Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цель урока  Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

               Планируемые результаты:

Личностные:   приобщение к истокам культурно-исторического наследия Древнего Египта, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения, развитие сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные:  осуществлять поиск нужной информации, готовить сообщение, анализировать объекты, выделять главное, формулировать собственную точку зрения.     

Предметные:  характеризовать местоположение и природные условия Древнего Египта с помощью исторической карты и ее легенды; систематизировать информацию и наносить её на контурную карту; устанавливать причинно-следственные связи  природы, хозяйственных занятий и общественного развития Египта, применять понятийный аппарат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

                                                           

                                                                Подготовила учитель истории
                                                   филиала МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка
                                                                Синещечкина Л.В.

Тема урока: " Образование государство на берегах Нила "

Тип урока: изучение  нового материала

Образовательные ресурсы: История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина, Москва издательский центр «Вентана – граф» 2012.

Ванина Э.В.,Данилова А.К., История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Москва издательский центр «Вентана – граф» 2012

Электронный  ресурс «Атлас Древнего мира».

Презентации «Древний Египет», «Веселый цыплёнок».

План урока: 1. Страна Египет.  2. Разливы Нила.  3. Объединение Египта.

Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные понятия, изучаемые  на уроке: речные пороги, папирус, дельта, оазис, рельеф, фараон, столица.

Планируемые результаты:

Личностные:   приобщение к истокам культурно-исторического наследия Древнего Египта, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения, развитие сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные:  осуществлять поиск нужной информации, готовить сообщение, анализировать объекты, выделять главное, формулировать собственную точку зрения.      

Предметные:  характеризовать местоположение и природные условия Древнего Египта с помощью исторической карты и ее легенды; систематизировать информацию и наносить её на контурную карту; устанавливать причинно-следственные связи  природы, хозяйственных занятий и общественного развития Египта, применять понятийный аппарат. 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Время

 (мин)

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

организа-

ции

взаимо-

действия

на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контро-ля

1

2

3

4

5

6

7

 8

I. Органи

зационый момент

1

Подготовка класса к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Регулятивные:  уметь организовываться к работе

II. Актуа лизация опорных

знаний

3

1.Cообщение учащегося

на тему:

«Переход от первобытнос-

ти к цивилиза- ции»

2.Обсуждение сообщения.

1.Вносит коррективы.

2.Организует обсуждение сообщения учащегося по вопросам:

 - Какие факторы привели к появлению государства?

- Где возникли первые государства?

- Объясните,

почему первые

государства возникли у земледельцев, а не у скотоводов?

1.Cлушают сообщение учащегося, 2.участвуют в его обсуждении

1.Индиви-дуальная

2.Фрон-

тальная

Познавательные:

общеучебные – уметь делать сообщение, строить осознанные речевые высказывания в устной форме;

логические – уметь строить логическую цепь рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи.

Устный ответ

Беседа

III.Созда-ние проб

лемной ситуации

2

Презентация «Древний Египет»

Предлагает познакомиться с  презентацией и попытаться объяснить

почему Египет в древности называли

«Дар Нила».

Просматривают презентацию.

Обсуждают свои предположения в парах, а затем высказывают их,

приводят аргументы

Индиви-дуальная

Парная

Познавательные:

общеучебные – постановка и формулирование проблемы. Умение строить поиск решения, анализировать результаты.

 логические – выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Беседа

IV.Моти-вация

2

Формулиро-

вание темы и целей урока

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулиро-

вать тему и цели урока совместно с учителем

Коллек-тивная

Познавательные:

общеучебные –  умение самостоятельно выделять и формулировать учебные цели

Устные ответы

V. Изуче

ние

нового

материала

17

1.Самостоятель-ная работа с картой и текстом учебника,

§ 5 п. 1, страница 27-29

2.Работа с электронным  ресурсом «Атлас Древнего мира».

3.Самостоятель-ная работа  с текстом учебника, § 5 п. 2, страница 30-31

Заполнение таблицы

4.Сообщение учащегося на тему: «Миф о речном боге Хапи»

5.Самостоятель-ная работа с историческим источником

/учебник, страница 32/

6.Сообщение учащегося  и презентация на тему: «Как образовалось единое государство в Древнем Египте»

1.Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

2.Организует  работу с картой

3.Побуждает учащихся к установлению причинно-следственных связей между природно-  климатическими условиями и основным занятием древних египтян.

4.Организует учащихся на знакомство с до- полнительными историческими сведениями о Древнем Египте

5.Организует изучение и обсуждение отрывка из хвалебной песни египтян Нилу и солнцу: «Все живут благодаря ему»  

6.Организует обсуждение сообщения учащегося в парах по вопросам:

- Рассмотрите карту и определите совместно с соседом по парте, почему первоначально государство образовалось в нижнем течении Нила, а не в его верховьях?

