«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»
опыты и эксперименты на тему

 «Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»

Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-maltseva_l.n.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»

Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

Патриотическое воспитание в изобразительном искусстве.

Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе, в системе дополнительного образования.

Патриотическое воспитание в студии «Акварелька» является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения тесно связано не только с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися общеобразовательных школ в современной школе, в том числе и на занятиях студии «Акварелька».

Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется во внеурочное время.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подтверждается появлением Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

 В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

 С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто любить свой дом, село или город, в котором родился;  народ, язык, на котором говорят твои соплеменники; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». Чувство это всегда отличало россиян, умевших гордиться гениальными творениями Ломоносова и Пушкина, Гоголя и Репина, Менделеева и Сурикова. Подвигами в битвах на Чудском озере и у Бородина, на полях под Москвой и Сталинградом: Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, Чапаева и Жукова.

Цель изобразительного искусства в патриотическом воспитании:

- формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  •  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
  •  воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
  •      воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
  •   способствование изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Содержание деятельности:

  1. Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся на занятиях студии;
  2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
  3. Посещение музея, картинной галереи, различных тематических выставок, экскурсии в Старину Сибирскую;
  4. Проведение бесед, ведение поисковой деятельности.

Приоритетной целью изучения изобразительного искусства в программе «Акварелька» является духовно - нравственное развитие ребёнка, т. е формирование у него качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Все темы занятий на протяжении всего курса открывают детям многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, культуру России, как часть целостного мира.

Темы многих занятий направлены на знакомство воспитанников с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями русских художников и учатся их анализировать.

Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.

В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. Оренбургская паутинка, “золотая хохлома” и мороз вологодского кружева... - сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и  сердце!

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы не будем вводить детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

На наших занятиях дети изучают построение несложных узоров и орнаментов; выполняют разные элементы росписи- капля, волна, зиг-заг); знакомятся с народными традициями и промыслами (Дымковская  игрушка, Городецкая и Хохломская роспись, Гжель, Жостово).

Большое количество занятий направлено на развитие патриотических чувств у учащихся, таких, как: «Выражение характера человека через украшения», «Памятники архитектуры - наследие предков», «Пейзаж родной земли», «Народные праздники»,  «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Великие скульпторы», «Народные промыслы».

Помимо занятий по изобразительному искусству, учащиеся посещают выставки, музей, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию.

В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего поселка, уважения к истории Отчизны в МБОУ «Большереченская СОШ» проводятся ежегодные конкурсы-выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные юбилеям. Организуются выставки рисунков, посвящённые «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, посвящённых Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики, Сказкам народов мира.

Рисунки учащихся на патриотическую тематику, принявшие участие в районных конкурсах рисунков проходят на областной этап,  получают высокую оценку жюри и  награды дипломами, сертификатами. Так, например учащиеся студии «Акварелька» приняли участие в конкурсах: «Гимн чести мужеству и славе» - Визе Эвелин - Диплом Епархии; «Мир вокруг нас» - Мальцева Татьяна-Диплом лауреата 2 степени; «Мама - самый главный человек в нашей судьбе», «Мир твоих увлечений» -отмечены почетными грамотами работы- все работы, представленные средней группой; «Защитники лесного богатства»- 1 место Визе Эвелин, 2 место Неворотова Виктория «Славянская буквица» -отправили работы Кислицыной Марии, Визе Эвелин.

В заключении хочется еще раз сказать, что патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на наших занятиях  представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся. 

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».

Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей на моих занятиях осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка индивидуальных возможностей в воспитании школьников посредством изобразительного искусства и их познавательных интересов.

При преподавании предметов области «Изобразительное искусство» важным условием становится учет индивидуальных особенностей учащихся: мотивационная сфера - склонности, направленность и т.д.; когнитивна...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Патриотическое воспитание школьников посредством литературного краеведения

В статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию....

Патриотическое воспитание школьников посредством организации хакасских народных игр и состязаний

Основными задачами для учителя физической культуры в школе становится: активизировать двигательную активность школьников; формировать и развивать у них интерес к национальным спортивным играм и состяз...

«Детский ролик социальной рекламы – маленький шаг к большим изменениям» (из опыта работы детско-молодежной студии телевидения «Нтv-шка»)

Как можно изменить сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, “отравляющим” нашу жизнь, объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо? Одним из способов решения этой проб...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...