Раздел I. Европа в конце XV - начале XVII вв
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Силантьев Василий Викторович

Всеобщая история. История нового времени. Конец XV – XVIII

История России: XVI – конец  XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова. – М.: Дрофа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Силантьев Василий Викторович, учитель истории,

                                                                                                                                                                                                       МБОУ СОШ имени М.И. Калина

город Бугуруслан

Предмет: История

Класс: 7

УМК:   Всеобщая история. История нового времени. Конец XV – XVIII в. 7 кл.: учебник / Дмитриева О.В.. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009г.

Уровень обучения:  базовый

Тема урока: Возникновение мануфактур.  Развитие товарного производства в ХVI - начале ХVII в.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час

Место урока в системе уроков по теме:  46

Цель урока: сформировать представление особенностей жизни людей разных сословий в Европе в раннее новое время; развивать умение сравнивать положение новых категорий населения с современными (критическое мышление); продолжать формирование  навыков анализа и синтеза полученной информации, умений формулировать несложные выводы, работать в группе;  давать устный отзыв на ответы одноклассников.

Задачи урока:

образовательная: формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы; формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями  и текстом учебника.

воспитательная: формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям.

Планируемые результаты:

Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи, описывать объекты и события.

Регулятивные: умение формулировать учебные задачи, составлять план их решения, прогнозировать и представлять результаты своей работы. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, грамотно и адекватно учебной задаче представлять конкретное содержание в устной и письменной форме; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого, умение четко и точно излагать свою позицию.

Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  http://nsportal.ru/node/1379248 

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин)

  1. Мотивиро-вание к учебной деятельности.

Готовность учителя к уроку, приветствие, проверка отсутствующих.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

1

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Что такое мануфактура и каковы ее особенности?
  2. Какие типы мануфактур вы знаете?
  3. Чем ремесленная мастерская отличается от мануфактуры?

Дают ответы:

  1. Мануфактура – крупное производство, в котором используется наемная рабочая сила, основанное на ручном труде и эффективном разделении труда. Централизованная и рассеянная.
  2. В ремесленной мастерской нет разделения труда и наемной рабочей силы.

5

  1. Стадия вызова.

Учитель предлагает учащимся по   иллюстрациям  и эпиграфу («Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть». Екклесиаст, 5,11) сформулировать самостоятельно тему урока.

Наводящий вопрос: «Какие изменения произошли в обществе с появлением капитализма?»

Формулируют тему урока: «Как мануфактуры повлияли на развитие товарного производства в Западной Европе ХVI - начале ХVII в.»

2

  1. Стадия осмысления.

План урока:

Учитель начинает с вопросов: «Что такое сословие? Какие сословия были в средние века? Какие новые категории населения появляются в раннее новое время? Что нам нужно о них узнать?»

После постановки целей, учитель формулирует проблемно-познавательное задание: «В чем сходство и в чем различие средневековых сословий и новых категорий населения?»

Дают определение сословия (большая группа людей, занимающая сходное положение в обществе и, как правило передающая свой статус из поколения в поколение). Называют сословия: духовенство, рыцари, крестьяне и др. В раннее Новое время появляются собственники капитала и наемные рабочие.

  Ставят цели при помощи учителя:

  • Изучить экономическое положение новых категорий населения. Чем они занимались?
  • Узнать, как выглядел город в XVI – началеXVII в.
  • Какова была его застройка?
  • Каким было население города?
  • Выделить особенности жизни и быта каждой группы.

5

  1. Экономическое положение новых категорий населения в Раннее Новое время.

Учитель объясняет, что такое классы общества и выделяет главные  особенности.

Класс – большая группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Что такое средства производства? (орудия труда) У кого они были, а у кого не было? Как получали доход предприниматели и рабочие?

Учащиеся внимательно слушают и конспектируют новую информацию.

Учащиеся должны вспомнить и проанализировать, что наемные рабочие ничего не имели, у них не было орудий труда, мастерских и т.д., а у капиталистов, предпринимателей был капитал, были мастерские.

Предприниматели получали доход от торговли, мануфактурного производства и других видов предпринимательства, а рабочие могли лишь наниматься на работу.

4

  1. Город в Раннее Новое время.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно по изображениям  

1. Вид Флоренции. Цветная гравюра. XV век.;

2. Вид Лондона. 1500 год.) определить:

  • Плотность населения
  • Густоту дорог
  • Тип застройки

Учитель рассказывает о специфике городов в раннее новое время: увеличение численности населения, продолжительности жизни (60-70 лет), снижение детской смертности. Плотность – 35 человек на кв. км. в городе выделяли кварталы «благородных горожан» и предместья бедняков, частые эпидемии из-за скученности населения.

