Конспект урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Енина Анна Владимировна

Конспект урока истории 6 класс "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Цели: познакомить с причинами и следствиями образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи; исследовать причины и последствия ее распада.

Задачи:

Образовательная: познакомить с событиями периода существования империи Карла Великого. Процессами, способствующими феодальной раздробленности.

Развивающая: способствовать развитию логического и абстрактного мышления, навыков коммуникации, работы в коллективе.

Воспитательная: развить познавательный интерес к истории государства Франков и истории в целом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный.

Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, информационно-коммуникационные.

  1. Организационный момент

Деятельность учителя: Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

II. Мотивационно - целевой этап

Преемники Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек и почему его так прозвали современники.

III. Актуализация знаний

Чтобы вспомнить материал предыдущего урока, давайте проведем исторические игры.

  1. Игра «Узнай историческую личность». Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг.)
  2. Игра «Напиши портрет». Опишите исторические личности, о которых вы узнали на прошлом уроке.
  1. Исторический диктант


  1. Как называется период истории с Vпо XVв.?
  2. Как называется организация общества с Определенной территорией, властью, законами, сбором налогов?
  3. Как называлось государство франков?
  4. Как называлось земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству?
  5. Как назывался управляющий королевским двором?

6) Как назывался владелец феода?
(Взаимопроверка диктанта.)

4. Воспроизведите схему «Союз короля и христианской церкви».

ХОД УРОКА:

  • Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.
  • Пипин Короткий в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.

 Роль Карла Великого в истории настолько значительна, что от его имени правители европейских государств стали называть себя королями, а династия, основанная еще его отцом, стала Каролингской.

По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос.

В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий язык, правда его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем.

Карл I ставит цель – создание прочного христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востокена востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.

Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.

Главные направления политики Карла Великого - это стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий.

Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах Карла Iподдерживала знать и церковь. Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях. Главную часть войска составляла конница. Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»)

Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу Iудалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро

Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл Iв Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.

Самой длительной и тяжелой была война с саксами  она длилась 30 лет. Саксы были язычниками. И Франкское королевство и христианство внесли сильнейшие разрушения в их привычный жизненный уклад. Карл совершил 8 походов против них. Имея сильную конницу и хорошее вооружение, франки побеждали их. Но как только франкское войско покидало их территорию, саксонцы продолжали упорно сопротивляться, сжигали дома и разрушали их, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианство. Он ввёл жестокие законы, за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, за несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду – смерть. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 военнопленных. Но и эти меры не помогли, так как более 30 лет саксонцы сражались за свою свободу. Тогда Карл подарками привлёк на свою сторону знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Государство было разделено на графства, графами были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоёванной стране огромные земли.

Саксы боролись и против воинов и против священников. А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.

При Карле Великом государство франков пережило свой наивысший расцвет. Его территория значительно увеличилась ха счет захватнических земель – Италии, области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро и Саксонии.

  • В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором .
  • Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору.
  • Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.
  • Во главе государства стоял король – Карл, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.
  • Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.
  • За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю. Подъем культуры при КВ стали называть Каролингским возрождением.

  • Почему распалась империя Карла Великого?

Франкская империя существовали недолго, потому что была не прочной. Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Они продолжали жить своими обычаями и разговаривали на своих языках.

В конце жизни Карл Великий поделил свою империю между своими сыновьями. Наследник Карла непрерывно воевали друг с другом. (18 слайд). В 843 году три внука КВ в Вердене заключили договор о разделе империи на три части. Император – Лотарь (Лотарингия провинция). Позже образуются самостоятельные королевства – Франция, Германия и Италия.

  1. Закрепление изученного материала

Игра «да-нет»

  1. Карл был сыном Пипина Короткого ( да)
  2. Самой длительной и тяжёлой была война с саксами. (да)
  3. Карл принуждал саксов принимать христианскую веру (да)
  4. В 800 году Карл был коронован в Риме (да)
  5. Высший совет знати не помогал королю управлять государством (нет)

Домашнее задание: § 3 читать. Вопрос: почему Карл Великого называли Великим? Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возникновение и распад империи Карла Великого", 6 класс. (на основе модульно-редуктивной технологии)

Технологическая карта урока по  истории Средних веков,  УМК Е.В.Агибалова, Г.М.Донской....

Конспект урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Задача: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.Цели:1....

Урок истории средних веков в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого

Урок- игра с элементами соревнования между командами.в качестве оборудования использована интерактивная доска, презентация-сопровождение.отрывки видеофильма "Карл Великий" проект "Энциклопедия" на кан...

Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого

Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

конспект урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого.

Данный урок рассказывает о формировании представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого. Это урок изучения нового материала. Показывается роль Карла Великого в истории европе...