Урок по истории России "Смута" (7 класс)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кузнецова Наталья Викторовна

Подробный конспект урока по истории России "Смута" (7 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smuta.docx88.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории России.

Тема урока: «Смута». 7 класс (30 мин).

Цели:

дать представление о причинах и чертах Смутного времени, познакомить с терминами и понятиями гражданская война, самозванство, интервенция.

Предметные результаты:

сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты; использовать сведения из исторических документов, карт, картин.

Метапредметные результаты:

умение организовывать свою учебную деятельность, умение анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре.

Личностные:

осознание своей идентичности как гражданина страны, толерантность, освоение гуманистических традиций и ценностей изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога; расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном общении.

Коммуникативные:

формировать умения аргументировать свою точку зрения, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие листы, доска. 

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята.

Сядьте те, кто считает, что Борис Годунов жил в XV веке.

Сядьте те, кто считает, что Борис Годунов сын Ивана IV.

Сядьте те, кто считает, что Борис Годунов был избран на царство на Земском Соборе в 1598 году.

Вы молодцы, вы хорошо усвоили предыдущий материал. Итак, начинаем урок.

Ребята в ходе урока те, кто правильно и полно будет отвечать на вопросы, получит карточки с буквой «У». Как вы думаете, что означает буква «У». Она означает «умница» или «умник». Я уверена, что вы все умники и умницы, но в конце урока мы выясним, кто в большей степени.

2. Мотивация и целеполагание.

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый праздник – День народного единства.

  • В честь какого события он был учрежден? (в честь освобождения Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского 4 ноября 1612 году)
  • Как вы думаете, почему этот праздник так называется – День народного единства?  (потому что страна, находившаяся на грани потери национальной независимости, была спасена благодаря сплочению всего русского народа)

Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы начинаем изучать сегодня. Мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период назывался лихолетьем.  

Я предлагаю вам познакомиться с документом, в котором Авраам Палицын современник тех событий, рассказывает о Смутном времени.

  • Как он характеризует Смутное время?
  • Каково отношение современника к этому событию?
  • Кому адресованы эти воспоминания?
  • Для чего он написал это? (донести все ужасы, то, насколько это важно преодолеть)

Работа в паре. (1 мин)

Я предлагаю вам  составить понятийное колесо «Смута». Впишите в окошки ассоциации, которые возникают с понятием Смута (в рабочих листах).

http://doc4web.ru/uploads/files/32/31909/hello_html_m3e589cad.gif

Таким образом, вы правильно определили, что Смута - это война, мятеж, раздор между властью и народом, кризис общественной жизни. И такой тяжелый, трудный период в нашем государстве был в конце 16 - начале 17 века.

  • Ребята, какой вопрос напрашивается сам собой?

Проблема: почему именно в конце XVI – начале XVII века в России сложился кризис государства и общества?

На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.

Тема урока: «Смута».

  • О чем мы будем говорить на уроке?
  • Выясним, чем Смута характеризовалась в России;
  • В каких сферах общественной жизни проявлялись причины смутного времени?

3. Изучение нового материала.

Чтобы разобраться, почему это произошло, нам нужно вернуться на несколько десятилетий назад.

  • Какая династия правила в России в XVI  веке?
  • С 1533 по 1584 гг. был царем Иван IV, а кто были его наследниками?

  • Кто из них мог возглавлять государство после смерти Иван IV? (Федор, так как Иван был убит, а Дмитрий был малолетним)

Давайте обратимся к документу. И узнаем о роковом событии русского государства.

Приложение № 1. (в рабочих листах)

«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и  бросило его на землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало». Пискаревский летописец.

  • О каком событии рассказывается в этом документе?
  • Почему это событие стало роковым в истории русского государства? (Дмитрий был наследником престола, а Федор был бездетным, и после смерти Федора пресеклась династия Рюриковичей).
  • Какое значение это событие имело для истории русского государства? (пресечение династии Рюриковичей приведет к борьбе за власть, престол будет переходить из рук в руки).

Внимание на слайд (портреты претендентов на российский престол и правителей).

Обратите внимание, сколько было претендентов на российский престол.

  • Почему была такая частая смена правителей? (династия пресеклась, и не было законных и безоговорочных кандидатов на престол)
  • Это ослабляло центральную власть? (да, шла постоянная борьба между претендентами и боярскими группировками,  которые их поддерживали, за престол. Не случайно Авраам Палицын писал: «Россию терзали свои более, чем иноплеменники.»
  • Определите политические причины и черту Смутного времени.

Ребята, на протяжении всего урока мы будем с вами заполнять кластер, в котором отразим причины и черты Смутного времени.

Портреты Бориса, Федора и Лжедмитрия 1.

