Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе
статья по истории на тему

Шкунова Ольга Николаевна

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет дополнительного образования

Кафедра стандартизации профессионального и технологического образования

Итоговая аттестационная работа

Тема: «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе»

Выполнил:

Слушатель группы ПО-2

Преподаватель ОГБПОУ УПК

Шкунова О.Н.

Ульяновск

2016 г.


Оглавление

                                                                                                                  С.

Введение…………………………………………………………………..…

3

Глава 1. Понятие педагогической технологии ……………………….

5

1.1    Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике

5

1.2    Основные качества современных педагогических технологий……..

8

Глава 2. Современные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании и их особенности……………………..

9

2.1    Личностно-ориентированное обучение ….……………………………

10

2.2    Проблемное обучение ………………………………………………….

2.3    Игровые технологии…………………………………..…………….….                                                  

2.4   Технология учебного проектирования…………………………………

12

15                                            

17

Заключение……………………………………………………………………

19

Библиографический список……………………………………..………….

21

Приложение 1. Конспект урока истории с использованием современных педагогических технологий…………………………….… 

22


Введение

Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения выдвигают высокие требования  к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки. Основой  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения является  компетентностный подход обучения, на реализацию которого направлены  основные профессиональных образовательные программы (ОПОП).

Под компетентностным подходом принято понимать совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организацию образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Исходя из основных тезисов компетентностного подхода формируются следующие принципы: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у обучающихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта; 2. Основой обучения становятся действия и операции, относящиеся к профессиональным навыкам, которые нужно получить; 3. Оценка результатов обучения основывается на анализе уровня усвоения студентом профессиональных компетенций в свете выбранной профессии.

 В современном мире требования к выпускникам учебных учреждений  на рынке труда меняются: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. Ценностью становятся не знания, которыми обладает выпускник, а умение и практический опыт их применения.

Для реализации программы ФГОС III поколения и подготовки конкурентноспособных выпускников системы среднего профессионального образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий.

Преподаватели в настоящее время разрабатывают и апробируют задания, позволяющие формировать компетенции и отслеживать уровень их сформированности.

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Особое значение  приобретает формирование учебной деятельности,  обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Тема итоговой аттестационной работы «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе» выбрана не случайно, так как внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста.

Целью работы было выбрано исследование и анализ инновационных образовательных технологий применимых для студентов, получающих среднее профессиональное образование на примере учебных занятий, проведенных в Ульяновском педагогическом колледже.

Основные задачи:

  1. Рассмотреть существующие современные образовательные технологии, применимые при получении среднего профессионального образования,
  2. Проанализировать каждую образовательную технологию и возможность ее внедрения в образовательный процесс,
  3. Проследить влияние от применяемых инновационных технологий на такие показатели как успеваемость и качество обучения студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.


Глава 1. Понятие педагогической технологии.

1.1    Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
•    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
•    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
•   Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
•   Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
•   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
•   Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
•   Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
•   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
•   Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1)  научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2)    процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2)  Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3)  Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним система понятия педагогическая. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Понятие педагогической технологии часто предметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-орентировочная стороны.

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, альдорфская педагогика и др.) К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается.


1.2    Основные качества современных педагогических технологий.

Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;
-         цели обучения - общие и конкретные;
-         содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс;
-         организация учебного процесса;
-         методы и формы учебной деятельности школьников;
-         методы и формы работы учителя;
-         деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
-         диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.


Глава 2. Современные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании и их особенности

        В современных условиях учителю, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.

Технологией обучения мы будем называть определенный способ обучения, в котором основную функцию выполняет средство обучения. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают внедрение современных технологий в образовательную среду. Современные технологии в профессиональном образовании ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны.

Главной целью современных технологий образования является подготовка специалистов к производственной деятельности в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

К современным технологиям в образовании можно отнести: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; игровые технологии; метод проектов.

Привлечение инновационных технологий в образовательную среду позволит  повысить эффективность обучения и воспитания личности, и подготовить высококвалифицированных специалистов для дальнейшей профессиональной деятельности.

Рассмотрим каждую предложенную технологию и проанализируем возможность ее использования в образовательном процессе.


2.1    Личностно-ориентированное обучение.

В настоящее время образовательной  среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности. Другие связывают личностно-ориентированное обучение с развитием индивидуальных качеств обучающегося.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Каждый человек обладает определенным наборам индивидуальных качеств, которые в каждом развиты по-разному. Наиболее значимыми личными качествами, применимыми к профессиональной деятельности, являются: социальная активность, интеллектуальный уровень, конкурентоспособность, работоспособность, эмоционально-волевые качества, потребность в самосовершенствовании.

Для того чтобы гармонично развивать личные качества необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся, основанный на его природных данных. Другими словами моделирование ситуации успеха для каждого студента приведет к  развитию у студента уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости, а значит, позволит повысить уровень его подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.

Ситуация успеха на занятии начинается с создания атмосферы доброжелательности, снятия страха в неправильном ответе, высокой мотивации в получении знаний, самооценивания, как стимула для самоанализа своих знаний.

Таким образом, основными принципами личностно-ориентированного обучения является:

- обеспечение развития и саморазвития личности студента, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;

- предоставление каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможности реализовать себя в образовательной деятельности;

-  учет не только уровня достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированности определенного интеллекта.

И главное профессиональная подготовка студента определяется не только совокупностью знаний, умений и навыков, но и совокупностью его индивидуальных способностей.

Использование данной современной образовательной технологии  повысит мотивацию студентов к обучению и приведет к большей положительной результативности.


2.2    Проблемное обучение.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Одним из них является  технология проблемного обучения.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности студентов.

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями.      

Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

На мой взгляд, проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной,  поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока,  который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Обычно в таком случае, согласуясь с рекомендациями  А. В. Хуторского, я делю свой урок на четыре этапа:

  1. постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации. Например:  Русское дворянство в начале 19 века крайне негативно воспринимало идею политического союза с Францией. Вместе с тем Александр I, будучи выразителем интересов русского дворянства, в 1907 году пошёл на заключение Тильзитского мира;
  2. Выдвижение гипотезы по решению проблемной ситуации. Например:  Союз с Наполеоном отвечал экономическим интересам России или Поражение России при Аустерлице и состояние её армии делали  войну с Францией на том этапе невозможной;
  3. Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой  базы, осмысление проблемы, обобщение материала (изучение литературы и источников, систематизация накопленного материала в защиту той или иной точки зрения, выдвижение новых гипотез, подготовка к защите своей гипотезы); дискуссия.
  4. Аргументированные выступления, синтез гипотез, обобщение, выводы.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью современного исторического образования,  на это есть ряд причин:

в современной исторической науке продолжаются дискуссии по ряду проблем, так нет единства по вопросу  формирования Киевского государства (норманнская теория), спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I. , альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции; революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др. применение в преподавании истории концентрической системы требует отхода от дублирования материала, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников.

Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из нее:

1) проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая учащихся логике мышления). Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907 гг.»,  я предлагаю школьникам  следующее задание: «По ходу изучения темы проследите причинно-следственные связи, определяя причины, задачи, характер, движущие силы первой русской революции».

2) создавая проблемную ситуацию, я высказываю противоположные, полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий и предлагаю детям  принять ту или иную точку зрения и объяснить свою позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907гг.» я формулирую проблему: «В годы первой русской революции большевики считали, что поддержка политики реформ может ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство преобразования действительности?».

При организации проблемной ситуации  я использую следующие приемы:

1) знакомлю с предположением о том, что событие развивалось иначе (высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот в  оценке событий,  например, «превентивный удар СССР»...);

2) указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события  ( личность Ивана Калиты);

3) показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР).

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.»  я формулирую проблемное задание: «Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как Советы угрожали Германии войной». Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.

Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:

1) отбор самых актуальных, сущностных задач;

2) определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

3) проблемное изложение;

4)  эвристическая беседа;

5)  проблемная демонстрация  видеофрагментов;

6)построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств.


2.3    Игровые технологии.

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений эффективным является использование игровых технологий.

Технология игры состоит из трех этапов:  подготовки; проведения; анализа и обобщения.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная  информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть проведены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.    

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, сопоставление связи игры с содержанием учебного предмета.

Сущность игровой технологии

Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

- Мотивационный связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

- ориентационно-целевой связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся

- содержательно-операционный предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

- ценностно-волевой обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

- оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга:

  1. Установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение обучающихся.
  2. Введение в игровую ситуацию. Нередко преподавателю стоит произнести «Представьте, что…», как они начинают входить в игру.
  3. Игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение. Игровая задача заинтересовывает обучающихся (Реши кроссворд, найди ошибку…).

Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках

Среди многообразия игр, которые используются в работе с обучающимися, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

В своей практике широко использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины, урок-суд и т.д.


2.4   Технология учебного проектирования.

«Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой путем самообразования) для активного включения в освоении новых способов человеческой деятельности»  (И.Д. Чечель)

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет  назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата .

          В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);  творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные  или деловые отношения), информационные (направлены на изучение  какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к  администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

            В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно - и межпредметные проекты. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые.

           Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

          Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности.

Сущность метода проектов – создание условий для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цель проектного обучения – стимулировать интерес обучающихся к определенным профессиональным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.

С целью выделения систем действий преподавателя и обучающихся предварительно здесь важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Организация проектной деятельности складывается из: необходимости не столько передать студентам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно; актуальности приобретения коммуникативных навыков и умений; необходимости развития умения работать с информацией (собирать, анализировать, делать выводы).

Основная сложность в использовании данного метода состоит в низкой мотивации студентов к участию в проекте, отсутствия навыков исследовательской деятельности.

          Непременным условием деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.

         Учебный проект позволяет студенту проявиться индивидуально или в группе, попробовать и продемонстрировать свои силы, знания, публично показать результаты.

Результаты этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого учащегося.

Несмотря на разнообразие проектов, все они в завершенном виде должны отвечать определённым требованиям:

  • Предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с авторской идеей.
  • Интерактивность,
  • «дружественный интерфейс»,
  •  продуманная система помощи, подсказок, комментариев.

Сюда же можно отнести требования к дизайну:

  • Умелый подбор цветовой гаммы;
  • Подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий «читабельность» текста;
  • Качество иллюстраций, аудио- и видеофрагментов.

Опираясь на опыт работы над проектами, делаю выводы, что данная технология:

  • усиливает учебную мотивацию
  • даёт возможность ученику почувствовать себя успешным,
  • проектная деятельность учит формулировать проблему, планировать её решение,
  •  формирует навыки работы с информацией,

Ученик становится активным участником процесса обучения, а поэтому, полученные знания, надолго сохраняются и успешно используются.


Заключение

Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное, включающее в себя множество элементов.  Прежде всего, это организация  системного  подхода  создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию  форм  образования.  Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт. Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности,  направленность  на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности студента.

На данный момент существует множество различных технологий в преподавании истории и обществознания. Современный учитель должен владеть основными из них и применять их в своей практической деятельности.  Самыми распространёнными среди них являются технологии: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, игровые, учебного проектирования,применение информационных технологий в образовательном процессе.

У каждой из предложенных технологий имеются свои достоинства и недостатки. Так, обращаясь к технологии проблемного обучения важно отметить её важность для  учащихся среднего профессионального обучения.  Эта  технология позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание студентов на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность учащихся, развивается  критическое мышление. Кроме  того,  и  в  истории,  и  в обществознании есть масса тем, где все точки «над и» ещё не поставлены, а ведутся ожесточённые споры.  Из явных, на мой взгляд,  недостатков методики нужно выделить необходимость выделения под работу такого типа большого количества времени.  

Полного взаимопонимания учителя и учеников требует активно пропагандируемая  А.В. Хуторским игровая технология ведения современного урока. Методика хороша для использования в учебных заведениях СПО. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, рождает заинтересованность в изучении предмета, не даёт уставать. При этом важно отметить, что данный метод требует полного контроля учителя над классом и хороших навыков сознательной дисциплины у студентов. Особенно успешно его можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся.

В огромном потоке информации, сопровождающей современного человека, бывает подчас трудно разобраться. Использование информационных технологий помогает людям ориентироваться в современном мире. Участвуя в творческой, исследовательской деятельности и создавая учебный проект по заданной теме,  студенты используют  ИКТ. Данные технологии позволяют развивать у учащихся познавательную активность, умение самостоятельно конструировать свои знания, находить информацию в любом виде и форме.  

В своей  работе я не коснулась множества технологий, которые применяю на  уроках, остановившись на наиболее важных для меня. По возможности я стараюсь постоянно вносить в свою деятельность разнообразие и использовать наиболее удачный опыт своих коллег. В данный момент с учащимися 1 курса работаю по проектной методике над темой, затрагивающей крупнейшие события  II Мировой войны. В проекте  использую все педагогические  методики, описанные в данной работе.


Библиографический список

  1. Алексашкина Л. Н.  Учебные лекции по истории//Преподавание истории и обществознания в школе, № 8, 2006 г.
  2. Балаян П.В. Метод проектов на уроке истории: нетрадиционные формы обучения на уроке истории // Школьные технологии. 1999.
  3. Бертенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся // Преподавание истории в школе. №3. 2005.
  4. Демкин В.Д., Инновационные технологии в образовании, Исследовательский университет/ под ред. Г.В. Майера.- Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. Вып. 2. С. 22-29.
  5. Концепция воспитания учащейся молодежи. Сост. А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и др. Педагогика. № 3 – 4. 1992.
  6. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П., Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия, Педагогика №4, 2004: Периодическое издание /– С. 12-14.
  7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В., Актуальные вопросы информатизации образования, Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
  8. Партицкая  Г. В. «Игровые формы на уроке истории» //Преподавание истории и обществознания в школе, № 10, 2005 г.
  9. Селевко Г. К.  Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств.- М., НИИ  школьных технологий, 2006.
  10. Селевко Г. К. «Энциклопедия образовательных технологий».- М., НИИ школьных технологий, 2006г.
  11. Хуторской  А.В.  Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб. , Питер, 2004г.
  12. Шкарлупина Г. Д. Преподавание истории и обществознания.-Ростов-на Дону, Феникс, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности учителями иностранного языка

краткий обзор педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка учителями гимназии №7...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".

В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»...

Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе.

Применение современных компьютерных технологий в образовательном процессе....