Главные вкладки

    конспект урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого.
    план-конспект урока по истории (6 класс)

    Немцева Тамара Григорьевна

    Данный урок рассказывает о формировании представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого. Это урок изучения нового материала. Показывается роль Карла Великого в истории европейских стран, что это высокая личность. Показываются причины распада империи Карла Великого. Ведется работа с новыми понятиями, хронологическими событиями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo_6_kl.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Возникновение и распад империи Карла Великого

    Педагогические цели

    Создать условия для формирования представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого;

    Познакомиться с понятиями  граф, император, империя

    Тип урока

    Урок изучения нового материала

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: 

    усвоят понятия и термины  граф, император, империя;

    знают основные события данного периода и их результат;

    применяют навыки работы с картой;

    показывают направления походов франков и завоеванные ими территории;

    составляют характеристику Карла Великого

    Метапредметные:

    Познавательные:

    умеют осмысленно воспроизводить изученный материал. Осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект

    Регулятивные:

    выделяют и сохраняют учебные задачи, проводят волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, составляют план действий для оптимального решения учебной задачи, адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние

    Коммуникативные:

    используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушают мнение других; умеют вести дискуссию

    Личностные:

    проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности

    Образовательные ресурсы

    Карл Великий. Жизнеописание. Электронный ресурс :http://www.vivl.ru/karl/karl.php

    Карл Великий. Электронный ресурс :http://ru.wikipedia..org/wiki/Карл_Великий

    Франкское государство при Карле Великом. Электронный ресурс ресурс :http://www.world-history.ru/countries_about/121/148.html

    Презентация «Возникновение и распад империи Карла Великого»

    Оборудование

    Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Карл Великий. Внешняя политика при Карле Великом. Образование и распад империи. Каролингское Возрождение. Легенда о Роланде. Граф, император, империя.

    Этапы урока

    Обучающие и

    развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы

    организации взаимодействия на уроке

    Планируемые  результаты

    Формы контроля

    Предметные

    Формируемые умения (универсальные учебные действия)

    I.Организационный момент

    Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Фронтальная

    Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

    II.Актуализация знаний

    Беседа по пройденному материалу, опрос 5 обучающихся по тестам на электронных носителях

    • Что такое империя?
    • Какие империи Древнего мира вы знаете?
    • Как первые правители германских королевств укрепляли свою власть?

    Отвечают на вопросы, приводят примеры

    Фронтальная

    Познавательные:

    умеют осмысленно воспроизводить изученный материал

    Ответы на вопросы

    III.Постановка учебных задач

    Беседа

    Сообщает тему урока. Предлагает сформулировать учебные цели и задачи урока

    Формулируют учебные цели и  задачи

    Фронтальная

    Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

    IV.Изучение нового материала

    Рассказ учителя.

    Презентация по теме «Империя Карла Великого»

    Роль карла Великого в истории настолько значительна, что от его имени правители европейских государств стали называть себя королями, а династия, основанная еще его отцом, стала Каролингской. По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос. В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий, правда, его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем.

    Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь

    Фронтальная

    Составляют характеристику Карла Великого

    Познавательные:

    осознанно строят речевое высказывание в письменной форме; составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя

    Регулятивные:

    определяют последовательность действий с учетом конечного результата

    Личностные:

    осознают свои возможности в учении

    Работа с текстом учебника

    После просмотра слайдов презентации; прочтения  раздела учебника ответить на вопросы:

    • Какие цели ставил перед собой Карл Великий?
    • Перечислите основные направления внешней политики Карла Великого
    • Каких результатов он добился
    • О чем рассказывает «Легенда о Роланде»?

    Формулирую ответы, приводят примеры

    Фронтальная

    Знают основные направления завоевательных походов франков, их цели и результаты

    Познавательные:

    осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

    Устные ответы

    Работа с картой

    Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания:

    • Покажите на карте направления основных походов Карла Великого в 768-814г.г.
    • Каким цветом на карте обозначены завоевания франков при Карле Великом?
    • Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого?

    (По размерам Франкское государство теперь приближалось к Западной Римской империи)

    Изучают карту, отвечают на вопросы

    Работа в группах

    Читают историческую карту с опорой на легенду

    Познавательные:

    Осуществляют анализ объектов.

    Коммуникативные:

    Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

    Самостоятельная работа

    Презентация по теме «Империя Карла Великого»

    Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах

    • Где происходила коронация Карла Великого и кто совершал обряд

    ( Карл Великий был коронован в Риме, папа в храме возложил на его голову императорскую корону)

    • Почему Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское государство империей?

    (Новый титул Карла делал его равным императору Восточной римской империи. Он хотел, чтобы его государство стало преемником Западной Римской империи)

    Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь

    Фронтальная

    Раскрывают смысл понятий и терминов герцог, граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат

    Записи в тетради, ответы на вопросы

    Работа с учебником

    Предлагает прочитать о Каролингском Возрождении, после чего ответить на следующие вопросы:

    • Что такое Каролингское Возрождение?

