Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся
статья по истории на тему

Шкунова Ольга Николаевна

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное           образовательное учреждение

« Ульяновский педагогический колледж»

Педагогический проект

По теме: «Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся»

Работу выполнила:

Шкунова Ольга Николаевна

Преподаватель истории и общественных дисциплин ОГБПОУ УПК

Ульяновск

2017


Содержание

1. Введение

3

2. Цели и задачи

5

3. Этапы

5

4. Практическая реализация проекта

5

5.Темы для мультимедиа проектов

7

6. Предварительный (типовой) план для разработки мультимедиа проекта

7

7. Выводы

7

8. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

8


Введение

Актуальность темы данной работы объясняется рядом причин. Среди наиболее важных необходимо выделить правовой нигилизм, распространенный среди нашего населения. Причем среди молодежи процент людей со слабыми, размытыми представлениями о праве, о том, как устроено и работает правовое гражданское общество, существенно выше. При этом парадоксальность ситуации заключается в том, что государство через систему образования вкладывает очень большие средства для формирования необходимых знаний у подрастающего поколения. Но, не смотря на все затраченные силы ситуация, на мой взгляд, значительно не улучшается. Я думаю, что проблема кроется в системе преподавания дисциплин гражданско-правовой направленности, в размытости морали современного общества, а также в отношении родителей к вопросу правовой самостоятельности их детей.

С моралью современного общества всё достаточно очевидно. Мы пытаемся привить учащимся нормы, ценность которых нередко не подтверждаются или вообще опровергаются настоящей действительностью. Это в детском максималистском сознании порождает диссонанс и неприятие, которое может иметь разные степени внешнего проявления: от очень поверхностного усвоения знаний до откровенного пренебрежения предметом. Говорить о глубоком проникновении знаний и их фиксации в таких условиях очень сложно. Для преодоления этой стены каждому педагогу приходится искать свой путь, причем он должен быть индивидуален по отношению к различным группам учащихся.

Важно чтобы родители понимали необходимость привития самостоятельности своим детям с раннего возраста, в том числе в области отстаивания своих прав и выполнения своих обязанностей. Это особенно актуально в сегодняшней ситуации, когда в России идет полным ходом становление системы ювенальной юстиции, призванной помочь детям в реализации их прав.  Дети, по замыслу идеологов данной системы, всегда смогут воспользоваться её компетентной помощью, и не останутся со своими проблемами один на один.

Еще один пласт проблем современного образования кроется в несовершенстве методов преподавания, их консервативности, излишней теоретизированности и большом объеме учебного материала. Давно известно, что знания, не востребованные в практической повседневной жизни, очень быстро угасают. Поэтому есть необходимость минимизировать программу, но сделать мощнейший акцент на практическое применение полученных знаний. Это могут быть всевозможные тренинги, ролевые и интеллектуальные игры, диспуты, конференции, экскурсии и министажировки в сферах регулирующих правовые отношения граждан. 

В наше время вследствие технического прогресса меняется специфика процесса восприятия человеком информации. Хорошо это или плохо (отдельная дискуссия), но мы стали свидетелями того как сознание человека деформируется, меняется способы восприятия, анализа, обработки информации. Простой пример этого - сегодняшний учащийся, который с большими сложностями воспринимает информацию из бумажных книг, многое может запомнить из фильма, компьютерной игры. Сегодняшние преподаватели сформировались в период, когда основным источником информации были книги. В результате мы имеем существенный разрыв. Преподаватель и учащийся находятся в разных информационных подпространствах, не имеющих точек пересечения.

Еще одно важное достижение прогресса это беспрепятственный и оперативный доступ к любой информации. Причем объем этой информации часто избыточен. И важнейшим навыком для учащегося становиться умение выбрать нужную информацию, правильно расставить акценты и самое главное выработать правильное решение на основе этой информации.

В этой ситуации можно по-прежнему стоять на классических позициях и пытаться преподавать по-старому. Но вы рискуете остаться не только не понятым, а просто не услышанным и не увиденным. Таким образом, сколько-нибудь успешное преподавание в современном учебном заведении не возможно без достаточно интенсивного использования современных мультимедиа средств.

Занимаясь преподаванием дисциплин обеспечивающих повышение правовой грамотности учащихся, я пытаюсь максимально решить те проблемы, которые были обозначены мною выше. В частности, на уроках я не только даю теоретический материал, но и организую живые дискуссии, обсуждения того нового, что мы узнали. Причем делаю это в привязке к самым распространенным, типовым для нашей повседневной жизни случаям. Мы пытаемся моделировать ситуации, по ходу внося новые моменты, импровизируя, примеряя на себя различные роли.

Теоретический материал необходимо четко структурировать, выявить основную суть, не перегружать подробностями, которые могут затмить собой базисные моменты. Приветствуется использование схем, наглядности. Большим подспорьем в этом направлении является возможность использовать на уроках компьютер. Как для проведения простейших презентаций, так и для демонстрации полноценных мультимедиа проектов.


Цели и задачи

  • Оттачивание учащимися навыков отбора структурирования и оформления материала в цельный мультимедиа проект.
  • Отработка навыков выступления на конференции перед аудиторией.
  • Формирование у учащихся навыков самоорганизации и самостоятельной командной работы.
  • Повышение уровня правовой культуры учащихся.

Этапы

  1. Разработка списка тем для подготовки мультимедиа проектов.
  2. Распределение учащихся по проектным командам. Выявление лидеров команд. Налаживание работы команд.
  3. Выбор командами заинтересовавших их тем.
  4. Тестирование учащихся с целью выявления их правового уровня в разрезе выбранных учащимися тем для мультимедиа проектов.
  5. Разработка командами мультимедиа проектов по выбранным темам.
  6. Консультации команд с преподавателем.
  7. Предварительный отсмотр мультимедиа проектов.
  8. Доработка мультимедиа проектов по выявленным недостаткам.
  9. Конференция “Наиболее актуальные правовые проблемы, с которыми может столкнуться молодежь”. С выступлением команд со своими мультимедиа проектами. Обсуждение каждого мультимедиа проекта.
  10. Тестирование учащихся принявших участие в конференции на предмет полученных ими на конференции знаний.
  11. Тестирование учащихся, не принимавших участие в конференции на предмет “Наиболее актуальные правовые проблемы, с которыми может столкнуться молодежь”.
  12. Аналитическая обработка сводных данных по тестированию учащихся. Формулирование выводов.

Практическая реализация проекта

  1. На первом этапе преподаватель выбирает наиболее острые касающиеся молодежи проблемы в правовой сфере. Далее преподаватель разрабатывает конкретные темы, определяет объем и содержание мультимедиа проектов, а также план. Преподаватель определяет сроки, к которым должны быть выполнены отдельные этапы.
  2. На втором этапе преподаватель совместно с учащимися производит разделение учащихся на команды. Каждая команда выбирает себе главного координатора. В соответствии с навыками и умениями учащихся происходит разделение сфер ответственности каждого участника команды (подбор информации по теоретической части, по практической, IT-поддержка проекта, отсмотр и редактирование).
  3. На третьем этапе команды должны выбрать темы для своих проектов.  
  4.  На четвертом этапе преподаватель должен разработать тест позволяющий определить уровень правовых компетенций учащихся, в объеме тем предложенных к разработке в мультимедиа-проектах. Преподаватель должен также провести данный тест с учащимися и зафиксировать его результаты.
  5. На данном этапе учащиеся ведут активную работу по разработке проекта.
  6. На каждом этапе разработки учащиеся проводят консультации с преподавателем для своевременного отсеивания лишнего материала и расстановки правильных акцентов.
  7. К данному этапу учащиеся должны полностью закончить свои мультимедиа проекты, в том числе подготовить выступление с данным проектом на конференции. Провести отладочные показы внутри своей группы. После этого группа презентует данный проект преподавателю. Преподаватель должен сформулировать свои замечания, если они имеются.
  8. На данном этапе проектные команды должны доработать свои проекты с учетом замечаний преподавателя либо найти какие-нибудь другие ходы, которые бы одобрил преподаватель.
  9. На данном этапе преподаватель должен подготовить проведение конференции. Основными докладчиками будут выступать представители проектных групп. Остальные учащиеся будут находиться в зале. После каждого доклада должны проводиться дебаты. На которых учащиеся могли бы выразить свое отношение, понимание затронутой темы, привести свои примеры данных явлений, вступить в полемику друг с другом и с преподавателем.  
  10. Преподаватель должен разработать более углубленный и содержательный тест, по затронутым на конференции темам. И провести данное тестирование с учащимися, присутствовавшими на конференции.
  11. В конце года преподаватель должен провести аналогичное тестирование в группах, где информация полученная учащимися в ходе проектной деятельности была дана с помощью традиционной технологии.
  12. На данном этапе необходимо провести анализ данных тестов для понимания того помогает ли проектная деятельность более глубокому изучению материала? Является ли данная технология более эффективной по сравнению с традиционной?


Темы для мультимедиа проектов

  1. Выборная система РФ.
  2. Табакокурение, употребление алкогольных напитков, продажа табачных изделий и алкогольных напитков.
  3. Употребление, хранение, производство и продажа наркосодержащих и прочих психотропных веществ.
  4. Хулиганство, вандализм, воровство.
  5. Участие в общественно-политических акциях.
  6. Экстремизм.
  7. Правовое регулирование половой жизни несовершеннолетних.
  8. Склонение к суициду. Группы смерти.

Предварительный (типовой) план для разработки мультимедиа проекта

  1. История возникновения исследуемого явления. Очень кратко.
  2. Основные правовые нормы, регулирующие данное явление, их содержание. Отношение данных правовых норм с устоявшейся моралью нашего общества. Обязательно наличие блок схемы (каждое действие – вилка ответственности).
  3. Правоприменительная практика, существующая на данный момент на региональном и на федеральном уровне. Яркие примеры освещенные СМИ. Либо по материалом существующих реальных дел.
  4. Аналоги подобных правовых норм за рубежом (США, Европа, Азия, ближнее зарубежье).
  5. Тенденции развития данных правовых норм. Эффективность данных правовых норм, обязательно с опорой на статистические данные.

 

Выводы

Результатом реализации данного проекта должен стать рост правовых компетенций учащихся их интереса к учебной и познавательной деятельности, в том числе, в новом формате.

Ожидается с одной стороны повышение сплоченности в ходе совместной работы в группах, с другой стороны создание конкурентной среды между группами. Эти факторы должны благотворно повлиять на психо-эмоциональный фон в коллективе учащихся. Что в свою очередь позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Ожидается получить по результатам анализа тестов (динамики изменения правовых компетенций учащихся получивших знания с помощью разных технологий) подтверждение гипотезы о том, что средства мультимедиа действительно позволяют достигать более высоких результатов в учебной деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Борисова О.А. Формирование правосознания школьников в курсе граждановедение. Современные проблемы преподавания философии. Сборник научно-исследовательских материалов. – Челябинск, 2003 – Вып.1
  2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности / Е.О. Галицких. – М.: Академический проект, 2004
  3. Городецкая Н.И. Информационная образовательная Интернет-среда России. Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин. – Н.Новгород, 2004.
  4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 
  5. И.А.Ильин. О сущности правосознания. - Москва, 1993.
  6. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.
  7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.
  8.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  9. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
  10. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С. 52-55  
  11. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование. - 2000. -  № 7.
  12. «Что такое правовая культура». Изд. «Просвещение», Москва, 1988.

Список Интернет-ресурсов.

  1. http://www.prodlenka.org
  2. http://www.uchportal.ru
  3. http://www.zavuch.info
  4. http://www.it-n.ru
  5. http://www.istorik.ucoz.com
  6. http://www.his.1september.ru
  7. http://www.nvobrazovanie.ru
  8. http://pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой культуры учащихся

Эта книга - результат работы творческой группы в моей школе. В основе формирования правовой культуры  лежат приёмы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", которые испол...

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"

Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся

Разработка мультимедиа проектов как средство формирования правовой культуры учащихся...

Школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся.

,Статья рассматривает школьные средства массовой информации как средство формирования экологической культуры учащихся....