Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Глазунов Александр Николаевич

Конструирование заданий по истории при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrovskaya_epoha_itogovaya_rabota.doc722 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)

Кафедра исторического и социально-экономического образования

Итоговая работа

по программе повышения квалификации

"Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Конструирование заданий по истории при подготовке к ЕГЭ"

Выполнил

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

М.р.Хворостянский

Глазунов Александр Николаевич

2017

Причины, особенности, последствия, и цена Петровских преобразований.

 1.Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной

последовательности в таблицу.

1) основание Санкт-Петербурга

2) Вестфальский мир

3) присоединение башкирских земель к Московскому государству

Ответ

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) Брестский мир

Б) Парижский мир

В) Ништадский мир

Г) Стояние на Угре

 

1) 1380 г.

2) 1480 г.

3) 1700 г.

4) 1721 г.

5) 1856 г.

6) 1918 г.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе петровских преобразований.

 

1) Ассамблеи, 2) коллегии, 3) Сенат, 4) Синод, 5) Государственный совет, 6) земства.

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

 «Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Россия развивается по тем же законам, что и Европа, что Петр I спас страну от распада и что для обновления России необходимы буржуазные реформы».

Ответ:

5. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.

 

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) ассамблея

Б) Сенат

B) Кунсткамера

Г) Синод

 

1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре

2) первое в России высшее учебное заведение

3) коллегия, ведавшая церковным управлением

4) первый музей в России

5) общественное собрание для отдыха, развлечений

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса.

…Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского».

Б) «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Берлине.

2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.

3) Данный договор был подписан в Вене.

4) Современником подписания данного договора был А. Л. Ордин-Нащокин.

5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

7.Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 

1) «Табель о рангах»

2) Соборное уложение

3) рекрутчина

4) губернии

5) бироновщина

6) земщина

8.. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и со- держащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В ____________________ по приказу Петра I на берегах Невы был основан Петербург. Б) По проекту архитектора ____________________ в Петербурге был сооружён Петропавловский собор. В) В 1721 г., после того как был заключён ____________________ мир, Россия была провозглашена империей.

Пропущенные элементы:

 1) 1700 г.

2) Б. Растрелли

3) Кючук-Кайнарджийский

 4) 1703 г.

5) Д. Трезини

6) Ништадтский

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

. Ответ: А Б В

9. Установите соответствие между правителями Российского государства и их современниками.

 

ПРАВИТЕЛИ

 

СОВРЕМЕННИКИ

A) царь Иван IV

Б) царь Алексей Михайлович

B) император Пётр I

Г) император Павел I

 

1) А. М. Курбский

2) А. Д. Меншиков

3) Н. И. Панин

4) А. Я. Ордин-Нащокин

5) П. А. Столыпин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

10. Прочтите текст и напишите, о каком государственном деятеле в нём говорится. «Сын придворного конюха, в детстве он был взят Ф. Лефортом в слуги, с 1686 г. — денщик у Петра I, оценившего его преданность и усердие. С 1693 г. — бомбар- дир Преображенского полка, безотлучно находился при Петре I, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах, в Великом посольстве. Долгое время не занимал официальных постов, но, используя доверие и дружбу Петра I, оказы- вал значительное влияние на государственные дела, нередко преследуя при этом корыстные цели. Во время Северной войны вырос в крупного военачальника, от- личаясь тактическим мастерством, инициативой и личным мужеством».

О т в е т : ____________________ .

 11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропу- щенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер

Правитель

Годы правления

Современник правителя

император Петр I

1682—1725 гг.

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

Дрейк

императрица Елизавета Петровна

__________(Г)

М. Ломоносов

__________(Д)

1801—1825 гг.

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Елизавета I Тюдор

2) император Александр I

3) А. Д. Меншиков

4) М. М. Сперанский

5) 1558-1603 гг.

6) 1741—1761 гг.

7) 1762—1796 гг.

8) А. И. Желябов

9) 1613—1645 гг.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

12. Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».

 

«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...

Святейший Синод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.

2) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.

3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.

4) Прошение адресовано Петру I.

5) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.

6) Прошение было написано в 1725 г.

Рассмотрите схему и выполните задания

13. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ:

14. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ

:

15. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

16.  

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Успенский собор во Владимире

Б) «Поучение детям»

В) Медный всадник

Г) «Броненосец Потемкин»

 

1) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком.

2) Этот кинофильм посвящен события первой русской революции.

3) Данное творение находится в Санкт-Петербурге.

4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.

5) Эта скульптура создана известным русским скульптором Ф. Шубиным.

6) Этот памятник создан в XII в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

а

б

в

г

За 

18. Какие суждения, связанные с картиной, которую Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) С деятельностью царя, изображённого на картине, связано превращение России в морскую державу.

2) Царь, изображённый на картине, установил порядок престолонаследия строго по нисходящей мужской линии.

3) Изображённые на картине исторические персонажи жили во второй половине XVIII в.

4) Между историческими персонажами, изображёнными на картине, возник конфликт, который стал причиной смерти одного из них.

5) Художник, написавший данную картину, входил в объединение «Мир искусства».

Задание 18 № 3977


Какие из представленных ниже архитектурных сооружений строились по повелению царя, изображённого на картине? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

да н

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на

вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из

источника, а также применение исторических знаний по курсу истории

соответствующего периода.

ие 16 

20.№«Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.

...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...

И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...

Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»

20.Укажите время (с точностью до четверти века), когда появился данный документ.

21. Какой царь его издал?

22Какой новый орган управления городами этот документ вводил?

23.В XVIII веке в России правили два великих императора — Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения)

.

24.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов

истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) 1682-1725 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Педпосылки петровских преобразований"

Методическая разработка урока создана для изучения истории России в 10 классе в рамках технологии "Критическое мышление"....

конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

Предпосылки петровских преобразований

Данный урок предназначен для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК А. Данилова, Л. Косулиной. Материал позволяет организовать самостоятельную работу с текстом учебника и исторических источников....

Презентация к уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Эта презентация сопровождает урок истории для 7 класса по УМК А. Данилова, Л. Косулиной. Включает в себя дополнительную информацию и тестовые задания....

презентация к уроку истории Предпосылки петровских преобразований

В данном материале показаны пробразования, которые проходили накануне реформ Петра I....

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...