План-конспект урока истории в 5 классе "Знакомство с Древней Грецией" ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Котова Лидия Андреевна

Конспект урока 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

14 декабря Классная работа Знакомство с Древней Грецией

Слайд 3

Природа Греции; Занятия древних греков; Герои греческих рассказов; Остров Крит и его гибель. Что мы должны узнать?

Слайд 9

Артур Эванс

Слайд 14

Да- «+» Нет- «0»

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 16

Природа Греции; Занятия древних греков; Герои греческих рассказов; Остров Крит и его гибель. Что мы должны узнать?

Слайд 18

Параграф 24 читать, пересказ, отметить в контурной карте области и их города; Ответить на 1-н любой вопрос рубрики «Проверь себя» письменно; Проиллюстрировать миф о Тесее и Минотавре или миф о Дедале и Икаре. Домашнее задание:

Слайд 19

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 310 «Слово»

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

по истории в 5 классе

на тему «Знакомство с Древней Грецией»

Котова Лидия Андреевна,

учитель истории и обществознания

 

Санкт-Петербург

2016


Учитель

-

Предмет

История

Дата

-

Класс

5

Тема

Знакомство с Древней Грецией  (Древнейшая Греция)

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории, а так же  познакомить учащихся с древнегреческими мифами.

Задачи урока

Познавательный аспект:

  1. Способствовать формированию у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий Древней Греции. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;
  2. Способствовать формированию умений работать с историческими источниками и картами;
  3. Способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающий аспект: Способствовать формированию  учебных навыков учащихся   по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию. Развивать внимание, память, самостоятельность.

Воспитывающий аспект: Создать благоприятные условия для формирования культуры умственного труда, воспитания чувство прекрасного  и бережное отношение к истории человечества, формирования  личной  оценки  учащихся с позиции нравственности по отношению к пониманию мира Древних греков.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

Познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий.

Метапредметные:

В процессе урока происходит формирование следующих метапредметных УУД:

  • умение планировать и реализовывать учебную деятельность (особенно при коллективной работе и при создании речевого высказывания);
  • целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать ее;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);
  •  умение работать с текстом;
  •  развитие гармоничной личности ученика.

Личностные:

Формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в парах, группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории  как к науке.

Формирование УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания.

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Методы работы

 Урок с элементами парной и групповой работы, проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Форма работы на  уроке

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основные понятия

Минотавр, Лабиринт, нить Ариадны, световой колодец.

Оборудование

  1. Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.: ил.,карт.
  2.  Доска;
  3.  Мультимедийный проектор + компьютер + колонки;
  4.  Мел;
  5. Текстовые документы для учащихся;
  6. Пазл «Лабиринт Минотавра»


Технологическая карта урока «Знакомство с Древней Грецией»

Этапы урока

Время

(мин.)

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

результаты

Организационный (создание психологического настроя на работу)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 0.5

Здравствуйте, ребята! Надеюсь, у нас получится замечательный урок. У вас на парте лежат листы, я попрошу их не трогать.

Готовят рабочее место, слушают приветствие учителя.

Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

7

      Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие! Для начала я разделю вас на три экипажа (учитель делит класс на три колонки).  Вы участники экспедиционной группы и отправляетесь в поисках новых приключений на трех кораблях (учитель назначает капитанов кораблей). Вы уже познакомились с историей и культурой многих стран.

Давайте вспомним их.

Все верно! Теперь представьте, что вы причалили к берегам новой неизведанной земли. Чтобы понять, что это за новая страна вам нужно пройти испытание. Это испытание связанно с вашими знаниями истории Древнего Востока. На каждой парте лежит конверт с заданиями. Пока послушайте внимательно задание. Вам нужно ответить на вопрос. Первая буква ответа является частью ответа на вопрос: «К какой новой земле вы сегодня причалили». После того как вы ответите на вопрос, откройте маленький конвертик и извлеките оттуда букву, передайте ее своему капитану. Приступаем к выполнению.  

  1. Как называются густые, труднопроходимые леса в Индии? (Джунгли)
  2. Из какой части тела бога Брахмы произошли войны? (Руки)
  3. Междуречье располагалось между двумя реками: Тигр и … (Евфрат)
  4. Восстановите последовательность каст в Древней Индии от высшей к низшей: Жрецы - … - земледельцы – слуги (воины).
  5. Одна из самых больших рек в мире, которая располагается в Северо – Восточной Африке, вдоль которой зародилось Египетское государство. (Нил)
  6. В первом тысячелетии до н.э. китайце расселились между реками Хуанхэ и …(Янцзы)
  7. Имя почитаемого бога евреев (Яхве).
  8. Место захоронения знатного египтянина (Гробница)
  9. Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)
  10. Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)
  11. Первый властелин единого Китая (Цинь)
  12. Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)
  13. Имя бога евреев (Яхве).

Все справились? Теперь я приглашаю капитанов экипажей пройти в капитанскую рубку для совещания. Капитаны команд и их помощники держат в руках буквы, а класс составляет словосочетание.

Как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?

Дети перечисляют: Египет, Финикия, Древнееврейское государство, Финикия, Ассирия, Персия, Индия и Китай.

Учащиеся выполняют задание, передают буквы на первую парту своему капитану.

Капитаны выходят к, держа буквы в руках, составляют слова «Древняя Греция».

Ответы учащихся (Древняя Греция)

Учитель выводит

Изучение нового материала

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися новых знаний.

Физкультминутка

0,5

26

   

Мы узнали, что причалили к берегам Греции.

Сегодня мы приступаем к изучению новой большой главы под названием «Древнейшая Греция». А тема нашего урока – «Знакомство с Древней Грецией».  Берем дневник археолога и вносим туда данные: число, тему исследования и свое имя.

Сегодня вы участники археологической экспедиции.

 Но что же мы будем искать? Что важно для археологов при выполнении своей работы?

 Как вы думаете?

 В чем цель нашего урока?

(учитель своими в опросами подводит учащихся к озвучиванию цели урока)

Вы совершенно правы! Мы узнаем о:

  1. Природе Греции;
  2. Занятия древних греков;
  3. Герои греческих рассказов;
  4. Остров Крит и его гибель.

И для того, чтобы приступить к раскопкам вы должны познакомиться с природными особенностями новой для вас страны. А давайте вспомним, как нужно работать с картой.

Перед тем, как начать работу с картой, что мы должны сделать?

 На втором этапе работы с картой, что вы должны сделать?

А третий этап?

Все верно. Посмотрите на карту на слайде, для удобства вы можете открыть страницу 115 в учебнике. Приступим (одновременно учащиеся заполняют контурную карту в дневнике археолога).

  1. Как называется страна, о которой пойдет речь? А к какому времени относится эта карта?
  2. На каком полуострове находится Греция?
  3. Какие моря омывают Грецию?

  1. А как называется самый крупный остров Греции?
  2. Перечислите области Древней Греции.

  1. А назовите города Аттики.

  1. А какая местность в Греции? Посмотрите внимательно на карту, какой цвет на ней преобладает?
  2. А что является природными границами этих областей?
  3. А много ли рек на территории Греции?

На самом деле рек в Греции очень мало и они мелкие в отличие от рек таких речных цивилизаций как Египетская, Индийская и

Китайская. Поэтому, Греция – это морская цивилизация.

Греция – страна на юге Балканского полуострова, омываемая Ионическим и Эгейским морями.

А как вы думаете, чем занимались древние  греки?

Наша экспедиция продолжается. В те далекие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Найдите их в учебнике на карте, которая находится на странице 117. Представьте, что мы сходим на берег Греции в городе Афины. Нас встречают  местные жители.  Они рассказали вам древний греческий миф, который связан с городом Афины.

А что такое миф?

На самом деле миф – это не сказка, миф  - это рассказ, который рассказывает о происхождении мира, о месте человека в этом мире, о богах и героях. Миф передает нам понимание мира древнего человека.  

Сейчас мы воспроизведем этот миф. Я раздам каждому экипажу экспедиции листы, на которых по ролям записан миф, а вы его прочтете. Но перед тем как его начать читать я дам вам задание. Вам нужно внимательно слушать, вникать и запоминать героев мифа. Вам нужно подчеркнуть новые слова для вас. А после того как группы  его зачитают мы сделаем выводы: что могло существовать на самом деле, а что вымысел. Все ясно?

(дети находят миф в дневнике археолога, учитель назначает 8 чтецов)

Эгей: Горе мне! Старому царю Афин Эгею! Каждые девять лет мне приходится платить дань могущественному властителю острова Крит. И какой ценой? Семь девушек и семь юношей ждет верная смерть в лабиринте Минотавра – чудовища с туловищем человека и головой быка! Афиняне, решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть!

Афинский житель: Эгей,  почему твой сын Тесей освобожден от жеребьевки?

Тесей: Я сын Эгея – Тесей! Я поеду на Крит добровольно вместе с теми, кому выпадет жребий. Да помогут мне боги одолеть минотавра!

Эгей: Сын мой, Тесей, если останешься жив, замени черный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.                    

Тесей: Вот мы приплыли в гавань Крита. Где-то на острове находится большое здание со множеством запутанных ходов и помещений – это и есть лабиринт, в котором обитает свирепый Минотавр.

Минос: Я царь Крита – Минос! Сегодня вы погибнете! Ариадна – дочь моя, отведи пленных в темницу, а я пока отдохну перед зрелищем.

Ариадна: Смелый Тесей, я помогу тебе спастись! Я обратилась за помощью к знаменитому мастеру Дедалу. Он посоветовал в тайне от отца дать тебе клубок ниток и меч. Привяжи нить у входа и, углубляясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдешь обратный путь.

Тесей: Спасибо, прекрасная Ариадна! Мне пора! Меня ждет смерть или победа. Если я убью свирепое чудовище, я заберу тебя с собой в Афины, которые станут твоим новым домом.

Чтец: Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам Лабиринта. Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, вопль ужаса огласил своды Лабиринта.

Афинская девушка: Тесей погиб?

Афинский юноша: Он жив!

Тесей: Я победил чудовище! Я выведу вас из Лабиринта по нити Ариадны, мы сядем на корабли и отправимся в наш славный город Афины!

Эгей: все время я стою на берегу и вглядываюсь в морские дали, надеюсь, мой сын жив… Я вижу корабль! У него черные паруса! Смысла жить нет – я брошусь в бурлящее море, и пусть это море отныне носит мое имя.

Как теперь называется это море?

Почему старый Эгей бросился в море?

А почему Тесей не поменял парус?

Что же в этом мифе могло быть правдой, а что вымыслом?

А вы слышали раньше выражение «нить Ариадны»? на самом деле это крылатое выражение. А что оно означает?

Итак, вы познакомились с природой Греции, с древним мифом о Тесее и Минотавре и теперь вы готовы приступить к археологическим раскопкам. От берегов Греции на своих кораблях вы отправляетесь на остров Крит в город Кносс.  Вам нужно найти старинное изображение Лабиринта Минотавра. К сожалению, целого изображения не сохранилось, вам надо отыскать частички этого изображения и соединить их в единую картину. Приступаем к поискам! В классе спрятаны эти кусочки – найдите их!

Пока капитаны собирают пазл, ребята, встаньте у своих парт!

Повторяем упражнения за мной.

 - так как мы участники экспедиции, которая путешествует на кораблях, то мы долго гребли, гребли, гребли. И вот мы увидели берег. Сходим на берег. Омываем руки родниковой водой и машем местным жителям.  

Капитаны команд готовы?

На раскопках вы обнаружили древнее изображение Лабиринта Минотавра. А в 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал, что под холмом тоже может располагаться древний город, но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец.  Дворец как и сказочный Лабиринт имел сотни помещений, коридоров, лестниц. Окон было немного: солнечный свет и воздух проникал через световые колодцы – отверстия в крыше. Это спасало от жары летом и холодных ветров зимой.

Стены дворца были украшены росписями. Посмотрите на слайд, что вы видите? Перед классом слайд изображающий роспись на стене дворца в Кноссе «Игра с быком».

А какой вывод вы можете сделать из этой иллюстрации (изображение корабля)?

 Почему?

Цари Крита создали сильнейший военный флот и  стали властвовать на всем Эгейском море.

А что вы видите на этой фотографии?

На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о древнем Крите много, даже того, на каком языке говорило его население.

Теперь откройте страницу 120, пункт 3. Гибель Критского царства. Давайте его прочтем. Учитель назначает читающего.

Какова судьба Критского государства?

Учащиеся открывают дневники, записывают число, тему урока, имя.  

Ответы учащихся:

-Природа

-Занятия

-Еда

-Отношения с соседями

-Сильная или слабая страна

-Жилище

-Варианты детей

Прочитать название карты. Узнать к какому времени она относится.

Прочитать легенду к карте.

Ознакомится с самой картой и проследить какие изменения произошли.

  1. Греция. К Древнейшей истории.
  2. Балканский полуостров.

  1. Эгейское и Ионическое моря.
  2. Остров Крит.

  1. Беотия, Аттика, Лакония, Мессения.

  1. Афины и Марафон.
  2. Гористая местность, коричневый.
  3. Горы.

  1. Нет.

Варианты детей:

- выращивали виноград, оливки

- скотоводство (овцы  и козы)

- рыболовство

- мореплавание.

Дети находят города.

Варианты детей.

Учащиеся читают миф по ролям

Думал, что его сын погиб.

Забыл в спешке.

Вымысел: Минотавр, Эгей, Тесей, нить Ариадны, название Эгейского моря  (мы знаем о них только из мифов, нет источников).

Правда: существование дани и царей говорит о существовании государства, Лабиринт, Афины,Крит.

Найти выход из сложной ситуации.

Учащиеся повторяют движения за учителем.

Ответы учащихся.

Крит находится на пересечении морских путей. Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы.

Глиняные таблички с письменами.

Критское царство погибла в 15 веке до н.э. из-за извержения вулкана на острове Фера.

Познавательные УУД: ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение.

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение  обязанностей, планирование  своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Регулятивные УУД: итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности.

Личностные УУД: Знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий.

Первичное закрепление полученных знаний и их коррекция

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

7

 А сейчас я проверю, как вы усвоили новые знания. Мы поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на парте лежат шаблоны для игры. Я читаю утверждение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

Да - +

Нет - 0

-

1.Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

-

2.В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

+

3.В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима.

+

4.В Греции нет полноводных рек.

+

5.Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

+

6.Почти все греческие города стоят у моря.

-

7.Греки для письма использовали бамбуковые стебли

+

8.Самый крупный остров Греции – Крит.

+

9.Критяне создали сильнейший военный флот.

0

0

+

+

+

+

0

+

+

        

Давайте проверим, как вы выполнили задание (самопроверка – учащиеся меняются ответами на листах со своим соседом по парте, если у учащегося нет соседа, то он проверяет свою работу сам).

Появляется слайд с целями урока. Ребята, цель нашей экспедиции достигнута? А на какие вопросы мы не нашли ответ?

Если вы хотите окунуться в историю и культуру Древней Греции, то можете взять в своей библиотеке книги, например, такие (учитель показывает).

 

Да!

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств  для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД: умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее.

Регулятивные УУД: умение соотносить информацию и факты.

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

3 - 4

Наш урок подходит к концу, и я хотела бы узнать о ваших впечатлениях. Я предлагаю вам спрятать на острове Крит клад. Для этого мне нужна ваша помощь. В ваших дневника на последнем листочке изображен корабль. Оторвите этот листочек аккуратно. Дайте название своему кораблю. Вы можете назвать его именем древнегреческого героя или именем города. Посмотрите внимательно, у корабля 6 парусов. Раскрасьте столько парусов, на какую оценку вы оцениваете свою работу.  Если есть цветные карандаши, ожжете их использовать. Передайте капитанам команды свои листы. Капитаны команд закрывают тубу.

Что из истории Древней Греции вам запомнилось больше всего?

А какой момент у вас вызвал отрицательные эмоции? А положительные?

А вам бы хотелось почувствовать себя жителями Древней Греции? Почему?

А как бы вы оценили свою работу на уроке?

Сдают учителю.

Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, аргументируют свою позицию по отношению к пройденной теме.

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.

Оценивание работы учащихся

0,5

Учитель выставляет оценки за урок

Дети выставляют оценки в дневник.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

2

Итак, домашнее задание:

  1. Инвариантное: параграф 24 читать, пересказ, отметить в контурной карте области и их города;
  2. Вариативное: ответить на 1-н любой вопрос рубрики «Проверь себя» письменно;
  3. Дополнительное (творческое): проиллюстрировать миф о Тесее и Минотавре или миф о Дедале и Икаре.  

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы, уточняя домашнее задание.

Регулятивные УУД: планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра

План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...

План- конспект ОУДб.05 История по теме: "Древняя Греция. Древний Рим"

План- конспект ОУДб.05 История по теме: "Древняя Греция. Древний Рим" В плане-конспекте кратко изложен материал двух важнейших тем по истории Древнего мира.Для актуализации материала предста...