Главные вкладки

    Революция 1905-1907 гг в России
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    Учащимся 9, 11 классов для изучения теоретического материала, выполнения практических заданий и повторения материала через тесты. Урок - хорошая помощь для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

    Молодым коллегам - в методическую копилку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок "Революция 1905-1907 гг в России"778.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема II. Россия в годы Первой революции

    Урок    …    § 4. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.

    Домашнее задание

    Оборудование урока

    Даты, имена, термины и понятия

    § 4. Вопросы и задания. Термины, даты, имена.

    Ноутбук, видеопроектор, экран, карта. Фильм «Броненосец «Потёмкин»

    Революция социальная, буржуазно-демократическая революция, петиция, трудовики, «Булыгинская дума», Государственная дума, забастовка, «Кровавое воскресенье», октябристы, Советы, черносотенцы, кадеты, эсеры

     Николай II – самодержец земли Русской

    Предпосылки революции

    1. Незавершенность реформ 1861-1874 гг. породила разрыв между среднеразвитым капитализмом, отсталым сельских хозяйством и застывшим на уровне 18 века политическим строем.
    2. Сложилась революционная ситуация.

    3.    Высокие социальные издержки капиталистической индустриализации

    4.    Сохранение старых феодальных укладов в сельском хозяйстве

    5.   Россия – единственная страна в Европе, где отсутствовали парламент, легальные                политические партии, гражданские права и свободы

    6.   Нерешенным оставался аграрный вопрос

    7.   Национальные противоречия составляли неразрывную часть внутренних противоречий и переплетались с социальными

    ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ

    1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти
    2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелья крестьян, сохранение выкупных платежей
    3. Ухудшение положения рабочего класса вследствие обострения противоречий между трудом и капиталом
    4. Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, метрополией и национальными окраинами
    5. Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905 гг.

    Задачи революции.

    1. Конфискация помещичьих земель и безвозмездная передача их крестьянам.
    2. Введение 8-часового рабочего дня.
    3. Ликвидация национального гнета и установление равенства всех народов России.
    4. Свержение самодержавия и установления буржуазно-демократической республики.

    ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕВОЛЮЦИИ- АГРАРНЫЙ (помещичье землевладение и безземелье крестьян).

    Расстановка политических сил накануне революции

    К началу 1905 года сложились три лагеря:

    1. Революционный. Требования: уничтожение всего экономического и политического строя. Представлен: партиями социал-демократов и социалистов-революционеров, анархистами. Социальная база (опора): рабочий класс, крестьяне. Революционный лагерь рассчитывал на насильственное свержение власти царя.

    2. Либерально-буржуазный. Требования: политические права и свободы. Представлен:  земцами, «Союзами освобождения», земцами-конституционалистами. Социальная база: обуржуазившиеся помещики, предприниматели, банкиры, финансисты и пр. Либералы – за реформы.

    3  Правительственный. Требования: сохранение самодержавия. Представлен: царскими чиновниками, дворянством, духовенством. Политических партий у охранительного лагеря не было. Правительство Николая Второго избрало наихудшую тактику – упрямство до последнего, уповая только на силу и уступая силе.

    Характер революции:

    - буржуазно-демократическая;

    - крестьянская;

    - народная.

    Периодизация революции.

    Начало революции – 9 января 1905 года, окончание – 3 июня 1907 года.

    Продолжительность 2,5 года.

    1-й этап (9 января 1905-сентябрь 1905) – начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание революции вширь и вглубь.

    2-й этап (октябрь-декабрь 1905) – высший подъем революции.

    3-й этап (январь 1906 – 3 июня 1907)- отступление революции, поражение, спад революции по нисходящей линии.

    Ход революции (основные события).

    Первый этап. 

    9 января 1905 г. (Кровавое воскресенье) – расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге; начало революции.

    Май-июнь 1905 года – стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; возникновение первых Советов рабочих уполномоченных.

    Июнь 1905 года – восстание на броненосце «Потемкин».

    6 августа 1905 года – манифест о созыве законосовещательной Думы.

    Второй этап.

    Октябрь 1905 года – Всероссийская политическая стачка.

         

    17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

     

    Декабрь 1905 года – вооруженное восстание в Москве.

    Декабрь 1905 года – Закон о выборах в I Государственную Думу.

    Третий этап.

    Рост крестьянских выступлений в 1906 году.

     ОМСК

     ВЛАДИВОСТОК

    Выступления в армии и флоте.

    20 февраля 1906 года – преобразование Гос.Совета в верхнюю палату Парламента.

    27 апреля 1906 года – начало работы Государственной Думы.

    20 февраля 1907 года – начало работы II Гос. Думы.

    3 июня 1907 года – роспуск Думы. Окончание революции.

    Отношение основных политических сил к революции.

    Эсеры. Революция не капиталистическая , промежуточная, «социальная», вызванная земельным кризисом. Целью социальной революции должна быть социализация земли и передачи власти буржуазии. Методы борьбы: от пропаганды до террора.

    Социал-демократы. Характер революции – буржуазно-демократический. Методы борьбы: агитация и пропаганда, подготовка вооруженного восстания. Установление революционной диктатуры рабочих и крестьян.

    Либералы. Оформились организационно либеральные партии кадетов и октябристов. За установление буржуазного строя с ограниченной монархией.

    Монархисты. За сохранение дореволюционных порядков. Лозунг «православие, самодержавие, народность». Требовали освободить страну от иностранного капитала и монополий, льгот для русских и привилегий.

    Итоги революции.

    1. Революция положила начало российскому парламентаризму.
    2. Расширение политических прав.
    3. Создание зачатков партийно-политической системы, появление легальных партий.
    4. Родились массовые профсоюзы, рабочие клубы, Советы депутатов.
    5. Российское общество освободилось от монархических иллюзий и перешло в оппозицию самодержавию.
    6. Пролетариат и крестьянство добились некоторого улучшения своего положения.
    7. Правительство приступило к реформе сельского хозяйства.
    8. Основные задачи (ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, установление национального равноправия) не решены.

    Причины поражения революции:

    1. Выступления оппозиционных сил царизму были асинхронными, разрозненными.
    2. Армия осталась лояльной правительству.
    3. Не было согласованных действий у оппозиции.
    4. Помощь международного капитала самодержавию.

    Историческое значение.

    Революция показала властям, что их выбор в проведении политики лежит между реформами и революцией и в случае промедления это грозит новой Революцией.

    Были созданы массовые общественные организации – профсоюзы и Советы.

    Революция оказала влияние на международное рабочее движение и национально-освободительную борьбу.

    В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией 1917 года».

    Задания

    1 уровень

    1. Каковы причины первой русской революции?
    2. Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции?
    3. Какие социальные силы приняли участие в революции?
    4. Какие требования к власти предъявляла каждая из них?
    5. Какие методы борьбы использовала в революции интеллигенция?
    6. Что общего в методах борьбы интеллигенции и пролетариата?
    7. Каковы особенности крестьянского движения?
    8. Проследите, как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции.
    9. Расскажите о ходе революции весной — летом 1905 г. Какие по сравнению с зимой 1905 г. изменения произошли в революционном процессе?
    10. Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений?
    11. Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие события стали кульминацией первой русской революции? Какие существовали возможные пути выхода из революции?
    12. Какую тактику избрало правительство и почему?
    13. Что такое Булыгинская дума?
    14. Каковы итоги революции и ее значение?
    1. уровень
    1. Какое явление в русской общественной жизни названо гапоновщиной?
    2. Есть ли различия между зубатовщиной и гапоновщиной?
    3. Как вы думаете, зависел ли ход революции от действий властей? Аргументируйте свой ответ.
    4. Анализируя уроки Московского восстания,

    Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным.

    И все- таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие».

    1. И. Ленин был другого мнения: «надо было браться — только более решительно и энергично».

    А какой точки зрения придерживаетесь вы?

    1. Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить существовавшие в стране противоречия?
    2. Можно ли согласиться с мнением, что первая русская революция потерпела поражение?
    3. Как оценивали итоги и значение первой русской революции различные политические силы страны?

    3 уровень

    1.  Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?

    ТЕСТ

    Первая русская революция

    1. «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:

    а) 8 -часового рабочего дня;

    б) уничтожения помещичьего землевладения;

    в) создания        в стране органов народного представительства.

    1. 29 января 1905 г. специальным императорским указом была образована комиссия под руководством С. И. Шидловского, получившая задание:

    а) изучить причины, приведшие к расстрелу мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г., и наказать виновников трагедии;

    б) подготовить указ о передаче части помещичьих земель крестьянам;

    в) изучить условия труда и быта рабочих для последующего принятия мер.

    1. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

    а) образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;

    б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический »;

    в) расстрел мирного шествия рабочих в Петербурге;

    г) вооруженное восстание в Москве;

    д) Всероссийская политическая стачка.

    1. Известно, что в 1905 г. Николай II был склонен подавить революцию силой и в этой связи намеревался назначить военного диктатора. Однако, по воспоминаниям начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова, человек, которого император прочил в диктаторы, заявил: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах...» Это был:

    а) великий князь Николай Николаевич, командующий войсками гвардии в Петербургском военном округе;

    б) Ф. В. Дубасов, московский генерал-губернатор;

    в) Д. Ф. Трепов, петербургский генерал-губернатор

    1. Подавлением вооруженного восстания в Москве «прославился» гвардейский полк:

    а) Волынский;

    б) Семеновский;

    в) Преображенский.

    1. Первым председателем Петербургского Совета рабочих депутатов (октябрь 1905 г.) был избран:

    а) Г. В. Плеханов;

    б) JI. Д. Троцкий;

    в) Г. С. Хрусталев-Носарь.

    1. Правительственными войсками, в декабре 1905 г. жестоко подавившими восстание московских рабочих в районе Пресни, командовал:

    а) адмирал Ф. В. Дубасов;

    б) генерал А. Н. Меллер-Закомельский;

    в) генерал С. С. Хабалов.

    1. Приведите в соответствие события, даты и города:

    а) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

    б) выступление моряков под предводительством лейтенанта П. П. Шмидта;

    в) образование Совета рабочих уполномоченных;

    г) расстрел мирного шествия рабочих;

    д) вооруженное восстание.

    1) 9 января 1905 г.; 2) май 1905 г.; 3) июнь 1905 г.; 4) ноябрь 1905 г.; 5) декабрь 1905 г. I) Петербург; II) Москва; III) Иваново-Вознесенск; IV) Севастополь; V) Одесса.

    1. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:

    а) создание        в стране органов народного представительства;

    б) введение в стране демократических прав и свобод;

    в) всеобщее обязательное бесплатное образование;

    г) отделение церкви от государства;

    д) отмена выкупных платежей;

    е) 8-часовой рабочий день.

    10. Главный итог революции 1905—1907 гг. заключался в:

    а) ликвидации помещичьего землевладения;

    б) удовлетворении экономических требований рабочего класса;

    в) появлении законодательного представительного органа власти.

                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."

    Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...

    План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

    В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

    Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."

    Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...

    Тест "Революция 1905-1907"

    Тест используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме....

    Общественно-политическая жизнь России в начале ХХ века. Революция 1905 - 1907 гг.

    Предмет: история РоссииКласс: 11Тема: Общественно-политическая жизнь России в начале ХХ века. Революция 1905 - 1907 гг....

    Революция 1905 – 1907 гг. в России и ее итоги.

    Это краткий конспект по теме "Первая русская революция"...