Конспект урока всеобщей истории в 5 классе "Государство на берегах Нила"
методическая разработка по истории (5 класс)

Кучина Татьяна Полуэктовна

Открытый урок для ШМО гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvo_na_beregah_nila.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания Кучина Т.П.

МБОУ Гарская ОШ

Раздел 2. Древний Египет. Урок 5. «Государство на берегах Нила».

Цели урока:

1.  Изучить   местоположение и природные условия  Древнего Египта, познакомиться с основным занятием древних египтян, ввести новое понятие «цивилизация»

2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, с контурной картой, текстом учебника и историческими источниками.

3. Сформировать интерес к изучаемой теме, к истории Древнего Египта.

Оборудование:

 политическая карта мира (современная)

 карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азии»

фотография  бюста Геродота

зеленый карандаш

лента времени

карта Греции

таблица – рисунок с изображением папируса

рисунок египетских пирамид

дельта - цифра греческого алфавита

фотографии из семейного альбома Кругловых

План изучения темы:

1) Возникновение государства.

2) Географическое положение  Египта.

3)  Разливы Нила.

4) Объединение Египта.

1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на урок истории я принесла вам в подарок ромашку. Но я немного поспешила и она у меня рассыпалась на отдельные лепесточки. Помогите мне ее собрать.

- Для этого нужно очень постараться:  совершить небольшое путешествие в страну Древнего Востока – Египет, узнать ее месторасположение, познакомиться с тем, чем занимались жители этой страны.   - Вы готовы мне помочь?

2. Актуализация ранее усвоенных знаний.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей. Посмотрите на доску.  -  Какими общими словами вы бы назвали данные понятия? - Что здесь перечислено?

На доске: гарпун, палка – копалка, плуг, серп, мотыга.

Ответ: Это орудия труда древнего человека.

- Какое понятие среди данных лишнее и почему?

 Ответ: гарпун – это орудие труда рыболовства, остальные орудия труда относятся к земледелию.

- Какие другие занятия первобытного человека вы знаете?

 Ответ: собирательство, охота, земледелие, скотоводство и т. д.

- Перечислите данные орудия труда в той последовательности, в какой они появлялись: Ответ: палка – копалка, гарпун, серп и мотыга, плуг.

- Началом какой цепочки является факт изменения и усовершенствование орудий труда?

 Ответ: изменение орудий труда приведет к появлению новых занятий – земледелия и скотоводства, что в свою очередь приведет к появлению излишков, неравенства,  разделению людей на классы. А все это вместе является причинами образования новой формы организации общества – государства.

- Что такое государство? Дайте определение этому термину.

Ответ: Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, закон, сбор налогов.

- Ребята, с появлением государства древнейшее человечество перешло от первобытности к цивилизации. В исторической науке древнейшими цивилизациями (учитель обращается к определению на доске) -- принято считать такой период развития общества, когда существует государство, города, письменность.  

обращение к настенной карте «Древний Восток»:

- Первые древнейшие цивилизации появились на территории Древнего Востока. - Знакомиться с ними, как я уже сказала вначале урока,  мы начнем с истории Древнего Египта. Впервые мы будем изучать историю отдельной страны, причем страны существующей и ныне.  

обращение к политической карте.

- Что вы помните об этой стране из курса «Естествознания»?

3. Сообщение о достопримечательностях Египта.

- Древние египтяне были «учителями учителей» всех последующих цивилизаций, они создали неповторимую древнюю культуру, исторические памятники которой до сих пор напоминают нам о прошлом Египта. - Известный археолог, нашел  вблизи Каира, столицы этой страны фреску, изображающую двух девочек, бьющих ногой мяч. После этого он заявил о Египте как о стране являющейся прародиной футбола.

-  На сегодняшний день это единственная страна, где сохранилось одно из семи чудес света – пирамиды. Показ картинки из книги.

-  Эту страну  посещают многочисленные иностранные туристы, ее посетил и наш земляк, житель села Гари Круглов Алексей Александрович. Показ фотографий семьи Кругловых.

5. Изучение нового материала. Географическое положение Египта.

А) Работа с историческим источником и картой. Беседа по содержанию документа сопровождается  параллельной работой с  картой.  

 – И в современное и в древнее время возможность посетить эту удивительную страну привлекала многочисленных путешественников.

- В 1 веке до нашей эры – историю этой страны изучал  древнегреческий ученый - Диодор Сицилийский.

- Отрывки из его главного труда «Историческая библиотека», помогут нам определить месторасположение Древнего Египта.

- Используя карту учебника на странице 31, совершим экскурсию в Древний Египет, а вести нас будут экскурсоводы – условные знаки и обозначения  легенды карты. Рассмотрите их.

- Прочитаем этот документ  вслух.

 30. …Египет находится в северо -  восточной Африке и  простирается в основном с севера на юг… С запада он защищен полной диких зверей пустыней, простирающейся на большое расстояние.., там среди песков  изредка встречались островки зелени – оазисы… Из частей страны, обращенных к востоку и югу, он защищен рекой, пустыней и болотистыми местами, поросшими высоким тростником, называемым папирус… 

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.

32. ...Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а, образует всяческие извивы.. В некоторых местах спокойному течению Нила мешают опасные каменистые  преграды - пороги, ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние...  Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту

- Какое государство описывает в своем труде Диодор Сицилийский? Ответ: Египет.

- Где находится Египет?  Ответ: в северо – восточной Африке.

- Что находится на востоке и западе страны?   Ответ: река, пустыня и болото.

-- Какое растение упоминается в документе? Ответ: –  папирус.

Рассмотрите рисунок папируса на странице 33.

- Египтяне использовали папирус, как материал для письма. Они разрезали стебель тростника на длинные узкие полоски, затем сушили их под прессом и получалась ровная  основа, на которой можно было писать.  

6.  Река Нил от истока до устья. Пороги. Дельта Нила.

- Каким морем омывается северная часть страны? Ответ: Средиземным.

- О какой реке идет речь в документе?  о реке Нил.

- Куда впадает Нил? Ответ: в Средиземное море.

- В документе упоминается о необычном треугольнике из множества частей реки, на которые она разделяется, впадая в Средиземное море?

Как называет этот треугольник Диодор? Ответ: дельта.

-  Дельтой, названной так по сходству с буквой греческого алфавита, считался остров, образованный морем и рукавами реки.

- Используя источник, объясните, что такое пороги?

Ответ: пороги это опасные каменистые преграды, которые Нил встречал  на своем пути. Сколько порогов отмечено на карте в учебнике?

-Найдите на карте 1 порог.  Египет располагается на берегах Нила от ее первого порога до Средиземного моря.

- Что такое оазисы? Ответ: островки зелени в пустыне.

- Посмотрите на легенду карты. Каким цветом выделена территория Египта? Что означает зеленый цвет? - Подумайте и скажите, какое занятие могло быть главным у древних египтян, если долина Нила была ровной. Ответ: основным занятием египтян было – земледелие.

Показ картинки двух земледельцев.

7. Закрепление нового материала.  Работа с контурной картой.

- А теперь поработаем с контурной картой.

- Мы выполним следующие задания:

1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, обозначьте на ней 1 порог.

2. Надпишите названия морей, омывающих Египет.

3. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте, границы районов обозначены -.-.-.-.-.

7. Изучение нового материала. Разлив Нила. Ил.

А) Работа с отрывком из рассказа Геродота.

Обращение к рисунку:

 - Здесь изображены два брата. Старший говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из – по воды»…

- Чтобы понять их разговор, послушайте короткий рассказ древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до нашей эры. Попробуйте догадаться,  что имели ввиду братья.

  Учитель читает отрывок.

Египет – дар Нила. Почва здесь черная и рыхлая, потому что состоит из ила. Нет другого народа на свете, кто так легко бы добывал свой хлеб. Каждый год в начале июля Нил разливался. После каждого разлива, когда река, оросив поля, снова входит в свои берега, египтяне засевают свою пашню, а потом выгоняют на нее своих свиней. Когда семена втоптаны свиньями в землю, египтяне ожидают время жатвы. А когда соберут урожай, тех же свиней пускают бегать по колосьям, чтобы таким образом обмолотить зерно. Им останется только засыпать его в амбары. - