Разработка урока по истории «Иван IV» 10 класс Лабораторная работа с элементами дискуссии.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Городецкая Лариса Александровна

Урок разработан на основе программы и учебника за 10 класс " История России и мира" Загладин Н.В., Симония Н.А. с учетом ФГОС. На уроке используются документы, выдержки из художественного фильма " Иван Грозный" и из одноименного документального фильма. Работа на уроке поставлена так, что бы обучающиеся рассуждали о личности Ивана Грозного по документам, по фильмам, по мнениям историков, подчас прямо противоположные. По ссылкам облака mail.ru  вы найдете отрывки фильмов, используемых на уроке.https://cloud.mail.ru/public/5bsb/aYHrcWRvh и https://cloud.mail.ru/public/CHq7/MnYxKtqA7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ivan_groznyy.docx869.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 106 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

Грибоедова ул., 35, Челябинск г., 454071,  

тел. (351) 772-80-20,  факс 772-84-84,

E-mail: schoolchel106@bk.ru    Сайт: http://shkola106chel.ru/

 

Разработка урока по истории

«Иван IV»

10 класс

Лабораторная работа с элементами дискуссии.

                                                              Разработала и провела

                                                              учитель истории и обществознания

                                                              Городецкая Лариса Александровна

                                                                         

Челябинск 2018

Урок в 10 классе на тему «Иван IV»

Предмет: история

Урок №35, проведен 23.01.2018 вторым уроком

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лабораторное занятие с элементами дискуссии

                                                                              Цель:

обучающая: дать основные понятия темы,

развивающая: уметь давать определения, умения активного слушания, анализировать и систематизировать различные источники информации, давать характеристику историческому периоду, обобщать и делать выводы о личности Ивана Грозного по различным  историческим источникам.  

воспитательная: формировать политическую грамотность, умение видеть разницу между управлением государства во время становления абсолютизма и приемлемостью формы такого управления в современном мире.

Планируемые результаты урока

предметные: умение находить  нужную историческую  информацию  в  различных видах педагогически  отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические и обществоведческие термины и  понятия;  преобразовывать  в  соответствии  с  решаемой  задачей  (анализировать, обобщать,  систематизировать,  конкретизировать  имеющиеся  данные,  соотносить  их  с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых

в современном российском обществе социальных ценностей;

метапредметные: овладение различными  видами  публичных  выступлений  (высказывания,  монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; умение и потребность выполнять в повседневной жизни правовые нормы; умение  определять  собственное  отношение  к  политическим явлениям, формулировать свою точку зрения;

личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны ценностные  ориентиры,  основанные  на  идеях  патриотизма,  любви  и  уважения  к Отечеству; отношении к человеку,  его  правам  и  свободам  как  высшей  ценности;  стремлении  к  укреплению исторически сложившегося государственного единства.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы к уроку:

Словарный диктант, раздаточный материал: текст «историки об опричнине», текст судебника, документы по внешней политике, карты.

В ходе урока используются эпизоды из фильма «Портрет без ретуши» эпизод документального фильма «Портрет без ретуши».    

Ход урока:

  1. Вводная беседа
  2. Исторический диктант по домашнему заданию
  3. Работа с документами. Итоги правления Ивана Грозно
  4. Просмотр и обсуждение фильма
  5. Опричнина
  6. Диспут был ли Иван IV «жестоким самодуром»?
  7. Итог урока, домашнее задание.

На прошлом уроке обучающимся было дано опережающее домашнее задание: «Иван IV и его политика».

Все, что выделено курсивом записывается на доске, после поправок -  в тетради.

При входе в класс обучающиеся выбирают место за столами с надписями: Внешняя политика - положительные аспекты, Внешняя политика - отрицательные аспекты, Внутренняя политика – положительные аспекты, внутренняя политика – отрицательные аспекты

План

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводная беседа

Сегодня мы вспомним правление Ивана IV.

Кто помнит, какую характеристику дают этому правителю учебные пособия?

Иван IV был канонизирован церковью, неужели его жестокость была ею оправдана? В конце урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

Примерные ответы обучающихся:

Жестокий царь, самодур, в его правление была принята опричнина, которая привела государство к экономической разрухе.

При Иване IV стала складываться абсолютная монархия, стали собираться земские соборы. была отменена система кормлений, появилось постоянное войско, увеличилось пожилое. Территория страны увеличилась.

