Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Молоткова Елена Ивановна

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект урока43.57 КБ
Office presentation icon презентация к уроку 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕЛЕКЕССКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Новая Майна

Мелекесского района Ульяновской области

ПРОЕКТ УРОКА

Учитель: Молоткова Елена Ивановна

Предмет: История

Класс: 10

Тема: Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века

Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания

Цели

Образовательные: Выяснение вариантов возможного развития России в социально-политической сфере в конце XVI — начале XVII века. Привитие интереса и уважения к героическому прошлому России. Расширение словарного запаса; развитие навыков монологической речи. Воспитание культуры поведения при подготовительном этапе урока, фронтальной и парной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Задачи

Образовательные: формировать знания по отечественной истории  указанного периода; умения и навыки аналитической работы с различными источниками информации (таблица, текст учебника, исторического документа).

Воспитательные: создать условия для сотрудничества, работы в микрогруппах — парах.

Развивающие: развивать мышление, речь, память.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: главные события и участников периода Смутного времени.

Уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Личностные: развитие интереса учащихся к истории страны; уважение героического прошлого России.

Метапредметные: подобрать нужный материал к заданной теме; представлять результаты изучения материала в формах конспекта, презентации, рецензии; строить монологическую речь; работать со словарями; формирование умения работать с текстом, задавать вопросы, выделять главное, умение обобщать, делать выводы, слушать собеседника, работать в группе, находить необходимую информация из разных источников.

Основные элементы системы знаний

Личности: Б. Годунов, Лжедмитрий I, польский король Сигизмунд, В. Шуйский, И. Болотников, Лжедмитрий II (Тушинский вор), патриархи Гермоген и Филарет, К. Минин, Д. Пожарский,  И. Сусанин, царь Михаил Романов.

Исторические события: Смутное время, польско-шведская интервенция, освобождение Москвы Вторым ополчением.

Понятия: патриотизм, самопожертвование, гражданская война, Семибоярщина,  народное ополчение, "Совет всея земли", Земский собор, суверенитет и др.

Межпредметные связи

Обществознание (понятия "патриотизм", "самопожертвование", "формы правления", "социальные группы", "сословия", "суверенитет" и др.); русский язык (значение исторических терминов); география (направление продвижения ратей народных ополчений).

Ресурсы: основные

дополнительные

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир: Древность. Средневековье. Новое время : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

Программа: Данилов А.А. Программа. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина // Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 — 11 классы. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — С. 40 — 47.

Презентационный материал "Смутное время в России: конец XVI — начало XVII века".

Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций в трёх книгах. — М.: Мысль, 1993. — Кн. 2.

Ресурсы сети Интернет:

http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.lesson-history.narod.ru — компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова).

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php — библиотека книг по истории и другим общественным наукам.

http://nsportal.ru — социальная сеть работников образования и др.

Оборудование

Учебник истории для 10 класса; раздаточный дидактический материал; компьютер, проектор, экран.

ФОПД

Фронтальная, парная и индивидуальная работа.

ЭТАПЫ УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность

Планируемый результат

Учителя

Учеников

1

Организационный момент

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы. Организация внимания. Раскрытие темы, общей цели и плана проведения УЗ

Настрой учеников к уроку. Проверка готовности класса к УЗ. Включение учащихся в деловой ритм

Доброжелательный настрой, готовность к занятию. Осознание и принятие цели урока

2

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечение мотивации, понимания социальной и практической ценности изучаемого материала

Мотивация на урок

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

3

Сообщение исторического материала

Обеспечение восприятия, осмысления изучаемого материала

Презентация — сообщение важных и интересных сведений по теме

Формирование представления об исторических событиях конца XVI — начала XVII века

4

Обработка, обобщение исторического материала

Рассуждающее изложение при анализе и обобщении содержания таблицы "Причины Смутного времени"

Активная работа мышления, воображения

Погружение в тему, углубление знаний

5

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня знаний и способов действий

Выполнение проблемно-познавательного задания

Самостоятельность в выполнении заданий. Закрепление знаний и способов действий

6

Подведение итогов урока

Качественная оценка работы класса, отдельных учащихся

Участие в подведении итогов работы

Формирование навыков самоконтроля

7

Информация о домашнем задании

Объяснение домашнего задания. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Осознание цели в выполнении домашнего задания

Выполнение

8

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности

Реализация психоэмоционального состояния

Удовлетворённость работой

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент — взаимное приветствие учителя и учеников.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

УЧИТЕЛЬ обеспечивает мотивацию, определяя значимость изучаемого материала; УЧЕНИКИ записывают в тетрадь тему и цель урока.