Анализируют картины. Дают ответ на поставленные вопросы:

  • Высокая плотность населения
  • Густая сеть дорог
  • Узкие улицы
  • Скученность
  • Многоэтажные дома.

Кратко конспектируют  информацию.

5

  1. Особенности жизни наемных работников и предпринимателей.

Учитель делит учащихся на две группы, раздает им мини-кейсы с заданием, по которым они работают.

Учащиеся работают по кейс-технологии, каждая группа представляет свой результат работы и заполняют таблицу «Особенности жизни наемных работников и предпринимателей.»

10

  1. Вывод

Учитель возвращается к проблемно – познавательному заданию «В чем сходство и в чем различие средневековых сословий и новых категорий населения?»

Формулируют ответ:

  • Сходства: (это большие категории людей, есть богатые и бедные)
  • Различие (в классах можно переходить из одного в другой, в сословиях нет)

6

  1. Итоги урока. Стадия рефлексии.

Учитель предлагает заполнить схему (Знал, Узнал сегодня на уроке, Хотел бы узнать, Понял, Не понял).

Учитель выставляет оценки, комментирует деятельность класса.

Заполняют устно схему, делают самооценку своей деятельности и деятельности класса.

1

  1. Инфор-мация о домашнем задании.

Параграф 4,5 задание 2 – 5 к параграфу

Записывают д/з.

1



Предварительный просмотр:

Силантьев Василий Викторович, учитель истории,

                                                                                                                                                                                                       МБОУ СОШ имени М.И. Калина

город Бугуруслан

Предмет: История

Класс: 7

УМК:   История России: XVI – конец  XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова. – М.: Дрофа, 2016г.

Уровень обучения:  базовый

Тема урока: Социальная структура российского общества. Государев двор, духовенство.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме:  18

Цель урока: Охарактеризовать социальную структуру российского общества XVII века, экономические и политические положения разных сословий российского общества. Раскрыть причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев общества. Знакомство с жизнью и бытом  разных сословий.

Задачи урока:

образовательная: формирование понимания роли изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы; формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями  и текстом учебника.

воспитательная: формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего

Предметные: Знакомство с жизнью, традициями и бытом различных слоев населения.

Метопредметные: Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания положения основных сословий в России в XVII веке и проведению сравнительной характеристики.

Личностные: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  http://nsportal.ru/node/1379248 

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

1

4

5

6

I. Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с    просмотра     «Иллюстративного ряда».

Задание:

Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Сословия России XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы:

а) название сословия;

б) состав сословия;

в) права и обязанности.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Ответ:

Мы будем изучать положение (привилегии, права и обязанности и т.д.) основных сословий  России XVII века.

Работа: индивидуальная (в т.ч. у доски)

II. Актуализация знаний

Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.

Фронтальная работа

III. Первичное освоение новых знаний

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные  таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы в делении сословий России XVII века. Возвращает к первоначальному вопросу.

Класс делится на группы по количеству сословий. Каждая пара представляет свое сословие (рассказывает о составе сословия, службе и повинностях, образе жизни, костюмах и т.д.). Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы людей живших в XVII веке. 

  1. группа: Феодалы /дворяне, бояре/ - права и обязанности, особенности быта.
  2. группа: Духовенство /черное, белое/ - права и обязанности, особенности быта.

Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.

Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет  заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Пожалуй, теперь информации о сословиях России XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения  в начале нашего урока.   (Установило полное крепостное право)

Изучают информацию о своем сословии, оформляют в виде красочных плакатов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя.

Групповая работа

Работа в группах

IV.Первичное осмысление и закрепление изученного

Дает задания, координирует работу.

Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Соборное уложение 1649 года на саму историю, жизнь людей  и развитие человека.

- Какое сословие в обществе оставалось господствующим, на какие группы делилось

А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема электронного приложения, возможны различные варианты)

Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему.

(Феодалы, бояре, дворяне)

Групповая работа

V.Итоги урока. Рефлексия

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

«Нотный стан успеха»

Ребята на доске изображен нотный стан, у вас на столах лежат нотки с изображением смайликов. Сейчас каждый из вас должен взять одну нотку со смайликом изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком,  нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите свою нотку на нотный стан.

Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке.

Домашнее задание

Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §16.

Творческое:

Составить кроссворд по теме: «Жизнь и быт сословий России XVII века»

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...

Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.

Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс...

Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"

Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...

Конспект урока Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. 7 класс

Конспект урока Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. 7 класс История России....