ДЕТИ ВОЙНЫ
статья по истории на тему

Константинова Екатерина Евгеньевна

Война звучит всегда страшно..осбенно когда вней участвуют дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Дети Войны»

Звучит вальс, танцуют пары (сцене украшена: плакат «Последний звонок.1941 год»,шары)

Голос за кадром: стихотворение «Зоя»:…Вальс в стенах зала плещется широко. Кружатся пары быстро и легко. Сегодня бал..Они выпускники…И было жаль им расставаться со школьной жизнью своей…

(пары расходятся)

вдруг звучит радио: «Внимание, Внимание. Говорит Москва» (голос Левитана, объявление войны).

Звучит тихо музыка______________________________________

Название Слайда «ДЕТИ ВОЙНЫ…

На сцену выходят ведущие.

Вед1:     Грозный сорок первый… как он изменил судьбы, обагрил кровь и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые понесли свои заявления в военкомат, чтобы добровольцами уйти на фронт.

Вед.2: Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели … но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу…

Вед.1: Сегодня мы будем говорить о судьбах наших ровесников- военном поколении детей, о том, как и чем они жили, как боролись с врагом, за что умирали…эти ребята стали взрослыми в одночасье- 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми…

Звучит мелодия Александрова «Вставай страна, огромная

Слайд_____________________________________________

 на сцену выходят солдаты, девушки, жены с детьми, матеря…Прощаются… Звучит команда командира: «РОВНЯСЬ» солдаты строятся и уходят строем  через зал за кулисы.

Вед.2: Память о тех страшных событиях жива до сих пор…в каждой семье…

Слайд-интервью с ветеранами пос.Левченко

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вед.1: Война не пришла, а ворвалась в наши дома, сразу нарушив привычный ритм жизни. Немцы шли сытые, наглые- город замер в ожидании.

Слайд_как рушаться дома, расстрелы______________________________________________

Звучит тревожная музыка, свист пуль, самолеты, немецкая речь …

На сцену около домика собираются грязные мальчишки, худенькие, в рванных штанах, голодные.

1-ый: Сестру в Германию угнали. Спрятать не успели ее. Мать в городе была, там пленных наших за колючей проволокой держат, голодных и изможденных.

2-ый: А нас из собственного дома в сарай жить выгнали. Сестра кричать начала: «наш дом! понимаете наш!» И офицер так ее толкнул, что она упала и о печку ударилась, сознание потеряла.

3-ий: А я слышал, в городе радио заработало. Немцы врут, что они победу одержали…А еще говорят, что подпольщики мосты и дороги взрывают…

1-ый: Как же помочь нашим! У нас и оружия нет…надо что -то придумать…

2-ой: С партизанами бы связаться. Да где их найдешь! В Покровском о них и не слыхать. Вокруг ни души! Одни леса, болота.

3-й(очень эмоционально, прям подскочив с корточек): Я знаю, с чего начать (достает смятый клочок листка, рядом находит обгорелый кусок деревяшки).Давайте напишем листовки и расклеим повсюду! (прицепляет листок бумаги к стене домика).

Звучит тревожная музыка, свист пуль, самолеты, немецкая речь …дети разбегаются.

Звучит ударная музыка, напоминающая сердцебиение…на стуле сидит ученик в гимнастерке…

ученик:

Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских…

Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбриг

Не допросил “языка”.
Сказал по-русски:
“Взгляни”.

Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Седые дети войны

А. Балин. “Я видел седых детей…”

Звучит «Реквием» Моцарта. На сцену выходит чтец,. В это время слайды про концлагеря.

Чтец:Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное,
Омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось,
что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился
вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула
прямо…
- Я, может, жить хочу. Не надо,
мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно.
 –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь! (все действующие лица замерли, лица опустили)

Звучит «Реквием» Моцарта. слайды про концлагеря На сцену выходят ведущие, чтец тихо уходит.

Вед.1: Что такое фашизм? Это политическая идеология, основанная на национализме и расизме среди людей, данная идеология сводит смысл ее существования к служению абстрактной идее.

Вед.2: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев, т.е против славян, евреев, цыган. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Но многие люди помогали друг другу, помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.

Вед.1:Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

Вед.2: Миллионы людей угоняли в Германию для работ в шахтах, на рудниках и в качестве домашней прислуги…И до нас  дошли воспоминания о тех страшных событиях…

Звучит тихо музыка___________________________

Выходит девочка и читает воспоминания:

«ДОРОГОЙ ДОБРЫЙ ПАПЕНЬКА!

    Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

    Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил её плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы

не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…

·                   Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввались, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню… А теперь, папа, когда взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на мне, как у преступницы, сама худая, как скелет, - соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна.

·                   Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают, да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца ШАРЛЯНА прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте

с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Я очень боюсь Клары – это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда из корыта доставала картошку.

·                   Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька ЮЗЕФА, дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била ЮЗЕФУ ПЛЕТКОЙ ПО ГОЛОВЕ И СПИНЕ. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: ЮЗЕФА сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не дававших мне жить!..

·                   Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

                                    Твоя дочь КАТЯ СУСАНИНА.Моё сердце верит: письмо дойдет.

Музыка затихла, девочка уходит.

Вед.2: Самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.

Учитель: Мы живем в мире, строим планы, ставим, перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны (поджигает листок бумаги в коробке). И все наши  надежды превращаются в пепел (пепел показывает аудитории). И приходится начинать сначала, залечивать страшные раны и строить новую жизнь.

Вед.1: …. Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Вед.2: Что самое дорогое у любого народа? У любой матери, отца? Конечно же дети!

 

Учитель: Люди пока сердца стучаться…

                       Помните какой ценой

                       Завоевано счастье! Пожалуйста помните!

                       Заклинаю помните…

поэтому этот день, день Победы будет самым ценным, потому что мы с вами получили право на жизнь!

Звучит песня «День Победы»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....