рабочая программа по дисциплине "История" для студентов первого курса ПОО
рабочая программа по истории на тему

Шостак Ирина Николаевна

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «История», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения «Истории» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shostak_i.n.-programma_1_kurs.docx110.9 КБ

Предварительный просмотр:

Шостак Ирина Николаевна, преподаватель истории,

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский политехнический техникум»

(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 4 ИСТОРИЯ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1 КУРСА

Петропавловск - Камчатский - 2018

 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум».

Разработчик: Шостак Ирина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

РЕКОМЕНДОВАНО

Цикловой комиссией гуманитарного цикла

протокол №________

от  «___» __________ 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

протокол №_______

от «____» _________ 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт рабочей программы дисциплины…………………………………..                                  

4[1]

1.1

Область применения программы …………………………………………….                                              

4

1.2

Место дисциплины в структуре образовательной программы……………..                                                                                        

4

1.3

Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины……………………………………………………………………                                                                        

4

1.4

Количество часов на освоение программы дисциплины…………………..          

8

2

Структура и содержание дисциплины………………………………………                                          

9

2.1

Объём дисциплины и виды учебных занятий……………………………….                            

9

2.2

Тематический план и содержание дисциплины……………………………..                        

10

3

Условия реализации рабочей программы дисциплины…………………….

25

3.1

Требования к минимальному материально-техническому                 обеспечению……………………………………………………………………                                                                              

25

3.2

Информационное обеспечение обучения ……………………………………                                  

25

4

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины…………………….            

27


1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

1.1 Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения «Истории» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «История» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО.

  1. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин,

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами,

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе,

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации,

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории,

- периодизацию всемирной и отечественной истории,

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории,

- основные исторические термины и даты,

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд),

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения,

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений,

- результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, проекта

Освоение содержания учебной дисциплины «история» обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностных:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

На изучение дисциплины «История» по специальностям среднего профессионального образования технического профиля отводится 175 часов, в том числе 117 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. И ключевых компетенции – совокупность родовых качеств, которые важны и необходимы работникам большинства профессий и значимы для общества в целом на данном временном отрезке развития цивилизации.

В программе по дисциплине «История», реализуемой при подготовке студентов специальностям технического профиля, профильной составляющей является темы, включенные в раздел 5, 7, 8.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами.

Изучение регионального компонента включено в раздел 4 изучение вопроса: «Открытие и освоение Камчатки», раздел 8 изучение вопроса «Героическая оборона Петропавловска-Камчатского 1854», раздел 9 изучение вопросов «Камчатка в годы русско-японской войны 1904-1905», Камчатка во время гражданской войны», «Камчатка в годы ВОВ».

 Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку исследовательских работ в форме проектов, тему которых студенты определяют вместе с преподавателем и работают над ней в течение всего учебного года. Программа предусматривает работу студентов в среде информационных технологий, создание  презентаций по темам с последующей защитой.

Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце семестра.

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета и выставляется на основании результатов выполнения контрольной работы и защиты исследовательского проекта за весь курс изучения дисциплины «История».

Программа предусматривает постоянный мониторинг образовательных достижений обучающихся использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, подготовку виртуальной экскурсии.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы.

Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины:  для одаренных обучающихся, средний уровень обученности,  для обучающихся испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем.

Программа предусматривает реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- развитие критического мышления,

- информационно-коммуникативные,

- проблемные,

- проектные,

- игровые,

- групповые,

- здоровьесберегающие технологии.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

Учебным планом предусмотрена промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице ниже.

Таблица – Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе

117

теоретические занятия

73

практические занятия, семинары

44

контрольные работы, в том числе промежуточная аттестация (зачет) в форме теста

8

Самостоятельная работа обучающегося, в том числе

58

подготовка реферата

6

подготовка доклада (сообщения) по заявленной теме

4

создание презентаций с последующей защитой

16

разработка исследовательских проектов

16

подготовка и проведение виртуальной экскурсии

6

составление сравнительных таблиц

2

подготовка с последующим участием в дискуссиях

6

составление конспекта

2


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»  

Тематический план и содержание учебной дисциплины представлены в таблице ниже.

Таблица – Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1 Древнейшая и древняя история. Традиционные общества

9

Тема 1.1

 Основы исторического знания. Первобытный мир. Зарождение цивилизаций

Содержание учебного материала:

1) введение. Значение изучения истории,

2) происхождение человека. Люди эпохи палеолита,

3) неолитическая революция и её последствия

2

1

Теоретическое занятие:

«Основы исторического знания. Первобытный мир. Зарождение цивилизаций»

2

Тема 1.2 Цивилизации Древнего Востока

Содержание учебного материала:

1) понятие цивилизации,

 2) особенности цивилизаций Древнего мира,

 3) великие державы Древнего Востока

2

2

Теоретическое занятие:

 «Цивилизации Древнего Востока»

2

Тема 1.3 Цивилизации античного мира.

Культурное наследие древних цивилизаций

Содержание учебного материала:

1) древняя Греция,

2) древний Рим,

3) особенности культуры и религии Древнего мира

5

2

Теоретическое занятие:

 «Цивилизации античного мира. Культурное наследие древних цивилизаций»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

«Культура  Древнего мира», «Неолитическая революция на территории современной России», «Великая греческая колонизация и ее последствия», (подготовить  презентацию на выбор с последующей защитой)∗,

«Религии Древнего мира», (подготовить сообщение) ∗∗∗

3

Раздел 2 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

8

Тема 2.1

Социально-экономические отношения в раннее Средневековье

Содержание учебного материала:

1) кризис античной цивилизации. Великое переселение народов,

2) общая характеристика периода,

3) политическое развитие Европы в V-XI вв.,

4) феодализм и феодальная раздробленность,

5) социальная структура,

6) Византийская империя

2

2

Примечание: *для одаренных  обучающихся, **для среднего уровня обученности, ***для обучающихся испытывающие трудности в обучении и с ослабленным здоровьем


Теоретическое занятие:

«Социально-экономические отношения в раннее Средневековье»

2

Тема 2.2

Социально-экономические отношения в раннее Средневековье

Содержание учебного материала:

1) церковь и государственная власть,

2) средневековый город и коммунальные революции,

3) крестовые походы, их последствия,

4) образование национальных государств,

5) кризис XIV столетия в Европе

4

2

Теоретическое занятие:

«Социально-экономические отношения в раннее Средневековье»

1

Практическое занятие:

«Крестовые походы, их последствия»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

«Культурное наследие европейского Средневековья: особенности и достижения» (подготовить презентацию с последующей защитой)*,

«Гуситские войны и их последствия», «Война Алой и Белой розы в Англии», (подготовить сообщения по выбору)***

2

Тема 2.3

Возникновение ислама. Восток в средние века

Содержание учебного материала:

1) возникновение ислама, арабские завоевания,

2) средневековая Индия,

3) особенности развития Китая,

4) становление и эволюция государственности в Японии. Правление сёгунов

3

2

Теоретическое занятие:

«Возникновение ислама. Восток в средние века»

1

 Контрольное тестирование № 1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

«Китайская культура и ее влияние на соседние народы», (подготовить сообщение)

1

Раздел 3 От Древней Руси к Российскому государству

11

Тема 3.1 Образование и развитие Древнерусского государства

Содержание учебного материала:

1) происхождение славян,

2) предпосылки и причины образования Древнерусского государства,

3) древнерусское государство в X-XI вв. Крещение Руси и его значение,

4) социально-экономический и политический строй Древнерусского государства,

5) политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха

3

2

Теоретическое занятие:

 «Образование и развитие Древнерусского государства»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

«Военные походы первых русских князей», (составить таблицу)∗∗∗,

«Русской правды» и «Правды Ярославичей», (провести сравнительный анализ документов)*

1

Тема 3.2

Образование системы земель самостоятельных государств

Содержание учебного материала:

1) причины и последствия образования системы самостоятельных государств,

2) крупнейшие самостоятельные центры Руси, их особенности,

3) древнерусская культура

2

2

Теоретическое занятие:

 «Образование системы земель самостоятельных государств»

2

Тема 3.3

Монгольские завоевания. Вторжение крестоносцев

Содержание учебного материала:

1) образование монгольского государства, военные походы монголов,

2) битва на реке Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь,

3) борьба с крестоносцами. Невская битва. Ледовое побоище,

4) система зависимости русских князей от ордынских ханов

4

2

Теоретическое занятие:

«Монгольские завоевания. Вторжение крестоносцев»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

определение тем исследовательских проектов, первый этап - подборка материала

1

Тема 3.4

Московская Русь

Содержание учебного материала:

1) причины и этапы объединения русских земель,

2) борьба между Москвой и Тверью,

3) куликовская битва и её значение,

4) образование единого Русского государства

4

2

Теоретическое занятие:

«Московская Русь»

1

Контрольная работа № 2

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Роль Ивана III в истории России», «Роль Ивана Калиты»,  (написать историческое эссе по выбору)*,

