ПРОЕКТ на тему « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЗАДАЧАХ ПО МАТЕМАТИКЕ»
проект по математике (5 класс)

В 2020 году исполнится 75 лет Победы над фашистской Германией.   С каждым годом живых свидетелей этой кровавой войны становится все меньше и меньше. Но мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья.

           Действенным средством военно-патриотического воспитания на уроках математики является решение задач с применением технических характеристик нашей военной техники в сравнении с техникой противника и других данных о Великой Отечественной войне.     Кроме того, на отдельных уроках математики будет важно услышать несколько слов об участниках войны – наших земляках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Семибугровская СОШ им.Н.С.Искакова»»

Камызякского района

Астраханской  области

ПРОЕКТ

на тему  « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

         В ЗАДАЧАХ ПО МАТЕМАТИКЕ»

           Авторы проекта:             учащиеся 5 и 6 классов

                                                     МБОУ   «  Семибугровская     ООШ»

             Руководители:      Мусаханова Г.М., Убеева З.Д. ,

                                            учителя      математики

                                            МБОУ           «Семибугровская ООШ»  

                                                  2019 г.

Авторы проекта: учащиеся 5 и 6 классов  МБОУ « Семибугровская СОШ»

Руководители: Мусаханова Г.М., Убеева З.Д. , учителя математики МБОУ «Семибугровская СОШ»  

Описание проекта

Тема.       Великая отечественная война в задачах по математике 

Актуальность.                  

           В 2020 году исполнится 75 лет Победы над фашистской Германией.   С каждым годом живых свидетелей этой кровавой войны становится все меньше и меньше. Но мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья.

           Действенным средством военно-патриотического воспитания на уроках математики является решение задач с применением технических характеристик нашей военной техники в сравнении с техникой противника и других данных о Великой Отечественной войне.     Кроме того, на отдельных уроках математики будет важно услышать несколько слов об участниках войны – наших земляках.

Цель проекта:   осмысление значимости математических знаний при решении реальных жизненных задач, воспитание чувства гордости за великий подвиг советского народа в Великой отечественной войне.

Педагогические цели:   развивать исследовательские и коммуникативные способности ребенка,    формировать навыки сотрудничества с другими людьми,   развивать умение собирать информацию и отображать ее в проекте,    совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы,    представлять результат групповой работы.

Задачи проекта (поставленные перед учащимися): 

  • осуществить сбор и обработку информации о технических характеристиках оружия ВОВ, о ветеранах ВОВ, использующих это оружие в боях;
  • составить текстовые задачи на основе отобранного материала и  решить их;
  • использовать информационные технологии для качественного оформления конечного продукта.

Конечный продукт проекта:          

 электронный ресурс «Великая отечественная война в задачах по математике», в содержании которого используются исторические факты и реальные статистические данные о ВОВ.

Полученный сборник можно использовать на уроках математики в 5-6 классах, а также при проведении внеклассных мероприятий.

Презентаций, выполненных  учащимися 5-6 классов по группам и вошедшие в сборник, были выполнены на следующие темы:

  • «Ветераны  Великой Отечественной войны »
  • «Оружие Победы.    Винтовка. Снайперы»
  • «Оружие Победы.    Катюша»
  • «Оружие Победы.   Танки»
  • «Оружие Победы. Самолеты»
  • «Оружие Победы.  Артиллерия»
  • «Оружие Победы. Великие сражения»

В результате реализации проекта учащиеся научатся:

  •  находить нужную информацию в различных источниках, в том числе в СМИ и сети Интернет;
  •  составлять и решать задачи, в содержании которых используются исторические факты и реальные статистические данные о ВОВ: технические характеристики оружия ВОВ, сведения о ветеранах ВОВ - земляках, использующих это оружие в боях;
  •  работать в группах;
  • распределять и принимать на себя обязанности;
  •  представлять результаты своей работы в виде мультимедийной презентации;
  •  публично представлять свою работу.

Сроки реализации проекта : среднесрочный проект рассчитан на учащихся 5-6 классов, длительность  - 6 месяцев.

        

Публичная защита проекта

ВЕДУЩИЙ 1.

      Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой: время, развитие человечества позволяет глубже и шире видеть результаты подвига советских людей в битве с силами империализма.

           Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, общества, его строя, экономики, науки, его Вооруженных Сил, на которое история отвела нам свыше 1400 дней и ночей.      Все меньше становится участников Великой Отечественной войны - прямых и непосредственных созидателей Победы, вынесших на своих плечах невероятно тяжкое бремя того сурового лихолетья: раны и возраст берут свое.

ВЕДУЩИЙ  2.

                          Великая Отечественная война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей – и тех, кто был на фронте и трудился в тылу, и тех, кто родился уже после того, как отгремели бои. Военное прошлое предстает как пора величайшей стойкости и беспримерного героизма.

   Великое не может быть забыто. Думается, что и наши далекие потомки будут вновь осмысливать эти поистине немеркнущие события.

   Совершив   вероломное нападение на СССР, Гитлер и его сообщники считали, что они сделали все, чтобы с успехом осуществить свои зловещие замыслы. Еще никогда ни один завоеватель не создавал такой колоссальный по численности, мощной по техническому оснащению и высокопрофессиональной по выучке армии, какой была фашистская армия.

Советский народ нашел в себе силы, чтобы не только выстоять против таранного удара, но и развеять в прах агрессивную мощь фашистского блока.


ВЕДУЩИЙ 1.

Тему Великая Отечественная война мы выбрали, потому что нам интересно узнать об этой теме с точки зрения математики,  потому что мы должны не забывать и с гордостью помнить о событиях тех времен.

ВЕДУЩИЙ  2.

В ходе подготовки проекта,учащиеся5-6классов посетили  сельскую и школьную библиотеку,  посетили школьный музей Боевой славы,   на уроках истории изучали историю Великой отечественной войны, искали информацию в интернете.

 ВЕДУЩИЙ 1.

Итак,  вашему вниманию наш проект «Великая Отечественная война –  в задачах по математике»

  • Выступление учащихся 1 группы  по теме «Ветераны  Великой Отечественной войны »

Война – это 4 года сражений.

1 418 бессонных дней и ночей

Более 27 млн. погибших.

Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

                   В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.

Война еще исчезнуть не готова.

 Те годы — миллионы личных драм.

 А потому, давайте вспомним снова

 Всех тех, кто подарил Победу нам.

Всего мобилизовано – 190 человек

Осталось на полях сражения  -93 человек

Вернулись с победой-97 человек

69 годовщину Победы в ВОВ

встречают 2 человека :

1)Пономарев Н.В                   2)Досухов З.Б.

  • Астафуров Павел Иванович (1910-1942гг.)

Родился в 1910 году  в селе Семибугры. Работал  кассиром.  На фронт призван Камызякским районным военным комитетом. Пропал без вести в декабре в 1942 году.

  • Исламгазиев Балмухамбет Батырханович (1913-1943гг.)

Родился  в с. Семибугры. Работал учителем истории. Затем работал  директором. В 1941 году 16 июня был мобилизован на фронт .   6 месяцев обучался в военном училище, потом стал лейтенантом. После окончания училища воевал всего 3 месяца. В 1943 году в апреле месяце погиб под Сталинградом.

  • Убеев Хамит Газиденович (1912-1943гг.)

Родился в 1912 г. В селе Семибугры. Работал бригадиром зерновой бригады. Был один из первых комсомольцев нашего села. В ряды действующей армии был призван в сентябре 1941 года. Служил в 333 Синельниковской дивизии. В 1943 г. пропал без вести.

  • Утебов Салых Джемалиевич(1914-1943гг.)

Родился в 1914 году в селе Семибугры. В 1938 г. Отслужив свой воинский долг приехал в Семибугры, продолжил свой трудовой путь в колхозе. В 1942 году был призван к боевым действиям, Односельчане проводили его на фронт. 17 июля 1943 года сержант  Утебов  Салых погиб в боях под Сталинградом.

  • Рудиков Николай Иванович ( 1923-1943гг.)

Родился  в селе Семибугры. До войны так же как и брат Павел работал в колхозе. Окончил 6 классов в 1936 г. В 1941 году призван Камызякским РВК. Принял участие в Сталинградской битве. Был ранен. Умер в 1943 году в 303 Медсамбате. Похоронен в совхозе в Волгоградской области.

  • Рязанцев Иван Петрович  (1918-1944гг.)

Родился в 1918 году в селе Сизовка. В ряды Советской Армии был призван в 1938 году, после службы был сразу направлен на фронт. В 1944 году в декабре пришло извещение о его смерти. Похоронен в Венгрии.

  • Исламгазиев Муслим Батырович  (1915-1944гг.)

Родился в 1915 году. Жил и учился в селе Семибугры. Окончил в г.Астрахани учительские курсы. Был направлен на работу учителем в село Грушево. В 1938 году был призван в ряды действительной службы, после остался добровольно служить ещё на 2 года. С первых дней войны был на фронте до 1944 года. Старший лейтенант Исламгазиев  М.Б. погиб в госпитале от тяжелых ран. Похоронен в Псковской области.

  • Исламгазиев Муслим Батырович (1915-1944гг.)

Родился в 1915 году. Жил и учился в селе Семибугры. Окончил в г.Астрахани учительские курсы. Был направлен на работу учителем в село Грушево. В 1938 году был призван в ряды действительной службы, после остался добровольно служить ещё на 2 года. С первых дней войны был на фронте до 1944 года. Старший лейтенант Исламгазиев  М.Б. погиб в госпитале от тяжелых ран. Похоронен в Псковской области.

  • Джамеков Джагпар Хасанович

Родился в 1921 г. в селе Трёхизбинка  Камызякского района.После окончания  Семибугровской семилетней школы  поступил в Астраханское педагогическое училище . В 1941 г.призвался в ряды Советской Армии , учился в Телавском военном училище .Был командиром взвода и роты.  На фронте был дважды ранен .В апреле 1944г. Был демобилизован и вернулся в родное село. Награжден орденом «Красной Звезды» , орденом «Великой Отечественной войны 1 степени» .Ветеран педагогического труда.Умер в 2013 г. от болезни.

  • Пономарев Николай Васильевич

Родился в 1923 г. в селе Семибугры. В 1942 г. его призвали на фронт. Был командиром расчета станкового пулемета. В 1943 г. вернулся домой после тяжелого ранения . Награжден орденом «Славы» .Почетный житель села. В 2013 г. ему исполнилось 90 лет.

ВЕДУЩИЙ  2.

  • Выступление учащихся 2 группы  по теме «Орудие Победы.    Винтовка. Снайперы»

Огромную роль в снайперском движении сыграла винтовка образца 1891/30 гг.

Вперед же, товарищ, — отвагой и сметкой

Мы сломим фашистский редут!

Враг зол и хитер, но стреляем мы метко.

И силы народа растут…

В тяжелых условиях первых месяцев войны возникла острая нужда в легком, безотказном средстве борьбы против танков. Такое средство было создано. Это были противотанковые ружья ПТРС и ПТРД.

 Пулеметы системы «Максим» использовались советской пехотой на всем протяжении Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. «Ижмаш» передал фронту более 330 000 снайперских винтовок образца 1891/30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?

2. Всего за годы войны советская промышленность выпустила около 13 млн. винтовок, 6 млн. пистолетов-пулеметов, 1,5 млн. пулеметов всех типов. Для сравнения – в Германии за тот же период было выпущено 8,5 млн. винтовок, 1 млн. пистолетов-пулеметов, 1 млн. пулеметов  

На сколько больше выпустила советская промышленность разного вида оружия, чем Германия?

3. С мая 1942 года в войсках НКВД подготовлено 27 604 снайпера, из которых 14 989 прошли боевую стажировку в частях действующей армии на передовых позициях. За время боевой стажировки выведено из строя убитыми и ранеными 193 228 фашистских солдат и офицеров.

 Какой процент снайперов прошли стажировку на передовых позициях?

 Сколько фашистских солдат и офицеров в среднем приходится на 1 снайпера?

4. Большинство отечественных снайперов обычно брало с собой 120 винтовочных патронов,  причём из них около 60% — патроны с лёгкой или тяжёлой пулей,  25% — патроны с бронебойно-зажигательной пулей и  15% – с зажигательной и трассирующей пулями. Какое количество патронов с разными видами пуль брали в бой снайперы?

5. Скорость вылета пули из снайперской винтовки 650 м/с.     За какое время пуля настигнет врага, находящегося на расстоянии 1300 м.?

  • Выступление учащихся 3 группы  по теме «Орудие Победы.    Катюша»

Уникальное оружие Великой Отечественной войны, в народе прозванное «Катюшей», давно стало легендой, а необычное название, которым окрестили ракетную установку в военные годы, так и закрепилось за ней. Немецкие солдаты  называли ее то «черной смертью», то «адовым пламенем».

Голосок «Катюши» — он для нас отрада,

А для немцев – это замогильный бас.

Как услышат «Катю» - удирают гады

И бросают танки, прибавляют газ…

              «Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии.

Нет единой уверенной версии,  почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться «катюшами», существует несколько предположений. Одна из них:

   установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали:«пой» или «играй», что, возможно  было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

                 Созданию оружия предшествовала большая работа группы ученых и конструкторов:

- идея самой «Катюши» родилась в знаменитом Реактивном научно-исследовательском институте  – Центре Келдыша

- автором проекта «Катюши»  был Иван Сидорович Гвай.

- БМ -13 и БМ – 8 создавали на Воронежском заводе им. Коминтерна и Московском «Компрессор».

- Изобретатель М-13  (снаряда) «катюши» Василий Лужин.

Задачи:

1.Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции? ( 6 класс)

2. Горизонтальная составляющая скорости снаряда, выпущенного из «Катюши», равна 50 м/с. Сколько времени снаряд будет в полете, если цель находится на расстоянии 8,1 км. ( 5 класс)

3. Какой путь пройдет боевая ракетная установка «Катюша», двигаясь равномерно за 7 мин, если 1,8 км она проходит за 2 мин?

4.Гвардейский миномет БМ-13 «Катюша» выпустил 16 снарядов, весом каждый 5кг. Два снаряда достигли цели. Каков процент попадания по цели?

ВЕДУЩИЙ 1.

  • Выступление учащихся 4 группы  по теме «Оружие Победы.   Танк»

Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

Броня крепка и танки наши быстры,

 И наши люди мужеством полны

 В строю стоят советские танкисты,

 Своей великой Родины сыны.

 Заводов труд и труд колхозных пашен

 Мы защитим, страну свою храня,

 Ударной силой орудийных башен

 И быстротой, и натиском огня

Задачи:  

  1. Немецкое командование на курской дуге бросило в бой до 2770 танков и штурмовых  орудий.  С нашей стороны их ждали 3440 танков и САУ.ОКОЛО 70% ТАНКОВ СОСТАВЛЯЛИ Т-34. СКОЛЬКО  Т-34 УЧАСТВОВАЛИ В БИТВЕ?  

  1. Скорость танка Т–34-85 при 1700 об/мин. двигателя составляла 48,2 км/ч, и она возрастает пропорционально числу оборотов. Какова скорость танка при 1800 об/мин?

       

  1. Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942  – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

  1. Танк Т-34 ехал 1 ч по шоссе со скоростью 50 км/ч, потом 1,2 ч по грунтовой дороге со скоростью 38 км/ч. Какова средняя скорость танка на всем пути?

ВЕДУЩИЙ  2.

  • Выступление учащихся 5 группы  по теме «Оружие Победы. Самолеты»

С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий.«Черная смерть» — так прозвали фашисты штурмовик Ил-2. Ил-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки. Наши авиаторы называли его тружеником войны.

Летят машины, обгоняя время.

Гудит в турбинах буйная гроза.

Глядят вперёд сквозь стёкла гермошлемов

Пытливые и смелые глаза.

Вперед и ввысь – им Родина велела,

Готовы  встретить в воздухе врага,

И надо будет – точен взгляд прицела,

Не промахнётся твёрдая рука.

Задачи:

1.В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов, в то время как собственные потери составляли 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов .

2. Истребитель ЯК-9, скорость которого 600км/ч,   некоторое расстояние пролетел за 2ч .  Какое время  затратил бы на этот путь истребитель    МИГ-3,  скорость которого 640 км/ч. Ответ округлите до десятых.

3. В начале ВОВ в частях Красной Армии появились первые истребители ЯК-1, а затем их модификации ЯК-3. Через сколько времени ЯК-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 4,5 км, скорость которого 500 км/ч?

ВЕДУЩИЙ 1.

  • Выступление учащихся 6 группы  по теме «Оружие Победы.  Артиллерия»

История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы.

Артиллерист – это бог войны,

Накроет метко врага огнём.

И если цели почти не видны,

Уверенность, меткость всегда при нём.

Надо, прицелится и в самолёт

Или потопит отряд кораблей,

Шквальным обстрелом очистит подход,

Прикроет атаку царицы полей.

Задачи:

1. Советская артиллерийская промышленность за годы войны изготовила 351 495 минометов, что в 4,5 раза больше, чем в Германии и в 1,5 раза больше, чем в США и странах Британской империи. Сколько минометов было выпущено неприятелем?

                                                                                                 

2.БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?

3.  Воздушные налеты на Москву продолжались 9 месяцев. Всего в налетах участвовало 7200 фашистских самолетов. Наши зенитки за это время сбили 1100 самолетов. Каков процент сбитых самолетов? Ответ округлить до десятых.

ВЕДУЩИЙ  2.

  • Выступление учащихся 7 группы  по теме «Оружие Победы. Великие сражения»

За этот мир платили мы в боях

Ценой немалою, большой ценою:

Четыре страшных года на плечах

Пронес не кто-нибудь, а мы с тобою!

После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный Монумент – Родина-мать, ставший памятником погибшим в Сталинградской битве.

Волгоград — Сталинград,

 Рядовой и комбат,

 Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча люди стоят,

 Журавли пролетят.

 И курлыканье — как отпеванье.

Задачи:

1.В Сталинградской битве участвовало 1,104 млн. человек. В этой битве погибло 7200 солдат и офицеров. Какую часть составляют погибшие воины? Сколько человек после этой битвы продолжили защищать Родину?

2.   40% солдат и офицеров участвовавших в Берлинской операции ( 2,5 млн. человек ) ,  были награждены медалью « За взятие Берлина». Сколько воинов получили эту медаль?

3. От подножия кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась двести огненных дней и ночей. Какова высота всех ступенек?

Финальный выход всех участников проекта.

ВЕДУЩИЙ 1.

Наш творческий проект

-научил  нас  представлять свой проект

-выступать перед аудиторией

-у нас появились навыки    применения средств ИКТ  при выполнении коллективных проектов

-научились координировать  свои действия с действиями других людей

- испытать чувство гордости за свою Родину, за всех, кто защищал ее, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Пусть немеркнущим великим примером для каждого молодого человека станет любовь к Родине, которую так ярко проявили их деды и прадеды.

Исполнение песни « Служить России»  

ВЕДУЩИЙ  2.

    День Победы – один из главных праздников в России, объединяющий        

    людей разных поколений, политических убеждений и вероисповеданий.

  9 мая 1945 г. советский народ одержал победу над фашистской Германией.

             Весь под  ногами шар земной,

             Живу. Дышу. Пою.

             Но в памяти всегда со мной

             Погибшие в бою.

             Пусть всех имен не назову.

             Нет кровнее родни.

             Но потому ли я живу,

             Что умерли они?

ВЕДУЩИЙ 1.

Помните!

Через века, через года - помните!

О тех, кто уже не придет никогда-                            

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат - помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!        Р.Рождественский

ВЕДУЩИЙ  2.

Пусть будет мир
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

 

         

ВЕДУЩИЙ 1.

Завершить свой праздник мы хотим песней, которая является символом единства и дружбы народов.

(поют песню «Солнечный круг» 1 куплет с припевом)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая отечественная война и ученые математики

Заключительный урок математики в 10 классе по теме "Логарифмы"...

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики".

Урок "Великая Отечественная война на уроках математики"....

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война"

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" можно использовать как обощающий урок в 10-11 классе...

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".

Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....