Проект на тему:" Великие люди России Эдуард Успенский"
методическая разработка по теме

Бухарова Ирина Георгиевна

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского. Предшествующая работа заключается  прежде всего в чтении книг Успенского. Затем проводится викторина по его произведениям, конкур чтецов , кокурс рисунков, поделок, аппликаций и т.д.. И завершается  проделанная работа праздником  на тему: " Весёлые произведени я Э.Успенского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект108.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования Иркутской области.

Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 6 г. Зима  665388, г.Зима, ул.Березовского, №82

Руководитель проекта:

Бухарова И Г.

2012 г

"Успенский - один из немногих современных авторов,

 герои которого обрели всенародную известность

и любовь читателей всех возрастов".

                                                                                              А. Усачев.

Вид проекта: познавательно-игровой

Цель проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством Э.Успенского.

Задачи проекта: 

   Формировать навыки самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга.

   Развивать  речь детей, творческие и коммуникативные способности,  используя элементы “критического мышления”.

   Развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанных  произведений.

   Воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову.

Актуальность:

      Отсутствие интереса у детей к художественной литературе. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан  проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости учащихся в книжную культуру.

Ожидаемый результат:

      Формирование разносторонних знаний о произведениях автора, бережного отношения к ценнейшему источнику знаний - книгам.

     Приобретение детьми навыков пользования художественной литературы.

Инновационность проекта заключается в интеграции урочной и внеурочной деятельности по формированию читательской компетентности детей.

Учебные предметы:  чтение, изобразительное искусство, трудовое обучение.

Автор  проекта: Бухарова Ирина Георгиевна

                                       

Продолжительность проекта: с 1. 12. - 22.12.2012 г.

Участники проекта: учащиеся 1, 2, 4 классов

Содержание деятельности по реализации проекта включает систему ежедневных  занятий,   посещение библиотеки,  чтения  книг, анализе их, рекомендаций по прочтению той или иной детской литературы, участие в тематической  викторине, конкурсе чтецов, выполнение рисунков и аппликаций по содержанию книг.

     В рамках проекта организуется совместно-творческая практико-ориентированная деятельность, где дети учатся пересказывать прочитанную книгу одноклассникам, учатся слушать и понимать друг друга, адекватно оценивать прослушанное, радоваться успехам своих товарищей , сопереживать при неудачах.

      Реализация педагогического проекта обеспечивает организацию личностно - ориентированного подхода, так как позволяет учитывать индивидуальный опыт каждого ребенка, создавая для него ситуацию успеха.

      Все мероприятия носят длительный характер, практико – ориентированы и связаны с интересами учащихся, для которых организуется проект.  Положительно влияют на других его участников.

     По типу предметно- содержательной области данный проект представляет собой межпредметный проект, т.к. затрагивает разнообразные виды деятельности, предполагает осуществление межпредметных связей в процессе решения его задач.

Пути реализации, содержание, оборудование проекта:

1. Портрет писателя.

2. Выставка книг писателя.

3. Телеграмма.

4. Костюмы  для  Чебурашки, почтальона Печкина , Шапокляк и др.

5. Запись песен «Голубой вагон», «Песни Чебурашки»,  «Фиксики» на слова

     Э. Н. Успенского и др.

6. Мультфильм «Фиксики»

7. Чтение книг

8. Беседы: «Кто такие писатели»

9. Рисунки, аппликации на тему: «Любимые герои произведений

       Э.Н. Успенского »

10. Разучивание стихов и песен с учащимися.

Программно – техническое обеспечение:

  1. Мультимедийный ноутбук;
  2. Мультимедиапроектор;

Результат проекта:

  1. Викторина по сказкам Э. Успенского «Путешествие в голубом вагоне»
  2. Конкурс чтецов ««Рыжий, рыжий конопатый…»
  3. Праздник: «Весёлые произведения Э.Успенского» с использованием презентации. (22 слайда).  Викторина по произведениям  Э.Успенского

(12 слайдов)

     

Конспект  праздника: « Весёлые произведения  Эдуарда       Успенского»

Цель.

