Конспект урока "Образование государства в долине Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Харисова Лилия Сергеевна

Конспект урока "Образование государства в долине Нила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_gosudarvsva_v_dolinenila.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная карта урока

Предмет: История Древнего Мира 5 класс

Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила

Цель урока:  

образовательные:

  1. Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения

2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;

       Развивающие:

  1.  Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

Оборудование:  учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.;  презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.

Даты:  3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государства

Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,

Формы контроля: устный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника. 

Тип урока: Урок введения нового материала

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила

Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил, в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну,            в культуре – папирус

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок

Учащиеся: приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

- Как он назывался?

Ученик:

- Первобытный мир  

Учитель:

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.

Ученик:

-  Древний Восток

Учитель:

- Что называется Древним Востоком?

Ученик:

- Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.  

Учитель:

- Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии,  появляются первые государства.

- По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)

- Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая

- Почему именно в этих районах появляются первые государства.

Ученик:

- Здесь теплый климат.  

Учитель:

- Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

- Включаем ролик, определяем тему урока

Ученик:

-  Древний Египет

Учитель:

- Древний Египет на берегу, какой реки располагался?

Ученик:

- Нил (Образование государства в долине Нила)

Учитель:

- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Учитель:

- Чтобы ответить на этот  вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

Ученик:

- Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.

IV. Поиск решения проблемы

Учитель.

Познакомимся поближе  с этой землей и людьми

5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.

На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.

Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя  Дельту.  Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.

Записать:

Дельта- это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.

Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.

- Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте

- Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта

- Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

Ученик:

-  Египет находится на северо-востоке Африки.  Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.

Учитель

- В южной части страны  в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался  до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила.  Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.

Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет, что значит  «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь

- Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием

Ученик

- Благодаря реке Нил

Учитель

- А теперь  самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

Ученик:

-  Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.

Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы.  Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.

В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.

Учитель:

- Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

-Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?

Ученик

- Люди укрепляли берега и строили дамбы.

Учитель

Для того, чтобы увлажнить почву как следует  и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.

Учитель

- Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Ученик

- Нет, чтобы построить  плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин

Учитель

Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности

- Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?

Ученик

- Ирригация

Учитель.

-Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения

Ученик:

-  На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Учитель

-Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?

Ученик

- Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта

Учитель:

- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон

-  Какой год считается датой образования  Египетского царства?

Ученик

- 3100 г. до н.э.

V. Закрепление

Учитель

- Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

- Почему Египет считается даром Нила?

Ученик

- Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I

VI.  Рефлексия

Учитель

- Организуем работу с листами взаимопроверки

1. Крупная и полноводная река Египта - Нил

2. Нил впадает в Красное море

3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи

4. Ил - плодородная почва

5. Мемфис- столица древнего Египта

1.+

2.-

3. +

4.+

5.+

Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"

Цель урока  Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...

Презентация "Образование государства в долине Нила"

Презентация "Образование государства в долине Нила"...