Историческое образование как основополагающий фактор духовного становления и патриотического воспитания школьников
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Ледяйкина Василиса Георгиевна

Формирование патриотизма обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческое образование как основополагающий фактор  духовного становления и патриотического воспитания школьников

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое 
достоинство – силой его патриотизма. 
Н.Г.Чернышевский 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. «Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [3, с. 10].

В ХХI веке в России происходит возрастание значимости патриотического воспитания, идет восстановление его структуры, наполнение ее новым содержанием. Правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая нацелена на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [5].

Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм неразрывно связан с историческим прошлым. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Именно поэтому особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение учащимися отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре.

История – это та дисциплина, которая дает благодатный материал для формирования патриотических чувств, для формирования личности, становления гражданской позиции. Писатель В.П. Белов заметил: «Вне памяти, вне традиций и культуры нет личности».  Память формирует духовную крепость человека. История – это проявление души народа, его золотой запас. Ее воспитательный потенциал раскрывается в каждой теме урока [7, с. 20].

Содержание патриотического воспитания подростков в процессе изучения отечественной истории состоит в формировании чувства сопричастности с ценностями отечественной истории и культуры, подкрепленного опытом социально значимой деятельности, на основе эмоционально окрашенных знаний о патриотических ценностях русского народа. Успешное решение задач патриотического воспитания подростков в процессе изучения отечественной истории обеспечивается развитием его содержания на основе междисциплинарной интеграции, взаимодополняемости политико-правового, историко-героического и духовно-нравственного компонентов; непрерывности, последовательности и  преемственности  в освоении подростками патриотических ценностей; наличием возможности реализации патриотических чувств  в  социальной практике [8].

История занимает основополагающее место в системе духовного становления личности. Знакомство с историческим наследием и умение учиться у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике. Необходимо постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Нравственное воспитание учащихся путем формирования у них гражданских, патриотических чувств – одна из важных функций школьного предмета «история».

Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися  идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. [10, с.13]. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. [10, с. 23] На протяжении всей истории нашей страны подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Военный героизм считается эталоном поведения русского воинства. Воодушевить на подобные великие поступки мог лишь патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки истории, посвященные Великой Отечественной войне, Отечественной войне 1812 года. Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли - еще одна тема для воспитания патриотизма. Патриотическую направленность содержит  материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Воспитанию любви к Родине способствуют образы исторических деятелей. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах великих людей – аспекты патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма и гражданственности строится также на православном наследии русской истории, патриотическом опыте русских и советских полководцев,  русской иконописи,  шедеврах русского искусства, народных традициях и обычаях, деятельности выдающихся деятелей науки и т.д.

Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература и музыка.

Повышению эффективности исторического образования способствует использование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др. Патриотическая направленность занятий основывается на систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции.

На уроках истории как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.

В патриотическом  воспитании учащихся эффективно применение технологий учебной и внеурочной деятельности, включающих активные формы и методы (эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, убеждение, использование видео- и иллюстративных материалов, дискуссия, реферирование, работа с первоисточниками, биографиями, интернет-ресурсами, решение проблемных заданий на интегрированных уроках, уроках обобщения, размышления, обсуждения, коллективные творческие дела, интерактивные игры и др.), адекватные возрастным особенностям. Они направлены на одновременное формирование системы патриотических знаний, взглядов и убеждений, включение в доступную возрасту личностно и социально-значимую деятельность. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы [8].

История, как учебный предмет, - одна из немногих, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе юного россиянина любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на прекрасные образцы и гуманистический исторический опыт.

Посредством изучения истории становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования  человеческой цивилизации, понимание взаимосвязи каждого из нас с всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины.

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, малой Родины, страны в целом) дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской и жизненной позицией. Реально переживают учащиеся чувство привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, проводят поисково-исследовательскую работу, участвуя  в краеведческих олимпиадах и конкурсах («Отечество», «Мой музей» и т.д.), создают проекты, оформляют «Книгу памяти».

  Краеведение имеет огромный потенциал: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Испытывая радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, учащиеся внутренне воспринимают идею патриотизма. Юный гражданин растет не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, земляков, на событиях из истории своего села, города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.  История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы учащиеся знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Особое внимание при изучении краеведения необходимо уделить подбору материала. Так как он должен найти отклик в умах и сердцах детей, заставить их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками. Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре. Исторические знания об особенностях своей малой Родины - своего региона учащиеся  могут изучать как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности.

Историческое образование способствует формированию личности школьника, становлению его гражданской позиции. Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Знание истории помогает твердо стоять на родной земле, гордиться ее историческим прошлым, быть достойным ее будущего. Так усиливается любовь к Родине. Так человек приходит к осознанию того, что он является патриотом своего Отечества.       

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни обучающихся.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание – важнейшее условие консолидации всего общества, оно является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Огромную роль в этом процессе играет историческое образование, являясь основополагающим фактором духовного становления и патриотического воспитания юных граждан России.

Список использованной литературы:

1. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2008. - №9. - с.10-14.  

2. Власова Т.И. Духовно ориентированная модель современного воспитания // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2008. - №2. – с 18-22.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе/ Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.]

4. Воспитание патриотизма на уроках истории.  [Электронный ресурс]. URL:      www.oboznik.ru/?p=38860

5. Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/

6. Данцев  В.В. Патриотическое воспитание школьников на уроках истории.  [Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/soobscheniepatrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_urokah_istorii-476580.htm

7. Зенченко Е.В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время // Эксперимент и инновация в школе. 2015. - № 2. с. 20-23

8. Левкина Т. В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat   [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/patrioticheskoe-vospitanie-podrostkov-v-protsesse-izucheniya-otechestvennoi-istorii-v-obshch#ixzz5MfHpdlwu

9. Миронов К.С.  История – особая наука: мысли об истории и историках // Преподавание истории в школе, 2001. - №5. с. 39 – 42.
       10. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

11. Смахтина Н. И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма, 2016. - № 5. с  1 - 7

12. Чемерилова И.А., Морозов С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука, 2016. - № 12. с 119 - 121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования

Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....

Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использо...

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Лёгкая атлетика — основополагающая дисциплина в системе физического воспитания школьников

Система физического воспитания — исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организа...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...

Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов

Актуальность проектаЧувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили сам...