Статья на областную конференцию "Час общения как форма эффективного воспитания детей в учреждении дополнительного образования"
статья на тему

Торшина Анна Вячеславовна

В статье представлена структура, методика проведения часа общения в учреждении дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torshina_chas_obshcheniya.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАС ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Торшина А. В.

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»

Без нравственной чистоты теряет смысл все —

образование, духовное богатство,

трудовое мастерство, физическое совершенство".

В. А. Сухомлинский

В настоящее время современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию, прежде всего детскому и молодежному во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Каким будет общество, во многом будет зависеть оттого, какие основы взрослые заложат в сознание детей. Многочисленные проблемы, нависшие над миром (рыночные отношения, индивидуализм), имеют один общий глубинный корень. Находится этот корень внутри человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, им творимый. Поэтому наиглавнейшим делом созидания благополучного и более прекрасного будущего будет созидание более совершенного Человека.

«Кроме этого, введение инноваций в содержание, технологии, организацию и управление воспитанием обусловлено спецификой функционирования и воспроизводства современного Детства. Современные дети, рожденные в век высокотехнологичной индустрии, уже к началу школьной жизни имеют богатый опыт работы с цифровыми устройствами и интернетом. Главная особенность современного информационного общества – более активная представленность открытости мира человеку и человека всему миру, выход его за пределы привычной среды в принципиально новое пространство. Современная ситуация Детства связана с отношением ко взрослым как к посредникам, открывающим им, детям, будущее, и как к соучастникам их деятельности» [1].

Интернет может оказывать как положительное (библиотека всевозможной литературы), так и отрицательное (группы «смерти», группы АУЕ, создание иллюзии вседозволенности) влияние на ребенка.

В Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области» реализуется программа «Путь к совершенству». Цель программы: создание условий для разностороннего развития детей, формирование нравственных качеств и функционирование системы непрерывной воспитательной работы в учреждении дополнительного образования.

Новизна программы заключается в  том, что в ее основе лежит час общения - одна из важнейших форм организации воспитательной работы в учреждении дополнительного образования. Это время, когда по-настоящему, в неформальной обстановке можно не только затронуть проблемы, которые волнуют детей, но и посредством специально подобранной тематики формировать нравственное сознание.

Обучение и воспитание осуществляется по 11 направлениям Программы развития воспитательной компоненты с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года:

- гражданско-патриотическое;

-нравственное и духовное;

-воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

-интеллектуальное воспитание;

-здоровьесберегающее воспитание;        

-социокультурное и медиакультурное воспитание;

-культуротворческое и эстетическое воспитание;

-правовое воспитание и культура безопасности;

-воспитание семейных ценностей;

-формирование коммуникативной культуры;

-экологическое воспитание.

В МАУ ДО ЦРТДЮ города Новотроцка разработано Положение о проведении часа общения в объединениях и методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Согласно Положению:

1. Основные задачи часа общения

1.1.Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности ребёнка, его творческих способностей.

1.2.Обогащение знаний о природе, человеке, родном крае.

1.3.Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка к себе, к другим людям, окружающему миру.

1.4.Формирование коллектива объединения как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности обучающихся.

2. Функции часа общения

2.1. Просветительская функция заключается в том, что час общения расширяет круг знаний детей о творчестве, нравственности, гуманности, этике, эстетике, психологии, а также сведения о  событиях, происходящих в городе Новотроицке, Оренбургском крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

2.2. Ориентирующая функция состоит в формировании определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке иерархии материальных и духовных, общественных ценностей.  Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.

2.3. Направляющая функция часа общения предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики детей, направляя их деятельность. Способствует профилактике асоциального поведения, формированию здорового образа жизни. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни детей, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.

Чаще всего час общения выполняет все три функции одновременно.

3. Формы проведения часа общения

Игра (интеллектуальная, деловая, ролевая), конкурс, викторина, дискуссия, тренинг, «мозговой штурм», диспут, беседа.

4. Организация часа общения

Организация часа общения включает в себя следующие этапы:

1. определение темы часа общения

2. определение формы, методов, технологии проведения часа общения

3. определение места проведения

4.составление плана проведения часа общения

5.вовлечение в процесс подготовки и проведения как можно больше участников

6.распределение заданий между творческими группами и отдельными воспитанниками

7.подготовка помещения (уборка, проветривание, декорирование кабинета).

8.проведение часа общения

5. Структура часа общения

В структурном отношении час общения состоит из трех частей:

-вступительной (активизирование внимания воспитанников, обеспечение серьезного и уважительного отношения к теме разговора, определение места и значения обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества)

- основной (цели определяются воспитательными задачами часа общения)

-заключительной (стимулирование потребности детей в самовоспитании, поддержка желания изменить к лучшему жизнь окружающих)

6. Права и обязанности

6.1.Совместное определение педагогом и детьми тематики часов общения, места, формы и методов проведения.

6.2.Вовлечение педагогом в процесс подготовки как можно большее количество детей, распределение  заданий между ними с учетом их пожеланий и интересов.

6.3. Привлечение к участию квалифицированных специалистов (психолог, педиатр, нарколог, специалист комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.)

6.4. Еженедельное проведение педагогом часа общения, отметка часа общения в учебном журнале.

Примерная тематика часов общения на учебный год

Сентябрь:

  • Семья в моей жизни;
  • Музыка и мы;
  • Радуга творчества.

Октябрь:

  • Из прошлого в настоящее (95-летию ВЛКСМ посвящается);
  • Природа и мы;
  • Как проявить себя и свои способности;
  • Сочи  2014: XXII олимпийские и XI паралимпийские игры.

Ноябрь:

  • Познать себя;
  • Жизнь и творчество Майи Михайловны Плисецкой;
  • Загляните в мамины глаза (ко Дню матери);
  • Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена.

Декабрь:

  • Путь к себе;
  • Жизненный путь и открытия Альберта Эйнштейна;
  • Самовоспитание твоего характера;
  • Дети и Великая Отечественная война.

Январь:

  • Афганистан: память и боль (25-летию вывода Советских войск из Афганистана посвящается);
  • Творческий путь Леонардо да Винчи;
  • Сотвори себя сам.

Февраль:

  • «Шалость. Злонамерный поступок. Вандализм»;
  • «Ты и я – пешеход»;
  • «Доброта как категория вечности»;
  • «Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского»

Март:

  • «Частичка сердца для тебя»,
  • «Семья и семейные ценности»,
  • «Россия-Родина моя»;
  • «Жизнь и творчество Ивана Константиновича Айвазовского»

Апрель:

  • «Жизнь прекрасна - не потрать ее напрасно»;
  • «Жизнь и творчество Модеста Петровича Мусоргского»;
  • «Человек живет среди людей»,
  • «Найди себя»

Май:

  • «Герои Великой Отечественной войны»;
  • «Формула здоровья»;
  • «О дружбе и товариществе»,
  • «Вместе мы - сила»

Таким образом, час общения – это эффективная форма воспитания детей в учреждении дополнительного образования, направленная на формирование нравственного сознания и личности обучающегося, присвоение социальных ценностей и формирование жизненного опыта и позитивного отношения к жизни.

Список использованных источников

1. Моисеева А. Н. Организация воспитательного процесса в школе: проектирование и реализация воспитательных систем и программ/А. Н. Моисеева, Т. И. Вороньжева;.Оренбург ООДТДМ,2016.-64 с.

2.Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях/И. Д. Демакова;.- СПб.: КАРО, 2007.-160 с.

3.Егорова Л. А. Классные часы: 6 класс/Л. А. Егорова;. - М.: ВАКО, 2008.-208 с.

4.Касаткина Н. А. Уроки знаний: классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция) 3-8 классы/Н. А. Касаткина;. - Волгоград: Учитель, 2007.-157с.

5.Костюнина Е. В. Социально-педагогический проект «Не курю»/Е. В. Костюнина;. М., ООО «Новое образование», 2010.-120с.

6.Попова И. Н. Программа первичной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних (региональный опыт)/И. Н. Попова. - М., ООО «Новое образование», 2014.-110 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015

1.         Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...

Консультация для педагогов. Презентация: Спортивные игры, как эффективное средство и форма физического воспитания детей в условиях дошкольного образования

Спортивные игры, как эффективное средство и форма физического воспитаниядетей в условиях дошкольного образования...