Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Чекос Татьяна Владимировна

Цель: сформировать представление о причинах возникновения и распада  империи Карла Великого, о том, какое значение она имела в истории Европы. 

Задачи:

1.Подвести учащихся к пониманию причин  образования  империи Карла Великого  и скорого её распада.

2. Познакомить с личностью Карла Великого. Продолжить работу над проблемой роли личности в истории. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

3. Развивать навыки работы с учебной литературой. Продолжить формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, уметь давать оценку исторической личности, логически мыслить, участвовать в обсуждении, умение получать информацию из различных источников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 4                       6 класс

ТЕМА: Возникновение и распад империи Карла Великого. СЛАЙД 1

Цель: сформировать представление о причинах возникновения и распада         империи Карла Великого, о том, какое значение она имела в истории Европы.

СЛАЙД 2

Задачи:

1.Подвести учащихся к пониманию причин  образования  империи Карла Великого  и скорого её распада.

2. Познакомить с личностью Карла Великого. Продолжить работу над проблемой роли личности в истории. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

3. Развивать навыки работы с учебной литературой. Продолжить формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, уметь давать оценку исторической личности, логически мыслить, участвовать в обсуждении, умение получать информацию из различных источников

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья; объяснять причины образования и распада империи Карла Великого; выявлять закономерности исторического развития европейских государств;
  • метапредметные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; формировать способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; формировать умения работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории;
  • личностные УУД: формировать мотивацию к изучению нового материала; освоить гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация знаний

Игра «Узнай историческую личность»

  1. Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем.  В 496 г. принял христианство. Основатель Франкского государства. (Хлодвиг)
  1. Один из майордомов «ленивых королей». Разбил арабов в битве при Пуатье в 732 г. Провёл военную реформу. Его прозвище означает «Молот»  

(Карл Мартелл)

  1. Основатель династии Каролингов. В своём правлении получил поддержку папы римского. Имел маленький рост.  (Пипин Короткий)

План урока

  1. Карл Великий.
  2. Империя Карла Великого.
  3. Каролингское возрождение.
  4. Как и почему распалась империя Карла Великого.
  1. Проверка домашнего задания
  1. Исторический диктант СЛАЙД 3-4

1.Период истории, охватывающий большой период времени с V века по  XV век, называется …(средневековье)

2.Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …(государство)

3.Как называлось государство франков?  (Франкское королевство)

4.Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось … (феод)

5.Управляющий королевским двором, назывался …(майордом)

6.Владелец феода …(феодал)

7.Германский народ …… (франки)

8.Правители одного рода, власть которых передаётся по наследству … (династия)

9.Мастерские по переписке  рукописей … скриптории

10.Общее название служителей церкви … духовенство

11.Глава христианской церкви в Европе … Папа Римский

12.Общее название наук, которым обучали в средневековых школах… «Семь свободных искусств»

  1. Взаимопроверка диктанта СЛАЙД 5
  2. Работа по карточкам

Карточка № 1

Подготовь ответ на вопрос

Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?

Для этого подумай и поразмысли

  • Где и когда появилось христианство? 498 г.
  • Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей? Вера в одного Бога сплачивала людей
  • Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство? Церковь укрепляла авторитет правителей среди населения
  • Почему церковь помогала королю Хлодвигу? Короли охраняли богатства и привилегии церкви, дарили ей земли и ценные вещи

Сделай вывод.

Карточка № 2

  • Когда возникло государство у франков?  482г -500 г
  • Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя. Больше территория и население
  • Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига. Возникло государство – 500г, разгром римлян в битве при Суассон – 486г, Салическа правда

Карточка № 3

  • Когда состоялась битва при Пуатье? 732г.
  • Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении. Были знать и крестьяне
  • Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина      Короткого.   Битва при Пуатье - 732г., начало феодальных отношений, провозглашение Пипина Короткого королём
  1. Развернутый устный ответ по карточкам
  1. Мотивационно-целевой этап
  • В 742 г у Пипина Короткого родился сын Карл. В истории он известен как Великий. Это прозвище он получил ещё при жизни. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище.

          Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные цели и направления политики Карла Великого? Каковы причины распада империи Карла Великого? СЛАЙД 6

  1. Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя.  Первые Каролинги СЛАЙД 7 
  • Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла.
  • Пипин Корткий  в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I (Каролусом) и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.
  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника  
  • Прочитайте п. 1 §3 стр.27
  • Составьте исторический портрет Карла I. СЛАЙД 8
  1. Беседа по прочитанному и работа по карте.
  • Какой исторический портрет Карла I можно составить?

Обратить внимание учащихся на бронзовую статую «Карл Великий на коне»

Как изображен Карл Великий?

  1. Рассказ учителя, работа по карте и беседа.
  • Обратитесь к карте – стр.18.  Внимательно посмотрите и скажите, как обозначены походы Карла I?  СЛАЙД 9,11
  • Карл I ставит цель – создание прочного  христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на юге с лангобардами в Италии, на юго-западе – с арабо-мусульманской Испанией.
  • Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король. 
  • Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные цели и направления политики Карла Великого? (Цели: стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий). СЛАЙД 10
  • Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах  Карла I поддерживала знать и церковь. 
  • ИХ ЦЕЛИ: Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.

Последствия завоеваний:

  • захват знатью новых земель
  • превращение свободных общинников в зависимых крестьян
  • распространение христианства
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  • Заполните таблицы «Походы Карла I  и их результат», используя учебник стр.27-28  и карту. СЛАЙД 12

Направление похода

Результаты похода

Италия 773-774гг. – против лангобардов

Присоединение большей части Италии, коронация в Риме

Испания 778-801гг.– против арабов

Завоевание небольшой области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро

Земли саксов 772-804гг. – 8 походов на северо-восток

Более 30-летняя борьба закончилась вхождением Саксонии в состав государства Карла Великого

 - Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.

  • Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.
  • Самой длительной и тяжелой была война с саксами (показ по карте), она длилась 30 лет. Саксы были язычниками. И Франкское королевство и христианство внесли сильнейшие разрушения в их привычный жизненный уклад. Карл совершил 8 походов против них. Имея сильную конницу и   хорошее вооружение, франки побеждали их. Но  как только франкское войско покидало их территорию, саксонцы продолжали упорно сопротивляться, сжигали дома и разрушали их, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианство. Он ввёл жестокие законы, за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, за несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду – смерть. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 военнопленных. Но и эти меры не помогли, так как более 30 лет саксонцы сражались за свою свободу. Тогда Карл подарками привлёк на свою сторону знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Государство было разделено на графства, графами  были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоёванной стране огромные земли. Саксы боролись и против воинов и против священников. А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 804 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.
  1. Проверка самостоятельной работы

Причины военных успехов Карла Великого СЛАЙД 13

1.Наличие регулярной армии и конницы

2.Хорошее вооружение войска (металлические доспехи)

3.Высокая организованность армии

4.Многочисленность франков

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.
  • Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).

СЛАЙД 14-15

  • Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).
  • В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.

Обратить внимание учащихся на средневековое изображение «Коронация императора»

  • Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.
  • Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.

Физкультминутка СЛАЙД 16

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

  • Как вы думаете, как осуществлялось управление в государстве?

Объяснение с  опорой на схему СЛАЙД 17

  • Во главе государства стоял император (король) – Карл, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными  - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.
  • Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение.  Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.
  • Армия состояла и пешего войска, конницы и ополченцев
  • Главную часть войска составляла конница. Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»)

Каролингское Возрождение пункт 4 стр. 30

СЛАЙД 18 Возрождение – процесс восстановления (возрождения) античных знаний и культуры

Алкуин  -учёный-монах, которому было поручено создавать школы

Столица империи – город Ахен СЛАЙД 19

  • Карл I стремился укрепить свое господство. Чтобы повысить эффективность управления империей Карл I заботился об образовании высших советников, священников и других государственных чинов, он также уделял большое внимание христианскому воспитанию подданных. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. По его указу открывались школы при монастырях и церквях. Карл I приглашал к себе просвещенных людей из Европы.

СЛАЙД  20  «Дворцова Академия» - общество для научных знаний

Вопрос-загадка. Члены «Дворцовой академии» Карла Великого при встречах называли друг друга особыми именами. Сам император носил имя Давид, Алкуин звался Горацием, поэт Ангильберт — Гомером. О чем это говорит?

Дави́д (ивр.  возлюбленный) — второй царь народа Израиля 1005 — 965 год до н. э.

Гора́ций (65 г.до н. э. —  8 .до н. э.Рим) —древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.

Гоме́р (VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм 

За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю.

  • СЛАЙД  21  Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция – Карл Лысый), Восточно-Франкское государство (Германия – Людовик Немецкий), Корлевство Лотаро (Италия -Лотарь).                        

СЛАЙД  22 Это произошло в ходе борьбы между внуками Карла Великого.  В 843 г. в городе Вердене они заключили договор о разделе империи на три части.

  1. Самостоятельная работа учащихся СЛАЙД 24
  • Прочитайте п.5  и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
  • непрочность государства из-за враждебного отношения покорённых племён к завоевателям
  • раздел империи между сыновьями Карла СЛАЙД 25
  1. Проверка выполнения самостоятельной работы
  • Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).
  1. Беседа по вопросам и работа по карте.
  • Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.
  • Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали  на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).
  • Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность). СЛАЙД 25
  1. Закрепление изученного материала
  1. Игра  «Крестики-ролики»

Х 1

Х  2

 Х  3

Х  4

О  5

Х 6

Х 7

О 8

Х 9

  1. Карл был сыном Пипина Короткого ( Х)
  2. Самой длительной и тяжёлой была война с саксами. (Х)
  3. Карл принуждал саксов принимать христианскую веру (Х)
  4. В 800 году Карл был коронован в Риме (Х)
  5. Высший совет знати не помогал королю управлять государством (О)
  6. В 843 г. империя Карла Великого была поделена между его внуками (Х)
  7. Карл приглашал к своему двору образованных людей их Испании, Италии, Англии. (Х)
  8. Рим был столицей империи Карла Великого (О)
  9. Междоусобная война – это война между феодалами (Х)
  1. Итог урока.

Учитель предлагает составить  выводы о деятельности Карла Великого.

  1. Рефлексия СЛАЙД 26

Закончите предложения:

Мы считаем, что Карл Великий …

Потому, что он…

Мы можем это доказать на примере …

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Карл Великий …

Обсудите и выскажите свое коллективное мнение о том, какое из заданий на уроке вам больше всего понравилось и почему.

Какое не понравилось и почему?

  1. Домашнее задание СЛАЙД 27

§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины начавшейся феодальной раздробленности».

        

Внешность Карла.

       По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

О личности Карла Великого

     «Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних. После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории средних веков в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого

Урок- игра с элементами соревнования между командами.в качестве оборудования использована интерактивная доска, презентация-сопровождение.отрывки видеофильма "Карл Великий" проект "Энциклопедия" на кан...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

конспект урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого.

Данный урок рассказывает о формировании представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого. Это урок изучения нового материала. Показывается роль Карла Великого в истории европе...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Урок по теме "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Урок открытия нового знания по истории Средних веков на тему "Возникновение и распад империи Карла Великого". Был разработан как открытый урок для участия в конкурсе "Педагогически...