Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Возникновение театра» для 5 класса.
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Титаренко Людмила Алексеевна

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра».

В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром.

Ход урока сопровождается презентацией.

Используется здоровьесберегающая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozniknovenie_teatra_zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории Древнего мира по теме

«Возникновение театра» для 5 класса.

Автор: учитель истории  МБОУ Бобровская  средняя

            общеобразовательная школа № 2

           Титаренко Людмила Алексеевна. 

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра». В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром. Ход урока сопровождается презентацией.

Используется здоровьесберегающая технология.

Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о том, что театр возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад, его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса-покровителя виноделов, об устройстве театра, о значении слов «театр», «трагедия», «комедия»;

Развивающая: развивать творческие способности у учащихся, показать отличие трагедии от комедии;

Воспитательная: подвести учащихся к пониманию значения театра в жизни людей и общества в целом; воспитать интерес к истории, искусству, заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной темы.

Планируемые результаты:

предметные -  закрепление темы «Древний Египет»;

метапредметные - развивать умение работать  с текстом,  иллюстрациями, картой, работать в группах, выделять главное, развивать умение проводить сравнительный анализ, делать выводы, обобщать, способствовать формированию познавательного интереса;

личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: урок-театрализованное представление

Технология: здоровьесберегающая

Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция», презентация; термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене, сатиры.

ХОД УРОКА.

1. Проверка знаний учащихся.

1) разгадывание кроссворда

п

е

д

а

г

о

г

с

т

и

л

ь

к

р

а

с

н

о

р

е

ч

и

е

м

и

р

о

н

г

и

м

н

а

с

и

й

п

а

л

е

с

т

р

а

Вопросы:

1. В переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка».(Какова его роль?)   педагог

2.Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? (А на чем писали?) стиль

З.Как называлось в Афинах умение выступать с речами в Народном Собрании и судах? красноречие

4. Назовите имя создателя скульптуры «Дискобол» или «метатель диска»? (А кто скульптор статуи «Копьеносец»?) Мирон  

5. Как называлось заведение , где свои знания пополняли взрослые афиняне? гимнасий

6.Название этой школы происходило от слова «борьба»? (Что это такое? Какова цель ее посещения?) _ палестра

Ключевое слово: Дионис- с празднествами в честь этого бога связано рождение театра в Греции.

II.Изучение новой темы.

План.

1.В театре Диониса.

Театр- это место для зрелищ. Театральные представления в греческом театре проводились весной , в конце марта, когда было готово вино и уже начиналось оживление природы. Здесь состязались авторы, актеры, хор. В Афинах театр стал существовать с VI в. до н. э.

2. Устройство театра.

1) Скене- примыкающая к орхестре постройка ( к ее стене прикреплялись декорации, внутри были костюмы);

2) орхестра- круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор;

3) места для зрителей;

4) театра- сиденья.

3. Виды представлений:

1) трагедия- в переводе означает «песнь козлов»(предназначена для очищения человека с помощью сострадания)- Софокл «Антигона»; 2) комедия- произошло от греческих слов «комос»-народ, «одия»- песня (призвана была приводить человека к очищению с помощью высмеивания общечеловеческих недостатков)-Аристофан «Птицы».

4. Сценка ( отрывок из трагедии Софокла «Антигона»)

Старец  предсказатель:   К царю греческого города Фивы стражи приводят

девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат ее в борьбе за власть пошел войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение , а сам он был убит. Тело юноши фиванский царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землей. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь ее ждет казнь.

Чтец 1:                            В мире много сил великих,

                                         Но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он ,непобедимый,        

По волнам седого моря

Сквозь ревущий ураган.

Чтец 2:

Создал речь он и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру,

И законы начертал.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее предвидит,

Многоумный человек.

Чтец 3:

И гордясь умом и знаньем,

Не умеет он порою

Отличить добро от зла.

Человеческую правду

И небесные законы

Ниспровергнуть он готов.

Сын царя:

Отец, все граждане и весь народ

фиванский ее вины не признают!

Царь:

В моей земле я царствую один!

Казнить ее!

Сын царя:

Принадлежать не может одному

свободная земля!

Царь:

Казнить! И все тут!

Старец

Помилуй же убитого!

Царь:                               Увести на казнь!

Старец:   Близок час , когда твой дом

                наполнят стоны женщин и вопль мужей!

Сын царя:     О, нет, я жить без нее не могу!

                      Прощайте! ( кончает жизнь самоубийством)

Царица- мать: О, боже, сын мой ! (погибает)

Царь:                       Горе,       о горе мне! Смерть, я зову тебя!    (погибает)

Чтец 4:  Но и царь не победимый,

              Если нет в нем правды вечной,  

              На погибель обречен!

              Я ни чувств , ни мыслей ,

              Ни огня, ни крови

              С ним не разделяю.

5. Беседа о современных театрах и актерах.

1) Какие театры вы знаете, или бывали в них?

2) Каких известных актеров современности вы знаете? Назовите ваши любимые фильмы.

III. Закрепление новой темы.

ПЗ: Почему греки называли театр «школой для взрослых»?

ППЗ: Сравните, что общего и особенного между древнегреческим и современным театром?

IV. Обобщение по теме. Рефлексия. –написание синквейна.

V. Д/3: параграф 39, составить кроссворд на тему

«Древняя Греция»

Источники материалов:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.

2.  Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И.  На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Древнего мира "От республики - к империи", 5 класс

Урок ОНЗ по теме "От республики - к империи" Автор: учитель МБОУ гимназии №2 г. Сургута Дивнич Т.В.Основные цели:сформировать у учащихся знания о понятии «империя»; умение различать понятия «республик...

Презентация по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс.

Презентация по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...