Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.
статья по истории на тему

Караваева Анна Николаевна

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karavaeva_a.n._gr.4_distant_no3.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.

                                                                               

 Выполнила Караваева Анна Николаевна учитель истории МОУ «Школа №53»

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Это- совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

 Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности. Проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию. Эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Нужно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся. В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:

• проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме;

• самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемный урок можно провести в форме теоретической игры, когда небольшие рабочие группы, доказывают друг другу преимущества своей концепции, своего метода. Создание проблемной ситуации:

Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия.

Целью этапа мотивации на уроке должно стать возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы. На их разрешение должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся.

Создание разных вариантов практических обстоятельств помогут создать проблемные ситуации на уроке. Выделяют три основных способа их создания:

  • приём ключевых слов;
  • приём загадки-интерпретации;
  • выполнимое/невыполнимое действие.

Приём ключевых слов основан на рефлексии учащимися того, что им уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им ещё неизвестно. Для рефлексии известного и вычленения неизвестного применяется лобовой приём: учитель сначала спрашивает детей о том, что они знают по тому или иному вопросу, а затем спрашивает их о том, что им ещё неизвестно. Такая постановка задания не вызывает у учащихся каких-либо серьёзных трудностей. Трудность заключается в том, что вопросы детей о том, что им неизвестно могут быть весьма многочисленными и среди них может и не быть того вопроса, который подлежит изучению. Использование ключевых слов позволяет избежать этой трудности. Стимулирование и обучение постановке исследовательских вопросов является одним из важнейших способов развития исследовательской активности. Учащимся предлагается отгадать, что спрятано в шкатулке с помощью вопросов, на которые учитель может отвечать только «да» и «нет». Дети с увлечением начинают задавать вопросы, но достаточно быстро их вопросы иссякают в силу отсутствия умения задавать исследовательские вопросы.

Следующий этап – этап поиска неизвестного. Учитель предлагает ребятам воспользоваться специальными ключами, которые подведут их к решению главной проблемы. Этими ключами являются вопросы, которые основаны на словах, с помощью которых можно решить поставленную задачу. Задача учителя на данном этапе – научить пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов. Целесообразно начать обучение постановке вопросов с таких ключей, как «свойства» и «функции».Помогая детям переходить от одного ключа к другому, учитель стимулирует постановку исследовательских вопросов. В этом случае дети быстро решают проблемную задачу. Если было проведено хотя бы одно такое занятие, то в дальнейшем не составляет труда вводить такие ключевые слова как «причина», «условие», «значение», «происхождение», «виды» и т.д. Учителя, которые впервые начинают пользоваться этим приёмом, удивляются тому, как дети быстро приходят к тем вопросам, которые входили в круг изучаемых. Необходимо всегда помнить о принципиальной разнице между вопросом, который поставил учитель и вопросом, который родился у учащегося. За ученическим вопросом стоит потребность в познании нового материала. Далее учитель может предложить сгруппировать вопросы, сходные по смыслу. Или обращает внимание детей, что есть ещё много вопросов по данной теме и побуждает учащихся решить, что в таком случае необходимо сделать. Дети, имеющие опыт самостоятельного поиска, могут предложить провести исследование. Обсудив с детьми, в какой форме лучше всего провести исследование, и сформулировав задачу такого исследования, можно переходить к следующему этапу урока – исследованию в малых группах. Приём ключей обеспечивает возникновение вопроса, что составляет обязательное условие проведения индуктивного исследования. Широко используется другой способ создания мотивации – приём загадки. Он основан на использовании такого стимульного материала, который характеризуется той или иной степенью неопределенности, что позволяет создать проблемную ситуацию. Таким стимульным материалом может быть всё, что угодно: реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация и т.п.Третий способ создания мотивации на уроке – выполнимое/невыполнимое действие. Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым. Но в процессе его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления. Проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой». Преимуществом данного приёма является то, что обеспечивает возникновение очень сильной потребности в познании чего-либо, что необходимо узнать детям.

  • Формулировка проблемы:

Далее педагог дает четкую формулировку проблемы. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.

  • Выдвижение гипотез:

Ученики выдвигают возможные гипотезы по решению данной проблемы с помощью разных форм технологии проблемного обучения.

