Методическая разработка "Задачи по математике с этнорегиональным содержанием на тему Великой Отечественной войны в 6 классе"
методическая разработка по математике (6 класс)

Говорова Людмила Егоровна

9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная Война была самым трагическим событием XX века, унесшим почти 27 миллионов советских человек. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, но и из-за поистине великого подвига нашего народа, поборовшего фашистскую Германию. Мы должны всегда помнить о тех людях, которые отдали свои жизни за свободу Родины. И передавать эту память из поколения в поколение. Чтобы не только помнить, но и знать больше о Великой Отечественной войне, мы с учениками составили математические задания на эту тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Методическая разработка

Задачи по математике с этнорегиональным содержанием

на тему Великой Отечественной войны

в 6 классе

Автор: Говорова Людмила Егоровна,

учитель математики

Город Якутск, 2024 г.


ВВЕДЕНИЕ

9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная Война была самым трагическим событием XX века, унесшим почти 27 миллионов советских человек. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, но и из-за поистине великого подвига нашего народа, поборовшего фашистскую Германию. Мы должны всегда помнить о тех людях, которые отдали свои жизни за свободу Родины. И передавать эту память из поколения в поколение. Чтобы не только помнить, но и знать больше о Великой Отечественной войне, мы с учениками составили математические задания на эту тему.

Актуальность этой работы состоит в том, что на уроках математики можно расширить знания обучающихся о героизме наших земляков-якутян в Великой Отечественной войне, решая задачи или выполняя математические задания.

Цель работы: применение исторических фактов о подвигах наших земляков-якутян в Великой Отечественной войне в составлении математических заданий.

Задачи:

  • собрать информацию об исторических событиях, подвигах наших земляков-якутян Великой Отечественной войны.
  • составить и решить задания на тему Великой Отечественной войны;
  • наглядно представить полученные задания;

Практическая значимость: применение составленных заданий на уроках математики в 6 классах.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну военный удар невиданной силы. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика.

Летопись войны полна примеров мужества и героизма миллионов советских людей, самоотверженно защищавших свою Родину. Всего за годы войны из Якутии было призвано 62509 человек. Из них вернулось с фронта около 35 тысяч человек…

В нашей работе мы предварительно изучили историю Великой Отечественной войны для того, чтобы составленные задачи были более интересными и правдоподобными. Мы изучили основные события войны, включая подвиги наших земляков, а также узнали Героев Великой Отечественной Войны. Составленные задачи носят познавательный и обучающий характер. Шестиклассникам было интересно их решать. У кого-то из обучающихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории. Для систематизации составленные задания по математике мы оформили в виде карточек.

Собранную информацию о Великой Отечественной войне мы использовали для составления математических заданий. Представляю несколько таких заданий.

В заданиях 1-6 путем нахождения правильных ответов, выписываете соответствующие буквы, упорядочиваете их и составляете слово-ответ. В заданиях 7-9 решаете задачу, 10 задание – это кроссворд, разгадав который вы узнаете главное слово войны.


Задание № 1.

Найдите значения выражений. Заполните таблицу. Зашифрованное слово страна, в которой правили фашисты, 22 июня 1941 года вероломно напала на нашу Родину.

1. (+3) + (+2) =__________

5. (-19) + (+12) =__________

Р. 5;  М. -5;  О. 1  

Э. 7;  Т. -21;  Н. -7.

2. (-12) + (-18) =__________

6. (+25) + (-12) =___________

Д. 30;  И. -30;  Л. -6.

Е. 13; Ш. -13;  З. 37.

3. (-12) + (+18) =__________

7. (+16) + (-20) =__________

Н. -6;  И. -30;  А. 6.

Ю. 4;  А. -36;  М. -4.

4. (-7) + (-7) =__________

8. (-27) + (-36) = __________

Г. -14;  Ф. 14;  К. 0.  

Я. -63;  С. -9;  Л. 63.

Ответ:

-14

13

5

-4

6

-7

-30

-63

Г

Е

Р

М

А

Н

И

Я

Задание № 2.

Решив следующее задание, мы узнаем, кто из женщин-якуток, уроженка Бетюнского наслега, по званию старший лейтенант, написала на стене Рейхстага свое имя.

1. –12 · (-0,3) = ___________

5. 7,2 : (-0,8) = ___________

С. 3,6;  О. -3,3;  А. -3,6.

Н. 9;  К. 0,9;  Е. -9.

2. 0,5 · (-1,4) = __________  

6. -0,45 : 10 = __________

Н. 0,7;  Л. -0,7;  Д. 7.

Ц. -0,045;  Е. 4,5;  Т. -45.

3. -4,2 · 100 = __________

7. -12,1 : (-0,11) = __________

О. -420;  А. -4,2;  У. 42.

В. 11;  М. -11;  А. 110.

