Урок "Нашествие с Запада", презентация к уроку
электронный образовательный ресурс по истории (6 класс) по теме

Наглядная демонстрация материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.59 МБ
Файл nashestvie_s_zapada.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверяем домашнее задание 1.Какие страны были покорены монголами? 2. В каком году Батый впервые пришел на Русь? 3.В каком веке это произошло? 4. Какие города пострадали больше всего от нашествия монголов? За правильный ответ по 1 балу

Слайд 2

Ответы : 1. Страны: Китай, Корея, Средняя Азия, Иран , Закавказье. 2. 1237-1240 г.г. 3. 13 век 4. Рязань, Суздаль, Коломна, Москва, Козельск, Киев, Чернигов

Слайд 4

В XIII веке северо-западная Русь столкнулась с агрессией шведских и немецких рыцарей

Слайд 5

Отвечаем на вопросы: 1.Назови племена, живущие на территории Восточной Прибалтики 2. Они жили….. 3. Занятия 4. Религия

Слайд 6

Проверяем: 1.Племена: эсты (чудь), ливы, земгайлы, жемайты (жмудь), ятвяги и др. 2. Они жили родовым строем 3. Занимались собирательством, охотой, земледелием 4. Религия – язычество За правильный ответ по 1 балу.

Слайд 9

Продвижение шведов на Русь

Слайд 12

Церковь св. Александра Невского на месте Невской битвы

Слайд 14

5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере (Ледовое побоище)

Слайд 17

Александр Ярославич (1221-1263)

Слайд 19

Верны ли высказывания? 1. Александр Невский почитается на Руси как Святой? 2. Невская битва состоялась в июле 1240 г? 3. Ворота Пскова немцам открыли бояре –изменники? 4. Батый об Александре Невском сказал: «Нет подобного этому князю» 5. Новгород не был разорен татаро- монголами, поэтому отбился от шведов и немцев.

Слайд 20

Орденом награждаются: граждане Российской Федерации за высокие личные достижения в различных отраслях экономики, научно-исследовательской, социально-культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности. Орден А. Невского



Предварительный просмотр:

Тема урока: Натиск с Запада.

Тип урока – Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока -  Традиционный

Форма урока - лекция, видео-экскурсия, исследование,  учебный практикум

Педагогические цели:

  • Организация расширенной подготовки обучающихся, формирующей универсальные, метапредметные компетентности.
  •  Формирование навыков выражения личностного отношения к полученной информации, стимулирование речевой активности.
  •  Повышение внутренней мотивации к учению,  формирование целостной картины мира.
  •  Формировать знания  о истории нашей Родины: борьбе северорусских земель с крестоносцами в XIII веке как  важном этапе сохранения территориальной целостности и независимости Руси.

Ученические цели:

  • Развитие словарного запаса учащихся, творческих способностей, логического мышления.
  •  Обогащение зрительно-образной памяти.
  • Формирование у детей умения конструировать устные высказывания в соответствии с предложенным алгоритмом  действий.
  •  Обучение переносу накопленных знаний в новую ситуацию, умение выражать личное отношение к теме.
  •  Создание на  уроке  атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.

Практическая значимость:

Формирование знаний  о борьбе северорусских земель с крестоносцами в XIII веке как  важном этапе сохранения территориальной целостности и независимости Руси.

  Задачи урока:

  • Выяснить с шестиклассниками  почему Русь не смогла противостоять нашествию монголо - татар, но смогла отразить натиск с Запада.

  • Выявить причины успешной борьбы с нашествием рыцарей-крестоносцев на севере страны.
  • Охарактеризовать ход Невской битвы и Ледового побоища.
  • Сравнить цели Золотой Орды и рыцарей-крестоносцев в отношении русских княжеств.
  • Вызвать чувство уважения к доблести русских воинов, сражавшихся под  руководством Александра Невского

Материальное обеспечение урока: компьютерный проектор;  мультимидийная презентация «Нашествие с Запада»; видеоролик, карточки, дерево ожиданий.

Методические  приемы: аналитическая беседа, лекция, работа с учебником, проблемный вопрос, работа в группах.

Структура  урока:

  • Вступительное  слово  учителя. Ознакомление  с  темой  урока, постановка его целей и задач, проблемы.  
  • Методика «Дерево ожиданий» 
  • Ознакомление с новым материалом: лекция-беседа.
  • Первичное осмысление рассмотренной темы, чрез ответы на контрольные вопросы, работа с карточками и в группах.
  • Рефлексия
  • Подведение итогов  урока и постановка домашнего задания.

Описание хода урока:

На прошлом уроке мы с вами изучили тему нашествие  с Востока на Русь татаро- монголов. В результате этого нашествия Русь была разорена, но Новгородская земля не подверглась нападению. Однако эти земли оказались под угрозой другого врага не менее грозного. Вот об этом и поговорим сегодня на уроке.

Тема урока: Натиск с Запада.

Давайте откроем тетради и запишем тему.

Проблема:  Историки решают многие задачи, попробуй и ты решить одну из них: почему Русь не смогла противостоять нашествию монголо - татар, но смогла отразить натиск с Запада.

Ребята, у вас на партах лежит яблоко и лимон – это ваши  ожидания и опасения  от сегодняшнего урока. Посмотрите на обратной стороне надписи. Яблоко- это получение новых знаний,  с пользой проведенное время.  Лимон- это скучный  и бесполезный урок. А вот какое дерево: яблочное или лимонное вырастет  в итоге зависит только от нас с вами.
Работать сегодня мы будем по плану, который записан на доске.

      План изучения нового материала:

      I. Крестовый поход в Прибалтику.

      II. Невская битва.

      III. Ледовое побоище.

  1. Ребята, возникли ли у вас какие-либо ассоциации по первому пункту плана?

Ответы детей записываем на доске ( предполагаемые ответы: рыцари, ходили в походы в 11- 13 веке на Восток для освобождения Святой земли от «Неверных», они объединялись в рыцарские ордены, в поход отправлялись с благословения папы римского, походы в Палестину были неудачными)

Молодцы! А в конце урока мы запишем новые знания для этого пункта.

  1. Невская битва. (предполагаемые ответы: битва на реке Неве, предводитель Александр Невский)
  2. Ледовое побоище .      

Для начала мы с вами должны выяснить , а кто же угрожал Руси на Западе?

Стр. 129  В начале 13 века немецкие, шведские и датские рыцари начали захват земель Восточной Прибалтики в то время в Европе эти земли называли Ливонией. ( сейчас это территория Эстонии, Латвии и Литвы) – см.карту.

Работа с учебником стр. 129. Отвечаем на вопросы

  1. Назвать племена, живущие на этой территории?
  2. Они жили…
  3. Занятия
  4. Религия

Племена: (эсты (чудь), латгалы,  ливы,  земгайлы,  жемайты (жмудь), ятвяги);

Жили (родовым строем);

Занимались (собирательством, охотой, земледелием);

Религия (язычество). Проверка заданий в парах.

Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к захвату русских территорий.  А скажите мне , ребята, разве в 13 веке Русь была языческой? А почему же рыцари начали завоевание русских территорий, ведь Русь была христианской? Правильно, Русь была православной, а рыцари подвергали захваченные земли насильственной католизации, на эти земли приглашались немецкие колонисты, а местное население попадало под религиозный и национальный гнет. Для успешного продвижения на новые земли рыцари объединялись в ордена, так возник орден Меченосцев, его еще называли  Ливонским (смотрим карту на стр.131) Ордена возглавлялись Великим магистром,  их утверждал папа Римский. Свою задачу орден видел в христианизации многочисленных племен, и конечно, в захвате новых земель. Однако крепнущее Литовское государство сумело разгромить в 1236 г меченосцев, которые примкнули к более крупному рыцарскому ордену- Тевтонскому, это укрепило их позиции в Прибалтике. Здесь образовалось сильное государство- Ливонский орден, который угрожал независимости русских земель, а за свою  независимость Русь воевала в двух битвах: Невская битва и Ледовое побоище.

На партах у Вас лежат карточки с таблицей. По ходу сообщения - рассказа и работы с картой на стр. 133 заполняем карточки. Слово Захару (было дано опережающее задание ученику)

Таблица для заполнения        Невская битва

Название битвы

Дата битвы

враг

Военачальник русских воинов

Что сказал князь Александр перед битвой

Одновременно с крестоносцами на север Руси начали продвигаться шведы. 15 июля 1240 года шведские суда вошли в Неву и остановились у устья ее притока - реки Ижоры. Новгородское вече обратилось к князю Александру Ярославовичу за помощью. 19- летний князь со своей дружиной спешно прибыл в Новгород, собрал ополчение и двинулся навстречу врагу. Перед сражением Александр сказал своим воинам : « Нас немного, но не в силе Бог, а в правде!»

15 июля 1240 года Александр Ярославович ударил по шведскому лагерю. Шведы даже не успели выстроиться боевым порядком, как началась битва. В битве были свои герои. Ополченец Савва, который  подрубил шатер шведского полководца.

Ратники во главе с Мишей преградили путь шведам, которые бросились бежать к своим кораблям.

Гаврило Алексич, предок А.С.Пушкина, на коне ворвался на корабль и насмерть сразил шведского епископа.

А сам Александр схватился со шведским военачальником и ранил его копьем. Новгородцы уничтожили три шведских корабля , и разгромленные захватчики бежали с поля боя.  Итог, значение битвы: остановлен натиск на русские земли. Победа Александра Ярославовича принесла ему славу и прозвище Невский.

Проверка  по заполнению таблицы (самопроверка)

Ребята, а давайте нарисуем образ Александра Невского. Каким он Вам представляется?

А образ крестоносца?  А теперь посмотрим, совпадают ли ваши описания с образами, представленными в фильме.   (Видео)

Давайте посмотрим на эти события с точки зрения история. Вы снова заполняете ваши таблицы ( интероктив).

Ледовое побоище

Название битвы

Дата битвы

враг

Военачальник русских воинов

Где произошло Ледовое побоище

Как были построены войска

тевтонские рыцари

русские войска

Проверяем заполнение таблицы.

    Возвращаемся к нашему плану: что вы сейчас могли бы дополнить к первому пункту? Примерные  ответы детей ( Рыцари начали поход в Прибалтику, где жили племена; были образованы ордена: Ливонский, Тевтонский; захват был опасен  католизацией  населения и колонизацией и т.д.)

2 пункт: дата 1240 г, врагами были шведы, военачальник Александр Ярославович.

3 пункт: дата 1242г, Чудское озеро, враг- немцы, военачальник Александр Невский.

Делаем вывод: северные русские земли отстояли свою независимость в борьбе с западными захватчиками: немцами и шведами. А почему же не смогла Русь противостоять нашествию татаро- монголов?

Ответ.
Русь не смогла противостоять нашествию монголо-татар, потому что русские князья неспособны были объединить свои силы. Войско Батыя было многочисленнее и сильнее.
Русь смогла отразить натиск с Запада, потому что Новгород не был разорен монголо-татарами, Александр Ярославич объединил силы своей дружины и новгородского ополчения; в Невской битве и в битве на льду Чудского озера проявился полководческий талант Александра Невского и героизм русских воинов.

А сейчас настал момент, когда нам нужно  вспомнить, что было на уроке и выбрать между яблоком и лимоном, чтобы нарядить наше дерево.

Домашнее задание. Оценки учащимся.

Спасибо за урок. До свидания.

 

Оценочный лист

Тема урока: «Натиск с Запада»

1. Работа с учебником стр. 129. Отвечаем на вопросы

  1. Назвать племена, живущие на территории Прибалтики (Ливонии)?
  2. Они жили…
  3. Занятия
  4. Религия

2. Заполни таблицу

Невская битва

Название битвы

Дата битвы

враг

Военачальник русских воинов

Что сказал князь Александр перед битвой

3. Заполни таблицу

Ледовое побоище

Название битвы

Дата битвы

враг

Военачальник русских воинов

Где произошло Ледовое побоище

Как были построены войска

тевтонские рыцари

русские войска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

Презентация к уроку истории в 6 классе "Борьба Руси с нашествием с Запада"

презентация поможет учителю рассказать о ходе и итогах борьбы северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII веке...

презентация к уроку истории в 6 классе "Угроза с Запада"

презентация рассказывает о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; дает представление ученикам о полководцеском таланте Александра Невского....

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

презентация к уроку "Угроза с Запада" 6 класс.

преентация содержит основной материал по уроку. Служит приложением к конспекту урока по даной теме....