  • Доказательство или опровержение гипотез:

Обязательно учащимся предлагается обосновать гипотезу и доказать ее, проверить, насколько она соответствует исходным условиям проблемной ситуации.

  • Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ):

После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их проверки, осуществляется окончательный этап: оценка найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения других задач.

  • Воспроизведение нового материала (выражение решения):

В дальнейшем закрепление полученных знаний может осуществляться как по традиционной схеме – с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения (вернее, с элементами проблемного обучения) - путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

  • Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
  • Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
  • Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
  • Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.
  • Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности решения этой проблемы. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:
  • 1) сам формулирует проблему (задачу);
  • 2) сам находит ее решение;
  • 3) решает и самоконтролирует правильность этого решения.
  • Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
  • В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
  • – проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • – поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • – различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
  • – побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу
  • – подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;
  • – применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
  • Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
  • Со стороны учащихся:
  • – новая тема (“открытие” новых знаний);
  • – умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • – умение определить область “незнания” в новой задаче;
  • – активная поисковая деятельность.
  • Со стороны учителя:
  • – умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • – формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.                                                                                        
  •    Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение. Примеры проблемных вопросов по истории России:                                                      

Почему Русь приняла христианство?

  • Язычество мешало созданию единого восточнославянского государства.
  • Язычество становится препятствием в установлении нормальных отношений с сильными соседями.
  • У Руси и Византии были длительные и тесные связи. На Руси уже были христиане.
  • Бабка Владимира Ольга была крещена в Константинополе.

Почему в Северо-восточной Руси усиливалась княжеская власть?

  • Переселяться на северо-восток славян заставляли набеги половцев и княжеские междоусобицы.
  • Плодородные земли Ополья были закрыты от половцев непроходимыми лесами.
  • Первые князья укрепляли свои земли для борьбы за киевский престол. (Юрий Долгорукий , Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич)
  • Князья наделяли переселенцев землей.
  • Бояре зависели от князя и не были так сильны, как в Новгороде или Киеве.

Почему удалось отстоять западные рубежи Русских земель?

С востока - татаро-монголы, с севера - шведы, с запада - немцы. Прикрываясь распространением христианства, с благословения папы римского, шли крестоносцы на захват новых земель. Но остановились

Разоренная Батыем Русь казалась легкой добычей.

Крестя прибалтийские языческие племена, крестоносцы были не прочь захватить и земли крещеных славян. Но северные земли, не разоренные ордынцами, оказались способны постоять за себя.

В Невской битве впервые проявил себя полководческий талант князя Александра Ярославича.

Победа на Чудском озере остановила продвижение крестоносцев на Восток.

Почему начала возвышаться Москва?

С 1328 г. московские Рюриковичи почти не выпускали из своих цепких рук ярлык на Великое княжение Владимирское. Москва из столицы небольшого удельного княжества начала превращаться в столицу Руси, центр объединения русских земель.

Московские князья Даниил и Юрий значительно укрепили и расширили свои владения, привлекали на московские земли переселенцев.

Иван Данилович помог ордынцам подавить восстание в Твери, стал их верным, преданным слугой.

Собранной дани хватало и ордынцам, и самому Ивану Даниловичу.

Иван Калита вел активное строительство храмов и монастырей.

 Калите удалось уговорить митрополита переехать в Москву

Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?

  • Почему в XIV в. не удалось освободиться от ордынского ига?

И хотя не все силы удалось собрать Мамаю перед битвой на Куликовом поле, победа Дмитрия Донского продемонстрировала мощь новой Московской державы

  • За десятилетия «тишины» выросло новое поколение русских людей, не страшившееся ордынских набегов.
  • Победа на реке Воже показала возросшую силу Руси.
  • Дмитрий не позволил объединить силы своим противникам.
  • Дмитрию удалось собрать рать «со всех земель и градов».
  • Дмитрия поддержала Церковь.
  • Вырос авторитет Москвы как объединителя русских земель.

Но орда оставалась еще сильным государством.

                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Использование элементов проблемного обучения в преподавании математики.

Проблемное обучение вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, азвивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает спо...

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...

статья по теме "Уроки истории и обществознания со слабовидящими учащимися в рамках использования технологии проблемного обучения"

В публикации представлены основные формы работы учителя на уроках истории и обществознания со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения...

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России....

Выступление " Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России."

Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика – таковы задачи школы сегодня.Одним из средств, обеспечивающих высокий уровен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...