Кто удивляет вас в этом ряду? (человек с интересным именем. Кто он? Давайте обратимся к стихотворению Константина Дмитриевича  Бальмонта и выделим еще одну черту Смутного времени.

Приложение № 3.

В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы людей скиталися без крова,

А по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселя.

  • Ребята, Бальмонт написал это стихотворение в 1900 году. Кому адресовано? С какой целью написано?
  • Как вы понимаете слова (2 последних строчки)? (о появлении первого самозванца – Григория Отрепьева)
  • Почему его назвали самозванцем? (потому что он назвал себя чудесным образом спасшимся царевичем Дмитрием. Загадочная смерть царевича Дмитрия породила такое явление смутного времени как самозванство. И на протяжение всего Смутного времени было более 10 самозванцев)
  • Что такое самозванство? 

Словарь урока (в рабочих листах).

Самозванство - выдача себя за другого человека, за какую-либо известную и значимую персону.

  • Определите еще одну черту Смутного времени (самозванство).

Ослаблением центральной власти решили воспользоваться давние недруги России.

  • Обратитесь к карте, кто представлял внешнюю опасность?

Работа с картой.

Таким образом, Речь Посполитая и Швеция в годы Смуты осуществляли интервенцию на русские земли.

Словарь урока (в рабочих листах).

Интервенция – это военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

  • Определите еще одну черту Смутного времени (интервенция).

Портреты Борис, Фёдор, Лжедмитрий 1.

Борис и Федор смогли бы стать родоначальниками новой династии Годуновых, но этого не произошло. В 1605 г. царем станет Лжедмитрий 1. Что ему помогло? Социально-экономические условия. Давайте их рассмотрим.

Давайте обратимся снова к историческому документу. Прочитать самостоятельно и обсудить в парах экономические причины Смутного времени.

Работа в парах с документом.

Приложение № 4.

   Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето [1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. («Новый летописец»)

  • Определите экономические причины Смуты.

Неурожаи, продолжавшиеся три года привели гибели сотен тысяч людей. Цены на хлеб выросли в 100 раз.

  • Какие слои населения больше всего страдали от неурожаев? (простой народ: крестьяне, горожане, казачество)
  • Какие меры были приняты Борисом Годуновым, чтобы стабилизировать положение?
  • Царь распорядился открыть царские амбары
  • Бесплатно выдавал хлеб
  • Восстановил Юрьев День
  • Отменил сыск беглых крестьян
  • Помогло ли это остановить нараставшее недовольство новым царем? (Нет, эти меры не могли остановить недовольство новым царем)
  • Кроме того введением этих мер Борис Годунов какие слои населения обратил против себя? (бояр, дворян)

И как следствие, это недовольство вылилось в гражданскую войну.

  • Что такое гражданская война? (на пример, восстание Хлопка, затем восстание под руководством Болотникова)
  • Определите социальные причины  и  черты Смутного времени.

Запись в кластер экономических и социальных причин и черт.

4. Этап систематизации и обобщения материала.

Имея более глубокие знания я предлагаю вам нарисовать еще одно понятийное колесо и отметить новые ассоциации, которые вызывает у вас Смутное время.

Я возвращаю вас к вопросу,  поставленному мной в начале урока.

  • Проблема: почему именно в конце XVI – начале XVII века в России сложился кризис государства и общества?

Работа в парах. Ответ я предлагаю вам обсудить в парах.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы выяснили, что в конце XVI – начале XVII века в России сложились условия, которые привели к глубокому политическому, экономическому, социальному кризису,  и Россия оказалась перед реальной угрозой утраты государственной самостоятельности.

Смутное время завершилось, иначе не существовало бы нашего государства, благодаря чему? (общему единению, поэтому праздник называется День народного единства.

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь

Всем вместе сплотиться, враги будут биты

От мощи единства земля задрожит.

5. Рефлексия. Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свое отношение к изученному материалу, используя геометрические фигуры. Я зачитываю утверждение, если вы согласны поднимаете соответствующую фигуру.

Я считаю это новая и интересная информация.

я думал иначе.

эта информация меня удивила.

 я хочу узнать больше.

Домашнее задание:

Я рада тому, что вы хотите узнать еще больше по этой теме, в связи с этим я предлагаю вам следующие домашнее задание. Их два. Вы можете выбрать то, которое вам более интересно.

  1. Прочитать параграф 2 и найти факты, подтверждающие черты Смутного времени, которые мы с вами определили.
  2. Подготовить компьютерную презентацию из 3-4 слайдов о 2 историческом деятеле (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Иван Сусанин, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин и др.) разделив их на тех кто ухудшал ситуацию, и тех кто способствовал выходу из нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...