статья по теме "Уроки истории и обществознания со слабовидящими учащимися в рамках использования технологии проблемного обучения"
опыты и эксперименты по теме

Липартелиани Ольга Николаевна

В публикации представлены основные формы работы учителя на уроках истории и обществознания со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки истории и обществознания со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения

Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Приказ Министерства образования РФ о введении компенсирующих классов был издан в сентябре 1992 года. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическими отклонениями в развитии. В соответствии со ст. 18, 19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для «детей с недостатками умственного и физического развития.

В общегосударственном законе «Об образовании» (1992 г.), «Программе развития образования на 1999-2003 гг. », Программе «Дети-инвалиды» 1997 г.) и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данного образовательного направления.

Применяемая мною методическая система по проведению уроки истории со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения предполагает, что под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов зрения, так и целостное влияние на личность аномального индивида в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

Коррекционно-воспитательная работа на уроках истории не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности учащихся, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, включая работу на уроке, подготовку учащихся к научно-исследовательской работе во внеурочное время, занятиях в учреждениях дополнительного образования - музеях города и библиотеках.

Подобное специальное обучение и воспитание открывает широкие возможности развития функций компенсации — сложного, многообразного процесса приспособляемости организма индивида вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности[1].

Основное требование к работе с учащимися с ослабленным зрением на уроках истории проблемного изложения - использование заданий соответствующих уровню психофизических возможностей учащихся определенного возраста, иначе результат будет отрицательным как в плане обучения, так и в плане адаптации учащихся к социуму.

Учебные программы по истории и обществознания в коррекционной школе растянуты на 12 лет обучения, уроки длятся 40 минут и включают «зарядку для глаз» со сменным режимом света на каждом уроке. Уроки чередуются с медицинскими процедурами и лечебно-профилактическими мероприятиями - зарядкой утром, динамической паузой на большой перемене после 4 урока, прогулкой на улице в середине учебного дня.

Коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения в средних и старших классах используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Например, изучая в 7 классе тему обществознания о роли личности в истории или тему истории России XVII-XVIII веков, в частности тему о преобразованиях Петра I, целесообразно использовать чередование различных видов деятельности. При повторении домашнего задания, возможно, задать первый вопрос о причинах Северной войны, при ответе на который будет развиваться речь отвечающего ученика, слух других учеников коллектива класса, которые должны будут внимательно слушать ответ и задать отвечающему уточняющие вопросы. При ответе на вопрос об итогах первого этапа Северной войны целесообразно использовать тестовую работу (учащиеся получают листы с увеличенным шрифтом). В ходе решения теста, учитывая правильное освещение в кабинете, чтение текста и запись ответов рассчитаны на развитие зрительной памяти учащихся. Изучение новой темы по созданию нового аппарата управления Россией в начале XVIII в. со слов учителя развивает речеслуховую координацию учащихся. Изучение вопроса о создании губерний в России в 1708 г. со слов ученика, получившего опережающее задание, развивает образное мышление обучаемых. Закрепление материала изученной темы при работе с настенной картой (прорабатывая территориальный охват земель каждой губернии) развивает зрительно-двигательную активность учащихся, так как они работают по карте, вставая со своих рабочих мест.

Таким образом, уроки истории со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения, применяемые в  коррекционной школе, преследуют несколько целей: выявление знаний и умений учащихся; проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний; организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений; самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.


[1] Коррекционная педагогика. Под ред. Б. П. Пузанова. М. Прогресс. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Статья "Развитие творческих способностей путем использования технологий проблемного обучения на занятиях по экономике", Олисовой Ю.Е.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов Техникума, обучающихся по специальности "Технология молока и молочных продуктов". Здесь они могут найти весь необходимый материала для выпо...

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...

Статья "Опыт использования технологии проблемного обучения на занятиях Основ алгоритмизации и программирования

В статье рассматриваются конкретные примеры по программированию с использованием проблемного метода обучения...

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России.

Использование технологии проблемного обучения в преподавании истории России....

Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"

статья об использовании технологии проблемного обучения...