Главные вкладки

    ПРОЕКТ УРОКА «Активизация интереса обучающихся на уроке истории «Образование государства в долине Нила»
    план-конспект урока (5 класс)

    Разработка урока истории в 5 классе по ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ДПО "НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

    Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

    Квалификационные модульные курсы

    «Современные подходы в преподавании истории и обществознания»

    (Квалификационные курсы

    Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС и др.)

    ПРОЕКТ УРОКА

    «Активизация интереса обучающихся на уроке истории

     «Образование государства в долине Нила»

    Работу выполнила:

    учитель МОУ СОШ №4

    города Лысково

    Козырева Екатерина Игоревна

    Нижний Новгород, 2015

    1. Описание проекта

    Тема проекта

    Активизация интереса обучающихся на уроке истории «Образование государства в долине Нила»

    Автор учебника, по которому

    ведётся обучение

    Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина. История Древнего мира 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций /под ред. В.С Мясникова. М., «Вентана-Граф», 2015.

    Классификация урока

    Урок «открытия «нового знания

    Психолого – педагогическая

    характеристика особенностей

    класса

    5 «б» класс состоит из 10 человек, из них 9 мальчиков, 1 девочка (находится на домашнем индивидуальном обучении в связи с болезнью - ДЦП). Возраст детей на 1 сентября: 3 человек – 13 лет, 6 человек – 12 лет, 1 – 11 лет.

    Данный класс является классом 7 вида. У обучающихся есть диагноз – задержка психического развития. Поэтому способности ребят ниже среднего. Трое из них оставались на повторное обучение.

    Отношение учащихся к учебной деятельности.

    Высокий уровень учебной мотивации имеет один ученик. Он осознает важность и необходимость учения, охотно ходит в школу, стремится учиться лучше, с интересом относится ко всем предметам. Мальчик быстро включается в учебную деятельность, работает на протяжении всего урока, имеет достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание произвольное, может работать с материалом недостаточно интересным, но важным на данном этапе урока. Темп деятельности познавательной активности выше среднего показателя класса. Новый материал запоминает быстро и прочно. Он умеет сравнивать, классифицировать, находить существенные признаки. Учебную задачу принимает и удерживает в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводит до конца. Развит самоконтроль.

    Средний уровень учебной мотивации имеют 4 человека.  Учащиеся осознают важность и необходимость учения, но с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Это учащиеся, которые не всегда могут работать самостоятельно. Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части детей с нарушениями звукопроизношения. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо.

    Низкий уровень учебной мотивации у 4 человек.  У учащихся нет особого интереса к учебе. Внимание непроизвольное. Познавательно - ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данные ученики быстро утомляются, чаще других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы.

    Наблюдаются нарушения устной и письменной речи. Темп деятельности познавательной активности ниже среднего показателя класса. Эти учащиеся могут прервать работу из-за возникших трудностей. Самоконтроль не развит.

    Цели проекта

    Повысить мотивацию учащихся на уроках истории и качество обучения, развить интерес к предмету.

    Задачи проекта

    Помочь обучающимся научиться работать с картой, информацией, искать ответы на проблемные вопросы, уметь выражать и отстаивать свое мнение. Это должно стимулировать интерес детей к предмету.  Воспитание толерантности у обучающихся, способности адекватно воспринимать образ жизни других народов.

    Знания, умения, навыки и

    качества, которые приобретут

    и закрепят ученики

    Обучающиеся  научатся:

    • объяснять смысл основных понятий, терминов
    • использовать историческую карту как источник информации о расселении, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
    • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
    • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; рассказывать о событиях древней истории;
    • раскрывать характерные черты форм государственного устройства древних обществ.

       Обучающиеся получат возможность научиться:

    • давать характеристику общественного строя древних государств;
    • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
    • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

    Учебный материал,

    подлежащий усвоению,

    актуализации, закреплению

    Природные условия Древнего Египта. Основные занятия египтян. Образование государства Древний Египет.

    1.2.Технологическая карта урока

    Тема урока

    Образование государства в долине Нила.

    Цель урока

    Знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

    Задачи урока

    Образовательные:

    Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения;

    Проследить процесс становления государства в Древнем Египте.

    Развивающие:

     Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

    Ключевые понятия урока

    Даты: 3100 г. до н. э. – образование Древнеегипетского государства.

    Основные понятия: орошаемое земледелие,  ирригация, дамба, номы, дельта, пороги, государство.

    Тип урока

    Урок «открытия» новых знаний.

    План урока

    1) Организационный этап.

    2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4)Изучение нового материала.

    5) Первичное закрепление.

    6) Выводы по уроку.

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Формы организации обучения

    Фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Основные виды деятельности учащихся

    Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника.

    Образовательные результаты

    Личностные – совершенствование умения учащихся работать с учебной информацией, картой, самостоятельно давать оценку событиям и делать выводы, осознание культурного многообразия мира, уважение к прошлому других народов.
    Метапредметные – развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма.

    Предметные – овладение учащимися знаний о жизни и занятиях людей в древнеегипетском обществе.

    Домашнее задание

    1 уровень: Параграф 5,

    вопросы 1-4

    2 уровень: Задания в рабочей тетради.

    1.3. Ход урока

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный

    1-2 мин

    Приветствие, проверка готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей, подготовка оборудования и материалов к уроку, отметка отсутствующих.

    Рабочее место ученика приводится в порядок, ученики настраиваются на урок.

    Вводно-

    мотивационный

    4-5 мин

    - Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

    - Как он назывался?

     

    - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем, как он называется (с. 26).

    - Что называют Древним Востоком? Прочитаем текст на с. 26, 1-й абзац.

    - Какие государства относятся к Древнему Востоку? Посмотрим карту на с. 26

    - Действительно, более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии,  появляются первые государства или цивилизации.

    - Как вы думаете, почему именно здесь возникли древнейший государства и что их объединяет?

     - Правильно, ведь река – это важнейшее условие для выживания человека. Что она дает ему?

    - Вот, в 3100 г. до н.э. на самой длинной  реке мира образовалось государство.

     

    - Отгадайте, что это за государство. Для этого посмотрите на доску, как называется эта фигура?

    (На доске учитель прикрепил фигуру).

    http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_06_2013/post-1015-1371628964.jpg

    - Какое государство называют «страной пирамид?»

    - Теперь отгадайте загадку, на какой реке находился Древний Египет?

    Вот лежит в воде давно

    Все зеленое бревно

    То бревно ведь крокодил

    Обитает в речке …

     

    - Да, это Нил.

    - Первобытный мир.

    - Древний Восток.

    - Это обширное пространство в Северной Африке и Азии, где появились древнейшие государства.

    - Египет, Месопотамия, Индия, Китай.

    - Здесь теплый климат.

    - Все государства находятся на берегах рек.

    - У реки можно попить, приготовить пищу. Река – это путь, по которому можно выйти к людям.

    - Это пирамида.

     

    -Египет.

    - Нил.

    Актуализация

    знаний

    5-6 мин

    - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

    Это «Образование государства в долине Нила».

    (Записывает на доске)

    - Сегодня мы отправимся к великой древней реке с коротким названием Нил.

    - Египтяне боготворили реку, писали Нилу хвалебные песни.

    (Обращает внимание детей на гимн Нил, с. 32).

     

    Почему же египтяне так боготворили реку?

    Что же такого давала эта река египтянам, что они ее так восхваляли?

    - Выяснением этого мы и займемся сегодня на уроке.

    (Фиксирует на доске проблему:  «Почему Египет считается даром Нила?»)

    - Чтобы ответить на этот  вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

    - Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока.

    -Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала.

    - Что нам поможет в преодолении этих затруднений?

    Предлагают версии. Формулируют тему урока.

    Записывают тему в тетрадь.

    - Определить задачи на урок: должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения;  и выяснить, что давал Нил для всех четырех сфер общества.

    - В результате совместных действий на доске записывается план урока:

    1.Географическое положение Египта. 2.Природно - климатические особенности Египта. 3.Объединение государства.

    -Варианты ответов учащихся: недостаточность имеющихся знаний, новые понятия, отсутствие интереса.

    - Текст параграфа, карта, иллюстрации.

    Изучение нового

    материала

    20 мин

    - Познакомимся поближе с этой землей и людьми.

    - Для того чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана.

    -Итак, 1 группа работает

    над вопросом –

    «Географическое положение Египта»

    2 группа работает над вопросом – «Природно -

    климатические

    особенности Египта»

    3 группа работает над вопросом – «Объединение

    государства».

    (Раздает карточки с заданиями группам)

    - А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами.

    (Учитель может сопровождать ответы детей иллюстрациями из презентации)

    Ученики, работая в группах, в течение пяти – семи минут выполняют задание.

    Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися

    Первичное

    закрепление

    4-5 мин

    - Для того чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:

    1. Где расположено государство Египет?

    2. Каким морем омывается северная часть страны?

    3. Какой рельеф имеет страна?

    4. Что такое дельта реки?

    5. Какой вывод о занятиях египтян мы можем сделать?

    6. Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне  земледелием?

    7. Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

     8. Как египтяне приспосабливались к разливам Нила? Как это повлияло на их жизнь?

    9. Как называлась такая оросительная система?

    10. Как вы думаете, к каким изменениям в жизни людей могли привести  объединения?

     

    11. К чему привела борьба между номами.

     

    12. Какой год считается датой образования Египетского царства?

    13. Что такое государство?

    - Запишем в тетрадь:

    Признаки государства:

    • Территория с населением
    • Аппарат управления
    • Система законов
    • Налоги
    • Армия

    Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

    - Северо-Восточная Африка.

    -Средиземное море

    - Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.

    - Место, где река делится на рукава.

    - Египтяне занимались земледелием.

    - Благодаря реке Нил.

    - В Ниле водилось много рыбы. По реке перевозили грузы. В Египте были залежи меди, и др. металлов.

    - Люди укрепляли берега, строили дамбы. Это объединяло египтян, ведь чтобы построить плотину или дамбу нужны усилия нескольких племен.

    - Ирригация.

    - На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В нем жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

    - Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта.

    - 3100 г. до н.э.

    Делают предположения.

    Записывают в тетрадь.

    Выводы по уроку

    4-5 мин

    - Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

    - Почему Египет считается даром Нила?

    - Что давал Нил четырем сферам общества?

    - Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет.

     - Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

    Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

    - Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигались путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.

    Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.

    Организация

    изучения

    домашнего

    задания

    1-2 мин

    Домашнее задание.

    1 уровень: Параграф 5,

    вопросы 1-4

    2 уровень: Задания в

    рабочей тетради.

    Записывают домашнее задание в дневники.

    1. Самоанализ урока.

    Тема урока «Образование государства в долине Нила».

         Данный урок включен в раздел Древний Восток, является связующим звеном в изучении и понимании жизни древних людей. На данном уроке были поставлены следующие цель и задачи: 

    цель – знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

     задачи:

    1. проследить процесс становления государства в Древнем Египте;
    2. развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы.
    3. воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

         Считаю, что цель мною на уроке достигнута. Учебный материал соответствует программным требованиям, принципам научности, доступен, логичен. На уроке использовались следующие методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, начальный этап исследовательской деятельности. Были задействованы следующие формы: групповая работа по карточкам с заданиями, индивидуальная, фронтальный опрос, работа с источником, учебником, картой, задания сравнительного характера.

         Путем разнообразия видов деятельности и форм работы происходило стимулирование интереса учащихся на всем протяжении урока. Отклонений от плана урока не было. Была организована работа на предыдущие знания. Домашнее задание дано детально, дифференцированно. Психологическая атмосфера доброжелательная, наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения

    В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...

    Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

    Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технология проблемного обучения-компьютерная технология...

    Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

    Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

    Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

    Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

    Презентация "Образование государства в долине Нила"

    Презентация "Образование государства в долине Нила"...

    Конспект урока "Образование государства в долине Нила"

    Конспект урока "Образование государства в долине Нила"...

    Конспект урока "Образование государства в долине Нила"

    Конспект урока "Образование государства в долине Нила"...