конспект урока истории в 11 классе "Политика и экономика: от реформ к застою"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Зайцева Наталия Николаевна

конспект урока истории в 11 классе "Политика и экономика: от реформ к застою"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Политика и экономика: от реформ к застою

Цели урока: 

- сформировать у учащихся знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать  у учащихся понимание  о том, как жили люди в тот период; систематизация  и контроль качества знаний учащихся по изучаемому вопросу;

- проанализировать внутреннюю политику Л.И.Брежнева; определить необходимость проведения преобразований в экономике;

Тип и форма урока: урок формирования навыков и умений, практическое занятие.

Планируемые результаты:

  • предметные:  характеризуют попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического развития; умеют работать с историческими документами; на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознают особенные черты эпохи;
  • метапредметные: умеют: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения мнений; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; анализировать данные развития экономики для решения познавательной (учебной) задачи; формулировать продуктивно-познавательные вопросы; создавать творческий продукт групповой деятельности (в частности, таблицы); осуществлять сравнение, классификацию, анализ и синтез исследуемой информации;
  • личностные:  испытывают чувство сопричастности к своей Родине; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания своего «я» как гражданина России; знают моральные нормы и ориентируются в поведении на эти нормы; дают адекватную оценку своим действиям, поступкам.

Содержание видов УУД:

  • познавательные: общеучебные - поиск необходимой информации в стат.данных для выполнения учебных заданий; составление продуктивно-познавательных вопросов для получения необходимой информации; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - анализ исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы);
  • регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и высказываний учащихся;
  • коммуникативные: высказывания, содержащие оценку соответствия содержания ответов учащихся  или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; организация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании.

Оборудование урока: портреты политических лидеров, деятелей науки и культуры, записи песен  того времени, фотографии родственников учащихся того периода.

Форма проведения урока:  урок-круглый стол.

Предварительная подготовка: учащимся (по желанию) дается задание из дополнительных источников  подготовить краткий анализ развития СССР за период с 1964 по 1982 гг. -  главные события внутренней политики, подготовить материал § 34, 36 учебника.

Ход урока:

        Урок начинается со вступительного слова учителя. 

        На предыдущих уроках мы видели, как в 50-начале 60-х гг. во всех сферах жизни общества проявились две разнонаправленные тенденции: демократическая, ведущая к утверждению новых для нашего общества процессов, идей, взглядов и возможностей, и консервативная, стремящаяся сохранить «достояние» сталинской эпохи. В начале 60-х годов демократический импульс в политической и духовной сфере ослабевает (процесс десталинизации не был завершен; тоталитарное общество, по мнению большинства современных историков, сохранилось; демократизация общества проходила, в основном, «сверху» и носила «дозированный» характер, власть жестоко расправилась с выступлением в Новочеркасске; закончилась «оттепель» и началась борьба с инакомыслием; «административная лихорадка» не принесла успеха, экономика в начале 60-х годов вернулась к «испытанной» модели 30-40-х гг.). Смещение Н.С.Хрущева не изменило направления политического развития страны.

        Период в истории нашей страны, изучению которого посвящен наш урок, острословы назвали «эпохой докладов и анекдотов».  «Докладов» - потому,  что  это было время четырех пятилеток, нескольких крупных юбилеев. Страна отмечала 50-летие и 60-летие Великого Октября, 50-летие и 60-летие образования СССР и другие юбилейные даты. Воистину народными праздниками среди них были годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. К каждому юбилею начинали готовиться заранее, встречали дату новыми достижениями в труде, обязательным торжественным заседанием и докладом, текст которого появлялся в печати. Самые важные выступления, наряду с материалами партийных съездов, изучали на специальных политзанятиях, конспектировали в школах и вузах. На них положено было ссылаться в научных работах, рефератах, дипломах и сочинениях.

        «Анекдотов» - потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления ведущих политических деятелей.

        Во внешней политике нашей страны в этот период отчетливо прослеживаются две линии: борьба за мир, за стабилизацию международных отношений, разрядку и сотрудничество – и участие в развязывании международных конфликтов, стремлению  к доминированию в международных отношениях.

Вспомним основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г.

(Звучит музыка «Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес – Советский Союз) 

На  партах у всех раздаточный материал – Приложение 3.