Тема: "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века". (слайд 1)

Цель: Выяснение вариантов возможного развития России в социально-политической сфере в конце XVI — начале XVII века. (слайд 2)

3. Сообщение исторического материала

УЧИТЕЛЬ:

— Конец XVI — начало XVII века — это период Смутного времени. Познакомимся с его основными событиями.

Презентация учеников (выполняется заранее самостоятельно) (слайды 3 — 26)

Комментарии к слайдам

3. Конец династии Калиты

После смерти Ивана  IV в 1584 г. царем стал его сын Федор, человек больной и не способный к управлению государством. Фактическим правителем страны стал его шурин Борис Годунов. В 1591 г. в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. С кончиной Дмитрия прервалась династическая линия Рюриковичей, т. к. у царя Федора наследников не было.

4. Царь Борис Годунов (1598 — 1605 гг.)

1 сентября 1598 г. на Земском соборе царем и великим князем Руси избрали Бориса Годунова. Во время венчания он, обращаясь к патриарху, сказал: "Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден".

5. Голодные бунты (1601 — 1603 гг.)

В 1601 — 1603 гг. разразился страшный голод. Везде бродили нищие. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. Уже с 1601 г., по словам Авраамия Палицина, началось "смятение во всей Русской земле".

В 1603 г. началось восстание Хлопка. Оно стало кульминацией "голодных бунтов"  и в дальнейшем переросло в движение времени самозванцев.

6. Лжедмитрий I

Под именем царевича Дмитрия выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он заявил права на престол московских государей. Его поддержали польский король Сигизмунд, шляхта, а также донское казачье войско.

7. Поход в Россию. Вступление в Москву

Московский поход Лжедмитрия I начался в октябре 1604 г. Рассылая по всей стране "прелестные грамоты", самозванец обещал облегчить жизнь всем слоям населения.

В апреле 1605 г. неожиданно умер царь Борис. На престол был возведен его 16-летний сын Федор. Однако царское войско восстало и заявило о поддержке Лжедмитрия I. 20 июня 1605 г. тот вступил в Москву.

8. Слайд

Месяц спустя "царевич" венчался на царство в кремлевском Успенском соборе.

9. Василий Шуйский

Но самозванец был нужен боярам только для того, чтобы, чтобы скинуть с престола Годунова. Лжедмитрий I "испечён в польской печке, а заквашен в Москве". В результате боярского заговора, слившегося с восстанием москвичей, 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был свергнут, а несколько дней спустя, 19 мая, бояре "выкликнули" на Красной площади в цари боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

10. Правление В. Шуйского

Свое вступление на престол новый царь ознаменовал особой "крестоцеловальной записью". Впервые русский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины. Царь Василий являлся не только выборным, но и присяжным царем, превратился из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по закону. Однако судьба не благоволила новому царю.

11. Восстание Болотникова

На юго-западе население выступило против сторонников Шуйского. Вскоре у повстанцев появился предводитель — Иван Исаевич Болотников.

Восстание Болотникова — кульминация, наивысший этап мощного движения начала XVII века. Его называют гражданской войной, поскольку в неё включились все социальные группы и сословия. Причем представители их оказались в обоих лагерях — повстанческом и правительственном.

12. Лжедмитрий II

Летом 1607 г. объявился новый самозванец Лжедмитрий II, более известный в русской истории под именем Тушинского вора. В июне 1608 г. армия Лжедмитрия II разбила лагерь у села Тушина. В стране установилось своеобразное двоевластие, существовали две столицы — Москва и Тушино, в которых действовали свои боярские думы, были собственные патриархи — "законный" Гермоген и тушинский Филарет.

13. Интервенция Польши и Швеции

С февраля 1609 г. на территории России по договоренности находился вспомогательный шведский отряд, который, однако, уже в июле отказался продолжить совместные военные действия.

14. Слайд

В сентябре 1609 г. польское войско осадило Смоленск. К лету 1610 г. Москва оказалась окруженной с одной стороны польскими войсками, с другой — войсками Лжедмитрия II.

15. Семибоярщина

17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола. Власть в стране перешла к Боярской думе (Семибоярщина). В августе бояре пригласили на русский престол польского королевича Владислава. Прецедент крестоцеловальной записи В. Шуйского послужил основанием для заключения договора с Владиславом.

Признание власти Владислава открыло путь в Москву польскому гарнизону.

16. Первое ополчение

 С декабря 1610 г. патриарх Гермоген стал рассылать грамоты по городам с призывом подняться против интервентов. Призывы патриарха привели в движение земщину. Народ повсеместно начал создавать отряды ополчения и готовиться к походу на Москву.

Первыми против польских захватчиков выступили рязанцы в марте 1611 г. Земские рати, собравшиеся под Москвой весной 1611 г. и объединившиеся в новое военно-политическое образование, получили название Первое ополчение.

Были избраны и "начальники" земской рати —

17. князь Дмитрий Трубецкой,

18. казачий атаман Иван Заруцкий,

19. дворянин Прокопий Ляпунов.

Однако из-за внутренних противоречий летом 1611 г. Первое ополчение распалось.

20. Второе ополчение

Новый этап освободительной борьбы связан с организацией осенью 1611 г. Второго, или Нижегородского ополчения.

21. Слайд

22. Минин и Пожарский

Во главе Второго ополчения оказались выборные вожди — воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский и земский староста Кузьма Минич Минин.

23. Карта

В марте 1612 г. Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода через Балахну, Тимотькино, Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. В начале апреля, уже в Ярославле, создали "Совет всея земли" — правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей. Начали работать Приказы.

24. ("Московская битва")

22 августа у Москвы расположилось пришедшее из Речи Посполитой войско гетмана Ходкевича. Он пытался прорваться к осажденным в Москве полякам. Но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского — Минина и отряды Трубецкого. Не стяжав успеха, гетман ушел из-под Москвы.

25. Изгнание из Кремля поляков

В конце октября ополченцы взяли Китай-город, а 4 ноября 1612 г. остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Ополченцы торжественно вступили в Кремль — Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для страны час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы свою родину.

26. Избрание царем Михаила Романова

"Совет всея земли" созвал представителей разных слоев населения на Земский собор. В январе 1613 г. в Москве собрались представители от дворян, бояр и духовенства, посадских людей, казачества, черносошных крестьян.

21 февраля Земский избирательный собор провозгласил царем Михаила Федоровича Романова, сына тушинского патриарха Филарета, родственника по женской линии царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича.

Избрание царя означало возрождение всей страны, ограждение её суверенитета.

4. Обработка, обобщение исторического материала

Рассуждающее изложение учителя:

— Чтобы выяснить варианты возможного развития России в социально-политической сфере в конце XVI — начале XVII века, нужно определить причины Смутного времени. Ведь, как уже прозвучало, социальное движение указанного периода — это гражданская война. Каждая социальная группа, участвующая в движении, желала иметь политическую власть, отвечающую её интересам. Обратимся к таблице. (слайд 27)

Причины Смутного времени

Участники

Позиции. Интерес

События. Явления

Последствия

Царь

Борис Годунов

Влияние патерналистских установок народа: государство мыслилось только при наличие государя, власть которого безусловна; государство — вотчина государя.

Борис Годунов не был прирожденным царем. Явилось сомнение в народном избрании как правомерном источнике верховной власти.

В 1598 году начинается процесс дестабилизации внутреннего равновесия российского общества из-за утраты законной власти монарха.

Самозванство.

Бояре

Стремились ограничить власть избранного царя.

Тайные происки бояр против Б. Годунова. Самозванец "Лжедмитрий I испечен в польской печке, а заквашен в Москве".

Май 1606 года — боярский заговор против Лжедмитрия I. Группа бояр избирает царем В.И. Шуйского. "Крестоцеловальная запись"  — закон-гарантия.

Дворяне

Тягловый строй: неравномерное распределение государственных повинностей. Дворяне законодательным путем стремились упрочить и расширить свои политические права, ограничить личный произвол власти.

Нет соответствия между правами и обязанностями. Господство начала повинности оставляло мало места частным интересам, личным или сословным.

Социальная рознь.

Конфликт внутри господствующего сословия, спровоцированный еще Иваном IV (разделил сословие на две части и натравил их друг на друга).

Посадские люди

Чтобы возродить города, государство пыталось прикрепить членов городской общины к тяглу.

"Посадское строение" — меры по возрождению городов. Но власти строго отграничивали дворян (служилых людей "по отечеству") и прочих воинских людей (служилых людей "по прибору"). Не принадлежавших к феодальному сословию облагали податями.

"Посадское строение", там где оно было проведено, обострило социальные противоречия. Сословные различия всё глубже раскалывали городское общество.

Казаки

Политика государства по подчинению казачьей вольницы: казаки верстались на службу и обязывались пахать государеву пашню.

Восстание казачьей окраины от Дона до Яика.

Казаки, беглые холопы, закрепощенные крестьяне связывали надежды на освобождение с именем царевича Дмитрия.

Казачество — главная опора самозванства. 1603 год — в Запорожье началось формирование повстанческой армии, которая приняла участие в Московском походе самозванца (1604 год).

Крестьяне

Ужесточение политики закрепощения: 

  • 1592 - 1593 годы — указы о подтверждении "заповедных лет";
  • 1597 год — Указ об "урочных летах".

Налоговый гнет разорял деревню. Крестьяне стонали под тяжестью государевых податей.

В 1603 году страна впервые в своей истории стала ареной широкого повстанческого движения. Восстание Хлопка.

5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Работа в парах. Выполнение проблемно-познавательного задания

УЧИТЕЛЬ:

— Даю установку (беседа): Какие формы правления вам известны? (Монархия (правление одного / царь есть), республика (правление большинства / царя нет).)

— Какие виды монархии существуют? (Абсолютная, когда вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) принадлежит монарху; ограниченная (парламентская, конституционная), когда власть монарха юридически ограничена в области законодательной, исполнительной деятельности.)

Инструкция для работы в парах:

Те, кто сидят на I варианте, исследуя источники информации, будут обнаруживать наличие данных за монархическую форму правления.

Те, кто сидят на II варианте, исследуя источники информации, выяснят, имело ли место правление большинства.

Получите карточки с указанием характеристик форм правления и источников информации. (слайд 28)

I вариант

Ограниченная монархия характеризуется следующим:

- Власть монарха юридически ограничена в области законодательной, исполнительной деятельности, т. е. есть документ, где эти ограничения прописаны.

Источники информации:

1. Таблица.

2. Текст учебника — стр. 167, абзац 2.

3. Отрывок из исторического документа "Запись целованная" Вас. Шуйского — стр. 167 — 168.

4. Мнение историка В.Б. Кобрина — стр. 174, фиолетовый фон, пункт 3.

II вариант

Правление большинства характеризуется следующим:

- Источник власти — большинство;

- выборность органов власти;

- ответственность административного аппарата перед выборным органом власти.

Источники информации:

1. Таблица.

2. Текст учебника — стр. 170, абзацы 3, 4, 5, 6.

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ОТВОДИТСЯ 7 — 9 МИНУТ.

УЧИТЕЛЬ:

— Поменяйтесь тетрадями.

— Получите карточки с образцами ответов соседнего варианта. (слайд 29)

Образец ответа I варианта: 

Данные за ограниченную монархию:

  • В. Шуйский был избран царем группой аристократов. Боярство потребовало от избранника гарантий;
  • документ, которым ограничивается власть монарха — "Крестоцеловальная запись";
  • "Крестоцеловальная запись" — первый шаг к правовому государству, разумеется феодальному.

Образец ответа II варианта: 

Имело место правление большинства:

  • "Совет всей земли" — высший орган власти на всей освобожденной от интервентов территории; "Приговор" — документ, регламентирующий организацию власти и порядок управления страной;
  • избраны начальники земской рати;
  • деятельность организованных Приказов контролировалась "Советом всей земли".

УЧИТЕЛЬ:

— Оцените работы друг друга. Используйте критерии оценивания. (слайд 30)

  • указан один элемент ответа – плохо;
  • указаны два элемента – удовлетворительно;
  • указаны три и более элементов – хорошо.

6. Подведение итогов урока

Качественная оценка работы учащихся

УЧИТЕЛЬ:

— Кто получил "хорошо"? Зачитаем ответы, оценённые на "хорошо".

— Каковы варианты возможного развития России в социально-политической сфере в конце XVI — начале XVII века?

Есть данные за ограниченную (конституционную) монархию и за правление большинства — организацию власти во главе с "советом всей земли". (слайд 31)

7. Информация о домашнем задании

Проработать § 19 - 20, ответить на вопросы в конце параграфа (устно).

8. Рефлексия

Вопросы:

— В чём уникальность ситуации, сложившейся в стране в период деятельности Первого и Второго ополчения?

— Можно ли было избежать Смуты?

УРОК ЗАВЕРШЁН.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс...

Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"

Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...

Методическое пособие Сборник тестов по истории «Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX века.»

Сборник предназначен для проведения текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся 9 классов Предлагаемые тесты направлены на проверку усвоения учащимися знаний и умений в объеме, у...