Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования
методическая разработка по теме
Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования
Тема инновационного опыта | Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования | |||
Реализация целевых муниципальных и республиканских программ | Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования, нравственного и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. | |||
| Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей новых форм и методов гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления, можно достигнуть успехов в этом направлении. Путем методической деятельности В Доме детского творчества реализуются целый ряд целевых муниципальных и республиканских программ: - Республиканская программа «Движение юных патриотов» ( Проведение районной игры, состоящей из этапов игры, включающая в себя знания истории Отечества, прав ребенка, смотра строя и песни, физической подготовки и т.д.) - Программа республиканского Патриотического объединения «Поиск» ( районные акции, тимуровская помощь ветеранам и вдовам погибших, пожилым людям, организация десантов по местам рождения героев ВОВ Ельниковского района, пополнение экспозиций комнат и залов боевой славы в общеобразовательных школах района, сбор информации об истории ВОВ и послевоенных лет и т.д.) - Программа Мордовского детско-юношеского общественного движения «Истоки»( в рамках программы проводится районная деловая игра «Выборы в районные советы детского и юношеского самоуправления», работа с активом, кураторское направление ( работа старшеклассников с дошкольниками и младшими школьниками в форме шефства), информационно-аналитическое (работа со СМИ,КВН-ское движение среди районных школьных команд, акции Ассоциации «Милосердие», мероприятия асоциального поведения подростков и др.) - Программа Республиканской молодежной общественной организации «Клуб веселых и находчивых Республики Мордовия»(деятельность районной сборной команды «Елки-палки»)
| |||
Наличие собственного инновационного опыта методической работы:
- концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов работы с педагогами); | Считаю, что выбранная мною проблема, очень актуальна. В современных условиях в обществе происходят кардинальные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах нашей жизни. Резкое расслоение общества, переоценка фундаментальных духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В результате чего произошли смена мироощущений и ценностных ориентаций общественного сознания, которые усилили отчуждение молодежи от института, семьи, государства. У значительной части молодежи сформировано негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, чести, гражданского долга, личной ответственности, что в свою очередь отрицательно сказалось на духовно-нравственном, психическом и физическом здоровье подрастающего поколения... Детские общественные организации и объединения обладают огромным потенциалом, так как с одной стороны, являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей, что способствует воспитанию творческой, гармонично развитой личности, способной к интеллектуальному труду, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим. Новизна опыта заключается в том, что разработанные мною методические рекомендации, сценарии способствуют развитию творческого мышления учащихся, их гражданской зрелости, дают возможность учащимся занять активную правовую позицию, подготовить лидеров школьной молодежной организации и организаторов школьного самоуправления. Для педагогов школ разрабатываются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процессе патриотического воспитания. Для осуществления поставленных целей разработана система традиционных мероприятий и творческих проектов, основополагающими принципами которых являются: - системность; - гласность; - учет индивидуальных особенностей учащихся; - перспективность | |||
- наличие теоретической базы опыта; - ведущая педагогическая идея; - оптимальность и эффективность средств | - Авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать воспитательную систему в детском коллективе. Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного Человека. Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь по законам Истины, Добра и Красоты - Патриотическое воспитание молодежи в Республике Мордовия: состояние, опыт, перспективы / Под. Ред. Н.А.Ануфриевой. – Саранск, 2002 - Было пройдено обучение в ГОУДПО(ПК)С «Мордовский республиканский институт образования» по проблеме: «Проектирование работы по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования детей».
Ведущая педагогическая идея – создание условий для самореализации молодых жителей нашего района, способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся через решение таких задач, как воспитывать любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, прививать детям навыки общественной деятельности, помогать им вырабатывать четкую гражданскую позицию, способствовать развитию личностных качеств. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания. . Важным звеном успешного обучения и воспитания является органичное слияние преподнесения теории с практикой, что повышает мотивацию учащихся; вовлекает их в самостоятельный процесс самообразования и саморазвития. | |||
- результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат); - наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми | Каждому участнику воспитательного процесса предоставлены возможности проявить свою индивидуальность, основываясь на личностных качествах. добиваться положительных результатов. Занятие интересным делом дает возможность самосовершенствоваться, удовлетворить свои интересы, развивать способности, работать в социуме, , участвовать в коллективных творческих мероприятиях, , повышать культурный и духовный уровень, вести диалог между воспитанником и учителем на равных. Целевые муниципальные и республиканские программы, календарно – тематический план работы методиста, план воспитательной работы, план работы с родителями, план самообразования, разработанные положения районных мероприятий различной тематической направленности, разработанные сценарные материалы районного уровня, наглядные пособия, образовательные программы кружковой деятельности, справки о проведенных мероприятиях, анализ работы за истекший год | |||
Взаимодействие с субъектами образовательного процесса | Взаимодействие с субъектами образовательного процесса – заместителями директоров по воспитательной работе и старшими вожатыми, классными руководителями общеобразовательных школ района - решается путем консультативно - индивидуальной, коллегиальной информационной методической помощи, что способствует осуществлению воспитательного процесса в школе. Ключевым показателем уровня развития социума – взаимодействие с семьей. Разрабатываются планы и методические пособия по организации работы с детьми, такие как – совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов ( праздники, акции, родительские собрания, дни семьи, дни открытых дверей и др.) Самым тесным образом осуществляется сотрудничество со старшеклассниками, с целью закрепления и усвоения определенных ценностей – дружбы, активного образа жизни, патриотизма, гражданственности, патриотизма. Ведется совместная работа с ГУ «Центр занятости населения», Управления социальной защиты населения, районным обществом ветеранов. Для повышения статуса учреждения осуществляется взаимодействие со районной газетой «Ельниковуская трибуна»: освещение мероприятий, опыта работы, победы учеников.
| |||
Участие в профессиональных конкурсах | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.
В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...
Статья «Патриотическое воспитание учащихся в отделении дополнительного образования школы»
В статье приводятся примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию учащихся....
«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»
Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...
Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...
Статья на областную конференцию "Час общения как форма эффективного воспитания детей в учреждении дополнительного образования"
В статье представлена структура, методика проведения часа общения в учреждении дополнительного образования...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ученые отмечают, что основными причинами ухудшения состояния здоровья современного поколения является низкий уровень культуры здоровья и безответственное отношение к своему здоровью. Исследователи зам...