Выступления учащихся (сопровождаются презентациями):

1964 год: это год расцвета советского кино («Я шагаю по Москве», «Родная кровь», «Живет такой парень» и др.), это год театрального бума – в Москве «Таганка», «Современник», «Ленком», в Ленинграде – БДТ. В 1964 г. страну захватила волна битломании. Группа «Битлз» становиться настолько популярной, что даже в СССР (несмотря на «железный занавес») появилась группа «Сокол», подражавшая западному ансамблю. В 1964 г. продолжалось освоение космоса. Тогда в космос полетели впервые сразу 3 человека на многоместном корабле «Восход».

        Поворотным событием года стало смещение Н.С.Хрущева. Это был государственный переворот.

1965 год: советская наука добилась потрясающих успехов. В 1965 г. тогда еще никому не известный  хирург С. Федоров в городе Чебоксары совершил первую свою операцию с искусственным хрусталиком из пластмассы. Его первой пациенткой была Лена Петрова, которой было возвращено зрение. Операции запретили, но врач уехал в Архангельск и продолжал их делать. Всемирно известный хирург С. Федоров (трагически погибший летом 2000 г.) вернул зрение 25 млн. советских людей.

        1965 г. иногда называют годом реформ. Тогда вернулись к старой системе управления экономикой, т.е. министерствам, обслуживающим отрасли. Создали госкомитеты – Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Стало ли лучше экономике СССР от этих новшеств? В октябре 1965 г. приняли постановление о планировании экономики и о предприятии. Его цель – расширить автономию предприятий.

Была создана знаменитая фирма «Мелодия», которая стала выпускать пластинки. Простая пластинка стоила 1 рубль 60 копеек, а стереофоническая – 3 рубля. Первая пластинка включила материалы журнала «Коммунист» и «Партийная жизнь». В 1965 г. исполнилось 20 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне, и лишь с этого времени праздник Победы официально стал считаться выходным днем. И 8 марта тоже.

1966 год: в апреле 1966 г. на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Л. И. Брежнев. К власти пришла так называемая «Днепропетровская группировка» (Днепропетровск – горд, где еще до войны Л. Брежнев начал свою политическую карьеру). В нее входили К. У. Черненко, Д. А. Кунаев, В.В. Щербицкий  и др. Наступил «золотой век» партийно-государственного аппарата.

В апреле 1966 г. в г. Ташкенте произошло землетрясение силой 7,5 баллов. В момент землетрясения многие всерьез подумали, что началась «атомная война». Рушились дома, летели кирпичи, образовывались трещины, и в этих домах жить уже было нельзя – их разрушали потом специально. Всего погибло 40 – 50 человек, 8 человек умерли от стрессов и переживаний. В Ташкент приехали Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин, город стал «открытым». Вся страна устремилась сюда. Привозили продукты, фрукты, хлеб – все это раздавали бесплатно. На улицах были видны котлы для приготовления пищи, палатки. Вот как писал А. Вознесенский в мае 1966 г.:

И как буквы Анкеты

В нашу ночь зажжены

Абажуры ташкентских палаток…

Будет полный порядок.

Спи, Ташкент,

Ты любимый ребенок страны.

1967 год:  этот  год был юбилейным для СССР – годом 50-летия советской власти. В честь этого события появились кинотеатр «Октябрь» на Калининградском проспекте, Вечный огонь у  Кремлевской стены, Телецентр  в Останкино, начали выпускать даже печенье «Юбилейное», и др. Благодаря строительству Телецентра  в Останкино появилось цветное телевидение. Телецентр  был сооружением замечательным. Центр тяжести здания находится внизу, а наверху, на расстоянии 337 метров от земли, - ресторан «Седьмое небо».

В 1967 г.  в СССР проводился знаменитый Щекинский эксперимент.

Был определен стабильный фонд заработной платы на 1967 – 70 гг., которым Щекинский химкомбинат должен был распоряжаться. Экономия этого фонда за счет сокращения 870 человек рабочих и повышения производительности труда других привела к значительному повышению заработной платы. В 1969 г. 200 предприятий работали по этому методу.

В апреле 1967 г. произошло печальное событие – погиб космонавт В.М. Комаров. Это случилось при испытании нового корабля «Союз». Это был первый запуск после смерти С. П. Королева. Гибель космонавта потрясла всю страну и мир.

В СССР в 1967 г. вышли кинофильмы « Война и мир», «Кавказская пленница», «Старшая сестра», «Вертикаль», «Начальник Чукотки», «Неуловимые мстители» и др.

1968 год:  критик А. И. Кондратович писал: «Более мрачного года, чем 68-й, я не знаю. Был 37-й, но он был скрыт для многих. Был 52-й, но 53-й унес Сталина и забрезжила надежда. 68-й – крах последних иллюзий и надежд».

