И один в поле воин...
классный час по истории (8 класс) на тему

Басараб Юлия Григорьевна

Урок мужества

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Разработка урока мужества

в рамках месячника оборонно-массовой

и военно-патриотической работы

«Николай Сиротинин.

И один в поле воин…»

Разработала

Басараб Юлия Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ ООШ № 37

2018 год

Урок мужества

Тема: Николай Сиротинин. И один в поле воин…

Дата проведения: 22.02.2018 г.

Классы: 8-9

Цель урока: Воспитание патриотизма, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.

Задачи урока:

  • Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме.
  • Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.
  • Показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.
  • Развивать интерес к историческим фактам и событиям.

Оборудование и материалы: м.медийное оборудование, презентация к теме, видеофрагмент «Один в поле воин. Подвиг 41-го» (www.youtube.com), музыкальные произведения – гимн России, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне, портрет Сиротинина Н.

Ход урока:

Звучит Гимн России

          Вводное слово учителя: Более семидесяти лет минуло со дня Победы… Но мы вновь и вновь пытаемся понять, в чем сила того поколения, защищавшего наше будущее ценой собственной жизни.

          По-прежнему жива в народе память о тех днях, по-прежнему обращаются многие писатели к этой теме, а люди разных возрастов зачитываются книгами о Великой Отечественной войне, а режиссеры снимают прекрасные киноленты – глубокие, трогательные, иногда жесткие и страшные.

 - А вы ребята, знаете книги и фильмы о Войне? Назовите их.

          Ответы учащихся.

 - Видите, как много вы перечислили. Казалось бы, о чем еще писать или снимать кино? Но военная история пестрит подвигами советских воинов и, к сожалению, некоторые из них «покрыты пылью времени». О них не говорят на государственных парадах, не пишут в учебниках истории, но именно они – истинное лицо беспримерного подвига того поколения, на чью долю выпало такое нечеловеческое испытание.

          Просмотр видеофрагмента «Подвиг Николая Сиротинина» (Первый канал, программа «Доброе утро» 9 мая 2015 г. http://www.fire-of-war.ru/p1270.htm).

         Рассказ учителя (с просмотром презентации): Коле Сиротинину выпало в 19 лет оспорить поговорку «Один в поле не воин». Но он не стал легендой Великой Отечественной, как Александр Матросов или Николай Гастелло.

          Летом 1941 года к белорусскому городку Кричеву прорывалась 4-я танковая дивизия Хайнца Гудериана, одного из самых талантливых немецких генералов-танкистов. Части 13-й советской армии отступали. Не отступал только наводчик Коля Сиротинин - совсем мальчишка, невысокий, тихий, щупленький.
         Если верить очерку в орловском сборнике «Доброе имя», нужно было прикрыть отход войск. «Здесь останутся два человека с пушкой», - сказал командир батареи. Николай вызвался добровольцем. Вторым остался сам командир.
        Утром 17 июля на шоссе показалась колонна немецких танков.

          Коля занял позицию на холме прямо на колхозном поле. Пушка тонула в высокой ржи, зато ему хорошо видны были шоссе и мост через речушку Добрость.

          Когда головной танк вышел на мост, Коля первым же выстрелом подбил его. Вторым снарядом поджег бронетранспортер, замыкавший колонну.
         Здесь надо остановиться. Потому что не совсем ясно до сих пор, почему Коля остался в поле один. Но версии есть. У него, видимо, как раз и была задача - создать на мосту «пробку», подбив головную машину гитлеровцев. Лейтенант у моста и корректировал огонь, а потом, видимо, вызвал на затор из немецких танков огонь другой нашей артиллерии. Из-за реки. Достоверно известно, что лейтенанта ранили и потом он ушел в сторону наших позиций. Есть предположение, что и Коля должен был отойти к своим, выполнив задачу. Но... у него было 60 снарядов. И он остался!
         Два танка попытались стащить головной танк с моста, но тоже были подбиты. Бронированная машина попыталась преодолеть речку Добрость не по мосту. Но увязла в болотистом береге, где и ее нашел очередной снаряд. Коля стрелял и стрелял, вышибая танк за танком...

          Танки Гудериана уперлись в Колю Сиротинина, как в Брестскую крепость.
         Уже горели 11 танков и 6 бронетранспортеров! То, что больше половины из них сжег один Сиротинин, - точно (какие-то достала и артиллерия из-за реки). Почти два часа этого странного боя немцы не могли понять, где окопалась русская батарея. А когда вышли на Колину позицию, у того осталось всего три снаряда. Предлагали сдаться. Коля ответил пальбой по ним из карабина.

          Этот, последний, бой был недолгим...

 «Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?»
Эти слова обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Хенфельд записал в дневнике: «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости... Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?»
         Из воспоминаний местной жительницы: «Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей. Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами приказал переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину - фатерлянд. Потом из кармана гимнастерки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто да откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб». Я побоялась это сделать... Тогда стоявший в могиле и накрывавший советской плащ-палаткой тело Сиротинина немецкий молодой офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то грубо сказал».
         Гитлеровцы еще долго после похорон стояли у пушки и могилы посреди колхозного поля, не без восхищения подсчитывая выстрелы и попадания.
         Сегодня в селе Сокольничи могилы, в которой немцы похоронили Колю, нет. Через три года после войны останки Коли перенесли в братскую могилу, поле распахали и засеяли, пушку сдали в утильсырье. Да и героем его назвали лишь через 19 лет после подвига. Причем даже не Героем Советского Союза - он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
 
          Просмотр видеоклипа «От героев былых времен…» (для видеоклипа был использован материал из военного сериала "В июне 1941-го" http://www.youtube.com/watch?v=4IAfigTgzmU).

          Эпилог: Война с немецкими захватчиками унесла миллионы жизней советских людей, вырезав колоссальное количество мужчин, женщин, детей и стариков. Ужасы фашистского нападения испытал каждый житель нашей необъятной родины. Неожиданное наступление, новейшее вооружение, опытные солдаты – все это было у Германии. Почему же блистательный план «Барбаросса» провалился? Неприятель не учел одну весьма важную деталь: он наступал на Советский Союз, жители которого были готовы умереть за каждый клочок родной земли. Русские, украинцы, белорусы, грузины и другие национальности советского государства вместе сражались за Родину и умирали за свободное будущее своих потомков. Одним из таких отважных и доблестных солдат был Николай Сиротинин.

Список использованных источников и литературы:

  1. Военная песня «Вечный огонь» (из кинофильма «Офицеры»); композитор: Р. Хозак,  слова: Е. Д. Агранович.
  2. Табаков В., Малишевский В. «Как Коля Сиротинин остановил танковую дивизию Гудериана»/ Комсомольская правда, 22.06.2004.

Интернет-ссылки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И один в поле воин или как правильно подготовить ребенка к ЕГЭ по русскому языку.

Как правильно организовать подготовку ребенка к ЕГЭ по русскому языку....

Один в поле не воин

Мероприятие  по сплоченности классного коллектива....

Конспект классного часа"Один в поле не воин?"

Конспект классного часа"Один в поле не воин?"...

Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"

Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва,  В. ДикуляРазвивать умения и навыки анализа художес...

Один в поле - воин (о Чехове)

Личность великого писателя с непривычного ракурса...

Тренинг для учеников 5 классов "Один в поле не воин"

данный тренинг для формировании условий сплочения коллектива и построение эффективного командного взаимодействия....