 Расширить представления о творчестве Э. Н. Успенского

Задачи:

-  развивать читательский  интерес, читательскую  самостоятельность, речь детей, формировать  умения  и навыки самостоятельной работы с книгой,

- способствовать развитию творческого осмысления произведения, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей,

- воспитывать уважение к окружающим,  способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию чувство доброты, дружбы.

1. Сюрпризный момент:          

Почтальон Печкин стучится в дверь: “Тук! Тук!”

Печкин: 

-Здесь учатся дети 6-ой школы? Тогда вам телеграмма! Э-э-э, а доку-у-умент у вас есть?

(Дети показывают свои документы  это классные журналы.)

Печкин: 

-Ладно, забирайте свою телеграмму, только распишитесь вот здесь!

Телеграмма

Дети читают начало телеграммы:

“Дорогие ребята! Примите мой горячий привет и пожелания здоровья…”

(Подпись неразборчива).

Учитель: 

-Дети, чтобы точно знать от кого это послание, предлагаю разгадать кроссворд.

Кроссворд

 1.   Друг крокодила Гены (ЧебУрашка).              

 2.  Кот дяди Фёдора (МатроСкин).                                      

 3.  Почтальон (Печкин).

 4.  В коробке, с какими фруктами путешествовал

            Чебурашка? (АпЕльсин).

  5.  Обезьянка Веры (АНфиса).

  6.   Крыса (ЛариСка).

  7.   Вредная старушка (ШапоКляк).

   8.  Собака дяди Фёдора (ШарИк)

   9 Почтальон дяди Фёдора (ХватаЙка).

Из выделенных букв получается слово: УСПЕНСКИЙ.

2. Вступительная часть “О писателе”

Учитель: 

-Кто же это, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет?

(Это детский писатель и поэт.)

-А что вы можете нам рассказать о нём?

1 ученик: -  Эдуарду  Успенскому   22 декабря 1937 году (слайд 3) исполнилось 75 лет.  Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.                      

2 ученик: (слайд 4)- Но на этом его учёба не закончилась. Он учится до сих пор. В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь. А сейчас Эдуард Николаевич изучает историю, потому что пишет историческую книгу. 

3 ученик: (слайд 5) - А ещё он очень любит детей и принимает участие в разных детских передачах на радио и в кино. Чтобы мы многое узнали и поняли, он пишет для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводит стихи писателей других стран, пишет тексты песен для своих сказочных персонажей. И как он всё успевает? Наверное, фамилия виновата:  Успенский – значит везде « успевать». 

Музыкальная пауза «Голубой  вагон»

Учитель (слайд 6)

      -В настоящем сказочнике всё должно быть сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Эдуард Николаевич Успенский человек по-настоящему сказочный.

-Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, - подарок детям, теплый и добрый.

       -Сейчас мы узнаем, с какими же полюбившимися героями вы познакомились, читая произведения Э. Успенского.

3 Знакомство с героями произведений Э.Успенского.  ( слайд 7)

Выходят ученики и читают стихи

1.В Простоквашино живут

Дружные ребята:

Дядя Федор, пес и кот – ясно, полосатый.

Хоть и ссорятся порой –

Знаем мы из книжки.

Но надежнее друзей

Нет у мальчишки.

2.Этот музыкант зеленый

Всем и каждому знаком.

Появляется повсюду

С  лопоухим он дружком.

3.Очень хитрая старушка

В черной шляпке на макушке.

Любит пакостить она.

И, заметьте, не одна.

4.Мог бы быть он лягушонком,

Но малы все распашонки.

Это просто супер-жаба.

Посмотрите вы, хотя бы.

Очень добрый он на вид.

Может, кто-то возразит?

5.Кто ворчит, и почту носит?

Иногда приходит в гости

С целым ворохом газет.

Догадались или нет?

Это Печкин почтальон.

Кто из вас с ним не знаком?

6.А это, друзья, осьминожки цветные.

Они, как известно, артисты большие.

Они своих пап посводили с ума.

Об этом я в книжке читала сама.

7.Вы сюда все посмотрите.

Это просто мальчик Митя.

Лиха он не испугался

И по речке вниз помчался.

А волшебная река широка и глубока.

8.А мне рассказать вам сегодня охота

Про город, в котором живут бегемоты.

Они инженеры, они модельеры,

Но только неважные что-то манеры.

 

9.Лучший сыщик - Колобок.

Я то - знаю в этом толк.

Колобки идут по следу.

Мы отпразднуем победу!

10.Кто придумал всех друзей,

Подскажите поскорей.

Выдумщик он дерзкий –

(все вместе)… Эдуард Успенский.

-Молодцы, вот, сколько произведений Э. Успенского вы прочитали.

А  как вы запомнили содержание книг, я проверю.

4.Викторина по сказкам.  ( малая презентация)

5. Сценка  «Чебурашка» (слайд 9)

Песнка Чебурашки

6.  Звучит песня Шапокляк «Кто людям помогает….» (слайд10, 11)

  Учитель

  Это чей там голос слышен?

  Кто сует повсюду нос?

  Да еще шагает с крысой.

  Кто ответит на вопрос?

  Нет, не клоун, не чудак,

  А старуха…Шапокляк.

                                                         

Шапокляк                 Меня узнали вы никак!

                                        Весёлую старушку

                                        Старушку-молодушку

                                         По кличке Шапокляк!

-Сейчас я вам дам советы.

Учитель

-Да знаем мы твои советы, чему ты можешь научить ребят, если сама только и умеешь, что хулиганить. А советы ребятам я сам сейчас дам:

Если вы воспитанный человек, то…

1.Не мусорите под свой стол…

Шапокляк:- А только под чужой!

2. Никогда не портите книги…

Шапокляк:- А только разрисуйте их как следует!

3. Не царапайте стены старым тупым гвоздём…

Шапокляк:- А только новым и острым!

4.Не бросайте бумажки из-под конфет…

Шапокляк:- А только огрызки яблок!

5. Относитесь к родному языку с любовью и уважением…

Шапокляк:- А поэтому почаще показывайте его другим! (Показывает язык.)

Учитель

-Старушка,  ну, как же тебе не стыдно, ты же должна ребят хорошему учить.

Шапокляк:

-Ой-ой, воспитанные какие! Заболталась я тут с вами. Сейчас Гена с Чебурашкой гулять пойдут, а мне ещё кирпич в коробку из-под торта подложить надо. Чао!               Шапокляк убегает.

Учитель

-Друзья мои, я надеюсь, что вы ведёте себя не так, как эта вредная старушка и никогда не будете следовать её советам.

7. Угадай героя?  (слайд 12. 13. 14)

- Послушайте стихотворение Э.Н.Успенского «Про объявления».

  Известно: объявления

Нужны нам для того,

Чтобы знало население,

Читая объявления,

Что, где, когда, и почему,

Зачем и для кого.

«Нужна детсаду прачка,

Звоните в детский сад».

«От нас ушёл котёнок

По кличке Мармелад».

«Сдаётся дача летняя

С козой и гаражом».

«В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом».

Наборщик в типографии

Вдруг выронил набор,

Смешались в объявлениях

Слова и предложения,

И в этих «где», «когда», «зачем»,

Произошёл сыр-бор.

«Нужна детсаду няня

С телегою на склад».

«От нас ушёл учитель

По кличке Мармелад».

«Назавтра ожидается

Гроза за рубежом».

«В театре будет лекция

Коза над гаражом».

«Котёнок учит пению,

К тому же рисованию».

И «Требуются грузчики

В хорошую семью».

Смеялось население,

Читая объявления,

А кто смеяться не умел,

Пришёл в недоумение.

Учитель

-А теперь вернёмся к нашим объявлениям.

Дети читают по 1-му объявлению, остальные ребята отгадывают  кто его автор.

 1.«Реализую молокопродукты высокого качества. Ферма «Мурка». (Кот Матроскин.)

2. «Веду розыск всего: от пропавших носков до слонов. Быстроту и качество гарантирую». (Колобок.)

3.«Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого». (Шарик.)

4.«Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу». (Чебурашка.)

5.«Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас серый. Хвост – десять сантиметров». (Шапокляк.)

6.«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок; вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин.)

7.«Организую курсы разговорного русского  языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин». (Галчонок Хватай-ка.)

Учитель

-Молодцы, ребята, узнали авторов всех объявлений.

8. “Стихи для детей” (слайд 15, 16, 17, 18)

Учитель: 

-Кроме сказочных повестей, Э.Успенский любит сочинять для ребят весёлые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Всё впорядке.

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом. -

Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам приходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

- Значит, это не обвал?

- Нет.

- Значит, слон не танцевал?

- Нет.

- Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Память (рассказывают два ученика)

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

ПОВТОРИ!

“Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне”.

ПОВТОРИ!

- Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время

Мыл старушку на окне…

ПОВТОРИ!

- Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне…

Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зрю

Страшная история.

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала…

А волосы растут.

Год прошел, другой проходит…

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут.

А волосы растут,

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают…

- Ну и сын, - сказала мать, -

Надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял,

Мальчик девочкою стал.

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой -

 Я бы время не терял!

 Я б на улице не прыгал,

 Я б рубашки постирал,

 Я бы вымыл в кухне пол,

 Я бы в комнате подмёл,

 Перемыл бы чашки, ложки,

 Сам начистил бы картошки,

 Все свои игрушки сам

 Я б расставил по местам!

 Отчего я не девчонка?

 Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

 "Молодчина ты, сынок!"

9. Мультфильмы Э. Успенского  (слайд 19)

Учитель.

-Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке - старухе Шапокляк.

-Эдуард Успенский выступил как автор сценариев мультфильмов о Крокодиле Гене и Чебурашке. Не меньший успех выпал и на долю друзей из Простоквашино – дяди Федора, Шарика, Матроскина, "Ивашка из Дворца пионеров»,  "Дядюшка Ау" , "Про девочку Веру и обезьянку Анфиску" и "Следствие ведут Колобки" они тоже обрели свое экранное воплощение.

Эдуард Успенский является также  создателем таких передач как:

  1. Спокойной ночи, малыши!
  2. АБВГДейка,
  3. Радионяня .

           

         -Фиксики" - это  сериал, снятый по мотивам произведения Эдуарда Успенского "Гарантийные человечки". Это сериал о маленьких человечках, живущих внутри машин и приборов, ухаживающих за техникой и исправляющих мелкие поломки. Каждая серия "Фиксиков" посвящена одному из приборов или устройств, ежедневно окружающих детей в повседневной жизни. "Фиксики" в игровой форме учат детей тому, как устроен мир вокруг, как работает техника, как ее бережно и безопасно использовать.

               -Давайте посмотрим мультфильм из сериала «Фиксики» «Шариковая ручка».

Итог: ( слайд 20)

-Вот и подошел к концу наш праздник. Он был посвящен удивительному человеку, замечательному писателю. Все его произведения проникнуты теплом, светом, добром, юмором, любовью к людям. Вы сможете убедиться в этом, прочитав другие книги Эдуарда Успенского.

-Чему учат книги Успенского?

-Правильно, его книги  учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, - подарок детям, теплый и добрый.

      - А мы будем  очень рады, если сегодняшний праздник и подготовка к нему не пройдут бесследно, и  помогут вам стать чище, добрее, научат любить тех, кто вас окружает, тогда и окружающие ответят вам тем же.  

         

              -  Пришло время закончить наш праздник. И нам  бы хотелось напомнить, что все интересное, доброе, полезное можно узнать из книг.

Этот 2013 год объявлен в нашей Иркутской области Годом библиотек. (слайд21)

              Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

              С тобой интересней бывает досуг.

              Мы время отлично проводим вдвоем

              И наш разговор потихоньку ведем.

              Я слышу тебя и иду за тобой,

              Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

              С тобою дорога моя далека

              В любую страну и любые века...

 

- Закончить нашу встречу сегодня мы хотим словами Эдуарда Николаевича Успенского: «Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становится человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг». ( Слайд 22)

Литература:

  1.  Арзамасцева И. Н. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. - 1993 - №3. с. 19-22.
  2. Бегак Б. Радость добра: о сказочнике Э. Успенском // Дошкольное воспитание. - 1988. - №12. - с. 28-30.
  3.  Русский детские писатели ХХ века: Библиографический словарь. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука. - 1988. - с. 450-453.
  4. Успенский Э. Простоквашинцы строят капитализм: Интервью // Мы. -1994. - №2. с. 4-8.
  5. Успенский Эдуард Николаевич. В кн.: Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3 частях. Ч.1 - М.: 1999,С.379-383.
  6. Успенский Э. Н. Вниз по волшебной реке: Повесть-сказка .- М.: Самовар, 1994. -135с.
  7. Успенский э. Н. Тетя дяди Федора, или побег из Простоквашино:Повесть-сказка.-М.:Самовар,1994.-127с.
  8. Успенский Э. Н. «Крокодил Гена и его друзья» - М: Дет.лит.,1984.-319с.
  9. Успенский Э.Н. Бизнес крокодила Гены.-М.: Планета детства2002
  10. Успенский Э. Меховой интернат.-М.: РИО «Самовар», 1993
  11. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот.-М.: РИО «Самовар», 1993
  12. Успенский Э. Любимая девочка Дяди Федора.-М.: РИО «Самовар», 1993
  13. Успенский Э. Гарантийные человечки.-М.: РИО «Самовар», 1993
  14. Успенский Э.Н. Вниз по Волшебной реке.-М.: Планета детства2002
  15. Использованы иллюстрации Чижикова В.,Шевченко А., Шер А., Газизова Р.
  16. http:/www.slidteshare.net/Borisovna58/ss-2602377
  17. Фотографии и рисунки найдены в Яндекс  -  картинки – поисковый запрос: Успенский Э.Н.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная 75 - летию Эдуарда Успенского

Данная презентация посвящена 75 - летию Эдуарда Успенского....

22 декабря-75 лет со дня рождения Эдуарда Успенского

22  декабря  - 75  лет  со  дня  рождения  Эдуарда  УспенскогоЭдуа́рд Никола́евич Успе́нский(22 декабря 1937) — советский и российский писатель и автор дет...

Урок по творчеству современного детского писателя Эдуарда Успенского

Данный урок знакомит учащихся с творчеством детского писателя, формирует речь детей, используя элементы “критического мышления”.Развивает  творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитан...

К юбилею Эдуарда Успенского. Сценарий мероприятия для учащихся 4-5 классов.

Беседа о творчестве Э.Н.Успенского с элементами игры и викториной по книгам о дяде Фёдоре и его друзьях. Требует предварительного чтения детьми произведений писателя....

Образовательный проект по теме Великая Отечественная война

Данный материал помогает планомерно распределять  работу над проектом....

ПРОЕКТ на тему « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЗАДАЧАХ ПО МАТЕМАТИКЕ»

В 2020 году исполнится 75 лет Победы над фашистской Германией.   С каждым годом живых свидетелей этой кровавой войны становится все меньше и меньше. Но мы не вправе забывать о том, что переж...

Учебный проект на тему: "Великие изобретения древнего Востока"

Учебный проект по истории Древнего мира в 5 классе...