выступление из опыта работы по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»
материал по истории на тему

Игнатова Ирина Геннадьевна

Выступление из опыта работы на районном методическом объединении учителей истории и обществознания в 2018 году по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный методический  кабинет

МКУ  «Центр техобслуживания образования»

Выступление из опыта работы на районном методическом объединении учителей истории и обществознания на тему:

«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»

Подготовила: учитель

истории и обществознания

 МКОУ «Красноярский центр

 образования» Игнатова И.Г.

2017 г.

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

Виды школьных семинаров:

  1. Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. Между учениками распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.
  2. Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Во время урока-семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного урока-семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
  3. Тематические. Этот вид урока-семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания учащихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных
    ее аспектах. Тематический семинар углубляет знания учащихся,
    ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
  4. Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Метод ориентированных уроков-семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
  5. Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение
    изучаемой темы.Метод системных уроков-семинаров раздвигает границы знаний учащихся, не позволяет замкнуться в узком кругу темы
    или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные
    связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон
    общественно-экономической жизни.
  6. Спецсеминары могут проводиться в старших
    классах в рамках узких обществоведческих или исторических тем.

Семинары дают возможность:

1.Получать новые знания на основе самостоятельной работы с различными источниками.

1.Закреплять,обобщать и систематизировать полученные знания.

2.Формировать поисковые и исследовательские умения у  учащихся.

3.Работать  с дополнительной информацией, анализировать информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы.

4. Развивать критическое мышление, культуру общения, речь.

5.Осуществлять  контрольную функцию, являясь итогом и проверкой самостоятельной работы учащихся.

Особенности подготовки и проведения семинарских занятий в школе.

Учитель заранее определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, рекомендует основную и дополнительную  литературу, оказывает помощь в подготовке, проводит групповые и индивидуальные консультации, осуществляет промежуточный контроль.

Учащиеся оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов, конспектов, докладов, рефератов или презентаций.

Тема  семинара должна носить проблемный характер. Вопросы к семинару должны быть сформулированы как можно более четко, возможно с подвопросами, уточняющими взгляд на проблему.

Задания могут быть как общими для класса, так  и индивидуальными.    Класс может быть разбит на группы. Группа получает отдельный вопрос для обсуждения, изучает литературу, определяет основного докладчика, содокладчиков или  оппонентов.

Роль учителя велика не только при подготовке к семинарскому занятию, но и в период его проведения.

Структура уроков-семинаров:

- вступление преподавателя;

- изложение учениками материала учебника, конспектов;

- ответы на вопросы преподавателя;

-заключительное слово преподавателя, подведение итогов.

- практические  задания, тесты;

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он объявляет тему, задачи семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в тетрадь, дает другие советы. В  течение всего занятия направляет  обсуждение в нужное русло, побуждает к живому обмену мнениями, высказыванию и обоснованию своей точки зрения, а возможно, и к спору.

Далее обсуждаются вопросы семинара в форме сообщений, докладов, рефератов, защиты презентаций, развернутой беседы. Многие учащиеся не приучены внимательно слушать выступления своих товарищей, поэтому учителю  необходимо организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый был вовлечен в процесс урока (составление плана, таблицы, схемы, анализ и  рецензирование выступлений учащихся).

Затем учитель организовывает дискуссию с учащимися по изложенным проблемам,задает вопросы учащимся, отвечает на их вопросы.

Подведение итогов семинара тоже очень важный и обязательный этап. Нужно отметить как положительные, так и отрицательные стороны выступлений и ответов, обратить внимание на ошибки и пробелы в знаниях учащихся, оценить их ответы и выступления, выслушать рецензии учащихся сформулировать основные выводы по теме, наметить связь между изученным и тем, что предстоит в дальнейшем.В качестве контроля знаний могут быть даны практические задания или тесты.

Для того, чтобы семинарские занятия в школе проходили успешнотребуется предварительная подготовка и учителю и ученикам (2-3 недели).На первых этапах работы можно и нужно давать учащимся небольшие по объему сообщения, каждое из которых будет составлять как бы часть ответа на один из вопросов семинара.   Затем объем выступлений может быть увеличен, вместо сообщения может быть дан доклад, исследование требующиеболее серьезной подготовки. Могут быть выделены содокладчики, которые часто выступают и как оппоненты. Здесь уже возможно обсуждение, активное участие в раскрытии вопроса, различные точки зрения на него.

 Наиболее сложным представляется такой семинар, который целиком посвящен обсуждению поставленных вопросов.

Следует организовывать уроки-семинары так, чтобы учащиеся постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных
и точных решений. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать
уровень подготовки и интересы каждого ученика в классе, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы учащихся.

Как часто проводить семинары в школе? Существуют различные точки зрения: одни рекомендуют проводить семинарские занятия ( ввиду сложности и длительности их подготовки)  только в старших классах и не более 3-4 занятий в год, другие считают , что семинары являются одним из основных видов занятий, представляя собой важнейший способ, посредством которого учащиеся развивают культуру научного мышления , семинары должны быть систематическими , так как они приобщают к вузовской системе обучения.

Основные методические требования к проведению уроковсеминаров можно свести к нижеследующему:
-
Целенаправленность: постановка проблемы, стремление  связать теорию с практикой, с привлечением обществоведческого или исторического материала и чёткой аргументацией;
-
Планирование: выделение главных вопросов, наличие новинок в
списке литературы;
-
Организация урока-семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

- Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, стимулирующей учеников к проблемному размышлению и активному участию  в семинаре;
-
Отношения «учитель-ученики»: уважительные, в меру требовательные;
-
Управление классом: быстрый контакт со школьниками, уверенное поведение в классе, разумное и справедливоевзаимодействие со всеми учащимися или, наоборот, опора  в работе на лидеров;
Замечания преподавателя: квалифицированные и обобщающие;

Памятка. Как готовиться к семинару. 
I. Внимательно ознакомься:

а) с темой;

б) с вопросами;

в) со списком литературы.

2. Выясни то, что вызывает  сомнения, неясность.

3. Запиши тему, вопросы, литературу в тетрадь.

4. Определи вопрос, который будешь раскрывать на семинаре.

5. Подбери литературу в библиотеке, найди необходимую информацию в интернете .

6. Первоначально сделай работу начерно:

а) составь план ответа;

б) сделай выписки из дополнительной литературы, составь тезисы ответа соответственно плану;

в) проиллюстрируй свои рассуждения примерами.

7. Проконсультируйся у учителя  или консультанта.

8. Исправь или дополни материал, сделай обобщение, выводы. Выдели главное.

9. Перепиши начисто или напечатай свое выступление ,создай презентацию. 10. Перед семинаром ещё раз прочти, перескажи главное.

11. При ответе можно пользоваться записями, но не злоупотребляй чтением.

12. Раскрывая тему, высказывай своё мнение, говори точно,аргументировано, не торопись.

13. На дополнительные вопросы отвечай, хорошо обдумав ответ.

Урок  обществознания в 10 классе.

Тема урока: « Россия - правовое государство . Реальность или утопия».

Тип урока: семинар.

Цели:

- определить сущность, признаки, условия  функционирования правового государства,

- проанализировать основные положения Конституции РФ, соотнести их с принципами правового государства

- раскрыть взаимосвязь правового государства и гражданского общества

- проанализировать конституционно-правой статус граждан РФ.

-определить  проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

-развивать навыки работы с различными источниками знаний, правовыми документами, Конституцией РФ.

- расширить объем правовых знаний учащихся,

Вопросы для семинара:

1.Правовое государство : понятие , признаки, предпосылки.

2.Конституция РФ. Россия - правовое государство

3. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации

4.Пути формирования правового государства в РФ.

Список литературы:

1.Конституция РФ.

2.Обществознание в вопросах и ответах. Под ред. Горбачева В.Г.  – Брянск : Курсив, 2006.

3. Основы государства и права.10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва.: Дрофа, 1999

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Одно из основополагающих положений Конституции РФ , которое гласит , что Российская Федерация является правовым государством. Конституция РФ – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Конституция закрепляет  конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованны и функционируют все основные государственные общественные институты. Конституцию можно сравнить с компасом , который определяет направления развития нашей страны на долгие годы.

Говорят , что правовое государство –это идеал , к которому должны стремиться все демократические государства. Может ли наша страна приблизится к этому идеалу, что для этого необходимо.  Сегодня мы  с вами попробуем  раскрыть сущность правового государства , найти отражение основных характеристик, признаков правового государства  в Конституции РФ, определить  пути формирования правового государства в Российской Федерации.

  1. Выступления учащихся.
  1. Правовое государство : понятие , признаки, предпосылки:(1 чел.)

(Определить сущность, признаки, условия  функционирования правового государства)

  1. Верховенство права во всех сферах жизни общества.
  2. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека.
  3. Реальное разделение властей.
  4. Взаимная ответственность государства и личности.
  5. Единство права и закона .
  6. Политический и идеологический плюрализм.
  7. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением закона.
  1. Конституция РФ. Россия - правовое государство. (Проанализировать основные положения Конституции РФ, соотнести их с принципами правового государства ; раскрыть взаимосвязь правового государства и гражданского общества; проанализировать конституционно-правой статус граждан РФ).(2 чел.)
  2. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.(провести соц.опрос среди старшеклассников: «Как вы считаете можно ли в России создать правовое государство? Почему вы так думаете?».( 1 чел.)

  1. Пути формирования правового государства в РФ. Обсуждение вопроса. Дискуссия. Выводы.

  1. Заключительное слова учителя. Анализ выступлений учащихся.Подведение итогов.

Урок истории в 8 классе по теме:«Зарождение российского парламентаризма в начале 20 века».

Тип урока: семинар.
Цели урока:

 - сформировать у учащихся представление о начале российского парламентаризма , о ведущих политических партиях России начала ХХ века;

 - проанализировать основные программные требования социалистических, либеральных, монархических партий;

- развивать умение самостоятельной работы с различными источниками знаний ,анализировать, выделять главное; делать выводы.
- представлять результаты своих исследований в виде реферата, доклада, презентации и защищать их.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

Основные понятия: парламентаризм ,партия,  многопартийность.
Опережающее задание: в классе 8 учеников , которые получают индивидуальные и групповые задания - подготовить выступление по определенному вопросу в виде доклада, реферата, или презентации.

Вопросы для семинара:

1.Общественно-политические течения и партии в н.20 века.

Характеристика партий:

 1. Политическое направление партии.

 2. Название партии.

 3. Лидер.

 4. Программные цели :

 А) государственный строй

 Б) земельный вопрос

 В) рабочий вопрос

 Г) национальный вопрос

 Д) права и свободы

5. На какие социальные силы партия рассчитывала опереться при достижении своих целей.

А) социалистические (РСДРП  ,  ПСР) -1 группа

Б) либеральные (Конституционно-демократическая партия,  «Союз 17 октября») – 2 группа

В) монархические («Союз русского народа») -3 группа

3. Изменения в государственном устройстве Российской империи. Деятельность Государственной думы.

А) Основные законы Российской империи» (23 апреля 1906 г.)

Б) Общая характеристика работы Государственных дум – I, II, III, IV думы:

- время действия; состав; рассматриваемые вопросы; принятые решения; причины роспуска).- 4 группа

3. Особенности первой российской многопартийности.

Литература:

1.Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

«ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА». Учебно-методическое пособие.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя . Сегодня мы продолжаем говорить о событиях российской истории начала ХХ векаВнутриполитический кризис, усилившийся неудачами армии и флота в ходе русско-японской войны, события “Кровавого воскресенья” 9 января 1905 года в Петербурге, ставшие катализатором мощного революционного подъема в стране, требования “широкого народного представительства”, повсеместно высказываемые видными общественными деятелями и периодической печатью, вынудили самодержавие пойти в начале 1905 года на серьезные политические уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", которым населению России даровались основные гражданские свободы, провозглашались принципы формирования представительного органа - Государственной думы с привлечением к выборам тех классов, “которые ныне совсем лишены избирательных прав” и устанавливалось “как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от
народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

 Говоря сегодня о ведущих политических партиях нам предстоит, систематизируя материал, не только дать характеристику партий, но и попытаться сравнить их взгляды на различные вопросы. В конце XIX – начале ХХ века в России возникло множество политических партий, представляющих интересы различных слоев общества.Классифицируя политические партии можно выделить следующие группы : социалистические, либеральные, традиционно-монархические.

Задание на урок. Заполнить таблицу.

Направление

Название партии,

лидер

Государственный строй

Земельный вопрос

Рабочий вопрос

национальный вопрос

права и свободы

Социальый состав

3. Выступления учащихся: Общественно-политические течения и партии в н.20 века.

1 группа - Социалистические партии ( РСДРП  ,  ПСР)

2 группа – Либеральные партии (Конституционно-демократическая партия,  «Союз 17 октября»)

3 группа – Монархические партии («Союз русского народа»)

4 группа – Изменения в государственном устройстве Российской империи. Деятельность Государственной думы.

3. Особенности первой российской многопартийности.

Обсуждение  выступлений , дополнительные вопросы к учащимся:

1.Почему программу РСДРП условно делят на программу-максимум и
программу-минимум?

2.В чем схожи политические требования программы эсеров  с соответствующими требованиями социал-демократов? Есть ли различия?

3.Сравните позиции кадетов и октябристов по основным программным вопросам.

4. Почему в программе «Союза русского народа» особое место уделяется еврейскому вопросу? Какие меры по ограничению прав евреев намечали черносотенцы?

5. Какую позицию (партию) вы поддержали бы в 1905году? Почему?

6.Требования какой партии, на ваш взгляд, наиболее отвечали особенностям и задачам развития России?

7. Какими качествами (личными, деловыми) должен, на ваш взгляд, обладать политический лидер, чтобы возглавить политическую партию, пользоваться доверием избирателей? Какой из лидеров партий начала века вызывает ваши симпатии? А из современных?

Выводы: 1. Складывание системы парламентаризма в России по сравнению с Западной произошло в гораздо более поздний период времени.

2.Предпосылками складывания законодательного органа власти в России было развитие земского движения, в целом, его либерального течения.

3. Именно в начале XX в. происходит становление и оформление партийной системы.

4. Развитие революционных событий и неудачи во внешней политике вынудили самодержавие выбрать путь политической, институциональной, нормативной модернизации, пусть и в упрощённом виде.

4. Заключительное слово преподавателя: Думский период в истории России начала ХХ в. составил всего двенадцать лет. Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную думу, на деле постарался сохранить за собой почти всю полноту самодержавной власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, обладавшего, хотя и небольшими законодательными правами, являлся уже некоторым ограничением всевластия царя.

Страна пробудилась к политической жизни, Дума была центром активной политической борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Она стала той силой, которая подталкивала самодержавие к самореформированию. В начале XX века Россия превращается из абсолютной монархии в монархию конституционную, о чём свидетельствует появление большого количества партий на политической арене. Партии были различной направленности, у каждой были свои цели и программы. Институт многопартийности является важным признаком становления в стране гражданского общества. Но формирование института многопартийности было прервано в 1918 году. Этот процесс возобновился в России только в конце XX века.

Урок истории в 10 классе:

«Христианство – как выбор цивилизационного пути восточнославянских племен».

Тип урока: семинар.

Цели:  

  1. Выявить причины принятия христианства на Руси.
  2. Охарактеризовать  возможные альтернативы в выборе веры для Руси (иудаизм, ислам, христианство).
  3. Показать значение принятия православного христианства в истории Российского государства
  4. Показать роль князя Владимира в процессе крещения Руси.
  5. Продолжить формирование умений учащихся работать с дополнительной информацией, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы.
  6. Представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных  работ.

Основные понятия и даты: язычество, политеизм, монотеизм. 988 г – крещение Руси.

Вопросы для семинара:

  1. Отказ от язычества.
  2. Как князь Владимир выбирал веру.
  3. Религиозные альтернативы. (Иудаизм, ислам, византийское православие, католицизм).
  4. Крещение Руси.
  5. Последствия принятия Русью христианства.
  6. Память о равноапостольном князе Владимире.

Список литературы:

  1. Бердышев С.Н.Древняя Русь. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.
  2. Православный церковный календарь, издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви , 2014.
  3. Ионов.И.Н. Российская цивилизация. – М: Просвещение, 1998.
  4. История России с древнейших времен до конца 17 века. Научно-популярная энциклопедия М.ООО «Издательство Астрель», 2001 г.
  5. Колыванова В. Владимир Красное Солнышко. Исторический путеводитель. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2014.

План урока:

1.Вступительное слово учителя.

 Добившись единовластия в Русской земле, князь Владимир обратился к  задачам ее внутреннего обустройства. Первой задачей был поиск религии, которая могла бы объединить разноплеменные земли. Почему  же великий князь Владимир отказался от язычества и стал искать новую веру? Какие существовали альтернативы в выборе религии? Почему именно христианство выбрал Владимир? Какое значение и последствия имело крещение Руси?

2. Выступления учащихся:

1. Отказ от язычества.Как князь Владимир выбирал веру.Религиозные альтернативы. (Иудаизм, ислам, византийское православие,католицизм).

2. Крещение Руси.Последствия принятия Русью христианства. Память о равноапостольном князе Владимире.

3.Значение принятия христианства.Выводы, обсуждения. Подведение итогов.

4.Заключительное слово преподавателя.

 Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян. Оно имело большое прогрессивное значение для развития государства, культуры, духовной жизни народа. Русская   православная церковь несла людям идеи добра, справедливости, миролюбия, благородства и вела борьбу с насилием, жестокостью и злом.  Князь Владимир мог бы гордиться тем, что он посеял -взошло, процвело, просияло. Православная вера выдержала много испытаний, но наш народ сохранил её и преумножил. Очень радостно, что в последнее время в нашей  стране православие возрождается и крепнет. Растет число верующих, восстанавливаются святые обители. В тоже время князь Владимир огорчился бы тем, что Святая Русь не сохранила своего единства. Он крестил один народ, одну землю, одно Отечество – Киевскую Русь. Русские, украинцы, белорусы – единокровные, единоверные народы, которые сейчас проживают в отдельных государствах.Некоторые страны всеми силами пытаются разорвать это единство, настроить друг против друга братские народы.  Сегодня нам нужно вспомнить завет князя Владимира о том, что все мы произошли от одного крещения. Киев – место рождения великой православной цивилизации, объединившей народы Святой Руси. Киев – град единой купели Крещения. Об этом говорит Святой Патриарх Московский  и всея Руси Кирилл и призывает противоборствующие силы к миру и братолюбию, к прекращению раздора и смуты. Мы с большой тревогой и волнением следим за событиями , которые происходят в соседней Украине. Верим и надеемся на скорейшее разрешение этого конфликта.

Вспоминая князя Владимира и его сподвижников, обращаясь к их подвигу, мы сохраняем память о наших предках, о великих страницах нашей истории. И важно не забыть, что народ, не помнящий своих корней, обречён на вымирание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»...

Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"...

выступление по теме "Одаренные дети как фактор повышения качества образования

Для поддержки одаренных детейнеобходимо использовать: •индивидуальный подход на уроках•дополнительные занятия•участие в предметных олимпиадах•конкурсы, интеллектуальные игры, ...

Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.

Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...