В Афинских школах и гимназиях
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

ЕсинаОльгаВладимировна

архив содержит план-конспект урока по истории в 5 классе по требованиям ФГОС, а также презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_afinskih_shkolah_i_gimnaziyah.rar1.78 МБ

Предварительный просмотр:

План урока истории в 5 классе.

Тема урока: В афинских школах и гимназиях.

Цели: дать представление о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимназиях; совершенствовать  умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.

Планируемые результаты: предметные: анализировать систему образования в афинских школах; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древней Греции; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную  проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, процессы, связи; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать роль и значение образования в афинских школах и гимназиях.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания: Игра «крестики-нолики»

  1. Верно ли, что Керамик – это главная площадь Афин, где афиняне ходили на рынок, а вечером проводили время с друзьями в лавках и портиках?
  2. Верно ли, что Акрополь – это район Афин, где жили и изготавливали  гончарные изделия мастера гончарного дела?
  3. Верно ли, что амфора – это сосуд с двумя ручками для вина и масла?
  4. Верно ли, что пифос – это полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали стены?
  5. Верно ли что, вазы, изготавливаемые в гончарном районе Афин, называли краснофигурными и чернофигурными?
  6. Верно ли, что Акрополь – это холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя богини Афины?
  7. Верно ли, что лишь одна дорога вела на Акрополь?
  8. Верно ли, что  в Акрополе находился храм богини Афины- Парменон?
  9. Верно ли, что кариатиды – это каменные фигуры юных девушек?

Проверим (слайд).

Бонус-задание: (по жребию). Ответьте на вопросы:

  1. Полис это - _________________
  2. Ареопаг – это________________
  3. Деймос – это_________________
  1. Мотивационно-целевой этап:

Древнегреческий философ Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

-Можно ли согласиться с мнением Платона?

-Как вы думаете, была ли в Афинах сильная тяга к знаниям?

Если в странах Древнего Востока владеющих письменностью  называли мудрецами, то в Древней Греции почти все мужчины-греки были грамотными. Почему же образование в разных странах так разнилось?

Мы изучаем древний город Афины, и предположите, какой будет наша сегодняшняя тема урока ( в афинских школах и гимназиях).

План урока:

  1. Рабы-педагоги
  2. Занятия в школе
  3. Посещение палестры
  4. В афинских гимназиях

Проблемный вопрос: Почему уровень  образования в Древней Греции был столь высок?

  1. Работа по теме урока:

Итак, мы с вами вновь отправляемся в Древнюю Грецию, в Афины. Демократия Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры состояла в том, чтобы воспитать всесторонне развитого человека.

-Как вы понимаете выражение «всесторонне развитая личность»?

1. Рабы-педагоги.

Давайте познакомимся с теми, кто учил юных греков. (слайд)

-работая с текстом п. 1 §38, дайте характеристику древнегреческих педагогов и ответьте на следующие вопросы:

-с какого возраста дети в Древней Греции начинали обучение?

- Кого называли педагогами?

- Каковы были их обязанности?

- Педагоги нередко плохо говорили по-гречески. Почему?

- Кого называют педагогом в наши дни?

- Хотели бы вы попасть в учебные заведения Древней Греции, чтобы узнать, что они собой представляли и чему учили в них?

2. Занятия в школе.

Мы находимся в обычной школе Древней Греции. Представьте, что вы греческие ученики. В школу вас привели рабы-педагоги. Вы приветствуете учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.

Учитель призывает вас быть усердными, иначе последует наказание: «Не шалите, розги всегда лежат перед вами! Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой родины вашей и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать и читать, считать».

Ученики в школах писали на восковых дощечках специальной палочкой, которая называлась стилем (слайд). Ее острым концом выдавливали буквы, а тупым – затирали их, если допустили ошибку.

- С чего начиналось обучение грамоте? (с алфавита) (на слайде греческий и финикийский алфавит)

- Как вы думаете, у какого народа греки заимствовали свой алфавит?

- Какие новшества они в него внесли?

В греческих школах мальчики также изучали поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм.

- Вспомните, какие древнегреческие поэмы могли  изучать мальчики? Назовите их авторов.

Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Его поэмы считались очень полезными для детей.  Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться.

Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: флейте, кифаре, арфе, лире. (слайд). Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: «Он, верно, или умер, или сделался учителем». Они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало им щедро одарять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась «пестрее шкуры змея» (слайд). В школах обучались только мальчики. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.

  1. Физкультминутка:

  1. Посещение палестры. (слайд).

Когда мальчикам исполнялось 12 лет, они начинали посещать палестру. Так называлась гимнастическая школа.  Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом для упругости и гладкости, мальчики выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооруженный тростью, уже поджидал своих учеников.  Начинались упражнения – бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Юноши стремились стать  сильными, ловкими и быстрыми.

-Рассмотрите иллюстрацию на с. 183 учебника.

- Чем занимались мальчики в палестре?

-Кем является человек с палкой, стоящий в центре?

Занятия гимнастикой считалось важным делом, ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие войны, которые дрожат при морозе, слабеют от голода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В хорошую погоду мальчики тренировались под открытым небом в обширном дворе прямоугольной формы, а в ненастье – под крышей.

  1. 4. В афинских гимнасиях.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие шестнадцатилетнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимнасиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальная – беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов. Обучались в этих школах в основном взрослые люди.

Располагались гимнасии за городом, среди зеленых деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед (слайд). Здесь обучали умениям хорошо говорить и отстаивать свое мнение – красноречию. Выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимназии называли академиями.

- В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые и философы. Давайте посмотрим, как это происходило.

(выходят ученики, одетые в хитоны).

Аристотель. (слайд) Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 году до н.э. Мой родной город – Стагира во Фракии. Отец мой был придворным врачом при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул платоновскую Академию, произнеся фразу, которая стала крылатой: «Платон мне друг, но истина дороже». Я считал, что Земля – шар и находится она в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.»

Гиппократ. (слайд) Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 году до н.э., врач в семнадцатом поколении. Я делал сложные хирургические операции и излечил тысячи людей. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1) приносить пользу, а не вред; 2) противоположное лечить противоположным; 3) щадить больного; 4) помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. Деятельность врача очень важна, я сравнивал ее со свечой : «Светя другим, сгораю сам».

Геродот. (слайд) Я Геродот. Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящен греко-персидским воинам. Родился я в 484 году до н.э. Мой родной город – Галикарнас. За участие в борьбе против правителя-тирана в своем городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока, подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей «Истории». Олимпиада закончилась, зрители разъехались по разным городам Греции и распространили мои рассказы. Я стал знаменит.

-Давайте поблагодарим древнегреческих ученых и философов за их вклад в развитие мировой науки.

VII. Закрепление изученного материала:

-Чтобы закрепить, выполним несколько заданий.

Задание №1. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.

А) Стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка

Б) Гиппократ, Геродот, Перикл.

Задание №2. Найдите в тексте не менее 6 ошибок и исправьте их:

Афинскую школу посещали все дети с восьми лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занималсь борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды на различные науки.

  1. Рефлексия:

Что нового я узнал на уроке?

Что мне особенно понравилось?

Что вызвало затруднения?

  1. Домашнее задание:

§38, 1) написать мини-сочинение «Почему мне понравилось в древнегреческой школе?»

2) описать урок гимнастики по рисунку «В палестре»

3) ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя».

Аристотель. (слайд) Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 году до н.э. Мой родной город – Стагира во Фракии. Отец мой был придворным врачом при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул платоновскую Академию, произнеся фразу, которая стала крылатой: «Платон мне друг, но истина дороже». Я считал, что Земля – шар и находится она в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.»

Гиппократ. (слайд) Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 году до н.э., врач в семнадцатом поколении. Я делал сложные хирургические операции и излечил тысячи людей. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1) приносить пользу, а не вред; 2) противоположное лечить противоположным; 3) щадить больного; 4) помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. Деятельность врача очень важна, я сравнивал ее со свечой : «Светя другим, сгораю сам».

Геродот. (слайд) Я Геродот. Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящен греко-персидским воинам. Родился я в 484 году до н.э. Мой родной город – Галикарнас. За участие в борьбе против правителя-тирана в своем городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока, подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей «Истории». Олимпиада закончилась, зрители разъехались по разным городам Греции и распространили мои рассказы. Я стал знаменит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

Урок-путешествие с элементами ролевой игры....

В афинских школах. Урок-исследование в 5 классе

Урок-исследование "В Афинских школах" позволяет на основе документов провести урок в необычной форме. Презентация поможет в этом....

Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"

Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...

Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

Тема  урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образо­вания в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих уче­ных в копилку мировых на...

"В афинских школах и гимназиях"

Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему "В афинских школах и гимназиях"...

Открытый урок в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

На уроке ученики познакомятся с системой обучения в Древней Греции, проведут сравнение с современной школой....

Кроссворд по теме: «Афинская школа, гимансия. Афинский театр»

Кроссворд по теме: " Афинская школа, гимнасия. Афинский театр" подходит для проверки обучающихся 5 класса по 2-м темам истории Древнего Мира. Работа рассчитала на 13-15 минут....