В политической жизни Чехословакии началась знаменитая «весна». В обращении 1968 г. «Две тысячи слов» было написано: «мы должны выполнить нашу цель – гуманизовать этот режим. В противном случае реванш старых сил будет жестоким. Эта весна, как время после войны, - великий шанс, который нам дан.»  «Пражской весне» была противопоставлена «брежневская доктрина». Советские войска и войска союзников вторглись в Чехословакию якобы для оказания «братской помощи». 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась демонстрация семи человек с протестом против вторжения в Чехословакию. Немногочисленные   активисты-диссиденты передавали гласности многочисленные случаи произвола и нарушения прав человека через машинописные листовки брошюры, журналы, так называемые «самиздат» и «тамиздат». О «самиздате» тогда ходили такие шутки: «Сам пишу, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это».

1969 год: В январе 1969 г. произошло событие неизвестное тогда никому. Младший лейтенант советской армии В.Ильин совершил покушение на Л.И.Брежнева и А.Н.Косыгина. Правительство и космонавты направлялись в Кремль по случаю успешного завершения космического полета В.А.Шаталова, Волынцева, Е.В. Хрунова, А.С. Елисеева. Когда вторая по счету машина свернула (там и находились Брежнев с Косыгиным), то вторым в колонне стал автомобиль с космонавтами А.А. Леоновым, В.В.Терешковой, А.Г. Николаевым, Г.Т. Береговым. Они-то и подверглись обстрелу при въезде в Кремль. Шофер машины был убит.

        Конфликт 60-х гг. между Китаем и СССР в марте 1969 г. завершился открытым столкновением на границе у о. Даманский. 2 марта китайцы расстреляли советских пограничников. 15 марта состоялся настоящий бой.

1970-е годы: Начинается новая гонка вооружений. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.

        В условиях диссидентского движения в стране, проявления социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова (1967 г.) борьбе с инакомыслием стало уделяться еще больше внимания.

        Принятая 7 октября 1977 года Конституция СССР стала четвертым за 60 лет советской власти Основным Законом. В ст.6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе.

        Уже в 70-е годы в некоторых областях стала вводится карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% 1981-1985 гг. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.

        

        1979-1982 годы: Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стала война в Афганистане. 25 декабря 1979 г. по решению высшего руководства на территорию Афганистана были введены советские войска. По официальным данным в этой необъявленной войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено – 35 тыс., пропало без вести или попало в плен – более 300. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия.

        В 1980 году Москва встречала гостей и участников Олимпийских игр; в этом году из Афганистана приходят первые цинковые гробы; умирает В.Высоцкий.

        После смерти Брежнева (10 ноября 1982 г.) во главе партии и государства встал Ю.В.Андропов, приход которого в народе был встречен с симпатией и породил надежды на перемены к лучшему. Но в феврале1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К.У.Черненко, человек старый и больной, сторонник Брежневской системы. 10 марта 1985 года Черненко умер. Менее чем через сутки Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК  М.С. Горбачева.

Учитель: Мы совершили мысленное путешествие по 60-80-м годам. Итогом нашего путешествия станут вопросы, которые мы обсудим на этом уроке. Итак, начинаем!

  1. Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?

(обсудить слова Хрущев о своей отставке: «Я уйду и драться не буду, раз вы все против. Рад за Президиум, за его зрелость… В этом есть доля и моей работы…Может, самое главное, что я сделал, как раз в том, что они смогли меня снять простым голосованием. Сталин бы велел их всех арестовать».) На доске слайд из Приложения 2.

  1. Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве?

Учащиеся с опорой на тест § 34 учебника и подготовленные ими дополнительные материалы  проводят сравнительный анализ политики Л.И.Брежнева и Н.С.Хрущева и определяют  насколько политика Брежнева соответствует требованиям времени.

Вместе с учащимися учитель раскрывает понятие «коллективное руководство».

  1. Что нового внесла реформа промышленности и с\х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»? По материалам учебника и доп. материалам заполняют таблицу тетради (на доске слайд из Приложения 2):

  1. Период правления Л.И.Брежнева назван, как известно, «застоем» или «временем упущенных возможностей». Обучающиеся раскрывают понятие «застой»? (обращается внимание учащихся на определение термина из коллекции http://fcior.edu.ru/catalog   Приложение 1)  Какое из данных определений:  «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему?

