Технологическая карта урока "Урал в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия по истории (8 класс) по теме

Белынцева Ксения Вячеславовна

В работе представленная технологическая карта урока для 8 класса "Урал в годы Великой Отечественной войны" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ural_v_gody_vov.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Урал в годы Великой Отечественной войны»

Дисциплина: История Отечества

Класс:

Хронометраж: 1 час;

Тип занятия: урок;

Вид занятия: комбинированный урок;

Цель урока: сформировать у учащихся  представления  об экономическом и военно-промышленном вкладе Урала в общую победу СССР в годы Великой  Отечественной войны

Задачи урока:

  • Дидактическая: углубить и систематизировать знания учащихся о роли Урала в годы Великой Отечественной;
  • Воспитательная: Создать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и родной край;
  • Развивающая: Формировать умения и навыки работы с историческими источниками, картами. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения.

Ведущая технология:  Проблемное обучение;

Методы обучения: Метод проблемного обучения, метод моделирования, метод погружения;

Дидактические средства: Схема «Эвакуация заводов из европейской части СССР»; Таблица для заполнения учащимися; Демонстрационная (миниатюрная) модель советского танка «Т-34»; Демонстрационная (миниатюрная) модель немецкого танка «Тигр», схема «Эвакуация промышленных предприятий из европейской части России вглубь страны, карта печатная демонстрационная «Урал в годы Великой Отечественной войны», репродукции  исторического документа: «Производство боевой технике в городе Екатеринбург: 1939 – 1945 года»

Аппаратные средства: мультимедийный  проектор,  экран, музыкальные колонки, учебная презентация,

Программные средства: Документ Microsoft Office Word, Презентация Microsoft Office PowerPoint, MKV Player 2.1.23. 

Интерактивные способы обучения: мозговой штурм, диалог с учеником, метод «Займи позицию».

Диагностические средства:  тесты, сводные таблицы, творческие задания, игровые элементы. 

ИКТ- средства: мультимедийная презентация, использование Интернет-ресурсов (выход на сайты и виртуальные экскурсии).  

Меню задания: Логическая цепочка, кроссворд, работа с историческим документом, тест.

Ожидаемый результат:

Личностные:

-   сформировано толерантное отношению к нелегкой судье своей страны в тяжелые годы и уважение к подвигу земляков и соотечественников;

- сформировано свое личное мнение о роли Урала в годы Великой Отечественной войны.

Предметные:

-  сформирован историко-географический образ Урала в годы Великой Отечественной воны;

-  закреплены навыки изучения и систематизирования информацию из различных исторических источников.

Метапредметные: 

- выработаны умения работать с учебной информацией;

- закреплены умения определять цели  своей деятельности и представлять ее  результаты.

УУД:

  • Коммуникативные:

А) уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Б) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач 

  • Личностные:

А) толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать;

Б) быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

  • Познавательные: 

А) самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

Б) устанавливать причинно- следственные связи;

В) работать со справочной литературой;

  • Развивающие:

А) умение выделять свойства в изучаемых событиях  и дифференцировать их;
Б) овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
В) работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических  понятий. 

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Время

Используемые средства

ИКТ-Технология

Организационный этап

Организовать рабочее пространство и атмосферу на уроке

Приветствие учителя и организация рабочего пространства на  уроке;

Фиксация отсутствующих;

Внешняя проверка учеников к уроку (наличие тетрадей, учебников, дневников).

Приветствие учителя

Информация об отсутствующих

Создание рабочей атмосферы урока,

3 мин.

Вводная диагностика

Проверить знания учащихся с прошлой темы

Учитель предлагает решить учащимся тест на вед-сайте учителя в онлайн-формате

Учащиеся выполняют онлай-тестирование

Проведена диагностика

3 минуты

Мотивационный этап

Смотивировать детей на изучение данной темы, дети должны сформулировать тему и цель урока

На экране видео о начале ВОВ, учитель рассказывает о событиях июня 1941 года и начале промышленной эвакуации по всей стране и плавно подводит  учеников к  определению темы и постановка цели урока (обязательная фиксация в тетрадь).

Учащиеся знакомятся с цитатой. Высказывают предположения на вопрос учителя на акцентировку внимания учителя. Далее учащиеся формулируют тему и цель занятия.

Мотивация познавательной деятельности. Учащиеся имеют мотивацию на изучение темы, цель и тема урока сформулированы.

8 мин.

Работа по теме урока

1 часть

Рассмотреть роль уральского региона в общую победу в период  Великой Отечественной страны  через знаковые события 20 века.

Учитель раздает ученикам раздаточный материал и предлагает его внимательно проанализировать.

Таким образом, учитель совместно с учениками проводит анализ схемы «Эвакуация промышленных предприятий из европейской части России вглубь страны» (раздаточный материал) и помогает сделать выводы. Выводы фиксируются в тетрадь.

Далее учитель следует постановка проблемы:

1) Как вы понимаете термин промышленная эвакуация? (Фиксация термина в специальный исторический словарик).

2) Какие факторы способствовали выдвижению Урала на роль главного  региона для эвакуации всех п/п?

Альтернатива:

Учащиеся  активно работают с учителем формулируют определение термина «промышленная эвакуация» записать.

Учащиеся работают со схемой и определяют, в какие города Урала происходила эвакуация промышленных предприятий.

Возможное обращение к карте «Урал в годы ВОВ» (представлен на доске)

Начало заполнения

заполнение структурно-логической таблицы «Урал - опорный край державы»

(пункты: «Города», «Факторы»)

Знакомство с новым термином и получение ответа на один из проблемных вопросив

30 мин.

2 часть

Рассказ учителя раскрывающий сущность особенностей производства, достоинств и недостатков боевой техники в уральском регионе.

Демонстрация учащимся и анализ репродукции  исторического документа:

 «Производство боевой технике в городе Екатеринбург: 1939 – 1945 года»

Альтернатива:

Заполнение структурно-логической таблицы «Урал - опорный край державы»

(пункт: «Виды производства и б/техники)

Работа с таблицей:

Определить долю производства боевой техники производимую Уралом на всю страну.

Рассматривают технические особенности производимых танков на Урале (с помощью моделей) и сравнить с танками производимыми противником.

Результаты заносятся тетрадь.

Учащиеся демонстрируют и проверяют свои интуитивные, фактические и аналитические знания и умения.

3 часть

Беседа учителя с учениками

Прослушивание сообщения ученика  об истории подвига «Уральского добровольческого танкового корпуса»  (сообщение было дано на прошлом уроке).

Заполнение структурно-логической схемы. «Урал - опорный край державы» (пункт: «Имена Победы» - посвящен конкретным личностям).

Учащиеся завершают работу над схемой  и получают конечный продукт, который поможет им в выполнении домашнего задания и повторения

4 часть

Подготовить учеников к общим

выводам по уроку и  рефлексии

 

Учитель ставит последние два проблемных вопроса имеющих обобщающий характер, тем самым подводит учеников к рефлексии и выводам по уроку.

Поиска ответа на проблемные вопросы:

1. Как вы понимаете высказывание «Трудовой подвиг уральцев в Великой Отечественной войне?

2. Оцените вклад тружеников Урала в разгроме врага. В чем он проявлялся?

Альтернатива:

Сформулировать ответы на поставленные проблемные вопросы.

Попытаться раскрыть смысл мысли высказывания «Урал – опорный край державы»

Диагностика по пройденной теме

Проверить знания учащихся с пройденной темы

Учитель предлагает решить учащимся тест на вед-сайте учителя в онлайн-формате

Учащиеся выполняют онлай-тестирование

Рефлексия

В рамках рефлексии учащиеся рассказывают о своих впечатлениях на уроке.

Проводят критический самоанализ своих ответов и активности работы на уроке.

Для наглядной оценки урока учащимся предлагается выбрать одну из карточек – настроения

(- Урок прошел отлично, я все усвоил – зеленая карточка;

- Урок прошел хорошо, мне понравилось – желтая карточка;

- Урок прошел плохо, мне было скучно – красная карточка).

Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях от урока

Делятся теми фактами, которые запомнились им больше всего

Задают учителю интересующие вопросы, уточняют непонятные моменты

Подведен итог урока, обращено внимание на неоднозначность исторического события

7 минут

Домашнее задание

На экране появляется домашнее задание. «Узнать у членов своей семьи, о жизни своих бабушек и дедушек в годы Великой Отечественной войны и написать об этом эссе-рассказ. Принести фотографии с целью дальнейшего создания «Живой стены памяти» в классном уголке».

Запись домашнего задания в дневник

Учащиеся зафиксировали и поняли домашнее задание

3 минуты

Фонд оценочных средств

Уровень достижений

Общий подход

Понимание

  1. Отвечает на вопрос. Даёт адекватный, убедительный ответ.  
  2.  Логично и последовательно аргументирует ответ.  
  1. Демонстрирует точное и полное понимание вопроса.
  2. Подкрепляет выводы данными и доказательствами.
  3. Использует не менее 2 идей, примеров и\или аргументов, поддерживающих ответ.

Адекватный

(Оценка 4)

  1. Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится.  
  2. Даёт адекватный и убедительный ответ.
  3. Логично и последовательно аргументирует ответ.  
  1. Демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса,  поскольку не подкрепляет выводы доказательствами или данными.  
  2. Использует только 1 идею, поддерживающую ответ.  
  3. Менее подробно

Нуждается в улучшении

(Оценка 3)

  1. Не отвечает на вопрос.
  2. не даёт адекватных ответов.  обнаруживает недопонимание, неправильные представления.  
  3. Ответ неясный и логически не организованный.  
  1. Не демонстрирует точного понимания вопроса.  
  2. Не представляет доказательств в пользу своего ответа.

Не отвечает

(0 б.)

Использованные материалы:

1 . Яндекс. Картинки. «Урал в годы ВОВ»

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура в годы Великой отечественной войны. (технологические карты к урокам)

Технологические карты к модулю "Великая Отечественная война" по теме "Культура в годы войны". Главная цель уроков показать значение тыла, деятелей культуры в приближение Великой победы, доказать, что ...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Эвакуация в годы Великой Отечественной войны. Интерактивная карта

https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A0Vk2XAj9MD9USQH2PcaBr7gT4h8Ykk95&source=constructorLink...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...