конспект урока по истории Древнего мира "Архитектура и скульптура Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Гаврилова Елена Алексеевна

Конспект урока по истории Древнего мира "Архитектура и скульптура Греции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhitektura_i_skulptura_gretsii.doc412 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Архитектура и скульптура Греции»

Ф.И.О учителя

Гаврилова Елена Алексеевна

Место работы

ОСПФ МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» в с.Карамышка

Предмет, класс

История, 5класс

УМК

Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина. История Древнего мира. 5класс. М.: « Вентана – Граф» , 2014г.

Тема урока

Архитектура и скульптура Греции

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Педагогическая цель

Формировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действия в форме личного творческого опыта; создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.

Технологии

Здоровьесбережение,  проблемного обучения, создание интеллект – карт, перепутанные логические цепочки, личностно – ориентированное обучение.

Виды деятельности

Индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.

Планируемые результаты(предметные)

  • Познакомить учащихся с архитектурным ансамблем  Акрополя  
  • Выяснить особенности греческой культуры, характерные черты греческого храма и орденской системы
  • Познакомить учащихся с особенностями греческой скульптуры
  • Учить правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, связанные с описанием памятников культуры Афин, бытом и праздниками афинян
  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

  • развивать творческие и коммуникативные компетенции в форме экскурсии
  • сформировать навыки отбора материала для выступления перед аудиторией
  • Развитие навыка выстраивания грамотного доказательного ответа
  • Развитие навыка аргументирования своей точки зрения с помощью доказательной базы
  • устанавливать рабочие отношения во время урока
  • эффективно сотрудничать.

Регулятивные:

  • сознательно организовывать свою учебную деятельность
  • способность решать творческие задачи
  •  представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.)
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
  • осуществлять рефлексию способов действий

Личностные УУД

  • воспитывать уважение к шедеврам и памятникам мировой культуры
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви и уважения к истории и культуре другого народа
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. храм, фронтон, кариатида, скульптура.

Оборудование

Проектор, ноутбук, презентация, учебник,   индивидуальные карточки.

Ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сопровождение, комментарий

I.Организационный

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Елена Алексеевна и сегодняшний урок истории я предлагаю провести вам вместе со мной. Вы не против ?!

Ну что ж тогда посмотрите на свои руки. Обратите внимание - какая это удивительная часть нашего тела. Руки позволяют нам по- особому выражать свои эмоции. Иногда даже самое легкое прикосновение, значит больше, чем слова. С помощью рук мы можем поприветствовать друг друга. Как мы это сделаем? (машут руками в знак приветствия). Мы можем оказать друг другу поддержку. Давайте все возьмемся за руки и почувствуем тепло  и поддержку друг друга. Нам это с вами сегодня пригодится. А как вы мне покажите, что вы знаете ответ? (с помощью поднятой руки). Хорошо. А как вы мне покажете, что вы готовы, все классно!, я предлагаю вот так (Большой палец поднят вверх). А как с помощью рук люди выражают радость, когда им что-то нравится, что люди делают? (аппладируют) Ну что готовы? Покажите мне как вы готовы? (поднимают большой палец вверх).

Я хочу, чтобы вы пожелали друг другу плодотворной и приятной работы на уроке.

Итак посмотрите на слайд и подскажите мне пожалуйста какое слово является объединяющим эти изображения.

«Путешествие»

И я сегодня вас приглашаю в путешествие, но только виртуальное, его особенность состоит в том, что мы будем с вами перемещаться во времени и пространстве не покидая стен нашего класса, используя для этого только различные источники информации и наше воображение. И для того, чтобы не забыть ту информацию, которую мы сегодня будем добывать, чтобы наше путешествие не прошло бесследно у вас у каждого есть для этого карта памяти, сюда мы будем заносить самую важную информацию. Кроме того в пути нас ожидают испытания и важные задания и успешно справляясь с ними вы будете получать виртуальные сувениры. В конце нашего путешествия виртуальные сувениры (лавровый венок)  вы обменяете на золотой, серебряный или бронзовый значок путешественника. (медали)

Наступило время определения нашего место назначения, куда мы отправимся с вами в путешествие.

Посмотрите пожалуйста небольшой видеофрагмент и попробуйте определить, куда мы с вами отправимся?

Правильно, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию

Далекий край далеких истин,

И древность пред тобой – дитя!

Горами дивными ты выстлан,

Дорогой памяти идя….

Греция – колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Что влечёт туристов в эту горную страну?

Её древняя история, её великое искусство.

А в  какой именно город мы сегодня совершим свое путешествие вы попробуете узнать отгадав ребус на слайде?

На высоком холме, над Афинами располагается беломраморное чудо, а ночью оно выглядит ещё более величественнее, подсвеченное прожекторами.

 Ребята, а кто знает о каком чуде я говорю?

Это Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города. Афинский Акрополь представлял собой 156 – метровый скалистый холм с пологой вершиной, около 300 м. в длину и 170м в ширину, на котором были построены великолепные храмы.

Я предлагаю вам совершить экскурсию в Древнюю Грецию, а именно посетить Афинский акрополь. Но для того , чтобы попасть и отправиться в путешествие нам необходимо разрешение на въезд в Грецию. Для этого нам нужно сдать экзамен в Греческом посольстве.

Учащиеся слушают, проверяют подготовленность к уроку, настраиваются на работу.

Слушают

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Слушают

Определяют место назначения нашего путешествия. Отвечают Греция

Ответы учащихся

Отгадывают ребус

Ответы учащихся

Слайд 1

(компас, карта, фото Х.Колумб, поход ит.д.)

Идет видеоряд о Греции

Слайд 2

Афины

Слайд 3

Ночной Акрополь

II.Проверка изученного материала

На каком полуострове находилась Греция,

Из каких частей состоит?

Какими  морями  омывается

А сейчас  мы определим «Кто здесь грек?» У вас карточки с заданием вы сейчас распределите имена тех персонажей, которые относятся к Греции.

Задание: подчеркните  имена тех персонажей, которые относятся к Древней Греции. Хеопс, Одиссей, Сет, Хаммурапи, Солон, Фемистокл, Дарий I, Гомер, Одиссей, Мильтиад, Тутмос III, Геракл, Исида, Прометей, Осирис, Афина, Зевс.

Задание « Вставь пропущенное»

( работа  с карточками»)

  1. Гомер написал…поэмы (2)
  2. Солон провёл реформы в … веке до н.э ( 6)
  3. Перикла избирали стратегом….лет подряд( 15)
  4. Греческий город – государство называется…..

( полис)

5.Школа, где занимались гимнастикой……( палестра)

6. Илотом в Спарте называли…

.( раба) См. прил № 1 

На юге Балканского п-ова

Южная, Средняя, Северная

Эгейское, Ионическое

Работа в парах.

Ответ: Одиссей, Солон, Фемисткол, Гомер, Одиссей, Мильтиад, Геракл, Прометей, Афина, Зевс

Взаимопроверка задания ( пары). .

Слайд 4

 Карта Греции

Слайд 5

Задание

Слайд 6

Ответ

Слайд  7

Задание на карточках

Слайд 8

Взаимопроверка в парах

III.Изучение нового материала и планирование деятельности учащихся

Ребята все вы молодцы, отлично справились с заданием. Не забудьте отмечать за правильные ответы  виртуальные значки.

Мы отправляемся в путь!

Физкультминутка

В Древней Греции афиняне перед путешествие всегда обращались к высшим силам. Давайте и мы с вами попробуем к ним обратиться, чтобы наше путешествие оказалось успешным.

Давайте встанем. И поднимем руки кверху к высшим силам. Вот так. Молодцы. Опускаем руки. Присаживаемся.

Вот мы с вами и прибыли в  древний город Афины.

- Скажите, пожалуйста,  а  с чем мы можем там познакомиться? Обратите внимание на слайд презентации?

Давайте сформулируем тему нашей экскурсии

- А что вы знаете о древнегреческой архитектуре, скульптуре?

- А чтобы вы хотели узнать ?

( Приём ЗХУ)

 

В ходе нашей экскурсии я предлагаю вам составить карту памяти

См. прил.№2

Проблемный вопрос урока:

Греки так говорили о своём городе « Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осёл! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!».

В конце урока  мы подтвердим или опровергнем ваши точки зрения.

Представьте ранее утро июля в Афинах. Все жители города в ярких, праздничных одеждах, с  дорогими подарками идут  по знаменитой Панафинейской дороге. Давайте пойдём вместе с жителями города и узнаем  куда они идут?

Ребята оказывается в июле жители Афин отмечают день рождения богини Афины, покровительницы города. Этот праздник называется Панафинеи. Жители Афин идут  в Акрополь, чтобы принести жертвоприношение богине и поучаствовать в различных соревнованиях ( гимнастических, музыкальных, поэтических). Мы отправляемся вместе  жителями города Афины.

И вот мы у каменных стен Акрополя. Обратите внимание справа от  нас находится маленький храм . Это храм

« Ники – Бескрылой».

Вопрос: Ника – крылатая богиня победы. А здесь она бескрылая. Почему греки хотели видеть её без крыльев?

Основу этого небольшого храма составляют ионические колонны. Или по другому ионический ордер. Ордер – это соотношение определённых частей здания. Главной частью, которой является колонна.

Вопрос:- какие особенности колонны вы можете отметить?

Действительно ионическая колонна имеет мягкий, женственный характер. Её  верх заканчивается красивыми завитками, похожими на бараньи рога.

А теперь мы идём дальше. Чтобы попасть на Акрополь мы проходим через парадные ворота Пропилеи. Они состоят из нескольких рядов дорических колонн.

Вопрос: - Ребята , а каковы особенности этого ордера?

Молодцы! И вот мы оказываемся в центре Акрополя. Здесь множество скульптур. Но из всех выделяется бронзовая статуя – Афины  воительницы ( Промахос).  Её высота была 7 метров.В руке она держит длинное копьё. Острие этого копья высоко поднимается над площадью. Его видно на берегу моря( расстояние до него 10 км) и даже в открытом море. Эту статую сделал скульптор Фидий.

Обратите внимание по правую сторону от нас находится большое, красивое здание – это знаменитый Парфенон. Этот храм, посвящен богине Афине. Храм кажется легким и красивым. Парфенон очень прост: мраморный четырехугольник, окруженный колоннами. Колонны Парфенона примерно в пять раз выше человеческого роста, угловые колонны несколько толще остальных – чтобы на фоне неба они не выглядели тоньше тех, которые видны на фоне затененной стены. Отдельные мраморные блоки ничем между собой не склеивались. Восточный фронтон посвящен сцене рождения Афины из головы Зевса, западный – спору Афины и Посейдона за власть над Афинами

Двадцать веков простояло это мраморное чудо в своем первозданном виде – ни одна колонна не покосилась. Ни дождь ни ветер ни землетрясения не страшны оказались творению древнегреческих мастеров –оно погибло от рук человеческих. В 17 веке во время одной из многочисленных войн, турки устроили в храме склад пороха. В Парфенон попала бомба и он превратился в развалины. Внутри храма стояла 12 – метровая статуя Афины, созданная Фидием. Лицо богини и её руки были сделаны из слоновой кости. Одежду покрывали золотые пластины. В правой руке Афина держала крылатую фигуру богини Ники.

Мы выходим из Парфенона и оказываемся рядом с самым изящным храмом Эрехтейон, посвященный спору Афины и Посейдона, в котором победу одержала Афина. Колонами храма служат женщины-кариотиды.

Вы наверное обратили внимание что греческая архитектура немыслима без скульптуры. Но какой же она была?

Задание: Я предлагаю вам логические цепочки, вы выберите правильную и подтвердите фактами.

Логические цепочки:

  1. «  Воплощение идеальных черт людей --- сильный, мужественный гражданин----неподвижные фигуры-----изображения людей и богов не отличались------изображение фигур в движении».
  2. « Изображение людей в реальности-----поэт, скульптор------изображение людей в движении------изображения людей и богов отличались------неподвижные фигуры».

Учащиеся выполняют упражнения

Ответ: - с архитектурой, скульптурой.

Формулируют тему экскурсии

 ( урока) и её записывают

Ответы учащихся.

( Запись ответов на доске в виде таблицы)

Знаю

Хочу знать

Узнал

В ходе урока учащиеся заполняют  карту памяти

Версии учащихся:

1.Греки абсолютно правы в своей оценке г. Афины

2.Греки преувеличивают оценку своего города

Ответ учащихся: - чтобы победа всегда оставалась с греками

Ответы учащихся

Сообщения учащихся о мифах:

« Рождение Афины» и « Спор Афины и Посейдона»

Работа учащихся в парах

Чтение &34 п.3 стр. 178 - находят нужное утверждение ( № 1) и подтверждают фактами

 ( скульптуры « Стреляющий Геракл», « Дискобол» - Мирон)

Слайд 9

Тема урока

« Архитектура и скульптура Греции»

Слайд 10

Проблемный вопрос

Слайд 15

Храм Ники Бескрылой

Слайд 16

Ионическая колонна

Слайд 12

Пропилеи

Слайд 13 

Дорическая колонна

Слайд 14

Афина - Промахос

Слайд 15

Парфенон

Слайд 16

Статуя Афины в Парфеноне

Слайд 17

Эрехтейон

Слайд 18

Скульптура Древней Греции

IV.  Первичное закрепление изученного материала

Ребята вот и закончилась наша экскурсия по Афинскому Акрополю. Давайте посмотрим, что же вы узнали сегодня. Обратим внимание на нашу карту памяти

Перед вами лежит изображение Афинского Акрополя, отметьте знакомые вам здания.

См. прил. № 3

А сейчас давайте ответим на наш вопрос, который мы сформулировали в начале урока

 « Были ли правы греки в своём суждении?»

Учащиеся смотрят карту памяти

Учащиеся работают с иллюстрациями.

Ответы учащихся.

V. Рефлексия

Подводя итоги в соответствии с количеством полученных сувениров определите какой значок путешественника вы сегодня заработали. И так, поднимите пожалуйста руки кто сегодня уйдет домой с золотым значком, кто с серебряным? Я вас всех поздравляю и знаете давным- давно путешественники возвращаясь домой с сундуками полных сокровищ, а что вы как путешественники положили бы в этот сундучок сегодня?

Ребята, а какое настроение вы сегодня положили бы в этот сундучок,

Если на ваш взгляд урок у нас сегодня получился удачным покажите его с помощью рук (аплодисменты)

Определяют значок путешественника

Поднимают руки

(Сувениры, знания, карты памяти и т.д.)

Выражают своё мнение об уроке

VI.Домашнее задание

Ребята я предлагаю дома вам написать небольшое сочинение о нашей экскурсии на основе нашего урока

и & 34.

Большое спасибо за наш урок, все вы поработали очень хорошо.

Записывают домашнее задание.

Приложение № 1

  1. Гомер написал…поэмы

  1. Солон провёл реформы в … веке до н.э

  1. Перикла избирали стратегом….лет подряд

  1. Греческий город – государство называется…..

5.Школа, где занимались гимнастикой……

6. Илотом в Спарте называли…

Приложение № 2

Приложение № 3

Реконструкция Акрополя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Истории Древнего мира "Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"

Конспект урока  к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Конспект урока по истории « ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».

Конспект урока  по истории для обучающихся 5 класса....