        

        Обратите внимание на характеристику стиля советского руководства, данную Ф.М.Бурлацким:

        «Брежнев по своей натуре, характеру, образованию и карьере был типичный деятель областного масштаба. Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты - в парторганизациях, в экономике, науке, культуре - проводников такого стиля, "маленьких Брежневых", неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных делом, но умело распоряжающихся ценностями.

        Один из инфантов Брежнева рассказывал о разговоре, который произошел на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Кто-то сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачиваемым людям. А тот ответил: "Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда - один себе. Так все и живут в стране". Да, верно говорится: рыба гниет с головы. Брежнев считал нормальным и теневую экономику, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников.

        То было двадцатилетие упущенных возможностей. Технологическая революция, развернувшаяся в мире, обошла нас стороной. Ее даже не заметили, продолжая твердить о традиционном научно-техническом прогрессе».

Опираясь на тест учебника (с.287-288) определите причины «застоя». Записывают в тетрадь.

  1. Отсутствие стимула для внедрения новой техники, технологий,  повышения качества продукции и производительности труда.
  2. Отсутствие конкуренции
  3. Нерациональное использование рабочей силы.
  4. Диспропорция в оплате труда.
  5. Непомерно большой аппарат управления.

Порассуждайте, носили ли названные причины объективный характер?

  1. Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)?

( Я предлагаю ребятам сопоставить уровень з\платы и цены на товары в 70-е-середине 80-х годов – слайд на мультимедийной доске – Приложение 2).

Средняя з\плата рабочих и служащих составляла 195 руб.,

а минимальная – 70 руб. в месяц.

Товары народного потребления:

  • Наручные часы стоили в среднем 25 руб.,
  • велосипед – 90 руб.,
  • магнитофон – 310 руб.,
  • колготки – 3 рубля,
  • обувь – 10-30 рублей.  
  • легковой автомобиль – 7840 руб. (правда, купить его было очень непросто)

Продукты:

  • 1 кг хлеба – 20-40 коп.,
  • молоко – 16 коп. (0.5 л),
  • картофель – 14 коп.,
  • мясо – 1 рубль 81 коп.,
  • порция мороженного стоила от 20 до 48 коп.,
  • колбаса, сыр – от 1 рубля 70 коп. до 2 руб. 60 коп.

        Таким образом, на питание в семье рабочих и служащих по официальным данным расходовалось немногим более четверти совокупного дохода. Делаем вывод, что большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению.

  1. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге?

  1. Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х годов?

Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры.  Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов. Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше?

Итог урока: Тест на закрепление пройденного материала (Приложение 2) или  кроссворд«Политика и экономика: от реформ к застою»

http://puzzlecup.com/?guess=AE5706F94849D4AU (Приложение 4)

Домашнее задание  §34, 35 и письменное задание в Дневник.ру Дневник.ру

 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Приложение 3.

Статистика основных показателей в промышленности и сельском хозяйстве

  1. Финансирование аграрного сектора в 1966-1980 гг. – 383 млрд. руб. (78 % капиталовложений за все годы Советской власти).
  2. Прирост объема производства в промышленность и с\х:

- 8 пятилетка – 50%     и 21%

- 9 пятилетка – 43%     и 13%

- 10 пятилетка – 24%   и 9%

- 11 пятилетка  - 20%   и 6%.

                                      Причины:

  1. Спускаемую норму прибыли увеличивали не за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции, а за счет повышения цен.

- Темпы прироста нац. дохода упали с 7,7% (8 пятил.) до 3,5% (11 пятил.);

- темпы прироста производительности труда снизились  с 6,8 до 3%.

  1. Преобладание экстенсивных методов ведения хозяйства – на каждый 1% прироста продукции приходилось затрачивать от 1/3 бюджетных ассигнований в годы четвертой пятилетки до 56 % в 11 пятилетке.

Соответственно сокращалось финансирование социально-культурной сферы:

с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.

             3. Практически полностью были исчерпаны людские ресурсы. Из-за низкой рождаемости доля молодежи, занятой в общественном производстве уменьшилась с 12 млн. чел. В 1971-1975 гг. до 3 млн. чел. в 1981-1985 гг.

             4. Перемещение сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири; сокращение пахотного клина на 1%.

Потери с\х продукции составляли от 20 до 40% урожая!

             5. Директивная экономика подпитывалась за счет ресурсов аграрного сектора.

           

             К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности; 60% -   строителей; 75% - работников с/х.

Доля топливно-сырьевого экспорта за 1960-1985 гг. поднялась с 16,2 до 54,4 %,

А доля машин и сложной техники  упала с 20,7 5 до 12,5%.

Количество управленцев к 1985 г. насчитывало 18 млн. чел., то есть по 1 на 5-6 работающих.

К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.

Приложение 3.

Социальная сфера:

Общая численность населения СССР по данным переписи 1979 г. – 262,4 млн. чел.

Горожане – 62%.

На здравоохранение тратилось не более 4% нац. дохода (в развитых странах – 12%);

С 1970 по 1985 гг. уменьшилась средняя продолжительность жизни – СССР откатился на 35-е место в мире; по уровню детской смертности – на 50-е.

Жилищное строительство сократилось с 17,7 в 1966-70 гг. до 15,1% в 1981-85 гг.

Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966-1970 гг. упал до 2,1% в 1981-1985 гг.

Доля з\платы в нац. доходе в промышленности составляла 36,5% в СССР,

В США – 64%, в ряде других стран – до 80%.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77 место в мире.  

На душу населения в СССР в 1975 г. получалось потребление:

40 кг мяса и мясных продуктов ( норма 82 кг)

250 кг молока и молочных продуктов ( норма 405 кг)

Приложение 3.

Анекдоты:

  1. Чем отличается Брежнев от королевской пешки? Пешка ходит е-два – е-четыре, а Брежнев – едва-едва.
  2. Трансляция очередного съезда КПСС. Голос диктора: «В зал вносят членов политбюро. Делегаты съезда встречают их бурными овациями».
  3. Брежнев делает доклад на съезде: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?».
  4. На улице милиционер поднимает пьяного.

- Как тебя зовут?

- Не знаю.

- Где живешь?

- Не знаю.

- Где работаешь?

- Не знаю.

- Какой сейчас год?

- Юбилейный.

  1. В тюрьме:

- Ты по политической или уголовной статье сидишь?

- По политической. Я сантехник. Вызвали меня в горком , я посмотрел и сказал: «Тут всю систему менять надо!».

  1. Доклад на собрании:

- Капиталистические страны загнивают и находятся на краю пропасти!

Вопрос из зала:

- А что они там делают?

- Смотрят, что делаем в пропасти мы.

  1. Встретились американец и русский и заспорили, где больше свободы слова. Американец говорит:

- У нас самая настоящая свобода слова. Мы можем стать у Белого дома и критиковать своего президента.

Русский:

- А у нас еще больше свободы слова. Мы можем стать у Кремля и тоже критиковать вашего президента.

Пословицы и лозунги:

  1. Партия – наш рулевой!
  2. Народ и партия – едины!
  3. «За коммунистами пойдешь – дорогу в жизни найдешь!»
  4. «Набирайся силы у груди матери , а ума у коммунистической партии!»
  5. «Славится поле снопами, а Советское правительство – делами!»
  6. «Потому нам хорошо живется, что дружба народов в стране ведется!

Приложение 4

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

2 

3 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5 

  

6 

  

  

7 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

8 

  

  

  

9 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

10 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

11 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

12 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

«Политика и экономика: от реформ к застою»

http://puzzlecup.com/?guess=AE5706F94849D4AU

По горизонтали:

2. Так охарактеризовали время правления Л.И. Брежнева.   5. Преступное использование должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.   11. Политика отказа от критики культа личности Сталина.   12. Государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни.  

По вертикали:

1. Метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.   3. Страна, в которую в декабре 1979 года был осуществлен ввод войск, приведший к новому витку гонки вооружений.   4. Перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые рекомендовались и утверждались комитетами компартии, а также лица, занимавшие эти должности.   6. Перемещение руководящих кадров.  7. Важнейшая, составная часть номенклатуры, включающая в себя высшее и среднее партийное руководство.   8. 4-й за 60 лет Советской власти Основной Закон, принятый 7 октября 1977 г.   9. Условное деление на периоды в годах экономического развития страны.  10. Первая фаза коммунистической формации, идущая на смену капитализму.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории в 11 классе "Столыпинская модернизация России. Аграрная реформа"

Урок-исследование с использованием различных источников информации, с применением ЭОР....

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока истории в 9 классе)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...

Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы Александра II"

конспект открытого урока истории на методической площадке на тему "Либеральные реформы Александра II"...

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Реформы Избранной рады"

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Реформы Избранной рады"...

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"...

Конспект урока истории в 7 классе «Экономика России в первой половине XVIIIвека»

урок по истории в 7 классе на тему "Экономика России в первой половине XVIIIвека"...

Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»Цели урока:Образовательная (дидактическая):создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности...