Великие люди России: XVIII век
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Плотникова Татьяна Николаевна

Углубить знания учащихся о великих людях России; расширить кругозор; воспитывать патриотизм и гордость за свой народ, его историю. На примере XVIII века показать эпоху величайших исторических личностей: Петра Великого, Екатерину Дашкову, М.В.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostinnaya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-литературная гостиная «Великие люди России»

Страница 1:  «Пётр I»

 

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости.  Мы рады приветствовать вас в историко-литературной гостиной, посвящённой Великим людям XVІІІ столетия.

Звучит стихотворение Ломоносова, посвящённое Петру І

(видеофильм 1)

Ведущий 2. В эпоху Петра I произошли большие перемены в области просвещения, науки и культуры. Вслед за открытыми в начале царствования Петра Медицинской, Инженерной и Артиллерийской школами с 1714 года более чем в 40 городах страны начинают действовать  “цифирные”, гарнизонные, горные и епархиальные школы. Издаются учебные пособия, словари, буквари.

Ведущий 1. Таким образом, не закон божий, а практические науки начинают занимать главное место в обучении. Жизнь властно требовала подготовки, своих специалистов: кораблестроителей, моряков, инженеров, архитекторов и многих других. Для изучения наук россиян посылали за границу в Голландию, Англию, Италию, Францию.

Ведущий 2. В числе первых учеников за рубеж отправился инкогнито и сам царь под именем Петра Михайлова в составе Великого посольства. Он записался плотником на корабельные верфи и каждый день, лишь взойдёт солнце, шёл на работу.

«Пётр за границей»

(видеофильм 2)

Ведущий 1. Учились в школах того времени много и трудно. Учебный день длился 8-9 часов. Каникулы были короткими – на рождественские праздники и один месяц летом. Учение продолжалось долгие годы.

Ведущий 2. В школах применялись жестокие наказания. За пропуск занятий – розги, за более серьезные проступки (пьянство, воровство)- плеть, арест, ссылка на каторгу.

Ученикам приходилось почти все заучивать наизусть, зазубривать, так как в учебниках было много иностранных терминов.

Ведущий 1. Да и  сами учителя в основном были иностранцы, плохо владевшие русским языком. Что-нибудь разъяснить, растолковать они были просто не в состоянии!

Сценка «Пётр о Навигацкой школе»

Входит Пётр со свитой

Петр 1_____________________________

Служивый 1_________________________________

Служивый 2_________________________________

Пётр І. Довольно уж “робяток” посылать на учебу в Голландию, Англию, Венецию! Самим их надобно учить!

 Петр со свитой проходят в зал, обойдя первый ряд, останавливаются возле слайда с Сухаревой башней

Служивый 1. Да чему учить-то вперёд надобно, батюшка Пётр Алексеевич?

Петр I. А это нам господа шведы да турки подсказали! Корабельные верфи почитай уж шестой год строим, а приёмы мореплавания не всем ведомы. Стало быть навигации обучать надо! Геометрии, математике, астрономии…

Служивый 2. Чай и здание уже приметили для нужд этих, государь-батюшка?

Петр I. Подойдите сюда! А вот хоть бы и Сухарева башня: быть тут школе Навигацкой!

Служивый 1.  Государь Петр Алексеевич, сие заведение для детей только дворянских да боярских?

Петр I. Брать в учение всех добровольно хотящих. Из разных сословий. Лишь бы были башковиты.

Служивый 2. А кто же там будет отроков обучать уму-разуму?

Петр I. Пригласил я мужа ученого заморского по рекомендации известного математика и астронома Галилея.

Служивый 2. Не сочти за дерзость, государь, только знаю я нашего человека сведущего в математике – это Леонтий Филиппович Магницкий.

Пётр І. И то верно, хватит иноземцев выписывать. А о Петре ведайте, что ему его жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе!

Служивый 1. Славим царя-батюшку, сию науку своевременно развившего, позволившего столь великое множество умных голов на Руси вырасти.

(Уходят)

Учащийся_______________________________

Ивлива Екатерина        

Петр I

Великий Петр, царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему не страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Ведущий 2. Не только грамотными хотел видеть Петр I молодых людей, но и культурными, он сам составил инструкцию, которая излагала правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе.

Ведущий 1. В 1718 году Петром I была учреждена Ассамблея. Ассамблеи устраивались поочередно у богатых вельмож. Прийти в ассамблею мог каждый знатный или богатый человек без приглашения.

Ведущий 2. Петр I придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. Здесь обсуждались вопросы деловой жизни, играли в шашки, беседовали, танцевали.

«Петровская ассамблея» (видеофильм 3)

…танец…

Три пары танцуют_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница 2: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Ведущий 1. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. В петровскую эпоху Россия превратилась в сильную державу.

 Ведущий 2. Петр I является одной из самых заметных фигур в мировой истории, достойным продолжателем дел которого в сфере науки и образования стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Ведущий 1. «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились Россияне, чтобы показали свое достоинство… Восстани и ходи, Россия! Отряси свои сомнения и страхи; и радости, и надежды сполнена, красуйся, ликуй, возвышайся!» - так говорил учёный муж, которому посвящена следующая страница нашей историко-литературной гостиной.

Учащийся________________________________________

Фомичева Наталия

Смышлёный мальчик из семьи помора…
Он рос в глуши, не зная с детства лени…
Прославил он родные Холмогоры…
Михайло Ломоносов – русский Гений!

Он начал путь в Науку – от порога
К соседу Шубному по узенькой тропинке.
А вот и к дьяку местному дорога,
Там отвечал уроки без запинки.

И вопреки отцовскому запрету,
Зимою, подгоняемый морозом,
В Москву продолжил он дорогу эту,
С трудом шагая следом за обозом.

Так в девятнадцать он, почти мужчина,
Учиться стал старательно, без спешки.
За парту сев с мальчишками, «детина»
Не обращал вниманья на насмешки.

Мелькали дни, он ширил знаний круг
И изучал страницу за страницей.
А дальше – академия наук,
Учебные поездки за границу.

Вернулся, раздражая высший свет.
В России у него была забота:
Открыть Московский Университет
И грандиозная научная работа!

Он - живописец, астроном, поэт.
Он – маг стекла, оптических приборов.
Географ, полиглот, языковед.
Он - автор книг, теорий и законов.

Став академиком, один из «мужиков»,
Великий муж – Михайло Ломоносов
Мишенью был для всех клеветников,
Страдал от множества доносов.

Его труды не старит третий век.
Всё так же ярко, самобытно, ново!
Незаурядный русский Человек
Сказал своё в науке слово!

Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
Им столько сделано, изучено, открыто!
Пусть имя Ломоносова звучит
И никогда не будет позабыто!

 Ведущий 2.   Итак, он сын поморского крестьянина. В 19 лет бежал из дома: решился на отчаянный шаг – в лютые морозы с санным обозом достиг Москвы, чтобы получить образование. Тысячи таких  как он сгинули в столице без следа.

Но время показало, что их было тысячи, а Он один из немногих.

Ведущий 1.Он был принят в Славяно-греко-латинскую Академию, назвавшись сыном священника, пять лет учился в Германии. Вернувшись на родину, вел разнообразные исследования. Создал первую в России химическую лабораторию. Добился создания Московского университета.

«Выступление Ломоносова в Академии»

(видеофильм 4)

 

Ведущий 2. Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить время, в котором он жил.

 Ведущий 1. Это была эпоха быстрых перемен. 8 императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М.В.Ломоносова.

Сценка «Елизавета и Ломоносов»

На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.

Ломоносов _____________________________

Елизавета _____________________________

Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

Ломоносов кланяется.

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что ты имеешь склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить.

 Ломоносов садится.

Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России, написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории отчизны нашей. Знаю. Что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Для нас важно, чтобы книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей. Да впрочем ты, Михайло Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо…

 Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать строго требованиям правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета:  Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

Уходит со сцены Елизавета.

Ломоносов садится за стол, пишет.

Чтение отрывка из «Оды»…

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли…

Ломоносов покидает сцену

Ведущий 1. Поразительное ощущение силы, возможностей, осознание своего долга перед Родиной! Посмотрите на слайд со словами Пушкина: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник». 

Ведущий 2. Обратите внимание. Каждое слово с большой буквы. Как можно столько успеть? Ведь у него не три жизни! Словно было несколько Ломоносовых. Давайте заглянем на одну научную конференцию, посвященную наследию Ломоносова.

Сценка (Председатель Астроном Художник Лингвист Химик Поэт)

Председатель_______________________________

Астроном___________________________________

Художник __________________________________

Лингвист___________________________________

Химик _____________________________________

Поэт ______________________________________

Председатель. Внимание, послушаем выступления товарищей.

Астроном. Я утверждаю, Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил свое имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере.

Художник. Ломоносов создал великолепные мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик Богородицы», ряд портретов (например, портреты Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Метеоролог. М. В. Ломоносов, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибор, предназначенный для подъёма  метеоприборов.

Лингвист. Ломоносов составил «Российскую грамматику», выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Я заявляю, Ломоносов – лингвист!

Председатель (не выдержав, вскакивает с места). Позвольте, он же металлург! Как же металлургия без Ломоносова?! Он автор книги, по которой учились столько поколений металлургов.

Поэт. Разрешите мне! Послушайте!


В средине жаждущего лета,
Когда томит протяжный день,
От знойной теплоты и света
Прохладна покрывает тень,
Где ветви преклонясь зелены,
В союз взаимный сопряженны,
Отводят яркие лучи.
Но коль великая отрада
И томным чувствам тут прохлада,
Как росу пьют цветы в ночи!

Даже научные работы он часто излагал стихами. Ломоносов – поэт!

Химик. Однако прошу не забывать, что официально Ломоносов был профессором химии в Петербургской Академии наук. Он – химик!

Общий шум. Все спорят.

Председатель (закрывая сцену). Физик, математик, философ. Поверьте, каждому из них есть что сказать. Но сам Ломоносов на вопрос о своей профессии отвечал, не задумываясь: «Химик».

Уходят со сцены

Ведущий 1. Он взвалил на себя величайшую ответственность: «Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать». Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени.

Ведущий 2. Однако время никого не щадит. Уже в 1763 году стал он все чаще и чаще недомогать, а в конце марта 1765 г. простудился и слег окончательно. Незадолго до смерти Ломоносов имел счастье принимать у себя высокую гостью: его посетила Императрица Екатерина II Великая, понимавшая, ценившая и любившая Михаила Васильевича.

Ведущий 1. Об этом замечательном в жизни Ломоносова событии подробно рассказывает в своих записках знаменитая современница Ломоносова княгиня Екатерина Романовна Дашкова, продолжившая дело Михаила Васильевича и сохранившая его наследие, будучи главой Академии наук.

Страница 3: Екатерина Романовна Дашкова

Два учащихся _____________________________________________________________

Вера Ким-Басова

От Рождества семнадцать с половиной…
Века промчались, что в степи ветра.
Крестьяне всё кормили бар повинной…
На троне – дочь Великого Петра.

Вот как-то в марте графа Воронцова
Обрадовали вестью от гонца:
Ребёнок пятый родилсЯ!  И снова
Обогатили доченькой отца.

От доброй вести просветились лица:
Была печать величия на ней.
Крестить пришла сама императрица.
О! Если б знала, КТО рождён стране!

И вот, росла графиня сиротою…
В «темницу» корь надолго упекла…
Вот, стала князю Дашкову женою…
И вдруг – вдова…  Да, бурно жизнь  текла!

…Княгиня,  не обязаны ль тем бурям
Вы несомненной яркостью звезды,
СИЯЛИ  коей средь глупцов и фурий?!
Наcссс!! греют до сих пор её плоды!

Ваш труд не тщетен ни один, княгиня!
Пусть недовольства высказаны вслух…
В ком честь ценна, столетьями не сгинет
В накале битвы выплавленный дух!

Нося на плЕчах мужество и муку,
Вы были ободряющее умны.     
Княгиня, Вы беременны наукой,
Так разрешитесь славой для страны!

                   
В то время к свету жажда назревала.
Ждала, ждала Россия перемен.
Вы, женщина – шедевров не навалом – 
Двойной в науке стали Президент!

Вы расправлялись с тупостью и ленью!
Учуяв зависть, гнали поскорей!
Однако, жили дольше обвинений.
И пережили ложь и… пять царей,

Твердыню тьмы Вы дерзновенно грызли;
Что сил хватало, просвещали всех!
Вам – реабилитАция  при жизни…
Врагу был очевиден Ваш успех!

Вы не румянцем – делом были броски.
Любовью опекали Вы своих.
А на величье вечно лают Моськи,
Чтоб со Слоном заметили и их…

Рукам проворным был не ведом отдых
На сеянии света и добра!
Земля не знала столь же многоплодных!
Ваш урожай, княгиня, не собрать!

Блистает он свободой многоценной.
Он преумножен в людях и возрос!
Обогащать и радовать нацелен!
Посеял-жни  – закон сей жив и прост.

Спасибо Вам, княгиня дорогая!
Не зная, Вы смогли нас одарить!
Невежд Ваш образ до сих пор пугает.
А мы, вникая, учимся любить!

Сценка: Дашкова, Екатерина II, Ломоносов

Дашкова ______________________________

Екатерина II ____________________________

Ломоносов __________________________________

Дашкова Е.Р.: Незадолго до кончины Ломоносова, приезжаю во дворец, встречаюсь с Государыней нашей …

Екатерина ІІ: Наш Михайло Васильевич что-то сильно закручинился; поедем к нему, он нас любит, а из любви чего не делают...

Ведущий 1. Немедленно отправились Екатерина Дашкова и императрица Екатерина к поэту и застали его в глубокой задумчивости у большого стола, на котором были разложены химические аппараты. В камине огонь, как будто прощаясь с хозяином, то вспыхивал, то угасал… Они вошли к Ломоносову тихомолком, без доклада; но, услышав привет императрицы, он вскочил как будто спросонок.

Екатерина ІІ: Здравствуй, Михайло Васильевич!  Я приехала с княгиней посетить вас, услышала о вашем нездоровье или, лучше сказать, о вашей грусти.

Дашкова: Наслышаны мы о хвори вашей. Вот государыня наша беспокоится, да и я, признаться, не менее её беспокоюсь.

Екатерина ІІ: Так ли это?

Ломоносов: Нет, Государыня! Не я не здоров, не я грустен, больна и грустна душа моя!

Екатерина ІІ: Полечите ее,   полечите ее живым пером своим. Приветствуя меня с новым годом, вы сказали, что так же усердствуете ко мне, как и к дочери Петра Великого. Что же, неужели вы намерены мне изменить?

Ломоносов: Изменить Вам, матушка—Государыня? Нет, не перо, а сердце мое писало:

Твой труд для нас — обогащенье,
Мы чтим стеною подвиг твой,
Твой разум — наше просвещенье,
И неусыпность — наш покой!

Покидают сцену

Ведущий 2. Скончался Ломоносов 4-го апреля 1765 года, на второй день Пасхи, около 5 часов пополудни, встретив смерть с той удивительной твердостью, которая никогда не оставляла этого замечательного человека.

Ведущий 1. У каждой эпохи своё « женское лицо». Олицетворением "просвещенного, осьмнадцатого века" вполне можно считать первого директора Петербургской академии наук, первого президента Российской академии наук, статс-даму двора Екатерины II Великой княгиню Екатерину Романовну Дашкову (и на сей день единственного президента-женщину!).

Ведущий 2. Поездки за границу и знакомство со знаменитыми писателями много способствовали её дальнейшему образованию и развитию.

«Дашкова»

(видеофильм 5)

В 1782 году Дашкова вернулась в российскую столицу. Екатерине очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом, ей импонировало желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.

Сценка «Екатерина Великая и Екатерина Дашкова»

Дашкова _____________________________

Екатерина II ___________________________

Ведущий 1. Однажды Екатерина Дашкова гуляла с императрицей в Царском Селе, беседовали. Разговор коснулся красоты и богатства русского языка…

Дашкова: Матушка, Екатерина Алексеевна, будучи писательницей и любя наш язык,  вы не основали ещё Российской академии, необходимой нам, так как у нас нет ни установленных правил, ни словарей.

Государыня: Я уже несколько лет мечтаю об этом.

Дашкова: За границей есть несколько подобных академий, которые могут послужить образцом.

Государыня: Екатерина Романовна, составьте для меня соответствующую программу организации  академии.

Ведущий 1. Вернувшись вечером к себе, Екатерина Дашкова набросала краткий план учреждения академии русского языка. Каково было её удивление, когда ей вернули далеко не совершенный набросок, сделанный  ею наскоро, с целью доставить удовольствие императрице, утвержденный подписью государыни как продуманный и окончательный устав. Он сопровождался копией указа, которым государыня назначила Екатерину Романовну Дашкову президентом новой Академии.

Государыня:   Желание я знаю муз;

                           Я их возобновлю союз,

                           Наукам верну дам подпору,

                           И в нову почесть их собору-

                           Возвысить область в них мою-

                           Начальство Дашковой даю.

Дашкова:  Будьте уверены, что я всегда гореть буду беспредельным усердием, истекающим  из любви  моей к любезному Отечеству, ко всему тому, что сему нашему обществу полезно быть может, и что неусыпною прилежностью буду стараться заменить недостатки моих способностей.

«Академия»

(видеофильм 6)

Ведущий 2. Отличительной чертой Дашковой было тактичное и уважительное отношение к науке. Не будучи учёным, княгиня умела ценить их труд. Стремясь обратить достижения российских учёных, прежде всего на нужды страны, Дашкова Екатерина Романовна требовала от деятелей науки не публиковать за границей результаты своих открытий, «пока Академия не извлекла из них славу для себя путём печати и пока государство не воспользовалось ими».

Ведущий 1.Кем была она, эта женщина, более одиннадцати лет руководившая крупнейшими научными учреждениями страны?

Сценка (Писатель Филолог Знаток искусств Педагог Редактор Натуралист Музыкант Хирург)

Писатель_______________________________

Филолог___________________________________

Знаток искусств __________________________________

Педагог___________________________________

Редактор _____________________________________

Натуралист ______________________________________

Музыкант ______________________________________

Хирург _____________________________________

Писатель. Она пишет пьесы, стихи, статьи, мемуары – "Записки", переводит. Герцен, почитатель и биограф Дашковой, называет "Записки" документом чрезвычайно важным для изучения XVIII столетия.

 Знаток искусств. Ее суждения об архитектурных памятниках и произведениях живописи поражают точностью и глубиной.

Педагог. Она знакома со многими достижениями педагогической науки, придерживается прогрессивных взглядов в вопросах воспитания, исповедуемых философами-просветителями, и разрабатывает новую систему образования.

Филолог. По ее инициативе издается первый толковый словарь русского языка. Она участвует в его составлении и берет на себя объяснение понятий, имеющих отношение к нравственности, политике и управлению государством.

 Редактор. Под ее руководством выходит журнал "Собеседник любителей российского слова", к участию в котором она привлекает многих талантливых литераторов. Добролюбов посвящает "Собеседнику" свое первое исследование.

Натуралист. Во время путешествий она составляет гербарий и коллекцию минералов. Она изучает садоводство и выращивает сады.

 Музыкант. Она увлекается народными песнями, прекрасно поет, пробует, и успешно, свои силы в композиции.

Хирург. С ланцетом в руках она спасает человека от гибели.

Ведущий 1. Необыкновенная женщина!

Ведущий 2. Да, согласна.

Ведущий 1.  Поток перемен захлестнул страну, затронув все стороны жизни общества, начиная с экономики, политики, военного дела и заканчивая глубокими изменениями в самом характере, психологии людей. В основе этих реформ лежало стремление превратить нашу страну в мировую державу.

Ведущий 2. Важное место в деле реформирования России занимала культура, которая отныне стала светской, ориентированной на реальный мир. В центре внимания светского искусства – человеческая личность, её внешний облик, драматическая судьба, взаимоотношения с окружающим миром, а официальная идеология «просвещённого абсолютизма», утверждала чувство гражданственности, роста национального самосознания.

Ведущий 1. Русские люди всегда горячо любили свою Родину. С честью защищали её от врагов. Ласково называли «Россия-матушка». Так не называют ни одну страну в мире.

Финальное стихотворение _____________________________________

                                                                                                    Эдуард Асадов

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Ведущий 2. Мы рады были приветствовать вас на нашей исторической гостиной «Великие люди России 18 века».

Ведущий 1. Благодарим за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие люди России

В презентацию вошли фотографии и коментарии о М.В. Ломоносове. Данный материал может быть использован как фрагмент урока или внеклассного мероприятиях о великих людях России....

Проект на тему:" Великие люди России Эдуард Успенский"

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского. Предшествующая работа заключается  прежде всего в чтении книг Успенского. Затем проводится викторина по его произведениям, конкур чтецов ...

Элективный курс "Великие люди России"

Элективный курс для учащихся 10 класса. Углубленное изучение личностей российской истории и роли этих людей в жизни страны....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

"Великие люди России : основоположник мозаичного искусства М.В.Ломоносов"

Предназначено для детей в возрасте 8 - 10 лет. В ходе занятия дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства -мозаикой и  мозаичной техникой М.В.Ломоносова,развивают мелкую ...

Презентация "Великие люди России.М.В.Ломоносов"

Презентация посвящена выдающимуся сыну России,универсальному ученому,патриоту-Михаилу Васильевичу Ломоносову..Данная презентация ориентирована на учащихся 7 класса....

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...