«Происхождение герба России», (подготовить сообщение)***

2

Раздел 4 Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству

12

Тема 4.1

Сословно-представительная монархия

Правление Ивана Грозного

Содержание учебного материала:

1) внутренняя политика. Реформы Ивана IV,

2) опричнина и её последствия,

3) основные направления внешней политики Ивана Грозного. Освоение новых земель. Открытие и освоение Камчатки,

4) закрепощение крестьян. Указ о «заповедных летах»

3

3

Теоретическое занятие:

«Сословно-представительная монархия. Правление Ивана Грозного»

1

Практическое занятие:

«Опричнина, споры о ее смысле»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

«Особенности быта и труда крестьянского населения в европейских государствах и в России в конце XVI века», (провести сравнительный анализ)*,

«Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?», (ответить на проблемный вопрос)**,

«Стоглавый собор» (подготовить сообщение)***

1

Тема 4.2

Смутное время в России

Содержание учебного материала:

1) кризис династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова,

2) понятие и причины Смуты,

3) первый этап. Лжедмитрий I,

4) второй этап. Двоевластие Василия Шуйского и Лжедмитрия II,

5) третий этап. Национально-освободительная война. Начало царствования

династии Романовых

2

2

Теоретическое занятие:

«Смутное время в России»

2

Тема 4.3

Внешняя и внутренняя политика России в XVII веке

Содержание учебного материала:

1) экономическое развитие России в XVII веке,

2) соборное уложение 1649 года,

3) народные движения: причины, формы, участники,

4) власть и церковь. Реформы патриарха Никона,

5) внешняя политика России в XVII  веке. Открытие и начало освоения Камчатки

3

2

Теоретическое занятие:

«Внешняя и внутренняя политика России в XVII веке»

1

Практическое занятие:

«Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Особенности развития русской культуры в XVII веке», (подготовить конспект по параграфу № 30)

1

Тема 4.4

Повторительно-обобщающий урок

Содержание учебного материала:

Систематизация и обобщение знаний по разделу 3 и 4

4

3

Практическое занятие:

«Повторительно-обобщающий урок по разделу 3 и 4»

1

Контрольная работа № 3

1

Самостоятельная работа студента: второй этап подготовки проекта

2

Раздел 5 Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веке

10

Тема 5.1

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе в XVI-XVIII веке

Содержание учебного материала:

1) зарождение ранних капиталистических отношений,

2) великие географические открытия. Образование колониальных империй,

3) реформация и контрреформация,

4) общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы

3

2

Теоретическое занятие:

«Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе в XVI-XVIII веке»

1

Практическое занятие:

«Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Страны Востока в XVI-XVIII веках и колониальная экспансия европейцев», (заполнить таблицу)

Государство

Его колонии

Годы их захвата

1

Тема 5.2

Европейские революции XVI-XVIII веков

Содержание учебного материала:

1) революция в Нидерландах,

2) английская революция,

3) великая французская революция,

4) итоги европейских революций

2

2

Теоретическое занятие:

«Европейские революции XVI-XVIII веков»

2

Тема 5.4

Война за независимость и образование США

Содержание учебного материала:

1) ключевые события, итоги и значение войны североамериканских колоний за независимость,

2) декларации независимости, Конституции США

5

2

Теоретическое занятие:

«Война за независимость и образование США»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

«Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и архитектуре», (подготовить презентацию с последующей защитой)*, «Гуманизм и новая концепция человеческой личности», (подготовить реферат)**,

 «Деятели эпохи просвещения», (параграф № 33 и № 40, заполнить таблицу)***

Деятели

Годы жизни

Основные творения

3

Раздел 6 Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи

8

Тема 6.1

Россия в эпоху петровских преобразований

Содержание учебного материала:

1) причины петровских преобразований,

2) реформы Петра I,

3) государственное устройство,

4) северная война,

5) итоги и цена преобразований Петра Великого

3

2

Теоретическое занятие:

«Россия в эпоху петровских преобразований»

2

Самостоятельная работа обучающегося:

«Эпоха дворцовых переворотов», (подготовить конспект по теме)

1

Тема 6.2

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерина II

Содержание учебного материала:

1) просвещенный абсолютизм. Реформы Екатерины II и их значение,

2) народные восстания,

3) внешняя политика Екатерины II,

4) присоединение Крыма и Новороссии

5

2

Теоретическое занятие:

«Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерина II»

1

Практическое занятие:

«Присоединение и освоение Крыма и Новороссии»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«По залам музея русского искусства ХVШ века», (подготовка и проведение виртуальной экскурсии)*,

 «Направлений русской культуры XVIII века», (подготовить сообщение по одному из направлений по выбору)***