4. -3,6 : (-9) = __________

8. -12 : 0,3 = ___________

Ф. 4;  П. 0,4;  Р. -4.

А. 40;  В. -40; К. 4.

Ответ:

3,6

-0,7

-9

0,4

-0,045

-420

-40

110

С

Л

Е

П

Ц

О

В

А


Задание № 3.

Найдите значение выражения. Выбрав правильный ответ, заполните таблицу. Зашифрованное слово – прославленный снайпер, Герой Советского Союза, награждённый множеством медалей и орденами: Ленина (06.05.1965), Красного Знамени (28.06.1944), Отечественной войны 2 степени (07.10.1943), Красной Звезды (27.08.1942, 04.12.1942).

1.  -14 · (-0.2) = __________

5. 2,8 : (-0,7) = __________

А. -2,8;  О. 2,8;  М. 0,28.

Е. 4;  Л. -4;  К. -0,4.

2. -5,1 · 0,3 = __________

6. -6,1 : 100 = __________

О. -1,53;  С. 1,53;  Т. 153.

З. -0,61;  Г. 61; К. -0,061.

3. 0,12 · (-100) = __________  

7. -14,4 : (-0,12) = __________

В. 12;  К. 0,012;  О. -12.

Х. 120;  С. -120;  У. 12

4. -4,5 : 5 = __________

8. -4,3·0,2 =__________

П. -0,9;  А. -9;  Н. 90.

Г. 8,6;  А. 0,86;  В. -0,86

                               

Ответ:

-1,53

120

-4

2,8

-0,9

-0,061

-12

-0,86

О

Х

Л

О

П

К

О

В

Задание № 4.

Вычислите и выберите правильный ответ. Заполните таблицу. Зашифрованное слово – фамилия первого из якутов Героя Советского Союза, уроженца Мегино-Кангаласского улуса, Батаринского наслега.

1.  : (- 4) =__________

4. -  × (- 6) =__________

К. ;  О. - ;  М.

В.  П.   О. - .

2. -  × 2 =__________

5.  : (- ) =__________

В. -;  У. ;  А. -

Е. 3  ; П. - 2;  И. - .

3. -15 ×  =__________

О. - 3;  Б. 3;  И. -

Ответ:

-3

-2

П

О

П

О

В

Задание № 5.

Во время Великой Отечественной войны парашютисты совершали прыжки и днем и ночью, в любую погоду, даже при сильном ветре. Важно было то, как крепить груз. А грузы были самые разные: от боевого снаряжения до продуктов питания.

Упростите выражение. Вычислите правильный ответ и заполните таблицу. Зашифрованное слово – имя парашютистки Кривогорницыной, о которой сказал инструктор: «Первая парашютистка-якутка, возможно, первая среди представительниц северных народов».

1. - 3a - 8 - 5a =__________

5. - 4x + 10 + x =__________

Н. - 8 - 8a; Р. a;  И. -16a.

Н. - 5x;  Ь. 10 - 3x;  Б. 6

2. a - 4a =__________

6. - 5x+1x =__________

Л. - 5a;  А. - 3a;  Д. - 4.

Н. - 5;  Р. - 6x;  Т. - 4x

3. 2y - y+5 =__________  

7. 7 - b - 12b =__________

Т. y+5; Е. 7;  Х. 6y.                          

К. - 20b;  О. - 5;  А. 7 - 13b.

4. b – 3 – 2b =__________

Я. – 3 – b;  И.–b;  Ж.- 5.

Ответ:

-4x

7-13b

y+5

10-3x

-3-b

-8-8a

-3a

Т

А

Т

Ь

Я

Н

А

Задание № 6.

ПО-2 – Советский многоцелевой биплан, созданный под руководством Н.Н.Поликарпова в 1927 году. Был  изготовлен из полотна, фанеры и деревянных брусков. В годы Великой Отечественной войны с успехом использовался как ночной бомбардировщик.

Упростите выражение. Выберите правильный ответ и заполните таблицу. Значение зашифрованного слова – фамилия первой якутской летчицы Великой Отечественной войны, летавшей на самолете ПО-2.

1. -7x+2x =__________

5. 11x+6+x =__________

Н. -5;  Р. -6x;  А. -5x.

Н. -5x;  Р. 12х+6;  Б. 6.

2. 9a-4a =__________

6. 8a-1-2a =__________

Л. -5a;  Х. 5a;  Д. -4.

О. -1+6a; Р. a;  И. -16a.

3. -6y+4-y =__________

7. 7b+3+12b =__________

В. -7y+4; Е. 7у+4;  Т. 5y+4.

К. -20b;  О. -5;  З. 3+19b.

4. 8b-3-5b=__________

8. - 2х - 3 + 3х

А.3b-3;  И.–b;  Ж.-5.

К. - х - 3;  А. х - 3; Ь. 5х - 3

Ответ:

3+19b

3b-3

5a

-5x

12х+6

-1+6a

-7y+4

х-3

З

А

Х

А

Р

О

В

А

Задание № 7.

В 1942-1943 г.г.в селе Крест-Хальджай Томпонского улуса охотник Захаров Иван Игнатьевич должен был сдать пушнину на 2031 рублей, но он перевыполнил план на 3 %. На сколько рублей Иван Игнатьевич перевыполнил план?

Решение:

2031 – 100%

х      -     3%

ответ: Иван Игнатьевич перевыполнил план

на 60 руб 93 коп.

Задание № 8.

1939-1942 года выдались неурожайными ввиду засухи. В 1941 году погибло 12%, в 1942 году – 32% посевов зерновых культур. Положение населения усугубляли тяготы и страдания, связанные с началом Великой Отечественной войны. В связи с этим 6 января 1942 года приняли постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока». Из-за недобора спецпереселенцев из Ленинградской области и местных жителей, вынесли постановление «О мероприятиях по колхозам Чурапчинского района».

Согласно этому постановлению, были переселены почти 5000 человек, примерно  всех переселенцев составляло количество хозяйств, 0,82% - количество колхозов. Сколько хозяйств и колхозов было переселено? Количество хозяйств округлить до целых.

Решение:

5000 ·  = 1666,661667 хозяйств

5000 – 100%

х      -  0,82%

 41 колхоз

Ответ: 1667 хозяйств и  колхоз

Задание № 9.

Нашему земляку, Герою Советского Союза, истребившем 429 фашистов во время Великой Отечественной войны Федору Матвеевичу Охлопкову выдавали с собой 120 винтовочных патронов. При этом 0,6 всех патронов – патроны с легкой или тяжелой пулей,  из них - патроны с бронебойно-зажигательной пулей, 0,15 всех патронов – патроны с зажигательными и трассирующими пулями. Какое  количество патронов с разными видами пуль брал в бой снайпер Федор Охлопков?

Решение:

120 × 0,6 = 72 (патрона) – с легкой или тяжелой пулей.

120 ×  = 30 (патронов) - с бронебойно-зажигательной пулей.

120 × 0,15 = 18 (патронов) - с зажигательной и трассирующими пулями.

Ответ: 72; 30; 18 патронов.

Задание № 10.

Кроссворд «Великая Победа»

1

2

3

4

5

6

  1. Чье имя носит средняя школа в селе Крест-Хальджай Томпонского улуса?
  2. Пулеметчик моторизованного батальона автоматчиков, полный кавалер ордена Славы, уроженец Таттинского улуса.
  3. В годы войны она была парикмахером на фронте.
  4. 77 лет назад воины-якутяне были в составе четырех лыжных бригад, которые участвовали в освобождении Старой Руссы с севера через это озеро.
  5. Красноармеец Фёдор Попов одним из первых в полку в составе отделения 1 октября 1943 года переправился через эту реку у деревни Глушец, уничтожил до 50 солдат и офицеров противника и удерживал плацдарм до переправы основных сил, за что и получил звание Героя Советского Союза.
  6. Как называется центр улуса, жители которого подлежали переселению независимо от возраста по постановлению в 1942 году?


Ответы:

1О

Х

Л

О

П

К

О

В

2П

Е

Т

Р

О

В

3З

А

Б

У

Ж

Н

А

Я

4И

Л

Ь

М

Е

Н

Ь

5Д

Н

Е

П

Р

6Ч

У

Р

А

П

Ч

А


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните, какою ценой

Завоевано счастье –

Пожалуйста, Помните!

Роберт Рождественский.

Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

Благодаря героическим поступкам наших предков, сейчас мы можем спокойно жить и учиться, мечтать о будущем.

В завершении, с убеждением могу сказать, что по математике можно составить интересные и развивающие задания, применяя исторические факты о подвигах наших земляков-якутян в Великой Отечественной войне, и использовать их на уроках.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Пестерев В.И. Саха уонна сэрии. – Дьокуускай: Бичик, 2015. – 192 с.
  2. Николаев Н.С., Скрыбыкин А.М. Томпонский район в годы войны (1941-1945). – Хандыга: 2010. – 341 с.
  3. Сомов В.М. Военные дороги якутян: Сборник очерков. – Якутск: нац.кн.изд-во Республики Саха (Якутия). – 1992. 144 с.
  4. wikipedia.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Великая Отечественная война" 11 класс

Тест (2 варианта) по материалу учебника Н.В.Загладина, С.И.Козленко "История отечества. XX- начало XXI века. 11 класс...

Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс

Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экза...

УРОК ИСТОРИИ В ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»9 класс

Дидактическая цель урока: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности. ...

Контрольное тестирование по теме: "Великая Отечественная война",9 класс

Контрольное тестирование по теме: "Великая Отечественная война" предназначено для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ....

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война» 10 класс

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война» 10 класс...