план - конспект урока "Древний Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Почуева Ольга Николаевна

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с особенностями географического и природно-климатического положения Древнего Рима. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_drevneyshiy_rim.docx89.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

«Древнейший Рим»

5 класс

Цель: познакомить учащихся с ранней историей Древнего Рима и мифом о его возникновении.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с особенностями географического и природно-климатического положения Древнего Рима;
  2. сформировать у школьников представление об Апеннинском п-ове и Риме в VIII –VI вв. до н.э.;  
  3. узнать какие народы населяли Аппенинский полуостров в древности, их занятия;
  4. рассмотреть структуру управления в Древнем Риме.

Развивающие:

1.Развивать умение работать с текстом, свободно оперировать историческими понятиями;

2.Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, развивать интерес к ситуации исторического поиска;

3. Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма: урок – путешествие

Технологии:  групповые, игровые, информационно – коммуникационные технологии.

Оборудование: учебник Годера, Вигасина, Свенцицкой; раздаточный материал, мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска.

Термины и понятия: этруски, латины, Веста, Весталка, Марс, ликторы, патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.

Даты: 753г до н.э.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой на урок.

    Прозвенел звонок для нас.
       Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
   Тихо сели, спинки прямо.
     Вижу класс наш хоть куда.
  Мы начнем урок друзья.

        - Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Подготовка к изучению нового материала

Учитель:

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие в историю Древнего мира. На протяжении всего учебного года мы знакомились с разными странами и народами древности, узнавали, как жили люди в разных государствах, какой след разные народы оставили в истории. Сейчас я предлагаю вам вспомнить изобретения и открытия, сделанные в разных странах, история которых нам уже знакома.

Для этого давайте проведем историческую викторину. Ваша задача – определить, что изображено на экране и местонахождение.

1 картинка – Что это за предмет? В каком государстве мы познакомились с этим предметом? (глиняная клинописная табличка, Двуречье)

2 картинка – Какой  исторический памятник мы видим? В какой стране находится этот памятник? ( Сфинкс, Египет)

3 картинка –  Что за архитектурное сооружение и в какой стране оно находится? (Великая китайская стена, Китай)

4 картинка – Что за сосуд и в какой стране мы с ним познакомились? (амфора, Греция)

Ребята, перечислите, пожалуйста, страны, с историей которых мы с вами уже познакомились.

(дети перечисляют: Египет, Двуречье, Вавилон, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия, Лидия, Мидия, Индия, Китай, Греция (Афины, Спарта), Македония)

Молодцы, вы все верно назвали.

Но  у нас остается еще одно неизученное государство. Посмотрите на доску, прочитайте слова русского поэта Аполлона Майкова. Слайд

3. Определение темы урока

Подумайте и скажите, о какой стране сегодня пойдет речь на уроке? (Древний Рим)

Вы правы! Это Древний Рим. И сегодня на уроке мы начинаем знакомство с интереснейшей  историей этого государства.  Откройте свои тетради и запишите тему урока «Древнейший Рим».

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами:

«Сегодня на уроке я хочу   узнать …»

(раннюю историю Древнего Рима и миф о его возникновении).

 По мере ответов   учащихся на доске появляется план урока:

  1. географическое положение государства    
  2. Природные условия, занятия жителей
  3. Легенда о возникновении Рима
  4. Государственное управление   Древнейшего Рима

4.Изучение нового материала      

Учитель:

Давайте вспомним, какой источник, мы используем при изучении географического положения? (Карта) (учащиеся смотрят на карту в рабочих листах)

Работа с картой

1. Как называется полуостров, на котором находится Рим? (на Аппенинском п-ове)

Аппенинский полуостров с древнейших времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров  Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами.

2. На берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр)

3. Посмотрите на карту и назовите  моря, омывающие Италию? (Адриатическое, Ионическое, Тирренское и Средиземное моря)

Учитель:

А какой еще полуостров омывается водами Средиземного моря? (Балканский полуостров)

Какое государство на нем располагалось? (Греция)

С природно – климатическими условиями Греции мы знакомы. А каковы были природные условия в Древней Италии?

На ваших рабочих листах – текст, который содержит описание природных условий, основные  занятия населения Греции и Италии.  

Работа в парах.

Поработайте в парах. Ваша задача – прочитать текст, найти сходства и различия природных  условий двух стран. Результаты анализа текста оформите в таблицу, которая напечатана на рабочем листе.

Вопросы для сравнения

Греция

Италия

Климат

жаркий

Реки

Крупных рек нет, в летнее время пересыхают

Горы

На всей территории, г.Олимп

Рельеф

горный, мало равнинных мест

Почва

неплодородные

Занятия населения

Выращивали виноград и оливки, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

Как вы думаете, где было легче заниматься земледелием и разведением скота: в Греции или Риме? Почему? (В Риме. Этому способствовали благоприятные условия).

Работа с картой учебника.

Учитель: обращает внимание на карту в учебнике на стр. 213. Посмотрите на карту и назовите племена, которые населяли Древнюю Италию (галлы, этруски, умбры, латины, самниты, апулы).

Какое племя занимало самую большую территорию? (этруски)

Какое племя заселяло территорию близ города Рима? (латины)

Легенда об основании Рима

Согласно древнеримской легенде именно латинами был основан город Рим. Ребята, а кто из вас уже знаком с этой легендой?  

Учитель (после сообщения):

  1. Кто помог братьям – близнецам выжить? (Их выкормила волчица)
  2. Как сложились отношения между братьями? (они поссорились и Ромул убил Рема)
  3. Кто стал первым царем Рима? (Ромул)
  4.  Кто такие ликторы? (вооруженная охрана царя)

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако сегодня археологи доказали, что едва ли Ромул существовал на самом деле. Задолго до легендарной даты основания Рима – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись. Постепенно из этих поселений на 7 холмах (Капитолий, Квиринал, Палатин, Целий, Авентин, Виминал, Эсквилин) возник город Рим.

Давайте запишем в тетрадь дату основания города Рима – 753 год до н.э. Ромулом.

Государственное управление Древнейшего Рима

Учитель:

Так же, как и в Афинах, социальная структура римского общества была неоднородной. Вы помните, что коренные жители Афин назывались гражданами. В Риме же потомков древних жителей называли патриции, а переселенцев - плебеями.

Вспомните, могли ли переселенцы принимать участие в управлении Афинами? (нет)

А как вы думаете, могли ли плебеи участвовать в управлении Римом? (тоже нет).

Работа в тетради

Ребята, давайте запишем в тетрадь понятия, с которыми мы познакомились:

Плебеи – переселенцы из разных частей Италии

Патриции – потомки древнейших жителей Рима

На ваших партах лежат цветные блоки, из которых необходимо составить схему управления древним Римом по аналогии со схемой, которую мы составляли, когда изучали Афинское государство. Используйте текст учебника на стр. 218.

А теперь давайте проверим. (вызывает к доске_____, собирает схему).

Работа в тетради

Ребята, давайте запишем в тетрадь понятия, с которыми мы познакомились:

Сенат – заседание старейшин родов

Народное собрание – высший орган власти управления Римом.

  1. Закрепление знаний

Учитель:

Итак, давайте подведем итог нашему занятию, а для этого вспомним, что вы узнали сегодня на уроке?

Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение:
Больше всего мне запомнилось…
 (учащиеся высказываются)

Предлагает решить чайнворд (слайд)

Вопросы чайнворда:

1.Бог войны у римлян (Марс);

2.Совет, в котором заседали старейшины родов  (сенат);

3.Река, на берегах которой возник Рим (Тибр);

4.Легендарный основатель Рима (Ромул);

5.Охрана царя (ликторы).

  1. Подведение итогов урока, предъявление домашнего задания.

Итак, давайте оценим свою работу на уроке, используя оценочное окно, у меня три окошка (Приложение 4), а у Вас на партах улыбающиеся смайлики (Приложение 5), поместите свой смайлик в то окошко, которое соответствует вашему восприятию урока.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание:

  1. п.44 пересказ
  2. нарисовать рисунок (см.слайд)
  3. описать рисунок на стр.216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...