3

Раздел 7 Становление индустриальной цивилизации. Модернизация в странах Востока

8

Тема 7.1

Становление индустриальной цивилизации в Северной Америке и Европе

Содержание учебного материала:

1) промышленный переворот и его последствия. Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы,

2) политический строй и внутренняя политика сран Европы и Америки,

3) международные отношения: дискуссия на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце XIX一 начале ХХ века»

3

2

Теоретическое занятие:

«Становление индустриальной цивилизации в Северной Америке и Европе»

2

Самостоятельная работа обучающегося:

«Западноевропейская культура начала XIX века», (параграф № 50, заполнить таблицу)

Деятели

Годы жизни

Основные творения

1

Тема 7.2

Развитие стран Азии, Африки и латинской Америки

Содержание учебного материала:

1) особенности социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки,

2) цели и методы колониальной политики Европейских государств,

3) модернизация стран Востока

5

2

Теоретическое занятие:

«Развитие стран Азии, Африки и латинской Америки»

1

Практическое занятие:

«Колониальный раздел Азии и Африки»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

«Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние», (реферат)*,

 «Достижения культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI——XIX веках», (сообщение)***

3

Раздел 8 Российская империя в XIX веке

19

Тема 8.1

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Отечественная война 1812г

Содержание учебного материала:

1) внутренняя политика Александра I, проект М.М. Сперанского,

2) внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812: основные этапы и сражения, герои войны. Венский конгресс,

3) изменение внутриполитического курса. Аракчеевщина, военные поселения

3

3

Теоретическое занятие:

«Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века»

1

Практическое занятие:

«Отечественная война 1812г»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, партизаны в Отечественной войне, (сообщения по выбору)

1

Тема 8.2

Восстание декабристов. Внутренняя и внешняя политика Николая I

Содержание учебного материала:

1) южное и Северное общества. Выступления декабристов и их итоги. Значение движения декабристов,

2) правление Николая I. Кодификация законов. Теория «официальной народности»,

3) основные направления внешней политики. Крымская война,

4) героическая оборона Петропавловска-Камчатского 1854 г

3

3

Теоретическое занятие:

«Восстание декабристов. Внутренняя и внешняя политика Николая I»

1

Практическое занятие:

 «Русской правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва, (работа с документами, дать сравнительную характеристику)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

 «Героическая оборона Севастополя в 1854-1855 гг. и её герои», (сообщение)

1

Тема 8.3

Либеральные реформы Александра II

Содержание учебного материала:

1) отмена крепостного права. Проекты, условия и значение освобождения крестьян,

2)  реформы 60-70-х годов XIX века. Итоги и следствия реформ,

3) контрреформы Александра III

5

3

Теоретическое занятие:

«Либеральные реформы Александра II»

1

Практическое занятие:

«Конституция М.Т. Лорис-Меликова», (работа с документом)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

«Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм)»,

«Золотой век русской литературы»,

«Развитие национальной музыкальной школы (М.И. Глинка, П.И. Чайковский. Могучая кучка)»,

 «Театральное искусство»,

 «Живопись: академизм, реализм, передвижники»,

«Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения», (подготовить презентацию на выбор по темам)*, «Основные события внешней политики России в конце XIX века», (подготовить сообщение)***

3

Тема 8.4

Общественные движения во II половине XIX века

Содержание учебного материала:

1) общественное движение в России в последней трети XIX века,

2) консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли,

3) народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Деятельность «Земли и воли» и «Народной воли»,

4) распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения

4

2

Теоретическое занятие:

«Общественные движения во II половине XIX века»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

«Уровень экономического развития России и стран Западной Европы, России и стран Азии во второй половине XIX века», (используя дополнительные источники, сравните уровень экономического развития)

2

Тема 8.5

Повторительно-обобщающий урок

Содержание учебного материала:

систематизация и обобщение знаний по разделу VII и VIII

4

3

Практическое занятие:

Семинарское занятие в форме «Круглый стол» по основным дискуссионным вопросам

1

Контрольное тестирование № 4

1

Самостоятельная работа обучающихся:

продолжить работу над проектом

2

II семестр Раздел 9  От Новой истории к Новейшей

29

Тема 9.1

Мир в начале XX века

Содержание учебного материала:

  1. понятие «новейшая история». Изменения на карте мира,
  2. социально-экономическое развитие капиталистических стран,
  3. колонии, зависимые страны и метрополии

3

2

Теоретическое занятие:

«Мир в начале XX века»

2

Самостоятельная работа обучающегося:

«Пробуждение Азии в начале XX века», (подготовить сообщение)

1

Тема 9.2

Особенности экономического развития России в начале XX века

Содержание учебного материала:

  1. геополитическое положение России в начале XX века,
  2. Россия – второй эшелон модернизации,
  3. особенности развития капитализма в России,

4)  развитие сельского хозяйства в России в начале XX века

4

2

Теоретическое занятие:

«Особенности экономического развития России в начале XX века»

2

Самостоятельная работа обучающегося:

«Русско-японская война», (подготовка к семинарскому занятию)

2

Тема 9.3

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг

Содержание учебного материала:

  1. основные направления внешней политики Николая II,
  2. причины русско-японской войны,
  3. ход военных действий,

4) причины поражения. Портсмутский мирный договор

2

3

Практическое занятие: семинар

«Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.»

2

Тема 9.4

Революция 1905-1907 годов в России

Содержание учебного материала:

  1. причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции,
  2. основные события, формирование прототипа советской власти,
  3. Манифест 17 октября,
  4. становление конституционной монархии и элементов гражданского общества,

5) результаты первой русской революции

3

2

Теоретическое занятие:

«Революция 1905-1907 годов в России»

2

Самостоятельная работа обучающегося: «Первая русская революция и Синьхайская революция в Китае», (провести сравнительный анализ)*

1

Тема 9.5

Формирование многопартийности и начал парламентаризма

Содержание учебного материала:

  1. формирование легальных политических партий,
  2. опыт российского парламентаризма 1906-1907 гг.,

3)  деятельность первых Государственных дум

2

3

Теоретическое занятие:

«Формирование многопартийности и начал парламентаризма»

1

Практическое занятие:

«Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества»

1

Тема 9.6

Россия в период столыпинских реформ

Содержание учебного материала:

  1. программа Столыпина, ее основные цели и комплексный характер,
  2. основное содержание и этапы реализации аграрной реформы,

3)  политическая и общественная жизнь в России в 1910-1914 годы

5

3

Теоретическое занятие:

«Россия в период столыпинских реформ»

1

Практическое занятие:

«Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России»»

1

Самостоятельная работа обучающегося: «Мир искусства», (подготовить виртуальную экскурсию)*, «Серебряный век русской культуры» (подготовить презентацию по выбору одного из направлений темы)**,  (подготовить сообщение) ***

3

Тема 9.7

Первая мировая война

Содержание учебного материала:

  1. причины войны. Особенности и участники войны,
  2.  боевые действия 1814-1918 годов,
  3. восточный фронт и его роль в войне,

4)  власть и общество на разных этапах войны. Версальско-вашингтонская система

2

3

Практическое занятие:

«Первая мировая война»

1

Контрольная работа № 5

1

Тема 9.8

Февральская революция в России

Содержание учебного материала:

  1. причины революции. Отречение Николая II,
  2. двоевластие,
  3. кризисы Временного правительства,

4)  выступление Л.Г. Корнилова

3

3

Теоретическое занятие:

«Февральская революция в России»

1

Практическое занятие:

«Временное правительство и петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году»

1

Тема 9.9

Октябрьская революция в России и её последствия

Содержание учебного материала:

  1. приход к власти большевиков во главе с Лениным,
  2. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты,

3)  Учредительное собрание, причины разгона. Конституция 1918 года,

4)  внешняя политика. Брестский мир

3

3

Теоретическое занятие:

«Октябрьская революция в России и её последствия»

1

Практическое занятие:

«II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле»

1

Самостоятельная работа обучающегося: «От Февраля к Октябрю», (составить кроссворд)

1

Тема 9.10

Гражданская война и иностранная интервенция в России

Содержание учебного материала:

  1. причины Гражданской войны. Основные этапы,
  2. белые и красные: политические ориентации, лозунги, социальная опора,
  3. политика «военного коммунизма»,
  4. причины победы красных,  итоги Гражданской войны

5

3

Теоретическое занятие:

«Гражданская война и иностранная интервенция в России»

1

Контрольная работа № 6 (тест)

1

Самостоятельная работа обучающегося: продолжить работу над проектом

1

Раздел 10 Межвоенный период (1918-1939)

15

Тема 10.1

Европа и США

Содержание учебного материала:

  1. территориальные изменения после I Мировой войны,
  2. революционные события в Европе,

3)  мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода

2

3

Теоретическое занятие:

«Европа и США»

1

Практическое занятие:

«Причины мирового экономического кризиса 1929-1933 годов»

1

Тема 10.2

Образование СССР

Внешняя политика

Содержание учебного материала:

  1. два проекта образования союза. Iсъезд Советов СССР,
  2. конституции СССР (1924 года),

3)  внешняя политика (генуэзская конференция, раппальский договор)

3

2

Теоретическое занятие:

«Образование СССР. Внешняя политика»

2

Самостоятельная работа обучающегося:

 «Восток после Первой мировой войны», (заполнить таблицу)

Страна

События

Итоги

1

Тема 10.3

НЭП

(новая экономическая политика)

Содержание учебного материала:

  1. X съезд РКП(б), переход к НЭПу,
  2. основные мероприятия,

3)  итоги и противоречия НЭПа

3

3

Теоретическое занятие:

«НЭП (новая экономическая политика)»

1

Практическое занятие:

«Достижения и противоречия НЭПа, причины его свертывания»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Сущность, основное содержание и результат внутрипартийной борьбы в 1920 —1930-е годы», (сообщение)

1

Тема 10.4

Индустриализация и коллективизация в СССР

Содержание учебного материала:

  1. цели, методы и итоги индустриализации,
  2. формы, методы и последствия коллективизации,
  3. задачи и направления «культурной революции». Конституция 1936

3

3

Теоретическое занятие:

«Индустриализация и коллективизация в СССР»

1

Практическое занятие:

«Культурная революция: задачи и направления»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Новые течения в художественной культуре», (параграф №78, заполнить таблицу)***,

Художественные направления

Деятели культуры

Основные произведения

составить сообщение об одном из советских фильмов 30-х гг. (автор сценария и режиссёр, актёры, содержание, история съёмок, отношение к фильму руководства и массового зрителя)**

1

Тема 10.5

Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм в странах Западной Европы и США

Содержание учебного материала:

  1. недемократические режимы. Захват фашистами власти в Италии,
  2. победа нацистов в Германии. А. Гитлер - фюрер германского народа,
  3. авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности,

4)  гражданская война в Испании

2

2

Теоретическое занятие:

«Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм в странах Западной Европы и США»

1

Практическое занятие:

«Гражданская война в Испании»

1

Тема 10.6

Страны Азии и Турции в 1918-1939гг

Содержание учебного материала:

  1. Турция, Китай, Индия, Япония,
  2. установление республики в Турции, деятельность М. Кемаля,
  3. Великая национальная революция 1925 - 1927 годов в Китае,

4)  кампания гражданского неповиновения в Индии. Идеология ненасильственного сопротивления

2

3

Теоретическое занятие:

«Страны Азии и Турции в 1918-1939гг»

1

Практическое занятие:

«Великая национальная революция 1925 - 1927 годов в Китае»

1

Раздел 11 Вторая мировая война. Великая Отечественная война

13

Тема 11.1

Международные отношения накануне войны

Содержание учебного материала:

  1. политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям,
  2. англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи,

3)  советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон,

4)  подготовка к войне

2

3

Теоретическое занятие:

«Международные отношения накануне войны»

1

Практическое занятие:

«Военно-политические планы сторон накануне второй мировой войны. Подготовка к войне»

1

Тема 11.2

Нарастание военной опасности. Начало  Второй мировой войны

Содержание учебного материала:

  1. начало Второй мировой войны. Бои на Тихом океане,
  2. нападение Германии на Польшу,
  3. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции,

4)  битва за Англию

2

2

Теоретическое занятие:

«Нарастание военной опасности. Начало  Второй мировой войны»

2

Тема 11.3

Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву

Содержание учебного материала:

  1. начало ВОВ, периодизация,
  2. причины поражения Красной армии в первые месяцы войны,
  3. срыв плана «молниеносной войны». Блокада Ленинграда,

4)  битва за Москву

4

3

Теоретическое занятие:

«Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву»

1

Практическое занятие:

«Историческое значение Московской битвы»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Причины и роль движения Сопротивления», «Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии», «Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение», «Советский тыл в годы войны», (реферат)

2

Тема 11.4

Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала:

  1. предпосылки перелома,
  2. лето-осень 1942: новое наступление фашистских войск,
  3. Сталинградская битва,

4)  Курская дуга. Тегеранская конференция

2

3

Практическое занятие:

«Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны»

2

Тема 11.5

Третий период Великой Отечественной войны. Битва за Берлин

Содержание учебного материала:

  1. основные операции советских войск в 1944 году,
  2. Камчатка в годы войны,
  3. разгром фашисткой Германии. Потсдамская конференция,

4)  разгром Японии. Итоги второй мировой войны

3

3

Теоретическое занятие:

«Третий период Великой Отечественной войны. Битва за Берлин»

