Элективный курс
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Сибель Антонида Витальевна

Элективный курс по истории "Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sibel_elekt._po_istorii_11_kl.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс

«Подготовка к успешной сдаче экзамена по истории России в форме ЕГЭ»

        Программа  курса «Подготовка к успешной сдаче экзамена по истории России в форме ЕГЭ» является по форме организации групповой, по времени реализации — краткосрочной.

        Тестирование в форме ЕГЭ в последние годы стало безальтернативной формой оценки знаний учащихся, результаты которого засчитываются как вступительные в высшие и средние специальные учебные заведения. Поэтому возникает необходимость  организации помощи будущим выпускникам  в подготовке к тестированию в форме ЕГЭ.

         Программа курса предполагает деятельностный подход и является практикоориентированной: овладение способами деятельности, приобретение знаний о структуре теста, о способах выполнения заданий и поиска необходимой для этого информации, отработка навыков.

         В основе работы в течение курса лежат два главных вида учебной деятельности: индивидуальная и групповая практическая работа.

         Содержание курса объединено в 3 тематических модуля:

  1. техника выполнения тематических тестов на знание дат, фактов, понятий, определение последовательности событий, на установление причинно-следственных связей по историческим периодам (VIII — начало XVII в., XVII – XVIII в.,  XIX в., 1900 — 1916 гг., 1917 — 1945 гг., 1945 — 1991 гг., 1991 — 2008 гг.) и по направлениям развития (внешняя и внутренняя политика, государственное устройство, духовная и материальная культура, экономика, торговля, социальная структура);
  2. технология выполнения заданий части С;
  3. задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения.

        Программа курса «Подготовка к успешной сдаче экзамена по истории России в форме ЕГЭ» рассчитана на 27 часов.

        Цель курса: подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, отработка всего комплекса знаний и умений — от хронологических до оценочных знаний, от описательных до аналитических умений.

        

Задачи курса:

  1. Выявить исходный уровень подготовки учащихся.
  2. Повторить основные разделы истории России по историческим периодам: VIII — начало XVIIв., XVII – XVIII в.,  XIX в., 1900 — 1916 гг., 1917 — 1945 гг., 1945 — 1991 гг., 1991 — 2008 гг.
  3. Повторить основные разделы истории России по  направлениям: внешняя и внутренняя политика, государственное устройство, духовная и материальная культура, экономика, торговля, социальная структура.
  4. Отработать технологию выполнения заданий по видим проверяемой деятельности: знание дат, фактов, работа с источниками, описание событий, соотнесение единичных фактов и общих явлений, группировка фактов, знание понятий, терминов, сравнение событий, явлений, объяснение причин и следствий, изложение и объяснение оценок.
  5. Дать представление об уровне требований к заданиям по истории России.
  6. Познакомить учащихся с правилами проведения ЕГЭ, порядком выполнения тестовой работы, правилами заполнения бланков ЕГЭ.
  7. Подготовить учащихся к преодолению психологического барьера при сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п\п

Наименование разделов плана

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Введение

2

1

1

2

Техника выполнения  тестов   по историческим периодам и направлениям развития

14

1

13

3

Технология выполнения части С

7

-

7

4

Задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения

2

1

1

5

Итоговые занятия

2

-

2


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Содержание учебного раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теор

практ

Раздел 1. Введение

2

1

1

1

 Структура ЕГЭ по истории и правила его сдачи

1

1

2

Определение исходного уровня подготовки к экзамену

1

1

Раздел 2. Техника выполнения  тестов на знание дат, фактов, понятий, определение последовательности событий, на установление причинно-следственных связей по историческим периодам

14

1

13

3,4

Восточные славяне в VI – VIII в. Древнерусское государство (IX – XVI вв.)

2

2

5,6

История России в XVII – XVIII вв.

2

2

7,8

История России в XIX веке

3

9

Внутренняя политика

1

1

10

Внешняя политика

1

1

11

Общественно-политическое устройство. Народные движения

1

1

12

 Культура и быт

1

1

13

Россия в ХХ веке. Россия и СССР в 1900 — 1945 гг.

1

1

14

Россия в ХХ веке. СССР в 1945 - 1991

1

1

15

Россия в 1991 — 2008 гг.

1

1

16

Культура России в ХХ веке

1

1

Раздел 3.

Технология выполнения заданий части С

7

7

17

С4 — представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений

1

1

18

С7 — сравнение двух однородных фактов

1

1

19

С5 — анализ исторических версий и оценок

1

1

20

С6 — анализ исторической ситуации

1

1

21

Алгоритм выполнения заданий по документам частей А  и  В

1

1

22,23

С1 — С3 — анализ исторического документа

2

0,5

1,5

Раздел 4. Задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения

2

2

24

Тесты на понимание и интерпретацию прочитанного

1

1

25

Задания на развитие эмпатии и исторического мышления

1

1

Раздел 5. Итоговые занятия

2

0,5

1,5

26

Итоговое тестирование: часть А и В

1

0,5

0,5

27

Итоговое тестирование: часть С. Психологические советы «Как настроиться на сдачу ЕГЭ».

1

1

Литература

1. Лобанова Е. Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика / Лобанова Е. Н., Максимов Ю.И. - М.: Экзамен, 2008.

2. Стрелова, О.Ю. История. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие / О. Ю. Стрелова. - М.: Экзамен, 2007.

3. Шевелев В.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по истории России. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

4. Гевуркова, Е.А. ЕГЭ 2009. История. Типовые тестовые задания / Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев. - М.: Экзамен, 2009.

5. Пономарев М.В., Хартулари Г.С. ЕГЭ — 2007. История России. Тематические тренировочные задания / М.В. Пономарев, Г.С. Хартулари. - М.: Эксмо, 2007.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

1. Введение (2 ч.)

Цели и задачи.  Элементы содержания. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности. Время выполнения работы. Распределение заданий по уровню сложности. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Практическая работа. Выполнение тестового задания для определения исходного уровня знаний.

Оборудование: Демонстрационный вариант ЕГЭ — 2009.

2. Техника выполнения  тестов   по историческим периодам и направлениям развития (14 ч.)

Актуальность. Цель и задачи: повторение материала по истории России  

  • с древности до XVI в.
  • XVII – XVIII вв.
  • XIXв.
  • ХХ в.

отработать технологию выполнения тестовых заданий на примере повторения основных вопросов истории России по следующим направлениям:

  • внутренняя политика
  • внешняя политика
  • общественно-экономическое устройство
  • народные движения
  • культура и быт.

Виды деятельности учащихся: работа индивидуально и по парам, решение тестовых заданий.

Оборудование:  Типовые тестовые задания.

3. Технология выполнения части С (7).

Цель и задачи: отработка технологии работы с заданиями части С. Знакомство с оптимальным алгоритмом решения заданий С4, С5, С6, С7. Прорешивание заданий для тренировки.

  • Представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений
  • сравнение двух однородных фактов
  • анализ исторических версий и оценок
  • анализ исторической ситуации
  • анализ исторического документа.

Вид деятельности: выполнение заданий части С (3) с помощью памятки.

Практическая работа: решение тематических заданий.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Анализ содержания заданий С1 — С7. Использование специальных памяток, определяющих порядок работы.

4. Задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения (2 ч.)

Цель и задачи: тренаж выполнения вопросов на анализ источника и на его интерпретацию, сравнение своих и чужих ответов, анализ работы над текстом и дискуссия. Рекомендации для работы с историческим источником.

Вид деятельности: решение заданий по алгоритму.

5. Итоговые занятия (2 ч.)

Подведение итогов работы курса. Рассмотрение возможного преодоления наиболее вероятных ошибок. Психологические рекомендации «Как настроиться на сдачу ЕГЭ».

Форма контроля: решение тестовых заданий и анализ допущенных ошибок.

       

           Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Объективированные

Субъективированные.

тесты

Правильный ответ – 1 балл                    Общее количество баллов за тестовую работу (в %%):

0-32% - «2»

33-49%% - «3»

56-65%% - «4»

Более 66% - «5»

Логические задания (письменные и устные)

Оценка выставляется по степени проявления необходимых

в задании знаний, умений

и навыков.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

№  п/п

Дата

Тема раздел и занятия

Форма занятия

примечания

1 , 2

Знакомство с содержанием и структурой ЕГЭ по истории. Значение инструкции к заданиям

Лекция, знакомство с оформл. бланка

Разновидности заданий: по уровню сложности, задания на сравнения, на классификацию.

,3,4

Выполнение заданий к содержательной линии «Восточные славяне»

Тесты, практ. работа

Как выполняются задания уровня сложности А,В

5,6

Выполнение заданий к содержательной линии «История России в 17-18 веках»

тест

Условия успешного написания эссе

7,8,9

Содержательная линия «История России в 19 веке»: Какие вопросы этой линии наиболее сложные

Беседа-обозрение, практикум

2 четверть

10

Содержательная линия «Внешняя политика»

Беседа

Сравнительная таблица

11

Общественно-политическое устройство . Народные движения.

Практ. работа

12

Выполнение заданий части В . Культура и быт.

Практ. работа

Задания на установление соответствия, схемы

13

Россия в 20-веке.

Практ. работа

С 1 - 4

14,15,

16  

Россия в 20-веке.

тесты

Умение работать с текстом документа

3 четверть

17

Выполнение заданий –С-4.

Задания на обобщение

18

Выполнение заданий С-7.

Работа с текстовым документом

Особенности выполнения эссе

19

Выполнение заданий С-5

Комментирование заданий

20

Выполнение заданий части С-6

Практ. работа

Выполнение заданий на конкретизацию (высокий уровень сложности)

21

Алгоритм выполнения заданий по документам частей А,В

Практическая работа

Разновидности заданий-задач и алгоритм их выполнения

22.23

Выполнение заданий С1-С3

Работа с документом

24

Пробная зачетная работа

25-27

Возможные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ


Рассмотрено                                  Согласовано                                     Утверждаю                                «____»_____________ 2010          «_____»____________ 2010            «_____»___________2010                                                                     на заседании МО                          Методист                                           Директор школы

 ___________Лаврова Т.И.          __________Т.Г. Трегубова              _________Н.М. Буртылева

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса

«Подготовка к успешной сдаче экзамена

по истории России в форме ЕГЭ»

11  класс

МОУ «Приобская СОШ»

2010 - 2011 учебный год

27 часов

Учитель А.В. Сибель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...