Методическая разработка. Системно-деятельностный подход в изучении темы «Контрреформация и религиозные войны в Европе» на уроках истории в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Петрова Ирина Алексеевна

Методическая разработка раскрывает возможности применения  системно - деятельностного подхода, лежащих в основе ФГОС, на уроках истории в 7 классе применительно к конкретной теме «Контрреформация и религиозные войны в Европе».  Выбор темы  урока объясняется актуальностью формирования у современного подрастающего поколения толерантного отношения к представителям иной конфессиональной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Системно-деятельностный подход в изучении темы

«Контрреформация и религиозные войны в Европе»

на уроках истории в 7 классе

                                                               

Разработку подготовила

Петрова Ирина Алексеевна

учитель истории

МАОУ «Лицей

гуманитарных наук»

г.Саратова

Саратов 2014

Аннотация

     Методическая разработка раскрывает возможности применения  системно - деятельностного подхода, лежащих в основе ФГОС, на уроках истории в 7 классе применительно к конкретной теме «Контрреформация и религиозные войны в Европе».  Выбор темы  урока объясняется актуальностью формирования у современного подрастающего поколения толерантного отношения к представителям иной конфессиональной культуры.

Содержание

Методическое обоснование темы          

3

План урока  

«Контрреформация и религиозные войны в Еаропе»

 (с технологической картой)

5

Дидактический материал к уроку

16

Список литературы для учащихся

18

Список литературы для педагогов

19

                                                                                                      “Великая цель образования -
                                                                                                     это не знания, а действия”

                                                                                                       Герберт Спенсер

    Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  нового поколения.  Переход от знаниевого подхода в образовании к деятельностному не надуман, не формален он диктуется потребностями информационной эпохи.   Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Главное для человека XXI века - грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужных знаний. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее найти. Именно развитию этих умений и способствует деятельностный подход в преподавании.  

     Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”.[1]  Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов , Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.   Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.[2] 

     Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принципа  деятельности, непрерывности, целостности, принцип  минимакса,  психологической комфортности, вариативности, творчества[3].

 Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).[4]

Автор методической разработки  поставила целью раскрыть на конкретной теме по всеобщей истории 7 класса возможности применения системно-деятельностного подхода на практике, предложить оптимальные виды деятельности на каждом этапе урока.

Дидактический материал к уроку

Раздаточный материал

Работа с кластером:

Сравнительная таблица «Католическая церковь и протестанты»

Вопросы для сравнения

Католики

Лютеране

Кальвинисты

Англикане

Глава церкви

Церковное землевладение

Церковная десятина

Язык богослужения

Символ веры

Убранство церкви

Фрагмент  из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож — католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

...Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

Вопросы к тексту:

1. Кто, судя по отрывку,  разжигал религиозные страсти толпы?

2. Какие политические силы стояли за католиками и гугенотами?

2. Почему король дает согласие на  резню гугенотов?

Технологическая карта урока «Контрреформация и новая карта Европы»

Предмет                               история

Класс                                     7

Базовый учебник                  Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Репников А.В.. Рогожкин В.А.  Всеобщая

                                               история. История Нового времени. Учебник для 7-го класса основной школы.

                                               - М.: Баласс, 2012.  (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель урока :        формирование представлений о формах методах борьбы католической церкви с распространением

                             Реформации, раскрыть причины религиозных войн в Европе

Задачи:          

  • охарактеризовать основные направления Контрреформации.
  • формирование  основ общественно-политических,   гуманитарных знаний об эпохе  Реформации и Контрреформации в Европе
  • вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
  • развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
  •  формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
  •  воспитание толерантного отношения к различным религиозным течениям.

Тип урока  :                                         урок  «открытия нового знания»

Формы работы учащихся:                групповая, индивидуальная,  самостоятельная работа.

Необходимое техническое

оборудование:

                                                             компьютер, проектор, презентация в MS Power Point,  раздаточный материал: схема  

                                                             кластера, сравнительная таблица, источники,  видеоролик «Игнатий Лойола» 

                                                             http://yandex.ru/video/search?text  (дата обращения 25.10.2014)

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Универсальные учебные действия

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

I.Этап мотивации

Приветствие учителя.

