Рабочая программа по истории России для 6, 8 классов
календарно-тематическое планирование по истории (6, 8 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6, 8 классе, составлена на основе авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории России для 6, 8 классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ЦО№6
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6, 8 классе, составлена на основе авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт). Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России»
Содержание курса реализуют следующие учебники:
История России. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.
История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2016.
Цели, задачи изучения предмета история России в основной школе (6,8 классы):
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
УМК:
- Рабочая программа История России 6 класс к УМК Н. М Арсентьева, А. А. Данилова. Сост Е. Н. Сорокина «ВАКО», 2016.
- Данилов А. А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы. М.: Просвещение, 2016.
- О. Н. Журавлева Поурочные рекомендации. История России 8 класс М., Просвещение 2016
Программа в 6 классе рассчитана на 40 ч учебного времени (2 ч в неделю) в 2 – 3 триместре, в 7 классе 41 ч ( 2 ч неделю) в 1, 2 триместрах, в 8 классе 41 ч в 1, 2 триместрах.
2. Учебно – тематический план 6 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение | |
2 | Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 |
3 | Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. | 11 |
4 | Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 |
5 | Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 |
6 | Тема 5. Формирование единого Русского государства. | 8 |
итого | 40 |
Учебно – тематический план 8 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I | 13 |
3 | Тема 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 |
4 | Тема 3. Российская империя при Екатерине II | 9 |
5 | Тема 4. Россия при Павле I | 2 |
6 | Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в | 10 |
итого | 41 |
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
6 класс
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех
участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,
начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людеи др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
8 КЛАСС
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под
руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обо-
сновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);-
работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральныххранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
4. Содержание учебного предмета, курса.
6 КЛАСС
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — составление схемы «Первые люди на территории современной России», подготовка сообщений и презентаций о стоянках древнего человека, жизни родовой общины, орудиях труда; фронтальная беседа, комплексное повторение, работа с исторической картой и иллюстрациями учебника; работа в парах (сильный — слабый) — овладение приемами ознакомительного и изучающего чтения; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой при консультативной помощи учителя, заполнение таблицы «Расселение восточных славян», описание быта и нравов славян по плану, предложенному учителем; фронтальная беседа с использованием понятийного аппарата исторического знания; исследовательская деятельность, составление схемы; организация дискуссии с применением приема «Мозговой штурм»; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой при консультативной помощи учителя, комментирование сравнительной таблицы, заполнение сводной таблицы «Первые русские князья»; фронтальная беседа с использованием понятийного аппарата исторического знания; работа в группах.
Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа — выполнение заданий, предложенных учителем, комментирование схем, комплексное повторение; работа в группах — анализ личности Ярослава Мудрого, его внешней и внутренней политики, системы государственного управления, составление схем; фронтальная беседа; решение проблемных задач на основе алгоритма, предложенного учителем; характеристика итогов правления Ярослава Мудрого; коллективное обсуждение итогов работы на уроке;
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель —самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — составление схемы «Причин политической раздробленности» работа в группах — описание и характеристика процесса системы образования земель, определение р Церкви в условиях распада Руси, характеристика идеи единства Руси, отношений Руси с кочевниками, государственного управления в период раздробленности, анализ международных связей русских земель; мини-дискуссия о последствиях раздробленности
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах
Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — подготовка сообщений и презентаций о походах шведов и крестоносцев на Русь, реконструкция военных событий с использованием исторической карты «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» и схемами сражений; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, проведение мини-дискуссии о роли Александра Невского в истории, составление портрета исторической личности по алгоритму, предложенному учителем; фронтальная беседа; создание мультимедийной презентации; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие обще-
русского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок
8 КЛАСС РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (41 ч)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели-
кое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,
Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти
XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы: самостоятельная работа с текстом учебника г дополнительным и иллюстративным материалом; работа в группах — подготовка сообщений и презентаций об особенностях жизни той или иной группы населения России; коллективная работа — ответы на вопросы учителя с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; самоанализ, самооценка; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно контрольного типа и реализации коррекционной нормы: самостоятельная работа с текстом учебника г дополнительным и иллюстративным материалом; работа в группах — подготовка сообщений и презентаций об особенностях жизни той или иной группы населения России; коллективная работа — ответы на вопросы учителя с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; самоанализ, самооценка; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок; : Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, выявление факторов, влиявших на мироощущение русских людей в, определение особенностей развития русской культуры, заполнение сравнительных таблиц, составление схем, описание памятников культуры; фронтальная беседа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — по-
пытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си-
стемы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая
политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая.
Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания , урок развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок рефлексии . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания . Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах — выполнение творческих заданий, предложенных учителем; составление алгоритма работы с картами и схемами; работа с иллюстративным материалом с целью реконструкции событий прошлого; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, ответы на вопросы учителя; фронтальная беседа; составление простого плана; проектирование выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. Формы организаций учебных занятий: урок открытия нового знания, урок развивающего контроля, урок рефлексии. Основные виды учебной деятельности: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы: самостоятельная работа с текстом учебника г дополнительным и иллюстративным материалом; работа в группах — подготовка сообщений и презентаций об особенностях жизни той или иной группы населения России ; коллективная работа — ответы на вопросы учителя с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; оценивание выполненных заданий по предложенным учителем критериям; коллективная работа с текстом учебника, дополнительным и иллюстративным материалом, выявление факторов, влиявших на мироощущение русских людей в, определение особенностей развития русской культуры, заполнение сравнительных таблиц, составление схем, описание памятников культуры; фронтальная беседа; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
Календарно – тематическое планирование истории России 6 класс
№ урока | Содержание (тема раздела, количество часов, тема урока) | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | Наша Родина — Россия | ||||
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) | |||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | § 1 | Историч карта | ||
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | Индив задания | |||
4 | Образование первых государств | § 2 | Историч карта | ||
5 | Восточные славяне и их соседи | § 3 | Историч карта | ||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Стартовая диагностическая работа | ||||
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | |||||
7 | Первые известия о Руси | § 4 | Историч карта | ||
8 | Образование Древнерусского государства | § 5 | Историч карта | ||
9 | Становление Древнерусского государства | § 5 | Схема | ||
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | § 6 | Схема | ||
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | § 7 | Историч карта | ||
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | § 8 | Историч карта | ||
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | § 9 | Схема | ||
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | § 10 | Презентация | ||
15 | Повседневная жизнь населения | § 11 | Презентация | ||
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II | стр | |||
17 | Урок истории и культуры Тульского края в древности Стартовая диагностическая работа | Индив зад | |||
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч) | |||||
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | § 12 | Историч карта | ||
19 | Владимиро-Суздальское княжество | § 13 | Историч карта | ||
20 | Новгородская республика | § 14 | Историч карта | ||
21 | Южные и юго-западные русские княжества | Инд проектные работы | Историч карта | ||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в» | Инд зад | |||
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч) | |||||
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | § 15 | Историч карта | ||
24 | Батыево нашествие на Русь | § 16 | Историч карта | ||
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | § 17 | Историч карта | ||
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | § 18 | |||
27 | Литовское государство и Русь | § 19 | Историч карта | ||
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | § 20 | |||
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | § 21 | Историч карта | ||
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | § 22 | Презентация | ||
31 | Родной край в истории и культуре Руси XIII — XIV в. | Инд зад | |||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в» | ||||
Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч) | |||||
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | § 23 | Историч карта | ||
34 | Московское княжество в первой половине XV в. | § 24 | Историч карта | ||
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | § 25 | Историч карта | ||
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | § 26 | Историч карта | ||
37 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | Инд проектные работы | |||
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | Инд задания | |||
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. Тульский край. | § 27 | |||
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» Итоговая диагностическая работа | ||||
Календарно-тематическое планирование по истории России 8 кл
№ урока | Содержание | Домашнее задание. | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | У истоков российской модернизации | введение | |||
2 | Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (14 часов) Россия и Европа в конце XVII в. | § 1 | Историч карта | ||
3 | Предпосылки Петровских реформ | § 2 | |||
4 | Начало правления Петра I | § 3 | |||
5 | Великая Северная война 1700—1721 гг. | § 4 | Историч карта | ||
6 | Реформы управления Петра I | § 5 | Презентация | ||
7 | Экономическая политика Петра I. Основание Тульских заводов. | § 6 | Историч карта | ||
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. Стартовая диагностическая работа. | § 7 | |||
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | § 8 | |||
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | § 9 | Историч карта | ||
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | § 10 | Презентация | ||
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. | § 11 | Презентация | ||
13 | Значение петровских преобразований в истории страны | § 12 | |||
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» | ||||
15 | Тема 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) Причины, сущность дворцовых переворотов (1725–1762) | §13-14 | |||
16 | Эпоха дворцовых переворотов | § 13-14 | |||
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. | § 15 | |||
18 | Внешняя политика России в 1725—1762 гг. | § 16 | Историч карта | ||
19 | Национальная и религиозная политика. Проектная деятельность учащихся | § 17 | |||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов» | ||||
21 | Тема 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов) Россия в системе международных отношений | § 17 | Историч карта | ||
22 | Внутренняя политика Екатерины II | § 18 | |||
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II. Экономическое развитие Тульского края во 2 пол 18 в. | § 19 | |||
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | § 20 | |||
25 | Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва | § 21 | Историч карта | ||
26 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Проектная деятельность учащихся | Стр 32-37 | |||
27 | Внешняя политика Екатерины II | § 22 | Историч карта | ||
28 | Освоение Новороссии и Крыма | § 23 | Историч карта | ||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Российская империя при Екатерине II» | ||||
30 | Тема 4. Россия при Павле I (3 часа) Внутренняя политика Павла I | § 24 | |||
31 | Выбор внешнеполитического курса Павла I. | § 25 | Историч карта | ||
32 | Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы. | § 25 | Историч карта | ||
33 | Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (7 часов) Общественная мысль, публицистика, литература | Стр 72-76 Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся | |||
34 | Образование в России в XVIII в. | Стр 77-81 Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся | Презентация | ||
35 | Российская наука и техника в XVIII в. | Стр 81-85 | Презентация | ||
36 | Русская архитектура XVIII в. Архитектура Тулы XVIII в | Стр 86-91 Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся | Презентация | ||
37 | Живопись и скульптура. | Стр 91-97 | Презентация | ||
38 | Музыкальное и театральное искусство | Стр 97-101 | |||
39 | Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий | Стр 101-104 § 26 | |||
40 | Обобщение «Россия в XVIII в» Родной край в XVIII в | ||||
41 | резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-80059-1423290474.jpg)
рабочая программа по истории России в 7 классе
рабочая программа по истории России в 7 классе составлена к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-80059-1423290474.jpg)
рабочая программа по истории России в 8 классе
рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-58217-1351654052.jpg)
Рабочая программа по Истории России XXвек -9 класс
Рабочая программа по истории России по А.А. Данилову, Л.Г. Косулиной для учащихся 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191060-1359568698.jpg)
рабочая программа по истории России для 9 класса
Рабочая программа по истории России для 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191060-1359568698.jpg)
рабочая программа по истории России для 11 класса
Рабочая программа по курсу история России для 11 А класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базово...
Рабочая программа по истории России для 7 класса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291636-1378494330.jpg)
Рабочая программа по истории России для профильных классов
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...