1

Практическое занятие:

«Камчатка в годы войны. Ленд-лиз»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Вторая мировая война», (составить кроссворд)*

1

Раздел 12 Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 годы

17

Тема 12.1

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

Содержание учебного материала:

  1. изменение международного положения СССР после войны,
  2. «Доктрина Трумэна», «План Маршалла»,
  3. образование Социалистической системы,

4) «Холодная война» основные противостояния

2

3

Практическое занятие:

«Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

1

Контрольная работа №  7

1

Тема 12.2

СССР в послевоенные годы. Социально-экономическая политика СССР в 50-60-е  гг

Содержание учебного материала:

  1. противоречия социально-политического развития. Репрессии,
  2. борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение,
  3. основные направления реформирования советской экономики и его результаты,

4)  освоение целины. Социальная политика, жилищное строительство

5

3

Теоретическое занятие:

«СССР в послевоенные годы. Социально-экономическая политика СССР в 50-60-е  гг.»

1

Практическое занятие:

«XX съезд КПСС и его значение»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Бархатные революции в Европе», (создание презентации с последующей защитой)*, (подготовить сообщение)***

2

Тема 12.3

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов

Содержание учебного материала:

  1. Л.И. Брежнев. Концепция развитого социализма,
  2. экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты,
  3. застой. Теневая экономика. Инакомыслие, диссиденты,

4) СССР в системе международных отношений. Война в Афганистане

3

3

Теоретическое занятие:

«СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов»

1

Практическое занятие:

«Разрядка международной напряженности в 1979 –е годы»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Освобождение колоний», (заполнить таблицу)

Страны

Колониальная принадлежность

Дата освобождения

1

Тема 12.4

СССР в годы перестройки

Содержание учебного материала:

  1. предпосылки перемен. М.С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача,
  2. реформы политической системы,

3)  политика гласности и ее последствия

3

3

Теоретическое занятие:

«СССР в годы перестройки»

1

Практическое занятие:

«Политика гласности и ее последствия»

1

Самостоятельная работа обучающегося:

«Неореализм», «Поп-арт», «Модернизм», «Авангард», «Фэнтези», (подготовить доклад)

1

Тема 12.5

Распад СССР

Содержание учебного материала:

  1. национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках,
  2. августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ,
  3. причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР

4

3

Теоретическое занятие:

«Распад СССР»

1

Контрольная работа № 8 (тест)

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару

2

Раздел 13 Российская федерация и соревнование социальных систем. Современный мир

16

Тема 13.1

Крушение колониальной системы. События в странах Восточной Европы

Содержание учебного материала:

1) перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века,

2) объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах,

3) крушение колониальной системы. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии),

4) деколонизация Африки. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран,

5) исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак

2

3

Практическое занятие: семинар

«Крушение колониальной системы. События в странах Восточной Европы»

2

Тема 13.2

Страны Латинской Америки

Содержание учебного материала:

  1. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки,
  2. Господство США в Латинской Америке,
  3. Куба после распада СССР,

4)  Чилийская революция. С.Альенде. Сандинистская революция в Никарагуа

2

3

Практическое занятие:

 «Страны Латинской Америки»

2

Тема 13.3

Формирование российской государственности

Содержание учебного материала:

  1. Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года,
  2. принятие Конституции России 1993 года,
  3. нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне,
  4. деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества,

5) президентские выборы 2008 года, 2012 года

2

2

Теоретическое занятие:

«Формирование российской государственности»

2

Тема 13.4

Экономические реформы 1990 –х годов в России: основные этапы и результаты

Теоретическое занятие:

  1. экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты,
  2. трудности и противоречия перехода к рыночной экономике,
  3. развитие экономики и социальной сферы в начале ХХТ века. Роль государства в экономике,

4)  государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году

2

2

Практическое занятие:

«Экономические реформы 1990 –х годов в России: основные этапы и результаты»

2

Тема 13.5

Международные отношения на рубеже XX-XXI веков

  1. геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад,
  2. отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики,
  3. разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России,

4)  решение задач борьбы с терроризмом

4

3

Теоретическое занятие:

«Международные отношения на рубеже XX-XXI веков»

1

Практическое занятие:

«Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией»

1

Самостоятельная работа обучающегося: «Глобализация и национальные культуры», (подготовка к участию в семинаре)

2

Тема 13.6

Глобализация и национальные культуры в конце XX начале XXI веков

Содержание учебного материала:

  1. крупнейшие научные открытия второй половины ХХ - начала XXI века,
  2. реалистические и модернистские направления в искусстве. Экзистенциализм,
  3. театр абсурда. Поп-арт и его черты,

4)  постмодернизм - стирание грани между элитарной и массовой культурой. Глобализация и национальные культуры

2

3

Практическое занятие:

«Глобализация и национальные культуры», (форма проведения «круглый стол»)

2

Тема 13.7

Защита проектов

Содержание учебного материала:

1) влияния исторических деятелей на ход исторического процесса,

2) сравнение процессов, происходивших в различных странах, демонстрация общеисторических тенденций и специфики отдельных стран,

3) ключевые исторические проблемы,

4) эволюция международных отношений,

5) развитие культуры разных стран и народов

2

3

Практическое занятие:

«Защита проектов»

2

Всего:

Максимальная учебная нагрузка (всего):

175


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, исторические карты, презентации, DVD диски.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1 Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 8-е изд.,  стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.,

2 Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 8-е изд.,  стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

Дополнительные источники:

  1. Аверьянов, К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале XVII в.: исторический атлас. - М., 2015.
  2. Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика / И. А. Артасов, А. А. Данилов, Н. Ф. Крицкая, О.Н. Мельникова.  - М. : 2017.
  3. Артемов, В.В. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО / В.В. Артемов,  Ю.Н. Лубченков. - М. : 2017.
  4. Артемов В.В. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО / В.В. Артемов,  Ю.Н. Лубченков.. - М., 2017
  5. Буганов, В.И. История России конец XVII-XIX в. / В.И. Буганов, П.И.  Зырянов. - М. : Просвещение, 2002.
  6. Головина, В.А. История Древнего мира. / В.А.  Головина, А.А. Немировский. – М. : Мнемозина, 2003.
  7. Булдаков, В. П. Война, породившая революцию / В. П. Булдаков, Т. Г. Леонтьева. - М. : 2015.
  8. Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. - М. : 2015.
  9. Дорожина, Н. И. Современный урок истории / Н. И. Дорожина. - М. : 2017.
  10. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. - М. : 2014.
  11. Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. - М. : 2014.
  12. Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У Г. Розенберг, В. Ю. Черняев.  – Санкт-Петербург : 2014.
  13. ХХ век глазами современников / И. С. Розенталь, Н. Валентинов и другие. - М. : 2015.
  14. Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. -М. : 2015.
  15. Формирование территории Российского государства. XVI — начало ХХ в.        (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. - М. : 2015.

Интернет- ресурсы:

  1. Электронно-библиотечная система IPRbooks,
  2. Библиотека Гумер: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info.
  3. Библиотека Исторического факультета МГУ: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm,
  4. Библиотека социал-демократа: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.plekhanovfound.ru/library,
  5. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам: [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. bibliotekar. Ru.


 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и исследовательских работ, тестирования, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Таблица 3 – Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

Формы и методы контроля результатов обучения

Усвоенные знания:

1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории,

2) периодизацию всемирной и отечественной истории,

3) современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории,

4)  основные исторические термины и даты,

5)  особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

Освоенные умения:

1) анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд),

2) различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения,

3) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений,

4) результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, проекта

Формы: текущее и итоговое тестирование, самоконтроль, практические работы, семинарские занятия

Методы: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменный  опрос (тест, диктант основных понятий темы и др.), дискуссия, анализ проблемных ситуаций по теме, отчет по самостоятельной работе, составление схем и таблиц, защита рефератов, презентаций, проектов




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета

Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...

Рабочая тетрадь для студентов первых курсов колледжей

Данная рабочая тетрадь по английскому языку предназначена для стулентов первых курсов колледжец всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования....

рабочая программа по информатике для первого курса СПО

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерной программы по специальности среднего профессионального образов...

Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов первого курса

Вводный лексико-грамматический курс английского языка предназначен для студентов первого курса  всех специальностей очной формы обучения, реализующих образовательную программу среднего (пол...

Сборник самостоятельных и домашних работ для студентов первого курса очной формы обучения часть I; часть II

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ и домашних заданий студентами первого курса очной формы обучения по дисциплине «Математика». ...

Рабочая программа по математике для студентов первого курса СПО технического профиля

Рабочая программа по математике  для студентов первого курса СПО технического профиля, максимальная нагрузка - 435 часов, аудиторная нагрузка - 290 часов....

Задания для подготовки студентов первого курса к промежуточной аттестации в первом семестре

Данный материал предназначен для подготовки к экзамену студентов 1 курса специальностей ПС, СП, ТМ. Включает в себя набор заданий по темам первого семестра....