Установка контакта с классом

Создание эмоциональной атмосферы урока

Организация внимания. «Удивить»

Концентрация внимания  на иллюстративный слайд (без надписи). Изображена карикатура католических священников с головами хищных животных.( 17 век)

- Как вы считаете, кого изобразил художник?

- Сочувствует ли художник изображенным персонажам?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Отвечают на вопросы:

- Изображение священников, на них облачение церковнослужителей, крест, Библия в руках

- Нет, он над ними смеется. Ягненок в зубах говорит об их кровожадности, лицемерии (они пастыри)

Личностные:

Самоопределение к деятельности

Регулятивные: умение организовать свою деятельность

Познавательные: анализ объекта, поиск скрытой информации

Самоопределение

Организация учебной деятельности

Анализ информации

II.Этап актуализации и пробного  учебного действия

Становление, развитие европейской цивилизации немыслимо представить без католической церкви.

Но проходит время  и традиции церкви начинают критиковаться, появляются попытки изменить саму церковь

- Как называется эпоха, в ходе которой произошли большие изменения в жизни католической церкви?

 Дать задание тест (таблицу) для желающих - задание повышенной сложности

(Таблица: см. Дидактические материалы)

Обратите внимание на листы расположенные на ваших партах, на которых изображены кластеры, которые мы должны заполнить, объясняя каждый свой шаг.

Итак, в центре нашего кластера, мы отметим термин Реформация. Давайте вспомним, что это такое?

Какие понятия мы можем выделить исходя из данного термина?

Какие положения входили в 95 тезисов?):  

Какие еще понятия тесно связаны с термином Реформация?

В чем  заключались особенности протестантских течений - лютеранства, кальвинизма, англиканской церкви?

Отвечают на вопросы:

- Реформация

Задание для сильных учеников. Самостоятельной заполнение сравнительной таблицы «Католическая церковь и протестантизм»

Работа по заполнению кластера

Отвечают на вопросы:

- Реформация – это движение за переустройство церкви

Мартин Лютер  - основатель реформационного движения.

95 тезисов -  тезисы, которые Мартин Лютер написал на дверях церкви в 1517 год-

* Отвечают:

 индивидуальное общение с богом; освобождение церкви от пышности; подчинение церкви светскому правителю; ведение службы на родном языке.

Протестанты – сторонники Реформационного движения.

Течения протестантизма:

Лютеранство, Кальвинизм, Англиканская церковь

Проверяют и корректируют ответы  в сравнительной таблице

Личностные

умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:  

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникатив-ные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ, синтез. классификация результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам

III.Этап создания проблемной ситуации

Формулирование проблемы

В 1520-1560-г гг волна Реформации захлестнула Европу. Учение Кальвина проникло в Южную Францию, здесь кальвинистов стали называть гугенотами, кальвинизм распространился в Нидерландах. Лютеранство вытесняет католицизм в Швеции и Дании.

Эти события происходили в 16 веке. Логично предположить, что к 20-21 векам католическая церковь должна быть сметена волной Реформации.

В чем вы видите здесь противоречие?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься 

 с вами на уроке?  О чем будем говорить?

Попробуем подобрать подходящее название для этих ответных мер

 Что нам сегодня предстоит ещё выяснить?

Записывают в тетрадь новое понятие

Гугеноты - кальвинисты во Франции

Размышляют над проблемой:

- Католическая церковь сохранилась и играет важную роль в жизни европейцев

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах. 

- «Ответ католической церкви»

-> «Контрреформация»

Записывают в тетради новое звено в кластере «Контрреформация»

- Каким путем католическая церковь смогла противостоять Реформации?

Регулятивные:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: само-определение к деятельности

Познавательные: 

логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Самоопределение

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности

Анализ информации

Сравнивают, определяют тему урока и формулируют проблему

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения/

Деятельность по овладению новой информацией

Координирует учебную деятельность. Организует самостоятельную работу уч-ся, обмен мнениями.

Многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал Игнатий Лойола

Задание: Просмотрите видеоролик об Игнатии Лойоле и ответьте на вопросы:

-Как назывался религиозный орден, основанный И.Лойолой?

- Какие методы иезуитов вы считаете допустимыми, а какие недопустимыми в религиозном противостоянии?

Организует работу с текстом учебника (с.73-74).

