Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классе
статья по истории (6 класс) по теме

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классе

План методических рекомендаций:

1. Методическая помощь в подготовке и проведении проектов.

2. Этапы проведения проекта

3. Типология проектов

4. Методические рекомендации обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ

5. Анкета для определения тематики проектной деятельности

6. Общие правила для руководителя проекта

7. Методическое планирование проектной деятельности

Глобальные изменения, которые сейчас происходят в образовательной сфере (а также в информационной, коммуникативной и других сферах) современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Классно-урочная система, которая была эффективной на протяжении многих и многих столетий оказывалась результативной только для массовой передачи знаний, умений и навыков подрастающему поколению. Но происходящие на данный момент изменения в общественной жизни общества требуют развития новых способов передачи образовательных навыков, новых педагогических технологий, ориентированных на индивидуальное развитие личности, проявление обучающихся в творческой сфере, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных учебных действий, ставить и решать задачи для возникающих проблем в жизненных ситуациях, а также в будущей профессиональной деятельности обучающегося, самоопределения.

Акцент с массового образования переносится на воспитание свободной личности с демократическими ценностями, а также на формирование у учеников способности самостоятельно мыслить, искать, анализировать информацию и применять полученные знания. Также акцент современного образования ставится на обдумывание принимаемых решений и на четко планируемые действия, эффектиного сторудничества в разнообразных группах и коллективах. По рамкам современного образования обучающемуся следует быть открытым, коммуникативным, хранить культурные ценности и приобретать новые связи и контакты. Это требует в образовательный процесс внедрения новых, альтернативных классно-урочной системе способов введения урочной и познавательной деятельности.

Современное образование ориентировано на личностное развитие обучающегося, на реализацию преподавателем индвидуального подхода, субъективности в обучении. Именно эти ценности потребовали новых методов обучения, реализованных во ФГОС.

Именно поэтому школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

· формировали активную, самостоятельную позицию обучающихся в обучении;

· развивали общеучебные умения и навыки: исследовательские, личностные и творческие

· были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся

Одной из форм в образовательной деятельности является проектная технология. В данном разделе будут изложены подходы к проектной деятельности обучающихся и учителей в школе.

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда обучающихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Но необходимо формировать данные навыки не только в ходе реализации проектной технологии, а в ходе обучения предметам, а в конкретном случае – Истории России и Всеобщей Истории. Проектная деятельность способствует формированию культуры умственного труда обучающихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов, начиная с начальной школы.

I. Проблемно-целевой этап.

Модель деятельности обучающихся:

1.Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта) 2.Постановка проблемы проекта 3.Определение цели, формулирование задач. 4. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

5.Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)

6. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

7. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления

8.Планирование будущих учебных действий

Педагогическая деятельность учителя

1. Целеполагание

2. Выбор модели

- Осмысление способов, приемов, средств мотивации для обучающихся;

- Планирование проектной деятельности

- Организация процесса рефлексии.

3. Анализ процесса.

II.Этап разработки.

Основная цель этапа – отбор содержания, проблематика темы и систематизация в проектной группе

Этапы работы:

1. Определение рамок проблематики темы

2. Определение этапов достижения целей

3. Определение источников информации

4. Планирование способов сора и анализа информации.

5. Подготовка к исследованию

6. Сбор информации

III. Этап практической работы

Основная цель этапа – воплощение в жизнь поставленных задач

1. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.

2. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

IV. Этап предварительной защиты

Цель данного этапа – просмотр учителем версии создаваемой программы проекта.

1. Предзащита проекта

2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3. Подготовка к публичной защите проекта:

§ определение даты и места защиты

§ определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)

§ стендовая информации о проекте

V. Этап презентации – публичной защиты проекта

Цель - производится защита проектной работы участниками проекта на теме, готовятся рецензия учителя и отзывы на представляемый проект и ее описание, дается оценка проекту.

Таким образом, используя данную технологию в обучении, у учеников происходит приучение к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

Также необходимо выбрать тип проекта, над которым будут работать обучающиеся.

· Исследовательские

Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

· Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

· Игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

· Информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

· Практико-ориентированые

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

1. Проект – это самостоятельная творческая разработка обучащегося. Когда обучающихся выполняет проект, следует привлекать в роли консультантов родителей, друзей и учителей. Главное в проекте – развитие творческих способностей и рост личностных ориентиров.

2. Проект следует выполнять следующим образом:

· С помощью преподавателя-предметника, классного руководителя или родителей выбрать тему для проекта.

· Подобрать актуальную и интересную информацию для решения проблемы проекта, а именно источники, книги, журналы, фольклор, компьютерные программы, радио- и телепередачи и так далее)

· Требуется спланировать весь объем работы и организовать план выполнения проекта с помощью учителя-предметника

· Выполнить теоретическую и практическую часть проекта

· Внести коррективы по ходу выполнения проекта

· Распечатать проект, сделать актуальную модель

· Подготовиться к защите и оценке качества проделанной работы, используя наглядные материалы

· Защитить проект, ответить на интересующие вопросы и получить оценку

3. Следует использовать в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги, а также посещать музеи и выставки по интересующим вопросам

4. Стараться применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Учитывать традиции и обычаи округ и города

6. Использовать знания не только по предмету, по которому делается проект, а также бытовой опыт. Не следует забывать о научных знаниях.

Далее представлена таблица решения задачи проекта.

Проблемно-целевой этап проекта Для чего создается проект и почему он важен Актуальность проблемы – мотивация, выработка цели

Этап разработки задания. В ходе решения проблемы, какие задачи будут реализованы Постановка задач

Этап практической

работы Отбор материала, содержания, примерный объем проекта Работа над проектом

Результат Понять, решена ли проблема или нет Ожидаемый результат от проделанной работы

Анкета для определения тематики проектной деятельности:

1. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

2. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

3. Какие художественные произведения вы прочитали за последний год, помимо учебной литературы? Какой жанр вам понравился?

4. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях? В каких?

5. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

6. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи?

7. У кого из преподавателей вам наиболее комфортно просить совета?

8. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей?

Общие правила для руководителя проекта

1. Подходить к проведению проектной работы творчески.

2. Не сдерживать инициативу обучающихся.

3. Поощрять самостоятельность, избегать прямых инструкций, учить самостоятельности

4. Не делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

5. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

6. Обратить внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

o учить прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

o формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

o обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию

Методическое планирование проектной деятельности

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

2. Подготовка информации о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)

4. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.

8. Поисковый этап

9. Промежуточные отчеты обучающихся

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классе

План методических рекомендаций:

1. Методическая помощь в подготовке и проведении проектов.

2. Этапы проведения проекта

3. Типология проектов

4. Методические рекомендации обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ

5. Анкета для определения тематики проектной деятельности

6. Общие правила для руководителя проекта

7. Методическое планирование проектной деятельности

Глобальные изменения, которые сейчас происходят в образовательной сфере (а также в информационной, коммуникативной и других сферах) современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Классно-урочная система, которая была эффективной на протяжении многих и многих столетий оказывалась результативной только для массовой передачи знаний, умений и навыков подрастающему поколению. Но происходящие на данный момент изменения в общественной жизни общества требуют развития новых способов передачи образовательных навыков, новых педагогических технологий, ориентированных на индивидуальное развитие личности, проявление обучающихся в творческой сфере, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных учебных действий, ставить и решать задачи для возникающих проблем в жизненных ситуациях, а также в будущей профессиональной деятельности обучающегося, самоопределения.

Акцент с массового образования переносится на воспитание свободной личности с демократическими ценностями, а также на формирование у учеников способности самостоятельно мыслить, искать, анализировать информацию и применять полученные знания. Также акцент современного образования ставится на обдумывание принимаемых решений и на четко планируемые действия, эффектиного сторудничества в разнообразных группах и коллективах. По рамкам современного образования обучающемуся следует быть открытым, коммуникативным, хранить культурные ценности и приобретать новые связи и контакты. Это требует в образовательный процесс внедрения новых, альтернативных классно-урочной системе способов введения урочной и познавательной деятельности.

Современное образование ориентировано на личностное развитие обучающегося, на реализацию преподавателем индвидуального подхода, субъективности в обучении. Именно эти ценности потребовали новых методов обучения, реализованных во ФГОС.

Именно поэтому школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

· формировали активную, самостоятельную позицию обучающихся в обучении;

· развивали общеучебные умения и навыки: исследовательские, личностные и творческие

· были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся

Одной из форм в образовательной деятельности является проектная технология. В данном разделе будут изложены подходы к проектной деятельности обучающихся и учителей в школе.

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда обучающихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Но необходимо формировать данные навыки не только в ходе реализации проектной технологии, а в ходе обучения предметам, а в конкретном случае – Истории России и Всеобщей Истории. Проектная деятельность способствует формированию культуры умственного труда обучающихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов, начиная с начальной школы.

I. Проблемно-целевой этап.

Модель деятельности обучающихся:

1.Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта) 2.Постановка проблемы проекта 3.Определение цели, формулирование задач. 4. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

5.Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)

6. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

7. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления

8.Планирование будущих учебных действий

Педагогическая деятельность учителя

1. Целеполагание

2. Выбор модели

- Осмысление способов, приемов, средств мотивации для обучающихся;

- Планирование проектной деятельности

- Организация процесса рефлексии.

3. Анализ процесса.

II.Этап разработки.

Основная цель этапа – отбор содержания, проблематика темы и систематизация в проектной группе

Этапы работы:

1. Определение рамок проблематики темы

2. Определение этапов достижения целей

3. Определение источников информации

4. Планирование способов сора и анализа информации.

5. Подготовка к исследованию

6. Сбор информации

III. Этап практической работы

Основная цель этапа – воплощение в жизнь поставленных задач

1. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.

2. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

IV. Этап предварительной защиты

Цель данного этапа – просмотр учителем версии создаваемой программы проекта.

1. Предзащита проекта

2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3. Подготовка к публичной защите проекта:

§ определение даты и места защиты

§ определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)

§ стендовая информации о проекте

V. Этап презентации – публичной защиты проекта

Цель - производится защита проектной работы участниками проекта на теме, готовятся рецензия учителя и отзывы на представляемый проект и ее описание, дается оценка проекту.

Таким образом, используя данную технологию в обучении, у учеников происходит приучение к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

Также необходимо выбрать тип проекта, над которым будут работать обучающиеся.

· Исследовательские

Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

· Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

· Игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

· Информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

· Практико-ориентированые

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

1. Проект – это самостоятельная творческая разработка обучащегося. Когда обучающихся выполняет проект, следует привлекать в роли консультантов родителей, друзей и учителей. Главное в проекте – развитие творческих способностей и рост личностных ориентиров.

2. Проект следует выполнять следующим образом:

· С помощью преподавателя-предметника, классного руководителя или родителей выбрать тему для проекта.

· Подобрать актуальную и интересную информацию для решения проблемы проекта, а именно источники, книги, журналы, фольклор, компьютерные программы, радио- и телепередачи и так далее)

· Требуется спланировать весь объем работы и организовать план выполнения проекта с помощью учителя-предметника

· Выполнить теоретическую и практическую часть проекта

· Внести коррективы по ходу выполнения проекта

· Распечатать проект, сделать актуальную модель

· Подготовиться к защите и оценке качества проделанной работы, используя наглядные материалы

· Защитить проект, ответить на интересующие вопросы и получить оценку

3. Следует использовать в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги, а также посещать музеи и выставки по интересующим вопросам

4. Стараться применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Учитывать традиции и обычаи округ и города

6. Использовать знания не только по предмету, по которому делается проект, а также бытовой опыт. Не следует забывать о научных знаниях.

Далее представлена таблица решения задачи проекта.

Проблемно-целевой этап проекта Для чего создается проект и почему он важен Актуальность проблемы – мотивация, выработка цели

Этап разработки задания. В ходе решения проблемы, какие задачи будут реализованы Постановка задач

Этап практической

работы Отбор материала, содержания, примерный объем проекта Работа над проектом

Результат Понять, решена ли проблема или нет Ожидаемый результат от проделанной работы

Анкета для определения тематики проектной деятельности:

1. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

2. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

3. Какие художественные произведения вы прочитали за последний год, помимо учебной литературы? Какой жанр вам понравился?

4. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях? В каких?

5. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

6. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи?

7. У кого из преподавателей вам наиболее комфортно просить совета?

8. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей?

Общие правила для руководителя проекта

1. Подходить к проведению проектной работы творчески.

2. Не сдерживать инициативу обучающихся.

3. Поощрять самостоятельность, избегать прямых инструкций, учить самостоятельности

4. Не делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

5. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

6. Обратить внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

o учить прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

o формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

o обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию

Методическое планирование проектной деятельности

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

2. Подготовка информации о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)

4. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.

8. Поисковый этап

9. Промежуточные отчеты обучающихся

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.