-Обсудите в парах  как взаимосвязаны между собой объединение страны и занятие населения земледелием?

1.Самостоятельно читают учебник, работают с картой, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

2.Определить словами и показать на карте мира местополо-

жение Египта.

 Один из греческих историков подметил, что Египет укреплен самой природой. Доказать у карты правильность этого утверждения.

3.На основе работы с текстом заполняют  таблицу «Природно-климатические условия и хозяйственные занятия древних египтян»

4.Слушают сообщение ученика  

5.Изучают отрывок из хвалебной песни египтян Нилу и солнцу: «Все живут благодаря ему», выделяют глаголы относящиеся к реке и солнцу,  объясняют древнее название страны «Дар  Нила»

6.Cлушают сообщение учащегося, участвуют в его обсуждении

1.Индиви-дуальная

2.Фрон-тальная

3.Парная

4.Индиви-дуальная

5.Индиви-дуальная

Фрон-

тальная

6.Индиви-дуальная

Парная

Познавательные:

общеучебные –  умение работать с исторической картой и новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины.

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Познавательные:

общеучебные – уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней территорию и центры древнеегипетского государства, анализировать и обобщать данные карты.

Познавательные:

общеучебные –  умение структурировать знания, осуществлять поиск нужной информации;

логические – устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах

Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, формирование интереса к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Познавательные: общеучебные –  умение решать  проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы; логические – умение анализировать, делать выводы, формулировать собственную точку зрения.     

Познавательные:

общеучебные –  умение про-

водить поиск основной и дополнительной информации, обрабатывать  её, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в виде презентации;

логические – умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах

Устные ответы

 Работа с картой

Таблица

Устный ответ

Беседа

Устный ответ

Беседа

VI. Дина-

мическая пауза

2

Музыкальная презентация «Веселый цыплёнок»

Руководит выполнением танцевальных  движений

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

Коллективная

Личностные: формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью

VII. Пер-

вичное осмысле-ние и за-

крепление знаний

     7

1.Самостоятельная работа в парах.

Задания в рабочей тетради: страница 11 задание №3;  

Раздаточный материал «контурная карта»

2.Беседа

1.Организует работу в парах по рабочим тетрадям: страница 11 задание №3 вписать недостающие слова;

 заполнить контурную карту «Древний Египет»

2.Организует фронтальную беседу по вопросам:

- Докажите, что регулярность разлива Нила обеспечила появление государства на данной территории?

- Рассмотрите рисунки корон фараонов и предположите, почему одна из них имела красный цвет?

1.Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям.

Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

2.Отвечают на вопросы

1.Парная

2.Фрон-тальная

Познавательные:

общеучебные –  умение систематизировать информацию и наносить ее на контурную карту.

Регулятивные:  умение планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятель-ность при выполнении заданий с контурной картой. Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах, умение оказывать и принимать помощь, оценивать результаты

Познавательные:

логические – умение

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Коммуникативные: формулировать и высказывать собственное мнение о занятиях и общественных отношениях жителей Древнего Египта, вести конструктивный диалог.

Задания в рабочей тетради

Устные ответы

VIII. Ито-

ги урока.

Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Подводит итог урока, организует беседу с классом

1. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

2. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фрон-тальная

Личностные: развитие способности к самооценке. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Устный опрос

IX. До-машнее задание

2

§ 5, ответить на вопросы на с. 31. Задание в рабочей тетради: № 1,2,  с. 11

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание. Задают вопросы по тексту заданий

Индиви-дуальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока истории в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения) Разработана учителем истории Синещечкина Лариса Владимировна

Слайд 2

Тема урока : " Государство на берегах Нила»

Слайд 3

Пороги Папирус Дельта Оазис Ил Рельеф Фараон Цивилизация

Слайд 4

Пороги Нила

Слайд 5

Папирус

Слайд 6

Дельта

Слайд 7

Оазис

Слайд 8

Ил

Слайд 9

Рельеф

Слайд 10

Фараон

Слайд 11

Цивилизация - это единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса

Слайд 12

Проблемное задание. Почему именно на берегах Нила возникла древнейшая цивилизация?

Слайд 14

Цари Древнего Египта

Слайд 15

Домашнее задание Параграф 6 Задания 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

Урок истории по теме "Египет - государство на берегах Нила"

Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы работы: Коллективная, групповая. Здоровьесберегающая технология....

Конспект урока по истории 5 класс " Единое государство в Китае"

Конспект урока истории 5 класс  построен с учетом ФГОС-2...

Конспект урока по истории на тему "Начало раздробления Древнерусского Государства" в 6 классе

Урок на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства"...