Исторический диктант по домашнему заданию

Перед тем, как начать работу по уроку, вы напишите небольшой словарный диктант. (учитель диктует, учащиеся записывают слова и отвечают на вопросы). (Приложение 2)

Примерные ответы обучающихся:

  1. Опричнина – часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти
  2. Опричник – телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным
  3. Какую цель преследовал Иван IV, создавая опричнину? - уменьшить влияние бояр на управление государством.
  4. Какие фамилии боролись между собой при малолетнем Иване IV? Бельские, Шуйские, Глинские.
  5. Как звали мать Ивана IV? – Елена Глинская
  6. Когда правил Иван IV? – 1533 - 1584
  7. Что такое избранная рада? – ближайшие помощники юного царя.
  8. Кто входил в избранную раду? (минимум 2 фамилии) - дворянин Адашев, митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь Курбский.
  9. Каким органом по функциональным обязанностям была избранная рада?  - органом управления государством.

Работа с документами

У вас на столах лежат документы. Вам нужно прочесть их и сделать выводы.

(Внутренняя политика – приложения 2 и 3. Внешняя политика – приложения 4,5,6)

Одновременно с ответами обучающиеся записывают на доске, если необходимо внести поправки, учитель спрашивает учащихся: а как вы считаете, может можно записать конкретнее? И т.д.

Давайте запишем итоги правления Ивана Грозного в тетрадь.

Итак, ваше мнение о личности Ивана IV?

Примерные ответы обучающихся по группам:

Внутренняя политика – положительные аспекты: боярская дума – совещательный орган.

земский собор – орган управления.

отмена кормлений.

система приказов.

выборные чины: губные старосты, земские старосты, городовые приказчики.

дворянское ополчение.

стрелецкое войско.

введен единый рубль,

наказание взяточников.

помещики отвечают за своих крестьян.

внутренняя политика – отрицательные аспекты: увеличилось пожилое,

введена опричнина.

Внешняя политика - положительные аспекты: охрана границ, остановлены набеги татар,

присоединение Казани, Астрахани, Сибири 

Внешняя политика - отрицательные аспекты: Ливонская война завершилась полным поражением России: Россия уступила Польше все завоевания в Прибалтике, Швеции- русские города Ивангород, Ям, Копорье, Корелу

Мне кажется, Иван IV, хоть и был выдающимся политиком, все же был очень жесток. Во время опричнины были нормой массовый террор, убийства членов семьи опальных бояр.

Просмотр и обсуждение фильма

Посмотрите отрывок из фильма «Портрет без ретуши», попытайтесь сформулировать ответы:  «мы знали, Что …, но это – не знали», и выскажите свое мнение о фильме.

Примерные ответы обучающихся: Мы знали, что Иван IV присоединил Сибирь и Казань, что на Урале Строгановы стали развивать свое производство, что он считал многих дворян изменниками, но не знали, что он настраивал народ против них. Мы не знали, что он канонизирован церковью, что его отравили, что другие государства считали его сильным правителем и могли желать его смерти. По документам, которые мы читали сегодня, мы не нашли проявления жестокости, по фильму, Иван IV был положительным царем, так как показано, что количество жертв правлений в Европе было в разы больше. Но ведь есть документы, подтверждающие его жестокость.

Опричнина

На столы раздаются приложения 7. Просмотрите внимательно карту и высказывания историков и попытайтесь ответить на вопрос Иван IV Грозный рубил головы, жег огнем, топил тысячи и тысячи людей: народ не роптал. Не ужасался народ и бесчисленным публичным казням. Нельзя ли по этим признакам сделать вывод, что царь своими жестокостями делал народу угодное?

Примерные ответы обучающихся:

 - Все-таки, я думаю, что Иван IV может и делал угодное дело, убивая сотни людей, так как в фильме говорилось, что он настраивал народ против бояр, ведь его жестокость была направлена не против простого населения.

 - Но он был вынужден, по словам Соловьева и Платонова, так обращаться с боярами, чтобы укрепить свою власть. Разьве в Европе, во время установления абсолютизма было меньше террора? Правление Ришелье, например.

Диспут был ли Иван IV «жестоким самодуром»?

Организация диспута:

Мнения ученых по опричнине разделились, в фильме вы тоже слышали о положительном царе, который был вынужден бороться с изменой, организованной из-за рубежа. А как считаете вы?

Примерные ответы обучающихся:

Учащиеся высказывают свое мнение, опираясь на документы, которые находятся у них на столах и на отрывок из фильма «Портрет без ретуши»,

Итог урока

Так каким же был Иван IV? Мы можем спорить о его личности сколько угодно, но как о политике, что мы можем о нем сказать?

Попытайтесь дома написать сочинение ЭССЕ о Иване IV. Посмотрите фильм полностью, почитайте мнение ученых о нем.

Сегодня на уроке (учитель оценивает обучающихся)

Примерные ответы обучающихся:

Иван IV был сильным и властным правителем, Его внутренняя и внешняя политика укрепила Россию, сделала ее неудобной для Европы.

               

Оформление доски

(Итоги правления записывают обучающиеся в ходе урока)

Направления политики

Итоги правления

положительные

отрицательные

Внутренняя

боярская дума – совещательный орган.

земский собор – орган управления.

отмена кормлений.

система приказов.

выборные чины: губные старосты, земские старосты, городовые приказчики.

дворянское ополчение.

стрелецкое войско.

введен единый рубль,

наказание взяточников.

помещики отвечают за своих крестьян

увеличилось пожилое,

введена опричнина

Внешняя

охрана границ, остановлены набеги татар,

присоединение Казани, Астрахани, Сибири.

Ливонская война завершилась полным поражением России: Россия уступила Польше все завоевания в Прибалтике, Швеции- русские города Ивангород, Ям, Копорье, Корелу.

Выводы

При Иване IV территория России увеличилась, введение нового Судебника не только укрепило власть царя, но и укрепило порядок в государстве. Но, в то же время, ухудшилось экономическое состояние страны.

                                                                                                 

 

Приложение 1

Словарный диктант

  1. Опричнина –
  2. Опричники –
  3. Какую цель преследовал Иван IV, создавая опричнину?
  4. Какие фамилии боролись между собой при малолетнем Иване IV?
  5. Как звали мать Ивана IV?
  6. Когда правил Иван IV?
  7. Что такое избранная рада?
  8. Кто входил в избранную раду? (минимум 2 фамилии).
  9. Каким органом по функциональным обязанностям была избранная рада?

Приложение 2

СУДЕБНИК 1550 г.

(Выдержки)

Введение В июне месяце 1550 г. царь и Великий Князь всея Руси Иван Васильевич со своими детьми и боярами этот Судебник утвердил.

Ст.1. Суд Царя и Великого Князя осуществляется боярами, окольничими, дворецким, казначеем и дьяком; судьям запрещается брать за производство суда и ходатайств взятки; а также решать дело несправедливо из-за мести или дружбы со стороной.

Ст.3. Если боярин, окольничий, дворецкий, или дьяк получат взятку и вынесут неправовое решение и это подтвердится, вся тяжесть ответственности ложится на указанных судей. Наказание взяточникам по усмотрению Государя.

Ст. 18. Если свидетель не явится в суд, независимо от того, мог ли он дать показания или нет, с него взыскивается сумма иска и все убытки и пошлины; если неявка свидетеля вызвана неверным указанием приставом срока, свидетель может предъявить судебный иск приставу.

Ст. 25. А в делах судить также: кто в чем окажется виноват, за это несет ответственность, а наказание, смотря по положению человека, что Государь укажет; главное - суд, приговор и присяга.

Ст.29. Если дела судят бояре, судебный процесс правильно должен записывать дьяк, а истец во время записи судебного процесса не должен находиться в этом помещении. Если будет надобность спросить по делу истца и ответчика, их нужно вызвать к дьяку, после допроса отослать; как только дело будет дьяком записано, его перед истцом не читать, а читать его боярам.

Ст.40. А за правых грамот на холопов и холопок печатнику получить по девять алтын с человека, дьяку за подпись с человека по алтыну, подьячему за написание правых грамот с человека по три деньги.

Ст.47. Если заговорщик кого-то оскорбит или незаконно оштрафует и его в этом уличат, все иски взять со всех заговорщиков, а его посадить в тюрьму; без заговорщиков недельщикам служебных обязанностей не выполнять.

Ст.53. Если пошлют недельщика арестовывать воров и разбойников, арестовывать ему всех одинаково, никому не потворствовать; Если недельщик из-за взятки смягчит наказание вору или разбойнику или отпустит, а его в этом уличат, все иски получить с недельщика, наказать его торговой казнью и посадить в тюрьму, сверх того, что решит Государь.

Ст.52. Если кого-то приведут с поличным впервые и начнут его судить, необходимо провести допрос. Если во время допроса его назовут ведомым лихим человеком[1], его пытать: если признается, казнить смертной казнью, а не признается - посадить в тюрьму до смерти, а истцу заплатить из его имущества. Если во время допроса скажут, что он добрый человек, дело решать суду.

 Ст.49. Срочные и бессудные грамоты оформлять крестьянам без волокиты в установленные указом сроки; если кто станет затягивать (волочить) оформление после установленного срока, с того получить проести[2] истцам по три деньги на день.

Ст.55. Если вора поймают на воровстве впервые, кроме церковных краж и связанных с убийством, а доказательств в других кражах не будет, наказать его торговой казнью, бить кнутом.

Ст.56. Если поймают вора вторично на краже, его пытать; признается - казнить смертной казнью, иск оплатить из его имущества; если у вора не хватит имущества оплатить убытки истца, казнить его смертной казнью, а истцу его не выдавать. Если в ходе пыток вор не признается (в содеянном), устроить допрос (по месту жительства) и если подтвердят, что он лихой человек, посадить его в тюрьму до смерти; если же назовут его добрым человеком, отдать его на поруки, если же не возьмут на поруки, посадить в тюрьму.

Ст.58. Если кого-либо, десять или пятнадцать детей боярских или государственных крестьян или зажиточных крестьян и целовальников[3] обвинят под присягой в воровстве, а доказательств в прежних преступлениях не будет, не найдется людей, у которых он воровал или оплачивал ворованное, взять с него убытки истца без суда, и его освободить на поруки, если не будет порук - посадить в тюрьму и без надежного задатка не выпускать. Мошеннику такая же казнь, что и вору. Если кто-то потерпел ущерб от обманщика и не сообщит об этом (властям), его иск пропадает; в любом случае обманщика бить кнутом.

Ст.59. Если кого-то обвинят в разбое, убийстве, ложном обвинении (должностного лица), лжесвидетельстве или в другом лихом деле и он будет явно лихой человек, боярину казнить этого человека смертной казнью, а иск оплатить из его имущества; а остаток после оплаты иска отдать на прогоны.[4] Если не будет у лихого человека столько имущества, чтобы заплатить сумму иска, боярину этого лихого человека истцу не отдавать, а велеть тиуну Царя и Великого Князя Московского казнить его смертной казнью; боярину, дьяку, недельщику за это ничего не платить.

Ст.60. Если кого-то обвинят в воровстве, убийстве или в другом лихом деле, кроме разбоя, в любом городе или волости и это окажется явный лихой человек: наместнику и волостелю велеть того человека казнить смертной казнью.

Ст.61. Совершивший убийство господина, сдавший город врагу, кражу с убийством, изменник, церковный вор, клеветник, поджигатель, а также явный лихой человек карается смертной казнью. Убыток истца от лихого человека заплатить из его имущества, а что после этого останется из имущества отдать на прогоны.

Ст.64. Детей боярских во всех городах судить наместникам по Царским жалованным и вотчинным грамотам.

Ст.67. Тиуну наместника владельцу холопов правых грамот не выдавать без докладных. Если тиун, выдаст правую грамоту без докладной на владение холопом или холопкой, это дело передавать до окончательного решения суда; а тиуна посадить в тюрьму до решения Царя и все убытки взять с него. Если тиун выдаст правую грамоту на владение холопом без докладной, эта грамота незаконна и дело решает суд.

Ст.78. Если вольные люди обратятся к князьям, боярам и детям боярским с просьбой оформления кабальной грамоты: более пятнадцати рублей по кабальной грамоте (за продажу в холопство) не платить.

Ст.80. Если холоп участвует в войне и попадет в плен, в случае побега из плена он становится свободным, он более не холоп старого владельца.        Ст.84. В случае иска государственного крестьянина к государственному или помещика к помещику, у которых земля является царской собственностью, или государственный крестьянин к помещику, или наоборот, судить за последние три года, более длительных исков не рассматривать. В случае иска боярина или монастыря на земли Царя и Великого князя судить за шесть лет.

Ст.85. Суд о вотчинах. Кто вотчину продаст, то его детям и внукам до этой вотчины дела нет и ее им не выкупать.

Ст.88. Крестьянам разрешается переходить из волости в волость и из села в село раз в году: за неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня. За дворы пожилое платить.

Ст.89. Если убьют крестьянина в поле, в разбое или в другом лихом деле, нужно вернуть такого же крестьянина владельцу (убитого), и этот крестьянин свободно переходит к новому владельцу. За отказ отдать крестьянина, владельца взять на поруки с записью: допросить крестьянина о его владельце (о причинах отказа).

Ст.99. Объявить по всем торговым местам, в Москве и во всех городах Московской земли, Новгородской земли, Тверской земли и по волостям: истцы и ответчики судьям взятки давать не должны и не обещать их; свидетель не видев события не должен свидетельствовать, а видев, говорить правду. Если свидетель будет что-либо доказывать, не видев этого, а потом это выявится, с этого свидетеля сумму иска и все убытки взыскать и наказать его торговой казнью.

Словарь

Торговая казнь — публичное телесное наказание в России, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Название происходит от места проведения — на торговых площадях. Отменена в 1845 году. Также торговую казнь называют «скрытой смертной казнью».

Деловые люди - все население делилось по «чести» на 4 группы; деловые люди занимали следующее место в 4 группе: служилые по прибору, крестьяне, деловые люди, гулящие люди

Обчий суд - объединенный государственный суд с церковным

Городовой приказчик - должностное лицо в городе, назначаемое Великим Князем.

Прогон - пошлина, уплачиваемая приставу

Целовальник - выбранные местным населением дворяне, дети боярские или «добрые люди» из среды городского и сельского населения, вьшолняющие судебные и административные функции

Ведомый лихой человек - рецидивист, совершивший несколько преступлений и живший за счет воровства и разбоя

Правеж - уголовное телесное наказание, обычно избиение кнутом или батогами, с целью получения иска или штрафа

Волокита - затяжка, проволочка дела,  большей частью умышленная, обычно с целью вымогательства.

Проести - пошлина, с целью обеспечить питанием истца в случае затягивания оформления дела после установленного срока.

Заговорщик - помощник недельщика.

Уставная грамота - грамота, выдаваемая Царем уездам по поводу организации института губных и земских старост

Поместная грамота - грамота, определяющая размеры поместья дворян.

Приставная грамота - выдававшаяся приставу грамота о даче на поруки ответчика и вызове его в суд, а также о производстве необходимого расследования по делу или приведения в исполнение приговора суда.

Недельщики – специальные судебные агенты, задачей которых было выявление и доставка на суд виновных

Приложение 3 Строгановы и их роль в освоении Приуралья

Строгановы и их роль в освоении Приуралья

Обосновавшиеся еще в начале XVI в. в Соли Вычегодской богатые купцы и солепромышленники Строгановы являлись выходцами из поморских крестьян. Через полвека они обратили свое внимание на природные богатства Среднего Приуралья.

В 1558 г. Григории, сын Аники Федоровича Строганова, получил первую царскую жалованную грамоту на земли по Каме от устья р. Лысьвы до устья р. Чусовой (около 3,4 млн десятин) с 20-летним освобождением от уплаты налогов. Тогда же в устье р. Пыскорки Строгановыми был поставлен укрепленный городок Кашсор. Близ него при их поддержке в 1560 г. был основан Пыскорскнй Спасо-Преображенский монастырь.

В 1560 г. царь Иван Грозный зачислил Анику Строганова и его сыновей в опричнину, что дало им ряд дополнительных преимуществ и льгот. Так, п 1568 г. Янов Ананиевич получил земли по обоим берегам р. Чусовой и по Каме площадью до 4,1 млн десятин с льготой по налогам на 10 лет. Тогда же здесь был построен Нижний Чусовской острожек.

В этих же целях они добились в 1572 г. разрешения иметь собственные поенные дружины. А через два года, строя грандиозные планы своего продвижения за Урал, Строгановы лаже получили от царя право возводить городки по pекам Тоболу, Иртышу и Оби (правда, после присоединения Сибири к Русскому государству они его лишились).

Строгановы развернули на Западном Урале широкое строительство соляных варниц, заводили пашню, собирали с местного населения дань пушниной, активно вели торговые операции, в том числе с народами Сибири. Благодаря их инициативе и предприимчивости процесс колонизации уральских земель достиг во второй половине XVI в. необычайного размаха. Взяв на себя организации» обороны края от набегов «немирных» вогулов и татар и занявшись эксплуатацией соляных богатств Приуралья, Строгановы сумели при поддержке правительства Ивана Грозного создать на восточных окраинах России своеобразное «государство в государстве» и в немалой степени подготовили дальнейшее продвижение русских за Урал.

Соляная варница — постройка для выработки соли, состоявшая из рассолоподъемной башни, ларя, варницы и амбара. В варницы поступал соляной раствор, из которого на медленном огне вываривалась соль.

Приложение 4

Ермак

Поход Ермака Тимофеевича в Сибирское ханство

(1 сентября 1581 г. - 15 августа 1584 г.)

1 сентября 1581 г. начало похода [по мнению Р.Г.Скрынникова поход Ермака начался ровно на год позднее - 1 сентября 1582 г.]

1. Четыре дня отряд шел [от Нижне-Чусовского городка] на стругах вверх по р.Чусовой до устья р.Серебряной.
2. Затем два дня плыли по р.Серебряной вверх до сибирской дороги, проходившей через волок, разделявший бассейны р.Камы и Оби.
3. От Кокуя по волоку перетащили лодки в р.Жаровлю (Жеравлю).

весна 1582 г.

4. Поплыли Жаровлей, Баранчей и Тагилом в р.Туру, где начиналось татарское Тюменское (Сибирское) ханство со столицей в Чимге-Туре, перенесенной затем в XVI в. в г.Искер, на Иртыш.
5. Плывя вниз по Туре, казаки захватывали татарские городки и дважды разбили войска татар, которые панически бежали от численно меньшего русского войска, снабженного огнестрельным оружием, совершенно неизвестным татарам Сибири.
Не случайно, характеризуя причины быстрого завоевания Сибири Ермаком, русский историк С.М.Соловьев ограничивается единственной, но исчерпывающе объясняющей ситуацию фразой - "Ружье победило лук и стрелы".

10. В связи с наступлением морозов царевич Маметкул и союзные с ним остяцкие князья надеялись, что русские будут остановлены, тем более что перед Искером была устроена специальная засека, препятствующая движению противника.
11. Однако Ермак предпринял ночную атаку на позиции противника, задействовал артиллерию и в ожесточенном бою одержал победу, заставив татар бежать, бросив столичные укрепления.

14. Ермак предпринял покорение татарских поселений вдоль Иртыша и Оби. Он взял также столицу хантов Назым.

сентябрь 1583 г.

15. Возвратившись в Искер (Сибирь), Ермак дал знать о своих успехах, во-первых, Строгановым, а во-вторых, в Москву, послав Ивану IV, в качестве личного представителя атамана Ивана Кольцо с подарками (в основном, с мехами - собольими, беличьими).
В своем послании Ермак сообщал, что он победил хана Кучума, пленил его сына и главнокомандующего - царевича Маметкула, захватил столицу ханства г.Сибирь, подчинил всех его жителей в населенных пунктах по главным рекам.

7 января 1584 г. царь посылает Строгановым распоряжение соорудить к весне 15 стругов, с командой по 20 чел. на каждом, с запасом продовольствия, строительных материалов, одеждой, инструментов, чтобы весной переправить все это Ермаку вместе с послами.

весна-лето 1584 г.

.20. Между тем силы Ермака, вынужденного непрерывно воевать в течение двух лет, истощались. Неся потери людьми, испытывая постоянно нехватку продовольствия, недостаток обуви и одежды, отряды Ермака постепенно стали терять боеспособность. Кучум же, откочевавший в недоступные для стругов Ермака верховья рек - Иртыша, Тобола и Ишима, все время пристально следил за всеми действиями и передвижениями Ермака и его дружин и старался неожиданными нападениями на части отрядов Ермака наносить им урон.
21. Вслед за уничтожением отряда Никиты Пана в Назыме (летом 1583 г.) были убиты вернувшиеся из Москвы Иван Кольцо и Яков Михайлов (март 1584 г.), а также понес большие потери, хотя и разбил кучумовский отряд, атаман Мещеряк (лето 1584 г.).

август 1584 г.

22. В ночь с 5 на 6 августа 1584 г. погиб и сам Ермак, вышедший с небольшим отрядом в 50 чел. по Иртышу и попавший в татарскую засаду. Все его люди также были перебиты. [По мнению Р.Г.Скрынникова, которое он обосновывает в книге, и большинства других исследователей хронология похода Ермака сдвинута на один год и, соответственно, Ермак погиб в августе 1585 года и обстоятельства гибели были несколько иными. Таким образом, через два года после "победоносного завоевания" Сибирь была потеряна. Там было восстановлено ханство Кучума. К этому времени умер и Иван IV, а новый царь - Федор I Иоаннович еще не знал о гибели Ермака


 Приложение 5

Завоевания Ивана IV

 В 1552 г. было завоевано им Казанское царство, а в 1556 – Астраханское царство, возникшее на развалинах Золотой орды. Татары из Казани и подчиненные им инородцы не давали покоя московским окраинам и закрывали для русской колонизации пути на восток. При Иване IV был составлен план окончательного овладения Казанью. В 1551 г. большое московское войско направлено было так, что одна часть его защитила московские границы от крымцев (на тот случай, если бы крымцы задумали напасть на Москву), а другая часть пошла к Казани и поставила недалеко от Казани, на устье р. Свияги, крепость Свияжск. В этой крепости был оставлен гарнизон для наблюдения за Казанью и сложены запасы для будущего похода. На этом пока дело и кончилось. В следующем же 1552 г. поход повторился тем же порядком. Защитившись от Крыма особою ратью, Иван IV двинул большое войско на Казань и в конце лета осадил ее. После упорной защиты Казань (2 октября) была взята приступом. В первый раз при этом московские войска вели подкопы и взрывали неприятельские стены порохом. Город был весь сожжен и разграблен; остатки татарских ратей были добиты в окрестных лесах; Казанский царь Едигер (Ядигар) был взят в плен и крещен; таким образом, татарское ханство было уничтожено.

Взятие Казани

Осада и взятие Казани в 1552

 Вместо татарской Казани Иван IV построил русскую. В новой крепости были поселены только русские служилые и торговые люди; татарам было разрешено жить лишь в подгородной слободе. Во всей земле, подчиненной казанским ханам, были поставлены русские крепости (Чебоксары, Цивильск, Яранск, Уржум, Малмыж и всех дальше — Уфа). Все инородцы были приведены в повиновение Москве (мордва, черемиса, чуваши, вотяки, башкиры).

 В покоренный край призывались и сами охотно шли русские поселенцы. Огромные пространства по Волге и Каме были открыты теперь для русского населения. Естественно для Москвы было желание взять устье той великой реки, течением которой она только что овладела. Московские рати спустились по Волге и в 1556 г. захватили город Астрахань, где тогда сидели слабые ногайские ханы, сами призывавшие московского государя к вмешательству в их дела.

http://rushist.com/images/plat-tutorial/59-sobor_vasily_blazhenny.jpg

 Собор Покрова Богородицы (Василия Блаженного). Воздвигнут на Красной площади в честь взятия Казани

 Покорение татарских царств было великим народным делом. На всей восточной границе государства настал покой; были возвращены из Казани русские «полонянники» — пленные, томившиеся в татарской неволе; были приобретены громадные плодородные пространства; был открыт прямой путь за Урал, через Вятку и Каму; наконец, совершилось первое торжество христианства над исламом, Европы над Азией. Чувствуя все величие победы, русский народ пел ее в песнях и за нее сделал Ивана IV, Грозного царя, своим эпическим героем.

Приложение 6

Ливонская война 1558 - 1583 годов

Ливонский Орден и немецкое купечество препятствовали росту русской торговли. Поэтому для России главной целью Ливонской войны стало завоевание выхода к Балтийскому морю. Борьба за господство на море шла между Литвой и Польшей, Швецией, Данией и Россией.

В 1558 году русские войска вторглись в Ливонию.

На первом этапе войны (1558-1561) были взяты несколько городов и замков, в том числе такие значимые, как Нарва, Дерпт, Юрьев.

.В 1561 году магистр Ливонии Кетлер подписал договор, по которому Орден перешел под протекторат Литвы и Польши.

Второй этап войны (1562-1578) для России прошел с переменным успехом.

Высшим достижением России в Ливонской войне было овладение Полоцком в феврале 1563 года, после чего последовали военные неудачи и бесплодные переговоры.

В 1569 году Польша и Литва объединились в единое государство – Речь Посполитую. России пришлось продолжать Ливонскую войну без союзников в самых неблагоприятных условиях.

Третий этап Ливонской войны (1679-1583) начался с вторжения польского короля Стефана Батория в Россию. Одновременно России пришлось вести борьбу и со Швецией. В августе 1579 года армия Батория завоевала Полоцк, а через год Великие Луки и другие города. В попытке взять Псков Баторий потерпел самую крупную неудачу в войне с Россией. Тем временем военные действия продолжались в Ливонии и Эстонии, где шведы отняли у русских города Падис, Везенберг, а также Кексгольм в Карелии, а 9 сентября 1581 года Швеция овладела Нарвой, затем пали Ивангород, Ям, Копорье.

С утратой Нарвы продолжение борьбы за Ливонию утратило смысл для Грозного.

Сознавая невозможность ведения войны сразу с двумя противниками, царь начал переговоры с Баторием о перемирии, чтобы сосредоточить все силы на отвоевание Нарвы. Но планы наступления на Нарву так и остались неосуществленными.

Итогом Ливонской войны стало заключение двух договоров, невыгодных для России.

15 января 1582 года был подписан Ям Запольский договор о 10-летнем перемирии. Россия уступила Польше все свои владения в Ливонии, а Баторий возвратил России завоеванные им крепости и города, но удержал за собой Полоцк.

В августе 1583 года Россия и Швеция подписали Плюсский договор о перемирии на три года. Шведы удержали за собой все захваченные русские города. Россия сохранила участок побережья Финского залива с устьем Невы.

C:\Users\Лариса\Desktop\Иван грозный 10 класс\Карта Ливонской войны.jpg

Ливонская война

Приложение 7

C:\Users\Лариса\Desktop\Иван грозный 10 класс\Опричнина.jpg

Опричнина

Причины опричнины

С.М. Соловьев: Возникла ради утверждения государственного начала, противостоявшего родовым отношениям. Жестокость – порождение суровой эпохи.

В.О. Ключевский: Плод чересчур пугливого воображения царя. Направлена против лиц, а не против системы.

С.Ф. Платонов: Цель – истребить княжат, что способствовало укреплению самодержавия.

Н.М. Карамзин: Необузданный характер Ивана IV Грозного, патологическое свойство его безнравственной души, склонной к разврату и душегубству.

Задача: Иван IV Грозный рубил головы, жег огнем, топил тысячи и тысячи людей: народ не роптал. Не ужасался народ и бесчисленным публичным казням. Нельзя ли по этим признакам сделать вывод, что царь своими жестокостями делал народу угодное? (А.Т. Степанищев)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе Лабораторная работа Изучение изопроцессов

Проведение лабораторной работы позволят сформировать не только  ЗУН но  умение работать в комнде, взаимообучение,  самоценивания  что соответствует новым веянем в образовании...

методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)

Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....

Разработка урока по истории «Иван IV» 10 класс Лабораторная работа с элементами дискуссии.

Урок разработан на основе программы и учебника за 10 класс " История России и мира" Загладин Н.В., Симония Н.А. с учетом ФГОС. На уроке используются документы, выдержки из художественного фи...

Разработка урока по истории «Иван IV» 10 класс Лабораторная работа с элементами дискуссии.

Урок разработан на основе программы и учебника за 10 класс " История России и мира" Загладин Н.В., Симония Н.А. с учетом ФГОС. На уроке используются документы, выдержки из художественного фи...

Методическая разработка урока русского языка в 8 классе "Написание изложения с элементами сочинения по тексту Д. С. Лихачёва "Молодость - вся жизнь".

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков работы с текстом. 2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать...

Открытый урок по физике в 9 классе. Лабораторная работа по теме " Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"

Цели данного урока: содержательная: установить качественную зависимость скорости тела от времени при его равноускоренном движении из состояния покоя, определить ускорение движения тела.  ...

Разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Урок развития речи проводится с использованием интерактивной доски, репродукций картин А.Пластова "Первый снег", А.Саврасова "Дворик. Зима.", И.Грабаря "Мартовский снег"....