    (Подъем культуры, который переживало Франкское государство во время правления Карла Великого, историки назвали Каролингским Возрождением)

    • Каким образом Карл Великий пытался возродить культуру?

    (Приглашал к своему двору образованных людей, приказал строить школы при больших монастырях, при его дворе было создано общество для научных занятий – «Дворцовая академия», велось строительство каменных дворцов и церквей)

       

    Формулируют ответы, приводят примеры

    Индивидуальная

    Знают, что такое Каролингское Возрождение

    Регулятивные:

    составляют план действий для оптимального решения учебной задачи

    Ответы на вопросы

    Рассказ учителя «Как и почему распалась империя Карла Великого

    (презентация)

    • На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло?

    (Империя Карла Великого распалась на три части, позднее на каждой из них образовались королевства – Франция, Германия и Италия. Это произошло потому, что между частями империи не существовало внутренних связей)

    Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры, составляют конспект

    Фронтальная

    Знают основные события данного периода и их результат

    Коммуникативные:

    Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Ответы на вопросы

    V.Первичное осмысление и закрепление знаний

    Дискуссия

    Задает вопрос:

    • Выскажите свое мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий?
    • Аргументируйте свой ответ

    Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию

    Фронтальная

    Дают оценку исторической личности

    Коммуникативные:

    Слушают мнение других, умеют вести дискуссию

    Устный опрос

    VI.Итоги урока. Рефлексия

    Обобщающая беседа

    • Что вы можете рассказать о личности Карла Великого?
    • Какие походы совершал Карл Великий и каких результатов он достиг?
    • Дайте объяснение понятию Каролингское Возрождение
    • Перечислите причины распада империи Карла Великого
    • Что в новом материале вас заинтересовало?
    • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

    Фронтальная

    Регулятивные:

    адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние

    Личностные:

    понимают причины успеха в учебной деятельности

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Домашнее задание

    Учебник, п.3; записи в тетрадях, решить тест «Возникновение и распад империи Карла Великого

    Записывают домашнее задание

    индивидуальная

    Регулятивные:

    принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

    Литература

    1. Карл Великий. Жизнеописание. Электронный ресурс :http://www.vivl.ru/karl/karl.php

    2. Карл Великий. Электронный ресурс :http://ru.wikipedia..org/wiki/Карл_Великий

    3. Франкское государство при Карле Великом. Электронный ресурс ресурс :http://www.world-history.ru/countries_about/121/148.html

    4. Галиуллина Т.А. История средних веков. 6 класс. Технологические карты уроков, Волгоград: Учитель, 2015г.

    5. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением –М.: Издательство «Глобус», 2010г.

    УУД

    Ученик научится или получит возможность научиться на уроке

    Результаты освоения программы

    личностные

    предметные

    метапредметные

    Формирование познавательных УУД

    Логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Воспитание уважения к культуре  народов других стран, у обучающегося будет сформи- рована мотива- ция к изучению истории, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;  ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

    Соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве умение осознанно воспринимать историчес - кие факты, умение обращаться к историческим первоисточникам, выделять нравственную проблематику исторических текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов. Дать характеристику личности Карла Великого; познакомить учащихся с направлениями и итогами военных походов Карла Великого.

    Умение обобщать, находить факты, формулировать и обосновывать выводы; представлять результаты своей деятельности в виде таблицы; поиск и выделение необходимой информации; формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками научится анализировать, сравнивать исторические произведения и находить общее и различное;  получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

    Формирование регулятивных УУД

    Умение организовывать свою деятельность. Целеполагание. Определять цель, проблему в деятельнос ти: учебной и жизненно- практичес- кой, выдвигать версии. Умение систематизиро вать материал, заполняя таблицу. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещѐ подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

    научится читать исторический документ, передавая художественный смысл;  получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; развитие умения формулировать проблему, цель проекта, разрабатывать меры, облегчающие положение бедняков, прогнозировать последствия; работать в группе, презентовать свою работу.

    Формирование коммуникативных УУД

    Планировать учебные действия с учителем. Умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.

    научится организовывать работу в паре, группе;  получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе  работы в группе, умение слушать и вступать в диалог; участво- вать в обсуждении проблем; умение выступать перед аудиторией.

    Формирование личностных УУД

    Осознание себя с судьбой страны, культурой.  Личностное самоопределение.

    ученик  научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии изучаемого материала;  ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок истории средних веков в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого

    Урок- игра с элементами соревнования между командами.в качестве оборудования использована интерактивная доска, презентация-сопровождение.отрывки видеофильма "Карл Великий" проект "Энциклопедия" на кан...

    Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

    Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

    Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

    Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

    Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

    Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

    Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого"

    Цель: сформировать представление о причинах возникновения и распада  империи Карла Великого, о том, какое значение она имела в истории Европы. Задачи:1.Подвести учащихся к пониманию причин...

    Урок истории "Возникновение и распад империи Карла Великого"

    Тема урока: Возникновение и распад империи Карла ВеликогоЦель урока: познакомить с причинами и следствиями образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла ...