сверху отмечен.

     Все, кто здесь воевал,

     Свет в веках зажигал,

    И огонь Ваш поэтому — вечен!

    Волгоград — Сталинград,

    Рядовой и комбат

    Здесь лежат, невзирая на званья.

    Молча люди стоят,

    Журавли пролетят,

    И курлыканье — как отпеванье.

    (Д.Дарин)

    1. й        ученик. Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 миллион 11 тысяч человек. Гитлер ставил цель: овладеть Сталинградом, выйти к Волге и в кратчайшие сроки попасть на богатый нефтью Кавказ.

    Захват нефтеносных районов на Юге объявлялся первоочередным.

    1. й        ученик. «Моя основная мысль — занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы... Если я не получу нефть из Майкопа и Грозного, я должен буду прекратить войну». Это — слова Гитлера.
    2. й        ученик. Начавшиеся в конце весны 1942 года активные боевые действия советских войск не привели к ожидаемым результатам. В Крыму и под Харьковом части Красной Армии потерпели серьёзные поражения и понесли большие потери.

    Ученик. С 14 июля 1942 г. Сталинградская область была объявлена на осадном положении.

    Из воспоминаний Героя Советского Союза генерала армии Лященко:

    В летние дни 1942-го оборонительный рубеж в северо-западной части Сталинграда строили жители города — в основном женщины, старики и подростки. Они старательно работали, спешили скорее создать оборону города.

    Город Сталинград жил мирной жизнью, в городе было несколько госпиталей, работали заводы, театры, кино, магазины, бегали по улицам ребятишки, играли в футбол и войну. <…>

    Когда фашисты прорвались к реке Волге севернее Сталинграда и пытались ринуться на город, мужественно отражали их атаки сталинградцы.

    Никогда не забудется эпизод на зенитной батарее.

    Я на броневике ехал на оборонительный рубеж. Выехал на высотку, слышу стрельбу из орудий, и передо мною открылась незабываемая картина. Группа фашистских танков (около 10) прорвалась и ринулась на зенитную батарею. Батарея открыла по ним огонь. Загорелся один, второй и третий вражеский танк. Фашисты остановились и повернули вспять.

    Я подъехал к этой батарее и поразился: весь состав батареи были девушки 18-20 лет и только один мужчина, старшина батареи.

    Ученик.    Ах, война, что ты сделала подлая,
    Вместо свадеб — разлуки и дым.
    Наши девочки платьица белые
    Раздарили сестрёнкам своим.

    Сапоги, ну куда от них денешься?
    Да зелёные крылья погон.
    Вы наплюйте на сплетников, девочки,
    Мы сведём с ними счёты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    Что бредёте войной наугад,
    До свидания, девочки! Девочки,
    Постарайтесь вернуться назад.

    Ученик. Сталинградские заводы в тяжёлых условиях продолжали выпускать необходимую стране военную продукцию. Из ворот Сталинградского тракторного завода выходило до 50% всех танков Т-34, здесь производились мины, авиабомбы, снаряды. К осени 1941 г. этот завод стал единственным в стране производителем арттягачей; во время Московской битвы первые залпы знаменитых «Катюш» прозвучали с установок, смонтированных на арттягачах СТЗ.

    Ученик. По решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. был создан Сталинградский фронт. Командующим им был назначен Маршал СССР Тимошенко, а с августа 42-го — генерал-полковник Ерёменко.

    Ученик. Уже к 25 июля 1942 года Гитлер планировал взять Сталинград. Соотношение сил было не в пользу нашей армии. Немецко-фашистские войска превосходили советские в личном составе в 1,7 раза, в артиллерии и танках — в 1,3 раза, в самолетах — почти в 2 раза.

    Ученик. Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки, ещё не имело боевого опыта. Другие дивизии были измотаны в предыдущих сражениях. Ценой неимоверных усилий советским воинам предстояло сдержать натиск врага.

    Ученик     Не позабыть мне первых схваток,

    Разбитых сёл, дорог в крови,

    Ночей под кровом плащ – палаток,

    Как первой не забыть любви.

    Всё шло не так, как представлялось,

     Как в книгах вычитал, —

     Не так.

    Всё было ново: дождь, усталость,

     Разрывы мин и гул атак.

    Заране знать хотел, бывало,

     Как поведу себя в боях:

    Не осрамлюсь ли поначалу,

    Не заберется ль в сердце страх?

    И, убедившись, встав под дула,

    Хлебнув и гула и огня,

    Что сердце не захолонуло,

     Кровь не свернулась у меня,

    Что я ни в чем других не хуже,

    Переношу тяжелый путь, —

    Я затянул ремень потуже

    И широко расправил грудь.

    Конечно, стало представляться,

    Что ты храбрейший из солдат;

    Конечно, все тобой гордятся,

     На одного тебя глядят.

    С тобой — удачи и победа.

     Поешь и ходишь, как во сне.

     Кто эти чувства не изведал,

     Тот просто не был на войне.

    (А. Яшин )

    Ученик. Из Приказа Народного комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.:

    «Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, рвётся в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами <…>

    <…> Пора покончить отступление. Ни шагу назад. Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <…>

    11 - й ученик

    Оружие мне дали и сказали:

     Иди, солдат, Отчизну защищай,

    Всё было — отступали, наступали,

    И кровь лилась, как говорится, через край.

     Особой мне за то не надо платы.

     Хочу награду лишь одну:

    Оставьте званье мне солдата,

     Прошедшего с боями всю войну.

    (Ю. Белят )

            ученик. Начальник штаба оперативного руководства генерал Йодль заявлял: «Судьба Кавказа будет решена под Сталинградом». Немецкое командование укрепило войска Паулюса дополнительными резервами, под Сталинград были направлены 8-я итальянская армия, а позднее еще и румынские соединения.

    Ученик. 23 августа 1942 г. Этот день стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным. Массированные бомбардировки с воздуха разрушали здания и нефтехранилища. Пылающая нефть разлилась по воде. Казалось, что всё было объято пламенем и горело — даже сама Волга. 40 тыс. жителей погибло в один только день. 25 августа в городе было введено осадное положение.

    Демонстрируются кадры военной хроники.

    1. й        ученик. Ожесточенность боев нарастала с каждым днем, с каждым часом. В середине сентября враг прорвался в городские кварталы, начались сражения в самом городе. Силы защитников были на исходе. И здесь пришла на помощь 13-я гвардейская дивизия генерала А. Родимцева. Всего за две ночи она сумела переправиться на западный берег Волги и с ходу вступить в бой.
    2. й        ученик   Когда гремит над Волгоградом

     Салют Победы, словно гром,

    Встают герои Сталинграда

     В воображении моем.

    Мне видится их подвиг снова,

     Сибиряки, уральцы, волгари,

     Стальные воины Чуйкова,

    Родимцева богатыри.

    В дыму сражения заводы,

     Войска и город весь в огне.

     Сыны советского народа

     Здесь преградили путь войне <...>

    (В. Кейбаков)

    6-й ученик. Вплоть до января 1943 года продолжались бои за Мамаев курган.

    Мамаев курган (на военных картах высота 102,0) стал местом самых кровопролитных и ожесточённых боёв в Сталинграде: на каждый квадратный метр земли здесь весной 1943 г. приходилось от 500 до 1250 осколков. По словам поэта Р.Рождественского, металла в Кургане «больше, чем в знаменитой Магнитной горе!»

    Много, очень много на этом кургане – высоте 102,0 –полегло наших солдат.

    На Мамаевом кургане тишина,

    За Мамаевым курганом тишина,

    В том кургане похоронена война,

     В мирный берег тихо плещется волна.

    Перед этою священной тишиной

     Встала женщина с поникшей головой,

     Что-то шепчет про себя седая мать,

    Всё надеется сыночка увидать.

    Заросли степной травой глухие рвы,

    Кто погиб, тот не поднимет головы,

     Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!

    Не печалься, дорогая, я с тобой!»

    Вот уж вечер волгоградский настает,

    А старушка не уходит, сына ждет,

     В мирный берег тихо плещется волна,

     Разговаривает с матерью она.

    Ученик. В 1967 г. на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать» по замыслу автора-скульптора Вутетича, поднимает в Сталинграде Меч освобождения. Его опустил в поверженном Берлине в конце войны на памятнике « Советский воин со спасённой немецкой девочкой на руках», изображённый на памятнике того же автора.

    Ученик. Какими они были: солдаты – защитники Сталинграда? Те, для которых Волга была последним рубежом, дальше которой земли не было. Им невозможно было отступить. И они не отступили.

    1. й        ученик. Чудеса героизма проявляли медицинские сестры — «сестрички», как их ласково называли бойцы.

    Ученик. В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила Родионова.

    В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.

    Ученик. 420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

    Медсестра Маша Мелихова не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь.

    Ученик. Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.

    Ученик: Эти юные «сестрички» спасали солдатские жизни, нередко рискуя жизнью своей.

    Вот на носилках девушка лежит.

    Играет ветер прядкой золотистой.

     Как облачко, что солнце скрыть спешит,

     Ресницы затенили взор лучистый.

    Спокойная улыбка на ее

    Губах, изогнуты спокойно брови.

    Она как будто впала в забытье,

     Беседу оборвав на полуслове.

    Сто жизней молодая жизнь зажгла

    И вдруг сама погасла в час кровавый...

    Но сто сердец на славные дела

    Ее посмертной вдохновятся славой.

    (Муса Джалиль)

    Ученик. Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких — Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.

    17-й ученик. Наряду со старшим поколением тяготы войны переносили дети. Они рано повзрослели. Многие из них наряду с отцами защищали свою страну.

    1. й        ученик. Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.

    В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из 10-14-летних подростков. Их было 20 человек, и они бесстрашно наносили урон врагу и сеяли панику среди захватчиков. Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

    Звучит фрагмент песни

    Ученик. Яков Павлов – сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстоянии более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в настоящую крепость. 58 дней и ночей немцы подвергали дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли. Дом Павлова стал символом Сталинградской обороны.

    Ученик. Василий Зайцев – снайпер 284 –й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил240 фашистов. Немецко–фашисткое командование доставило с Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса – уничтожить Зайцева. Но всоре и он был уничтожен известным снайпером.

    Ученик. Михаил Паникаха – боец 1-й роты193 –й стрелкой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули.Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.

    Ученик Матвей Путилов – связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить поврежденную связь. При выполнении этого задания ему раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца линии связи.

     Видео

    Ученик. . 19 ноября 1942 г. стало началом контрнаступления Советских войск под Сталинградом. Силами армий Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов, осуществлявших операцию «Уран», должна была быть прорвана оборона противника.

    На пятый день наступления, в результате напряжённых боев уже 23 ноября советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех! В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, 2 румынские дивизии, многочисленные тыловые части и учреждения, численностью около 300 тыс. человек.

    Ученик. Из радиограммы Гитлера в штаб 6-й армии: «Войска 6-й армии, окружённые в Сталинграде, впредь будут именоваться войсками крепости Сталинград». Гитлер вновь и вновь подтверждал приказ удерживать Сталинград — любой ценой. От этого зависела, на его взгляд, судьба всего Восточного фронта.

    Ученик. Из донесения Паулюса Манштейну: «Резервов нет и создавать их не из чего. Большие потери и плохое снабжение, а также морозы в значительной мере снизили боеспособность войск. Если атаки противника будут продолжаться с той же силой ещё несколько дней, удержать укреплённую линию окажется невозможным».

    Ученик.

    Всё то, что вы в окопах защищали
    Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
    Беречь и защищать нам завещали,
    Единственные жизни положив.
    Каких имён нет на могильных плитах,
    Их всех племён составили сыны.
    Их миллионы — незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.
    От неизвестных и до знаменитых,
    Сразить которых годы не вольны,
    Их миллионы — незабытых,
    Убитых, не вернувшихся с войны.

    На экран проецируются фотографии осени-зимы 1942—1943 гг. Звучит фрагмент песни «Горячий снег» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова.)

    Ученик. Из писем немецких солдат:

    31 декабря 1942 год.

    «Дорогие родители! Сейчас канун Нового года, я думаю о доме, и у меня разрывается сердце. Так здесь всё плохо и безнадёжно… Голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. День и ночь нас бомбят советские лётчики, и артиллерийский огонь почти не прекращается. Если в ближайшее время не совершится чуда, я здесь погибну.

    Иногда я молюсь, иногда проклинаю судьбу. При этом всё мне представляется бессмысленным и нелепым. Когда и как придет избавление? Как может вынести такое человек? Или все эти страдания — наказание Божье?

    <…> Здесь все, словно комок дрожащих нервов. Все живут, словно в бреду. Если из-за этого письма я предстану перед военным судом и буду расстрелян, это будет как избавление от страданий. У меня больше нет надежды <…>

    Ученик. 13 января 1943 г. Россия.

    «…Сижу теперь здесь неумытый и небритый, как чушка…Ваш Нис».

    «В каком дрянном положении мы находимся здесь, в крепости Сталинграде. Увидев меня, очень бы удивились моей внешности, я так похудел, что стал похож на полуголодную собаку. Силы, которые я когда-то имел, исчезли. Если пробежишь метра 3-4, то спотыкаешься о каждый маленький камень, вряд ли вы меня узнали бы. Внутри я еще остался старый Родрих. Изменился лишь внешне. И это, в конце концов, объяснимо: 20 граммов хлеба, 37 граммов мяса и 50 граммов сливочного масла — таков наш рацион на день».

    Ученик. 10 января после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Донского фронта перешли в наступление. Началась операция «Кольцо». Нашим войскам предстояло рассечь окружённую группировку противника на части, а затем уничтожить их.

    Я помню: бой гремел вторые сутки,
    Казалось, встань и — сразу наповал.
    Земля, как раскалившиеся угли,
    Жгла сердце. И огонь не убывал.
    Казалось, от подобной круговерти
    Все боги с неба к чёрту полетят,
    Но вот наперекор огню и смерти,
    Как чудо, поднимается солдат.

    Ученик. Операция «Кольцо», а вместе с ней и вся контрнаступательная операция на сталинградском направлении завершилась блестящей победой.

    Из доклада Командующего войсками Донского фронта К.К.Рокоссовского Верховному Главнокомандующему 2 февраля 1943 г.: «Выполняя Ваш приказ, войска Донского фронта в 16.00 2.2.43 г. закончили разгром и уничтожение окружённой сталинградской группировки противника».

    Ученик. В ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом противник потерял свыше 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. боевых и транспортных самолётов, свыше 70 тыс. автомашин, полностью лишился 32 дивизий и 3 бригад.

    Такого поражения враг ещё не испытывал с начала Второй мировой войны. Четвёртую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте, потеряли фашисты под Сталинградом.

    Ученик. «Советская стратегия оказалась выше нашей…Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену». (Фридрих Паулюс, немецкий фельдмаршал.)

    Ученик. Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тысяч участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

    Ученик. В ноябре 1943 года на конференции союзников в Тегеране премьер –министр Великобритании передал советской делегации почетный меч – дар короля Великобритании ГеоргаVI гражданам Сталинграда.

    Ученик.

    Пролетели года. Отгремели бои.

    Отболели, отмаялись раны твои.

    Но далёкому мужеству

    Верность храня,

    Ты стоишь и молчишь

    У святого огня.

    Ты же выжил, солдат!

    Хоть сто раз умирал,

    Хоть друзей хоронил

    И хоть на смерть стоял.

    Почему же ты замер-

    На сердце ладонь,

    И в глазах,  как в ручьях,

    Отразился огонь?      

                         (М.Агашина)

    Ученик. Объявляется Минута молчания. Прошу всех встать.

    (Кадры Зала Великой славы)

    Ученик

    Горит на земле Волгограда

    Вечный огонь солдатский —

    Вечная слава тем,

    Кем фашизм, покоривший Европу,

    Был остановлен здесь.

    В суровые годы битвы

    Здесь насмерть стояли люди —

    Товарищи и ровесники

    Твоего отца.

    Они здесь стояли насмерть!

    К нам приезжают люди —

    Жители всей планеты —

    Мужеству их поклониться,

    У их могил помолчать.

    И пусть люди мира видят:

    Мы помним и любим погибших.

    И пусть люди мира знают:

    Вечный огонь Волгограда

    Не может поникнуть, пока

    Живет на земле волгоградской

    Хотя бы один мальчишка.

    Запомни эти мгновенья!

    И если ты встретишь в жизни

    Трудную минуту,

    Увидишь друга в беде

    Или врага на пути,

    Вспомни, что ты не просто мальчик,

    Ты — волгоградский мальчишка.

    Сын солдата,

    Сын Сталинграда,

    Капля его Бессмертия,

    Искра его огня.

    (М. Агашина )

    Ученик. Пролетели годы. Превращенный в результате ожесточенных боёв в руины Сталинград отстроился. А на склонах Мамаева Кургана стали сажать деревья в память о родных, погибших в годы войны.

    Звучит песня «Растет в Волгограде березка» (муз. Г. Пономаренко, сл. М. Агашиной) в исполнении Л. Зыкиной. На экран проецируются памятные места Волгограда. Постепенно музыка становится тише. На этом фоне — выступление учеников.

    15-й ученик. В Волгограде сооружен музей-панорама «Сталинградская битва». В ней хранится подлинник грамоты Ф. Рузвельта сталинградцам.

    Ученик. Сталинград вошел в историю как символ величия и героизма нашего народа, его стойкости и мужества, его любви к своей Родине.

    17-й ученик

    Не назовешь их поимённо, —

    Всех, кто много лет назад

     Стальной стеною непреклонно

    У Волги встал за Сталинград!

    Не назовешь тех поимённо,

    Кто город к жизни возродил,

     Великой целью окрыленный,

    Отдал ему он столько сил.

    А если хочешь ты дознаться,

    Архивов ветхих не тревожь,

     Скажи лишь слово «сталинградцы»,

     И всех ты сразу назовешь <...>

    (А. Поляков)

    Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) в исполнении Л. Зыкиной На экран проецируются виды скульптурного ансамбля на Мамаевом кургане, встречи ветеранов, музей-панорама «Сталинградская битва».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Великая битва на Волге Сталинградская битва (17 июля 1942–2 февраля1943 гг.)

    Слайд 2

    Царицын Сталинград Волгоград

    Слайд 3

    2 февраля 1943 года

    Слайд 4

    17 июля 1942–2 февраля1943 гг.

    Слайд 12

    Тимошенко Семён Константинович (1895-1970гг.) Военный совет 62-ой армии. Слева направо: начальник штаба Н.И.Крылов, командующий армией В.И.Чуйков, член военного совета К.А.Гуров и командующий 13-ой гвардейской дивизией А.И.Родимцев.

    Слайд 20

    Видеоролик

    Слайд 22

    Родилась 10 сентября 1922 г. в Москве. Умерла 23 ноября 1942 г. Санинструктор 214-й сд . Более известна как Гуля, так её называли родители. До войны была киноактрисой. На фронт ушла добровольно. 23 ноября 1942 во время ожесточенной схватки за высоту 56,8 около хутора Паньшино оказывала помощь и вынесла с поля боя 50 тяжелораненых бойцов и командиров с оружием. К исходу дня, когда в строю осталось мало бойцов, она с группой красноармейцев пошла в атаку на высоту. Под пулями первая ворвалась в окопы противника и гранатами уничтожила 15 человек. Смертельно раненная, продолжала вести неравный бой, пока оружие не выпало из рук. Награждена орд. Красного Знамени посмертно (9 января 1943 г.). Подвигу посвящена книга Елены Ильиной «Четвертая высота», которая переведена на многие языки мира. Королёва Марионелла Владимировна ( Гуля Королёва)

    Слайд 23

    Сережа Алешков – самый юный кавалер правительственной награды Самым юным кавалером медали «За отвагу» стал шестилетний сын полка Сережа Алешков. Он вместе с родителями и старшим братом при наступлении гитлеровцев пытался пробиться к своим, но так получилось, что во время бомбежки из всей семьи в живых остался только Сережа. Его подобрали бойцы, которые решили вывести мальчика вместе с собой. Однажды во время очередной интенсивной бомбежки разрывом бомбы завалило блиндаж, в котором укрывались командир полка и несколько офицеров. И хотя бомбы продолжали сыпаться на головы, Сережа вскочил и побежал к блиндажу. За ним устремились солдаты, которые начали откапывать попавших в беду командиров. Практически всех удалось спасти, в том числе и полковника, командира полка. Он и представил Алешкова к награде.

    Слайд 24

    Родился 17 октября 1917 г. в д. Крестовая Валдайского района Новгородской области. Умер 29 сентября 1981г. Гвардии сержант, Герой Советского Союза (27 июня 1945г.), почетный гражданин города-героя Волгограда (7 мая 1980 г.). В Красной Армии с 1938 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 отличился в период уличных боев в Сталинграде, захватив и организовав оборону дома в центральной части города, служившего важным опорным пунктом Павлов Яков Федотович

    Слайд 25

    Зайцев Василий Григорьевич Родился 23 марта 1915 г. в п. Елининка ( Елино ) Челябинской области. Умер 16 декабря 1991 в Киеве. Снайпер, Герой Советского Союза (22 февраля 1943 г.), почетный гражданин города-героя Волгограда (7 мая 1980 г. Участвовал в Сталинградской битве в составе 1047-го cд , 284-й сд , 62-й А. С октября 1942г. – снайпер. Участвовал в боях в районе метизного завода, Мамаева кургана . Обучал снайперскому делу бойцов, подготовил 28 снайперов. В 1942 г. на территории Мамаева кургана уничтожил руководителя берлинской школы снайперов майора Кенигса , за что получил известность на Сталинградском фронте. В период Сталинградской битвы с сентября 1942 г. по январь 1943 г. уничтожил 242 вражеских солдата и офицера. Войну закончил в Берлине. Автор книги "За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера".

    Слайд 26

    Павлов Яков Федотович Родился 17 октября 1917 г. в д. Крестовая Валдайского района Новгородской области. Умер 29 сентября 1981г. Гв. сержант, Герой Советского Союза (27 июня 1945г.), почетный гражданин города-героя Волгограда (7 мая 1980 г.). В Красной Армии с 1938 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Гв. сержант, командир пулеметного отделения 42-го гв. сп 13-й гв. сд отличился в период уличных боев в Сталинграде, захватив и организовав оборону дома в центральной части города по ул. Пензенской, 69 в районе площади 9 Января (ныне – площадь Ленина), служившего важным опорным пунктом в системе обороны 13-й гв. сд. 25 – 26 ноября 1942 г. гарнизон дома предпринял ряд контратак. 26 ноября 1942 г. во время атаки "молочного дома" был ранен. Эвакуирован в госпиталь. После излечения участвовал в боях за Гдыню, Гданьск, Штеттин. Окончил войну под Берлином в звании гв. мл. лейт. В 1946 демобилизован. Написал воспоминания "В Сталинграде". Работал на заводе "Комета" в Великом Новгороде. Позднее окончил Высшую партшколу при ЦК КПСС. Похоронен в Великом Новгороде. Могила является памятником истории республиканского значения (решение Новгородского облисполкома от 7 мая 1985 г., № 181). Награжден орд. Ленина, орд. Октябрьской Революции, 2 орд. Красной Звезды, медалями. В Музее-панораме "Сталинградская битва" хранятся награды, воспоминания, фотографии. Дом его имени находится в Волгограде по ул. Советской, 39, со стороны пл. Ленина, украшен рельефом (скульптор А. В. Голованов). Паникаха Михаил Аверьянович Родился в 1918 г. в с. Могилев ныне Царичанского р-на Днепропетровской обл., Украина. Умер 2 октября 1942 г. Моряк, красноармеец, Герой Советского Союза (посмертно 5 мая 1990 г.). Рядовой Паникаха был заместителем командира отделения 1 - й роты 1 -го батальона 883-го полка 193-й сд 62-й Сталинградского, затем Донского фронтов . 2 ноября 1942 г. в Сталинграде в районе заводского поселка "Красный Октябрь" передний край нашей обороны был атакован семью танками и автоматчиками противника. М. А. Паникаха с гранатами и бутылками с зажигательной смесью ползком попытался приблизиться к танкам, но вражеская пуля разбила одну из бутылок. Охваченный пламенем красноармеец бросился на головную немецкую машину. Раздался взрыв. М. А. Паникаха пал смертью героя. Танки врага повернули обратно.

    Слайд 27

    Путилов Матвей Мефодьевич Родился в 1923 г. в д. Ильинка Тюменской области. Умер в 1942 г. Сержант, связист 339-го с.п 308-й с.д . Окончил Омский электротехнический техникум. Подвиг совершил в октябре 1942 в районе завода "Баррикады" – под огнем противника выполнял задание по восстановлению нарушенной связи. Осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошел ток. Связь была восстановлена. Умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов. Награжден посмертно орденом Отечественной войны II степени. Имя увековечено на одной из мраморных плит Мамаева кургана, а также в названии улицы Тракторозаводского района Волгограда


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок мужества. Урок литературы, 7класс.

    Час мужества.Интервью с поэтом-участником Великой-Отечественной войны Ю.Г.Разумовским о военной поэзии.Урок литературы, 7 класс.(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

    Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

    Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

    Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

    «ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

    Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

    Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

    урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

    День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

    Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

    Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...