Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Бубникова Александра Николаевна

Учитель: Бубникова А.Н.

УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.

Учебный предмет: история

Класс: 5 «А»

 

Тема урока: «Индийские касты»

Тип: изучение нового материала

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах

Планируемые результаты

Предметные:

   (два уровня)

 Базовый уровень:   -  выяснить, что такое каста;

- узнать о видах каст.

 

Повышенный уровень:

- Научиться выделять особенности жизни каждой индийской касты

Личностные:

- оценивать свои и чужие поступки;

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов.

Метапредметные:

 Познавательные:

- уметь  находить необходимое слово в словаре;

 

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- уметь работать в группе;

- уметь выполнять действие по алгоритму;

- уметь адекватно оценивать свою деятельность.

 

Коммуникативные:

- уметь договариваться в группах;

-  излагать свое мнение, аргументируя его

Методы и приемы обучения: проблемный,  наглядный, исследовательский

Формы работы: групповая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_novaya_bubnikovoy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Бубникова А.Н.

УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.

Учебный предмет: история

Класс: 5 «А»

Тема урока: «Индийские касты»

Тип: изучение нового материала

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах

Планируемые результаты 

Предметные:

   (два уровня)

 Базовый уровень:   -  выяснить, что такое каста;

- узнать о видах каст.

Повышенный уровень: 

- Научиться выделять особенности жизни каждой индийской касты

Личностные: 

- оценивать свои и чужие поступки;

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов.

Метапредметные:

 Познавательные: 

- уметь  находить необходимое слово в словаре;

Регулятивные: 

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- уметь работать в группе;

- уметь выполнять действие по алгоритму;

- уметь адекватно оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: 

- уметь договариваться в группах;

-  излагать свое мнение, аргументируя его

Методы и приемы обучения: проблемный,  наглядный, исследовательский

Формы работы: групповая

Ресурсы урока: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1

Мотивация к деятельности

Играет фоновая музыка. Входит учитель.

-Здравствуйте, ребята! Я богатый купец путешественник. Оказался в стране, о которой давно хочу узнать много интересного (показывает карту, указывает на Индию). Брожу здесь по торговым рядам, и вот один жителей дал мне коробку, но я боюсь ее открывать. Он сказал, что вы мне в этом поможете. А вам интересно узнать что в ней?

2

Организация начала занятия

Но открыть эту посылку может только тот, кто сможет выполнить все задания (надо), захочет узнать новое об удивительной стране Индия (хочу), помочь однокласснику, если ему будет трудно (могу).

Выбирают задания

Выполняют разноуровневые задания.

3

Проверка выполнения домашнего задания

Помогите мне открыть эту посылку. Выполните задания.

Проверка

Выбирают задания

Выполняют разноуровневые задания.

Проверка

4

Подготовка к основному этапу

Спасибо! Теперь мы можем благодаря вашей помощи открыть эту коробку.

5

Актуализация знаний

Учитель вынимает слова из посылки и вывешивает их на доску: брахманы, касты, войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые.

-Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты)

-Поэтому сформулируйте тему нашего урока. 

- Какие задачи поставим перед собой для достижения нашей цели?

-Что нам поможет достичь цели для решения данной задачи? (учебник, Интернет, Словари)

Интерес

Отвечают на вопрос и формулируют тему урока

Записывают в маршрутный лист.

Задачи:

1. Узнать, что такое «каста»?

2.Узнать из различных источников о жизни индийских каст.

3.Выделить особенности жизни каждой индийской касты.

4. Применить полученные знания при выполнении тестовых заданий.

6

Усвоение (изучение) новых знаний и способов деятельности

-А я не знаю, что такое «каста. Вы мне поможете ответить на это вопрос.

Сейчас вы посмотрите видео, попробуйте сформулировать определение слова «касты». Кто-то может найти определение в словаре или учебнике. Поднимите руки.

Внимание на экран! (видео «Компас истории» фрагмент про Индию)

- Что же обозначает данное слово?

- Давайте обратимся к источнику и узнаем более точно его определение.

Касты – закрытые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.

  • Замкнутые – никто не мог войти, и никто не мог выйти.
  • Наследственные – принадлежность к касте передавалась по наследству.

Теперь я вижу, индийский народ, поделенный на касты - группы.

- Мне сложно разобраться в тонкостях устройства индийского общества.

Поможете мне?

- Над какими задачами будем работать? (2 и 3)

- Что нам поможет достичь цели для решения данной задачи? (учебник, Интернет, Словари)

1.Группа «Брахманы» (жрецы)

2.Группа «Кшатрии» (воины)

3.Группа «Вайшью» (земледельцы)

4.Группа «Шудры» (слуги)

Работа по карточкам.

- Правило: каждая каста слушает внимательно сообщение группы, может задать дополнительные вопросы.

Смотрят видеофрагмент, кто-то находит определение в словаре.

Предлагают понятия.

Затем зачитывают определение из источника (словаря и учебника)

- Правило: каждая каста слушает внимательно сообщение группы, может задать дополнительные вопросы.

Проговаривают алгоритм работы с текстом.

1. Распределите роли

2. Внимательно познакомьтесь с содержанием текста карточки.

3. Подготовьте план ответа.

4. Обсудите ответ в группе.

5. Подготовьте вывод.

7

Первичная проверка понимания

- А сейчас в современном мире нужно классовое деление?

- Сейчас выполните тестовое задание.

- Над какой задачей будем работать?

Найдите и подчеркните ошибки в тексте ( разбор текста)

Разбор текста

8

Закрепление знаний и способов действий

Тест

Тест

9

Применение знаний и способов действий

Зачем мы работали в группе?

Зачем вы выступали?

10

Обобщение и систематизация знаний

Оценить свои знания и умения.

Если вы согласны с утверждением, то напротив цифры с номером утверждения ставите «+», если не согласны «-»

1.Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (+)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  
(-)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. 
(+)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 
(-)

Решение познавательных задач в парах.

  1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит , что это невозможно. Почему?
  2. Что будет, если дочь брахмана и сын слуги полюбят друг друга и захотят создать семью?
  3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?
  4. Справедливое ли такое деление людей? По чему же тогда в Древней Индии деление на касты воспринималось как нормальное и естественное? (их создал Бог, значит так должно быть вечно)

11

Контроль и взаимопроверка

Взаимопроверка

- Выполнили ли задачу, которая ведет нас к общей цели?

Выполняют задание индивидуально

Взаимопроверка

Выполняют задание индивидуально. Заполняют маршрутный лист.

12

Подготовка итогов занятия

Рефлексия

Какая была тема урока?

- Цели? Задачи?

- Достигли ли мы цели?

- Что вы узнали?

- Что понравилось?

- Что было сложным?

13

Информация о домашнем задании

- Каждый подберет для себя домашнее задание.

Задания разного уровня сложности (на выбор).

На оценку «3»

§5, вопросы, отгадать кроссворд (кроссворд выдаётся учащимся по их желанию)

На оценку «4»

§5, вопросы, составить кроссворд из 8 слов по теме «Индийские касты»;

На оценку «5»

§5, вопросы и ответить письменно на вопрос: «Что важнее – личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....