Единый урок парламентаризма
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

ЩЕРБИНА НАДЕЖДА ОЛЕГОВНА

Единый урок пардамениаризма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_parlametarizm.docx989.45 КБ

Предварительный просмотр:

Единый урок парламентизма

Приурочен к празднованию Дня российского парламентаризма 27 апреля и посвященный 25 – летию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  помочь учащимся понять, что такое парламентаризм, какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого гражданина.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  продолжить формирование у учащихся принципов гражданственности и активной  жизненной позиции.

РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить развитие способностей к анализу и логическому мышлению, способность к взаимодействию на уроке, в том числе и работу  по формированию умения анализировать информацию, переводить  текстовую информацию в  знаковую (схему), составлять опорный конспект.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала

ФОРМА УРОКА:  комбинированный

Используемые технологии:

- интенсификации обучения;

- нформационно-коммуникационная;

-здоровьесберегающая.

Новые термины: парламент, парламентизм, конституция, Совет Федерации, Государственная Дума, избиратель, биллютень.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

 - мультимедийная слайд-презентация;

- фотографии по теме;

- схемы, таблица как элементы опорного конспекта;

- раздаточный материал

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  история «Формирование основ государственности у восточных славян», «Россия в  царствование Ивана IV»;

Основы правоведения  т. «Основы Конституционного и административного права», «Основы конституционного строя Россия», «Система и виды органов государственной власти РФ».

ХОД УРОКА

 I этап

Время: 5 мин.

1.Организационный момент. Слайд 1.

Звучит гимн РФ.

- Добрый день, дорогие ребята и  гости, рада поприветствовать вас на нашем уроке «Единый урок парламентизма». Приуроченном к празднованию Дня российского парламентаризма 27 апреля и посвященном 25 – летию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

                     

2.Мотивация и актуализация знаний: (Звучит гимн РФ). Слайд2

- вступительное слово учителя.

Российская Федерация - Россия демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»  и соответствующей схемы: «Система органов государственной власти в РФ» Слайд3

Парламентаризм – это  основа  современного  демократического общества.  

Сегодняшний  урок посвящен зарождению и становлению парламентаризма в нашей стране.

Понятия:

 Парламент (от французского parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.

     А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом.

Впервые парламент возник как орган представительной власти в Англии во II половине XIII в. в Лондоне

Цели урока. Слайд 9

  • Рассмотреть исторические этапы становления парламентаризма в России.
  • Изучить Государственные Думы в царской России.
  • Проанализировать Конституционные основы современного этапа российского парламентаризма.

II этап

  1. Новгородское вече

Во всех государствах современные представительные органы выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытно - общинным отношениям. Впоследствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства Киевской Руси и Новгородской республики.

  1. Княжеская дума

Они действовали на всех русских землях.

Княжеская Дума – это постоянный совет при князе, в который входили его ближайшие соратники.

  1. Боярская дума

Боярская  Дума  явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Она совместно с государем составляет единую верховную власть, как в законодательных делах, так и в международных отношениях.

  1. Земский собор

Земские Соборы - это выборные сословно-представительные органы России

 в XV-XVII веках. В XVII веке Земский собор включал в себя две части.

  1. Правительствующий Сенат

Сенат - орган, решавший все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. В 1810 г. Александр I окончательно лишает Сенат статуса законосовещательного учреждения, передав эти функции Государственному Совету.

  1. Государственный Совет

В начале XIX века один из ближайших помощников Александра I - М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 году при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет.

  1. Гос дума

6 августа 1905 года вышел Высочайший Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы. По инициативе председателя Комитета министров С.Ю.Витте император Николай II 17 октября 1905 года подписал Манифест, получивший название Октябрьского манифеста.

В Октябрьском манифесте заявлялось:

1. даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. для выборов в Государственную Думу привлечь те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав.

3. никакой закон не мог принять силу без одобрения Государственной Думы.

  1. СССР

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат:

  • Совет Союза
  • Совет Национальностей

Это высший орган государственной власти Советского Союза, принимавший решения по важнейшим вопросам:

  • государственного строительства
  • экономики
  • социально - культурной сферы
  • основных направлений внешней политики и контроля за деятельностью государственного аппарата.
  1. Наши дни

Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»    

1-й Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федераци.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации
(Согласно статье 94 Конституции РФ).

Это верхняя палата Федерального Собрания (парламента РФ).
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц. Председатель Матвиенко.

 из статьи 102 Конституции Российской Федерации:

 Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и  

 комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские  

 слушания.

Как мы можем увидеть, только одна из них – III-я Государственная Дума, просуществовала весь свой полномочный 5-летний срок, все остальные были разогнаны либо решением царя, т.к. Дума не отвечала интересам царской власти, либо, как IV Дума была распущена после отречения Николая II от престола. Один из новых органов власти, появившийся в 1917 году после победы большевиков в революции, назывался Советы.

Следующая Государственная Дума соберется на 1-е заседание лишь спустя 77 лет в 1994 году. Это произойдет благодаря тому, что своим Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» 1-й Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

12 декабря 1993 года – принятие Конституции РФ как основного закона страны на всенародном референдуме (запись даты на доске).

1.        Именно в Конституции – основополагающем правовом документе Российской Федерации – впервые за всю историю российской государственности было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие «парламент». Статья 94 Конституции определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации (запись в схеме ****).

        В этой же статье Конституции парламент провозглашен как представительный и законодательный орган Российской Федерации.  

        Принципиально важным является определение Конституцией парламента как одного из органов государственной власти. Конституция четко и недвусмысленно наделяет статусом органа гос. власти не одну палату Федерального Собрания – Государственную Думу или Совет Федерации, а Федеральное Собрание в целом.

Председатель госдумы – Вячеслав Володин. Ролик в ютубе «Председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал недопустимым давление на парламентариев со стороны Совета Европы»

III этап.

Экскурсия по парламенту.

IV этап. Кроссорд

Vэтап. Итоги и выводы.

Итак, давайте посмотрим на  нашу схему и подведем итог того, как  формировалась парламентская власть в нашей стране в течение длительного исторического период:

Что нового на уроке вы узнали?

  • определение парламента, историю парламентаризма,
  • формирование ГД в истории России,
  • конституционные основы современного парламента и его структура в РФ).

Вывод: Россия как и много других государств пришла к парламентской системе путем проб и ошибок, в результате длительных исторических процессов трансформации власти в контексте всей мировой истории, и в истории нашего государства в частности. На сегодняшний день, мы можем говорить о прочном укоренении парламента как одного из главных политических институтов самоорганизации как нашего общества, так большинства стран мира.

VI. Домашнее задание:

- подготовить доклады на тему «Выдающиеся личности в истории Государственной Думы»

- составить кроссворд, используя термины, относящиеся к нашей сегодняшней теме

Табл.1 Государственная  Дума  в начале ХХ века

ПАРТИЙНЫЙ       СОСТАВ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИЧИНЫ РАЗГОНА

I ДУМА (АПРЕЛЬ – ИЮНЬ 1906 г)

Либеральные партии – 43 %

Трудовики и социал-демократы – 23 %

Националисты – 14 %

Аграрный вопрос

Проект 42-х

(кадеты)                      

                    Проект 104-х      

                             (трудовики)                                      

Дума сеет

«смуту»

II ДУМА (ФЕВРАЛЬ – ИЮНЬ 1907 г)

Революционно-демократические

партии – 43 %

Кадеты – 19 %

Правые – 10 %

Националисты – 15 %

Аграрный вопрос (основной); о реформе народного образования, налогообложения, политических свободах

Была еще более революционной, чем I-ая, по мнению императора

Николая II

III ДУМА (1907 г. – 1912 г.) работала весь срок

Левые – 54 депутата

Правые + черносотенцы –

144 депутата

Центр

Октябристы – 148 депутата

От позиции октябристов (их союза с другими партиями) зависело принятие Думой реакционного или либерального законопроекта

Распущена императорским указом в связи с окончанием срока деятельности

IV ДУМА (осень 1912 г. – 25 февраля 1917 г.)

     Умеренно правые и националисты – 185 депутатов

      Октябристы – 98 депутатов

      Кадеты – 59 депутатов

      Остальные партии – 100 депутатов

Создание Временного правительства

Распущена решением Советов (орган власти большевиков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок парламентаризма

Расширение знаний учащихся 9 класса по вопросам конституционного управления государством. Встреча с Рощиным Валентином Николаевичем )Депутат Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутато...

Сценарий внеклассного мероприятия "Урок парламентаризма"

Внеклассное мероприятие,посвященное 20-летию Законодательного Собрания Ростовской области...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Урок парламентаризма

Для проведения урока посвященного созданию Государственной Думы....

Урок "Парламентаризм в России",

Урок "Парламентаризм в России" посвящен 110-летию создания первой Государственной Думы в России.  Даётся характеристика первых четырех Государственных Дум Российской империи, сравниваются  с...

Единый урок Парламентаризма

Цели: • знакомство учащихся с историей развития  парламентаризма в России;               • с полномочиями,  ст...

Единый урок парламентаризма

Презентация к Парлмаентскому уроку - 2018 по теме "Парламентаризм"...