Борьба католической церкви с противниками - это была борьба не только идей, это была борьба на уничтожение противника. Европа оказалась расколота на католиков и протестантов, в Германии и во Франции вспыхнули религиозные войны.

Организует  работу по группам

1. «Религиозные войны в Германии»

Работа с текстом учебника с.75

2. «Религиозные войны во Франции»

Работа с источником

выступление групп, обмен мнениями

Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы:

- Общество Иисуса-> Орден иезуитов

- Допустимые : проповедь, образовательная деятельность

-Недопустимые: предательство, подкупы, убийства тех, кто мешал католической церкви, требование к членам Ордена действовать беспрекословно, не раздумывая, нетерпимость к противнику.

Выполняют задание: читают текст учебника,

Выделяют мероприятия  мероприятия католической церкви в рамках Контрреформации и заносят в кластер  понятия «Контрреформация»

Выступление групп, обмен мнениями:

1. Какие религиозные течения и политические силы противостояли в религиозных войнах?

2. Каковы итоги этой борьбы?

Записывают в тетради:

1555 г - Аугсбургский религиозный мир: в каждом немецком княжестве устанавливалась такая вера, которую исповедовал его князь

1572 г - Варфоломеевская ночь  - избиение гугенотов в Париже и других городах

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Регулятивные:  

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: исследование исторического источника,  поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным пр

V. Этап выражения решения проблемы, используя метод дискуссии

Организует диалог с обучающимися.

Как вы считаете, справились  мы с познавательными задачами, поставленными в начале урока? Давайте проверим себя

-Что изменилось в жизни Европы после наступления Контрреформации?

- Позволит ли Аугсбургский мир достигнуть в полной мере религиозного мира?

- Почему стало возможным, что различия в религиях католиков и гугунотов привели к страшным событиям Варфоломеевской ночи?

- А сейчас что-то подобное в современном мире может произойти? Какие мы должны сделать из этого выводы?

Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа.

Вступают в диалог

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.

Организация учебной деятельности;

овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в цел

VI. Рефлексия

Задает вопросы о цели задания:

Чему научил вас сегодняшний урок? Что больше всего вам запомнилось /удивило?

Какие вопросы остались еще не выясненными?

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих  действий  в соответствии с изменяющейся ситуацией

VII. Домашнее задание

П. 5

1. Сравните Реформацию и Контрреформацию (найдите общее и различие)

2. Написать синквейн

«Иезуиты», «Контрреформация»

3. Придумать вопросы викторины на тему «Реформация и Контрреформация»

Личностные: личностное самоопределение

Список литературы для учащихся

  • Детские и научно-популярные издания

Народы и религии мира: энциклопедия. -  М., 2009

Новое время. Факты. События. Люди. Иллюстрированная всемирная история. - М., 2006.

Сюжеты из истории Нового времени: Западная Европа и США (конец XV в. -1918 г.) - М., 2001

Черкасов П.П. Кардинал Ришелье. - М., 2003.

Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. - М.: Аванта+, 1996

  • Художественная литература по теме (любое издание)

Дюма А. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя

Дюма А. Королева Марго

Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV.

Мериме П. Хроника царствования Карла IX.

Пикуль В. Псы господни.

Стендаль. Красное и черное  (картина иезуитской школы)

Список литературы для педагогов

  •  Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
  • Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
  • Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
  • Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  • Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003,  №8, стр.107-114.
  • Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/419748/ (дата обращения 15.10.2014)    
  • Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
  • Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
  • Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  •  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/  (дата обращения 10.10.2014)
  • Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468 (дата обращения 12.10.2014)

                                   

                                                                                             


[1] Цит. по: Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131

[2] Там же.

[3]  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе  URL: http://festival.1september.ru/articles/419748/ (дата обращения 15.10.2014)  

[4] Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

«Реализация деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера» на уроках географии 6 класс»

Деятельностный подход –это обучение при котором знания ученики добывают в процессе собственной учебо-познавательной деятельности .Для реализации деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера»на...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Методическая разработка "Реализация дифференцированного подхода при изучении темы"Баскетбол"

Методическая разработка"Реализация дифференцированного подхода при изучении темы"Баскетбол"...

Статья по теме: "Изучение последствий гражданской войны в России на уроках истории на основе произведения А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"

Авторская статья написана с целью подготовки к проведению уроков истории России по темам "Гражданская война" и "Революция в России"....