Главные вкладки

    Революция 1905 – 1907 гг. в России и ее итоги.
    учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

    Мочалова Татьяна Ивановна

    Это краткий конспект по теме "Первая русская революция"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_russkaya_revolyutsiya.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ТЕМА:  Революция 1905 – 1907 гг. в России и ее итоги.

    Причинами революции стали: неудачи России в русско-японской войне, которые привели к резкому снижению уровня жизни населения, вследствие больших затрат на войну, и падению престижа императорской власти; Недовольство общества внутренней политикой самодержавия; Неспособность власти идти на компромисс с обществом и нежелание людей жить по-старому; По-прежнему не были решены аграрный, рабочий, национальный  вопросы.

    Поводом к началу революции в России стало так называемое «Кровавое воскресенье», когда 9 января 1905 г. в Петербурге правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к царю, которые хотели подать ему Петицию о своих нуждах.  В мирном шествии участвовало около 150 тыс. человек. В итоге расстрела: около 1500 человек погибло, более 5000 человек было ранено. Как говорили современники – «была расстреляна вера в доброго царя».

    По своему характеру революция 1905 - 1907 гг. в России была буржуазно-демократической, ибо ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение самодержавия и установление демократической республики, ликвидации сословного строя и помещичьего землевладения, введение основных демократических свобод. Главным вопросом революции был аграрно-крестьянский. Аграрно-крестьянский вопрос был в центре внимания  всех политических партий и группировок.

    Движущие силы революции. В революции 1905 - 1907 гг. активное участие принимали крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия города и деревни, которые  составляли единый революционный лагерь. Революция была народной.

    Задачи революции: 1)ликвидация феодально-крепостнических пережитков 2) решение аграрного вопроса 3) решение национального вопроса.

     1-ый этап революции: январь – сентябрь 1905 г. Характеризуется массовыми забастовками по всей стране. К рабочим присоединяться крестьянское население, особенно в центре России. Наблюдались недовольства в ряде армейских соединений. В мае произошла забастовка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. 14-24 июня 1905 г. – восстание матросов на броненосце “Князь Потёмкин-Таврический”. 31июля-1августа произошёл первый учредительный съёзд Всероссийского крестьянского союза. Требование передачи земли в общую собственность народа.

    2-ой этап: октябрь – декабрь 1905 г. Характеризуется как наивысший подъём революции, период вооружённого столкновения правительственных и оппозиционных сил, провозгласивших свержение самодержавия и установления демократической власти в стране. 7 октября 1905 г. – начало всеобщей политической стачки.  13 октября – создание Совета рабочих депутатов в Петербурге.

    17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший россиянам демократические свободы и избирательное право, было обещано создание законодательной Госдумы. Этот манифест внёс раскол и в революционное движение. Революционная волна потеряла свою широту и массовость. В ноябре возникла партия Октябристов. Однако, в ноябре 1905 г. произошло восстание военнослужащих в Севастополе на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта. 7 - 19 декабря 1905 . – вооружённое восстание в Москве. Это стало пиком (высшей точкой) развития революции. Организованная Московским Советом стачка вылилась в вооружённое восстание, в котором приняли участие более 7 тыс. человек. Восстание было подавлено.

    Третий Этап революции: январь 1906 г. – июнь 1907 г. Характеризуется ослаблением борьбы, началом работы Государственной думы – первого в истории России нового времени законосовещательного органа при императоре, активной деятельностью различных политических партий и движений, попытками правительственного лагеря частично реформировать экономический уклад государства. В декабре начались выборы в Госдуму, хотя избирательное право получили не все: не получили его мужчины до 25 лет, женщины, иногородцы, военные.  

    27 апреля 1906 г. начала свою работу первая Госдума. Главным вопросом первой Госдумы был – аграрный. Правительство посчитало Госдуму чрезмерно оппозиционной. В июле 1906 г. царь подписывает манифест о роспуске Госдумы. Председателем Совета министров назначают П.А. Столыпина, который публикует программу, основные задачи которой были основаны в “успокоении” страны путём применения чрезвычайных мер, введения в ряде районов военно-полевых судов.

    В феврале 1907 г. открывается вторая Госдума. Но она оказалась ещё более левой (оппозиционной), чем первая. Главным вопросом обсуждения стал опять аграрный. Новая Госдума не смогла противостоять правительству и была разогнана. 3 июня 1907 г. Николай II, обвинив вторую Госдуму в подготовке государственного переворота, разогнал её своим указом. Это означало конец и поражение революции.

     Государственный строй в России, продержавшийся до февраля 1917 г., получил название Третьеиюньской монархии, так как Николай II одновременно с разгоном Думы, издал новый избирательный закон, который увеличивал представительство помещиков. Издан закон был в нарушение Манифеста 17 октября 1917 г.  В июне 1907 начались выборы в третью Госдуму. Помещики получили преимущество и Думу стали называть бесстыжей, так как ее состав не мог представлять большинство населения страны, в силу изменения пропорции представительства в пользу помещиков. Третья Дума была лояльной царскому Правительству, поэтому проработала весь срок – 5 лет. В ноябре 1912 г.,– начала работу 4 Госдума, ставившая своей целью создание блока политических сил, идеалом которых были умеренные реформы и парламентское давление на Правительство.

    Несмотря на поражение, революция имела большое историческое значение: впервые в России появился орган народного представительства, по сути, парламент в виде Госдумы, были образованы новые политические партии (Кадеты, Октябристы). Повысилась зарплата рабочих на 12-14%, а рабочий день сократился до 9-10 часов. В революции активно участвовали рабочие, крестьянство. Буржуазия была пассивна. Большевики поддержали революцию и считали, что революция должна завершиться установлением диктатуры пролетариата. Эсеры утверждали, что революция завершится установлением власти буржуазии. Кадеты и Октябристы считали, что принятие Манифеста означает победу революции.

    В результате революции, политический строй в России видоизменился: власть самодержавного монарха – императора, ограничивалась законодательной Госдумой, без одобрения которой ни один закон не мог вступить в силу. В связи с этим, можно говорить об установлении в России дуалистической (двойственной) монархии, когда император, имея по-прежнему огромную власть, был вынужден делиться ей с Госдумой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."

    Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...

    План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

    В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

    Революция 1905-1907 гг в России

    Учащимся 9, 11 классов для изучения теоретического материала, выполнения практических заданий и повторения материала через тесты. Урок - хорошая помощь для подготовки к ГИА и ЕГЭ.Молодым коллегам - в ...

    Первая российская революция 1905-1907 гг.

    Урок проводится в 9 классе. Является пятым темы "Россия на рубеже XIX-XX вв. В ходе урока учащиеся работают в группах, решают проблему, заполняют хронологическую таблицу. Цель урока -сформировать у уч...

    Общественно-политическая жизнь России в начале ХХ века. Революция 1905 - 1907 гг.

    Предмет: история РоссииКласс: 11Тема: Общественно-политическая жизнь России в начале ХХ века. Революция 1905 - 1907 гг....

    Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

    мультимедийное сопровождение урока. Основные участники - учащиеся 11 класса с докладами на заданные темы...