Рабочая программа по истории России и мира (базовый уровень) - Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Горяев Сергей Михайлович

Рабочая программа по истории Росии и мира - учебник 10 класса (базовый уровень) под редакцией Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_bazovyy.doc381.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/ Шалхаева Г.А./

Протокол № _____от

«___»___________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/Мукаева Б.В./

«___»___________2018 г.

«Утверждено»

Директор

__________/Эрендженов А.В./

Приказ №_______от

«___»___________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет:        Россия и мир

Класс:                                        10

Уровень:                                Базовый

Учитель:                                Горяев Сергей Михайлович

Срок реализации:                        2018-2019 учебный год

Количество часов в неделю:        2

Количество часов в год:                68

Тип школы:                                Общеобразовательная школа

Программа:         Авторская программа О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва

УМК:        «История. Россия и мир» (авторов О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина, Москва, «Дрофа», 2009 г,

        

                

г.Элиста

2018 г.

Рабочая программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа основана на Федеральном компоненте  Государственного стандарта основного общего образования и  Примерной программе основного общего образования  по истории МО РФ 2004 г. и авторской программе О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва (М., Дрофа, 2009 г.)

Используемый учебно-методический комплект: учебник «История. Россия и мир» (авторов О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина, Москва, «Дрофа», 2009 г, методическое пособие к учебнику Волобуева В.А. автора Игнатова А.В. М.: «Новый учебник», 2007, тесты по истории России Саяпина В.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2009.

 Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обоб щающие уроки.

Курс «История. Россия и мир» отражает основ ные этапы, процессы, события истории нашего оте чества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XXI века. В центре курса находится исто рия России, что и определяет его структуру. Зна ние прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому мате риал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса явля ются цивилизационный подход в сочетании со ста диальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Основными задачами данного курса являются:

- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исто рических знаний учащихся;

- обобщение знаний на теоретическом уровне, со здающем цельноосмысленную картину истории че ловечества, включая представления о периодиза ции, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

- формирование у учащихся исторического мыш ления, понимания  причинно-следственных  связей, умения оперировать основными научными по нятиями;

- осознание учащимися места России и истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

- воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискрими нации   (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по време ни и современным культурам;

- формирование у учащихся гражданских идеа лов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилисти ческого отношения к истории и культуре своей Ро дины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

- воспитание учащихся в духе признания неиз бежности плюрализма взглядов, социального ком промисса и толерантности, предотвращения соци альных конфликтов путем поиска их мирного раз решения.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияисторических процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. 

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. 

Данная программа обеспечивает изучение курса – «История. Россия и мир с древнейших времен до конца ХIХ века» учащимися 10 класса средних  общеобразовательных  учебных заведений. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам  с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа предназначена для 10 класса, срок реализации программы 1 год.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреж дений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изу чения учебного предмета «История России» и «Всеобщей истории» на базисном уровне, в том числе в 10 и 11 классах по 70 ч из расчета 2 ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельных работ учащихся. Согласно базисному учебному плану на изучение истории России отведено 1,3 ч и соответственно на изучение всеобщей истории – 0,7 ч (46 час и 24 часов соответственно в год).

Предлагаемая программа рассчитана на 70 учебных часов. Она включает 9 тем, каждая из которых состоит из нескольких подтем, на изучение которых используется 1 учебный час.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

·    основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

·    периодизацию всемирной и отечественной истории;

·    современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

·    историческую обусловленность современных общественных процессов;

·    особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

·    важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

·    изученные виды исторических источников;

уметь

·    проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

·     критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

·     соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

·     использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

·     показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

·     анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

·     различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

·     устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

·    участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

·    представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

·    объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·    определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·    использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·    соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

·    понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

·    высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

·    объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

·     использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

Содержание учебного курса

Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века

Введение

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Рос сия и мировой исторический процесс.

ТЕМА  1 Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

Древний Восток и античный мир. Начало преоб разования человеком природы. Переход от присва ивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их осо бенности. Государство на Востоке. Деспотия. Воз никновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: го сударство и общество. Римский мир Средиземно морья.

Рождение европейской средневековой цивили зации. Кризис поздней Римской империи. Вели кое переселение народов и его последствия для ми ра Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, пра во, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни сред невекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневе ковье. Природные условия и хозяйственная де ятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образова ние государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Фе одальная собственность и феодальное поместье. Фе одальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальней шее политическое дробление. Образование Священ ной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и свет ская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности раз вития Византии. Античная и христианская тради ции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол хрис тианской церкви. Византия — крупнейшее христи анское государство раннего Средневековья. Внеш няя политика византийских императоров. Влия ние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Про поведь Мухаммеда и возникновение новой рели гии. Вероучение ислама. Начало арабских завоева ний. Образование халифата. Раскол в исламе: ши иты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

ТЕМА  2 Древняя Русь

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные ти пы. Великое переселение народов и новая этниче ская карта Восточной Европы. Расселение славян.

Финно-угорские, балтские племена. Тюркский ка ганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние при родной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языче ские верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Пер вые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управле ния государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробеж ные тенденции в Древнерусском государстве. Вла димир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Прав да.

Церковь и культура. Русская православная цер ковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и поли тические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение бояр ского землевладения. Рост городов. Окончатель ный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Нов городская земля. Система государственного управ ления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архи тектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чин гисхана. Первые завоевательные походы монголов.

Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Ба тый. Борьба русских княжеств с монгольским на шествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Рус ские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отноше ния с Ордой.

ТЕМА  3 Западная Европа в XI—XV веках

Экономическое и политическое развитие. Отде ление ремесла от сельского хозяйства. Развитие ре месла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королев ской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Свя щенной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретиче ские движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

ТЕМА 4 Российское государство в XIV—XVII веках

Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Прав ление в Московском княжестве Дмитрия Донского.           Куликовская   битва   и   ее   значение.   Василий I.

Василий П. Междоусобица в Московском княжест ве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Полити ка Ивана III. Конец ордынского владычества. За вершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Бояр ская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Моск ва— третий Рим». Централизация государствен ного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодер жавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годуно ва. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Ос новные этапы Смуты. Интервенция Польши и Шве ции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении наци онально-освободительного движения. Земский со бор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воца рение династии Романовых. Ликвидация последст вий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Пат риарх Никон. Церковная реформа и раскол пра вославной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложе ние 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального го сударства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего По волжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоедине ние к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Укра ины.

Русская культура. Общая характеристика раз вития культуры. Книжное дело. Литература. Ар хитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Руб лев. Последний век русской средневековой культу ры. Светские тенденции в культуре.

ТЕМА 5 Запад в Новое время

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие гео графические открытия XV—XVI вв. Начало коло ниальных захватов и создания колониальных им перий. Социальная структура западноевропейско го общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевро пейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Евро пы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис тра диционной европейской экономики. Развитие то варно-денежных отношений. Процесс формирова ния и общие черты европейского абсолютизма. Аб солютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формиро вания гражданского общества и правового госу дарства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появ ление механистической картины мира. И. Нью тон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвеще ния. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового госу дарства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и ду ховные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Аме рике. Идеи Просвещения в Северной Америке. На чало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Ос новные принципы американской государствен ности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Ве ликой французской революции. Ее основные эта пы. Декларация прав человека и гражданина. Раз витие идей гражданского общества и правового го сударства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в раз личных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Боль шой стиль».

ТЕМА  6 Российская империя в XVIII веке

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение аб солютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещен ный абсолютизм в России. Правление Екате рины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение за падных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному мо рю. Продвижение на Юг. Территориальное расши рение России на Восток. Освоение Сибири и Даль него Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в об ласти культуры и быта. Образование и наука. Со здание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобрази тельное искусство.

ТЕМА  7 Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Про возглашение Франции империей. От войн респуб лики к войнам империи. Антинаполеоновские ко алиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-полити ческие перемены в Европе. Поход Наполеона в Рос сию и гибель «Великой армии». Заграничные похо ды русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление инду стриального Запада. Предпосылки перехода к про мышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного пере ворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Револю ции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Герма нии, Австрии и Италии. Утверждение основ конс титуционализма. Парламентские реформы в Ве ликобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Ли берализм. Консерватизм. Социализм. Француз ский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Ве ликобритании. Последствия европейской колони зации для стран Востока. Возникновение независи мых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явле ния в экономике стран Запада. Возникновение мо нополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных импе рий. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй поло вине XIX в.

ТЕМА  8 Россия на пути модернизации

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преоб разовательные проекты Александра I. Противоре чивость    внутренней    политики.    Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фак тор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появле ние общественно-политических организаций. Де кабристы. Консерватизм: в поисках государствен ной идеологии. Западники и славянофилы. Зарож дение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостни чества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Ре формы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промыш ленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и де ревне. Поиски нового курса во внутренней поли тике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либераль ной и консервативной тенденций. Незавершен ность реформ. Консервативная политика Алек сандра III.

Общественное движение в России во второй по ловине XIX в. Влияние реформ на общественно-по литическую жизнь. Русский либерализм. Народ ничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего дви жения. Первые рабочие союзы. Зарождение соци ал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Рас ширение территории в первой трети XIX в. Кавказ ская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования терри тории империи. Заселение Сибири и Дальнего Вос тока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

ТЕМА  9 Культура XIX века

Научно-технический прогресс и общество. На учные представления о строении природы. Эволю ционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-техниче ский прогресс и общество. Мировая литература и художественная культу ра. Литература и жизнь. Национальные литерату ры и мировой литературный процесс. Основные на правления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX в. Просвещение. Лите ратура в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к подготовке уч-ся

Элементы содержания

Вид контроля. Измерители

Оборудование

Д\з

1

Древний Восток  и античный мир

1

Урок изучения нового материала.

Начало преобразования человеком природы. Ранние цивилизации.

Знать об условиях возникновения ранних цивилизаций. Особенности их развития

Карта «Римская империя IV-V вв.Падение Западной Римской империи»

§1

2

Рождение европейской средневековой цивилизации.

1

комбинированный

Поздняя Римская империя. Жизнь и право в эпоху Средневековья.

Христианство

Знать о Великом переселении народов и падении империи, о влиянии античности на культуру Средневековья.

§2

3

Страны Западной Европы в раннее Средневековье

1

Комбинированный        

        

.

Природа и хозяйство Западной Европы. Варварские королевства.Империя Карла Великого.

Знать об отличии управления империей Карла от управления Варварским королевством. О положении сословий. Роль папства

Составление таблицы

Плакат «Вассальная пирамида»

§3

4

Византийская империя и восточнохристианский мир

1

Комбинированный.

Византия после крушения Западной Римской империи. Социокультурное и политическое влияние Византии

Характеризовать внутреннее устройство Византийской империи, особенности императорской власти

Составление конспекта

Карта «Византийская империя и славяне»

§4

5

Исламский мир

1

Комбинированный

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы поведения в исламском обществе

Характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства.

§5

6

Народы Восточной Европы

1

Урок изучения нового материала        

Природно -географические условия. Особенности первых государств..

Знать хозяйственно-культурные типы, сведения о восточнославянский племенах

Составление схемы

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

§6

7

Восточные славяне в древности

1

Комбинированный урок

Общественный строй и мировоззрение восточных славян.

Уметь связать хозяйственную деятельность и религиозные взгляды, наследие славян.

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

§7

8

Возникновение Древнерусского государства

1

Комбинированный урок

От племенных союзов к Древнерусскому государству. Русь и Византия. Крещение Руси.

Предпосылки к формированию Древнерусского государства. Правление Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Владимира Святославовича в становление Руси.

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

Плакат «Киевская Русь»

§8

9

Крещение Руси

1

Урок изучения нового материала.

Православная церковь и культура

Устройство церкви, Архитектура, живопись, образование

Короткие сообщения

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

§8

10

Древнерусское государство и общество

1

Урок – семинар.

Рюриковичи. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина

Особенности управления государством. Социальная структура общества

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

§9

11

Церковь и культура Древней Руси

1

Урок изучения нового материала.

Православная церковь и культура

Устройство церкви, Архитектура, живопись, образование

Короткие сообщения

Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.»

§10

12

Раздробленность Руси

1

Комбинированный..

Территориальные корпорации. Распад Древнерусского государства. Основа развития культуры России.

Раздробленность и политика Древней Руси. Княжеская власть

Тест

Карта «Раздробленность Руси в 12-первой четверти 13 в.»

§11

13,14

Русь между Востоком и Западом

2.

Комбинированный.

Столкновение с Монгольской державой. Сохранение государственности русских земель.

Причины победы монголов. Походы Батыя на Русь.

Карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13 веке»

§12-13

15

Урок -повторение

1

Урок применения знаний.

Контрольная работа.

16

Волжская Булгария

1

Лекция

.

История развития Волжской Булгарии

Карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13 веке»

17

Экономическое и политическое развитие Западной Европы в XI-XV веках

1

Урок изучения нового материала.        

.        

Горожане – ведущее сословие общества, создание централизованных государств

Изменения в жизни европейцев,,возникновение новых городов, ересь.        

Работа с документами

Карта «Западная Европа в XI-начале XIII в. Крестовые походы»,

§14

18

Взаимодействие средневековых цивилизаций

1

Комбинированный        

        

.

Крестовые походы, Реконкиста.

Причины крестовых походов.  Достигнутые цели

Карта «Западная Европа в XI-начале XIII в. Крестовые походы»

§15

19

Культура средневекового Запада

1

Комбинированный урок.        

Европейская культура: христианство и язычество. Подъем науки и искусства.

Церковь и сознание людей. Рыцарская и городская культура

Работа в группах.

Карта «Западная Европа в XI-начале XIII в. Крестовые походы»

§16

20,21

Москва во главе объединения русских земель

2.

Изучение нового материала.

Московские князья как инициаторы объединения Руси. Куликовская битва.

Особенности процесса объединения.

Исход Куликовской битвы.

Карта «Российское государство в 16 веке»

Плакаты «Москва-центр объединения»,

§17-18

22

Россия: третье православное царство

1

комбинированный урок.        

        .

Независимое Российское государство. Основы представительной монархии

Основы Российского государства.

Проверочные вопросы

Карта «Российское государство в 16 веке»

Плакат «Российское государство в 16 веке»

§19

23-24

Кризис государства и общества. Смутное время

2

Комбинированный урок.        

        

Разрушение экономики страны. Россия – причина Смуты.

Значение Ливонской войны. Политика Ивана Грозного.

Плакаты «Политическая программа Пересветова»,

«Смутное время»I,II

§20

25

Становление самодержавия Романовых

1

Комбинированный урок.        .

Укрепление Российского государства. Самодержавие

Основные задачи Романова. Отмена местничества. План Никона

Плакат «Сословный строй в России в 15-16 веках»

§21

26

Начало формирования многонационального государства

1

Комбинированный урок.        

Россия - многонациональная держава. Границы России

Россия - европейская и азиатская держава

Плакат «Становление абсолютной монархии»

§22

27-28

Русская культура в XIV-XVII вв.

2

Комбинированный урок.

Возрождение культуры. Укрепление могущества. Культурное развитие.

Развитие грамотности, жанры русской литературы. Светские мотивы в культуре.

Сообщения.

Плакат «Элементы традиционной русской культуры 16 века»

§23

29

Урок обобщения

1

Контрольная работа

30-31

Европа в начале нового времени

2

Урок изучения нового материала.

Великие географические открытия. Реформация. Зарождение эпохи Нового времени

Изменения в экономике Европы. Последствия открытий. Церковь против реформации.

Карта «Европа в 16- первой половине 17 в.»

§24

32

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке

1

Комбинированный урок.        

        

Развитие капиталистических отношений. Европейский абсолютизм.

Особенности социально-экономической жизни Западной Европы.

Карта «Мир в 17-18 в.»

§25

33

Эпоха Просвещения

1.

Комбинированный урок

Новый этап духовного развития

Основные взгляды представителей эпохи Просвещения

§26

34-35

Революции XVIII века

2

Комбинированный урок.        

        

Борьба и революции. Новое государство – США.

Противоречия между Англией и колониями. События в Америке и Франции.

Плакат «Нидерландская революция», «Английская революция».

§27-28

36

Тенденции развития европейской культуры

1.        

.

Комбинированный урок.

Италия - родина гуманизма. Основа европейской культуры.

Предпосылки возникновения культуры Возрождения. Барокко, рококо, классицизм

§29

37-38

Власть и общество

2.

Урок изучения нового материала.

Реформы Петра первого

Чем было вызвано преобразование России. Просвещенный абсолютизм Екатерины второй.

Карта «Российская империя в 18 веке»

«Результаты и последствия реформ Петра I»

§30

39

Социально-экономическое развитие страны

1.

Комбинированный урок

Экономическое развитие страны. Дворянская империя

Направления экономической политики правительства. Дворянские привилегии.

Составление таблицы

Карта «Российская империя в 18 веке»

§31

40

Расширение территории государства

1.

Комбинированный урок.

Границы России расширились. Народы России.

Факторы, способствующие росту Российской империи.

Работа по карте

Карта «Российская империя в 18 веке»

§32

41-42

Образование, наука и культура

2

Комбинированный урок.

Влияние европейской культуры на русскую.

Роль государства в развитии русской культуры. Создание Академии наук и Московского университета.

Сообщения.

§33

43

Урок обобщения

1

Урок применения знаний.

§34

44

Российское государство в первой половине XIX веке

1.

Урок изучения нового материала

Сохранение самодержавия и крепостного права

Почему попытки радикального изменения политического строя потерпели неудачу

Составление таблицы

Карта «Российская империя с начала 19 по 1861 г.»

§40

45-46

Общественная жизнь в первой половине XIX века

2

Комбинированный урок        

Новые оппозиционные общественно-политические течения

Декабристы и их требования

Плакаты «Движение декабристов», «Западники, славянофилы», «Народничество»

§42

47-48

Реформы 1860-1870-х гг.

2.

Урок – лекция

Крестьянская реформа, развитие капиталистических отношений. Политические и социальные преобразования.

Этапы формирования крепостного права в России

Карта «Россия в XIX- начале XX столетия»

Плакат «крестьянская реформа 1861», «Судебная система»,»Земская реформа»

§43-44

49

Общественное движение в России во II половине XIX века

1.

Комбинированный урок.

Основы общественно-политических течений. Оппозиция самодержавию.

Отличия западноевропейского либерализма от русского. Марксизм в России

Плакат «Политические партии»

§45

50

Россия – многонациональная империя.

1.

Комбинированный урок

Российская империя-крупнейшая держава. Модернизация.

Почему некоторые народы добровольно входили в состав России, а другие оказывали сопротивление. Размежевание на Дальнем Востоке.

Работа с картой

§

51

Урок обобщения

1

Урок применения знаний.

52

Культура России в 19 веке.        

1.

Комбинированный урок

Время расцвета русской культуры

«Золотой век» - значение понятия.

53-54

Научно-технический прогресс и общество

2.

Комбинированный.

Россия на пике развития.

Эволюционная картина мира. Влияние научно-технического прогресса на сферы жизни общества

Составление

таблицы

§48

55-56

Мировая литература и художественная культура

2

Комбинированный урок.        

Разнообразие творческих направлений культуры

Роль художественной литературы

§49

57

Эпоха наполеоновских войн

1.

Урок изучения нового материала.

Эпоха наполеоновских войн. Идеи французской революции.

Бонапарт-приход к власти. Крах наполеоновской империи

Работа с картой.

§35

58-59

Промышленный переворот и становление индустриального Запада.

2

Комбинированный урок.        

.        

Промышленный переворот в Англии. Изменение социальной культуры. Возникновение  индустриального общества

Промышленный переворот. Этапы. Последствия.

§35

60

Революции и реформы

1

комбинированный урок.

Новые принципы стран Запада. Реформы

Принципы переустройства Европы на Венском конгрессе. Политические изменения в Европе.

Составление таблицы

Карта «Европа с 1815 по 1849»

§36

61

Идейные течения и политические партии.

1

Комбинированный урок.        

Основные идеологические направления стран Запада.        

Либерализм, социализм, национализм.

Плакат «Либерализм, консерватизм, социализм»

§37

62-63

Колониальные империи.

2

Комбинированный урок.        

        

Создание крупных колониальных империй и их характерные черты.

Процесс формирования колониальных империй в разных странах.

§38

64

Особенности развития стран Запада во II половине XIX века

1

Урок – семинар.        

.        

Смена экономических лидеров. Принципы правового государства

Новые государства Европы. Черты индустриальной цивилизации Запада.

§39

Резерв: 4 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 10 - 11 класс. Базовый уровень

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне, примерной учебной программы среднего (полног...

Рабочая программа по истории в 10 классе (базовый уровень)

Рабочая  программа по истории соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и составлена на основе примерной прогр...

Рабочая программа по истории 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по истории 10-11 класс (базовый уровень) составлена к учебнику История.Россиия и мир.Авторы: Волобуев О.В.,Клоков В.А. (интегрированный курс)Расчитана на 138 часов(2 часа в неделю)...

Рабочая программа по истории для 11 класса ( учебник "Всемирная история. Россия и мир"» базовый уровень,Волобуев О.В., Клоков ,В.А., Понамарев М.В.. )

Данная программа для учителей , работающих в 10-11 классах по учебнику О.В.Волобуева, ОВ.Клокова, М.В.Понамарева "Всемирная история.Россия и мир".Программа отвечает основным требованиям предъявляемых ...

Рабочая программа по истории 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа по истории 10-11 классы (базовый уровень)...

Рабочая программа по истории России 10 класс Базовый уровень

Рабочая программа по истории в 10 классе (базовый уровень) составлена на основе:Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗФедеральный государственный образовател...