Главные вкладки

    Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Возникновение театра» для 5 класса.
    учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

    Титаренко Людмила Алексеевна

    Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра».

    В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром.

    Ход урока сопровождается презентацией.

    Используется здоровьесберегающая технология.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozniknovenie_teatra_zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по истории Древнего мира по теме

    «Возникновение театра» для 5 класса.

    Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

                общеобразовательная школа № 2

               Титаренко Людмила Алексеевна. 

    Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра». В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром. Ход урока сопровождается презентацией.

    Используется здоровьесберегающая технология.

    Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о том, что театр возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад, его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса-покровителя виноделов, об устройстве театра, о значении слов «театр», «трагедия», «комедия»;

    Развивающая: развивать творческие способности у учащихся, показать отличие трагедии от комедии;

    Воспитательная: подвести учащихся к пониманию значения театра в жизни людей и общества в целом; воспитать интерес к истории, искусству, заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной темы.

    Планируемые результаты:

    предметные -  закрепление темы «Древний Египет»;

    метапредметные - развивать умение работать  с текстом,  иллюстрациями, картой, работать в группах, выделять главное, развивать умение проводить сравнительный анализ, делать выводы, обобщать, способствовать формированию познавательного интереса;

    личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

    Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

    Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

    Форма урока: урок-театрализованное представление

    Технология: здоровьесберегающая

    Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция», презентация; термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене, сатиры.

    ХОД УРОКА.

    1. Проверка знаний учащихся.

    1) разгадывание кроссворда

    п

    е

    д

    а

    г

    о

    г

    с

    т

    и

    л

    ь

    к

    р

    а

    с

    н

    о

    р

    е

    ч

    и

    е

    м

    и

    р

    о

    н

    г

    и

    м

    н

    а

    с

    и

    й

    п

    а

    л

    е

    с

    т

    р

    а

    Вопросы:

    1. В переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка».(Какова его роль?)   педагог

    2.Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? (А на чем писали?) стиль

    З.Как называлось в Афинах умение выступать с речами в Народном Собрании и судах? красноречие

    4. Назовите имя создателя скульптуры «Дискобол» или «метатель диска»? (А кто скульптор статуи «Копьеносец»?) Мирон  

    5. Как называлось заведение , где свои знания пополняли взрослые афиняне? гимнасий

    6.Название этой школы происходило от слова «борьба»? (Что это такое? Какова цель ее посещения?) _ палестра

    Ключевое слово: Дионис- с празднествами в честь этого бога связано рождение театра в Греции.

    II.Изучение новой темы.

    План.

    1.В театре Диониса.

    Театр- это место для зрелищ. Театральные представления в греческом театре проводились весной , в конце марта, когда было готово вино и уже начиналось оживление природы. Здесь состязались авторы, актеры, хор. В Афинах театр стал существовать с VI в. до н. э.

    2. Устройство театра.

    1) Скене- примыкающая к орхестре постройка ( к ее стене прикреплялись декорации, внутри были костюмы);

    2) орхестра- круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор;

    3) места для зрителей;

    4) театра- сиденья.

    3. Виды представлений:

    1) трагедия- в переводе означает «песнь козлов»(предназначена для очищения человека с помощью сострадания)- Софокл «Антигона»; 2) комедия- произошло от греческих слов «комос»-народ, «одия»- песня (призвана была приводить человека к очищению с помощью высмеивания общечеловеческих недостатков)-Аристофан «Птицы».

    4. Сценка ( отрывок из трагедии Софокла «Антигона»)

    Старец  предсказатель:   К царю греческого города Фивы стражи приводят

    девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат ее в борьбе за власть пошел войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение , а сам он был убит. Тело юноши фиванский царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землей. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь ее ждет казнь.

    Чтец 1:                            В мире много сил великих,

                                             Но сильнее человека

    Нет в природе ничего.

    Мчится он ,непобедимый,        

    По волнам седого моря

    Сквозь ревущий ураган.

    Чтец 2:

    Создал речь он и вольной мыслью

    Овладел, подобной ветру,

    И законы начертал.

    Злой недуг он побеждает,

    И грядущее предвидит,

    Многоумный человек.

    Чтец 3:

    И гордясь умом и знаньем,

    Не умеет он порою

    Отличить добро от зла.

    Человеческую правду

    И небесные законы

    Ниспровергнуть он готов.

    Сын царя:

    Отец, все граждане и весь народ

    фиванский ее вины не признают!

    Царь:

    В моей земле я царствую один!

    Казнить ее!

    Сын царя:

    Принадлежать не может одному

    свободная земля!

    Царь:

    Казнить! И все тут!

    Старец

    Помилуй же убитого!

    Царь:                               Увести на казнь!

    Старец:   Близок час , когда твой дом

                    наполнят стоны женщин и вопль мужей!

    Сын царя:     О, нет, я жить без нее не могу!

                          Прощайте! ( кончает жизнь самоубийством)

    Царица- мать: О, боже, сын мой ! (погибает)

    Царь:                       Горе,       о горе мне! Смерть, я зову тебя!    (погибает)

    Чтец 4:  Но и царь не победимый,

                  Если нет в нем правды вечной,  

                  На погибель обречен!

                  Я ни чувств , ни мыслей ,

                  Ни огня, ни крови

                  С ним не разделяю.

    5. Беседа о современных театрах и актерах.

    1) Какие театры вы знаете, или бывали в них?

    2) Каких известных актеров современности вы знаете? Назовите ваши любимые фильмы.

    III. Закрепление новой темы.

    ПЗ: Почему греки называли театр «школой для взрослых»?

    ППЗ: Сравните, что общего и особенного между древнегреческим и современным театром?

    IV. Обобщение по теме. Рефлексия. –написание синквейна.

    V. Д/3: параграф 39, составить кроссворд на тему

    «Древняя Греция»

    Источники материалов:

    1.Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.

    2.  Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

    3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

    Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

    Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

    Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

    Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

    Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И.  На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....

    Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

    Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

    Разработка урока по истории Древнего мира "От республики - к империи", 5 класс

    Урок ОНЗ по теме "От республики - к империи" Автор: учитель МБОУ гимназии №2 г. Сургута Дивнич Т.В.Основные цели:сформировать у учащихся знания о понятии «империя»; умение различать понятия «республик...

    Презентация по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс.

    Презентация по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс....

    Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

    Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...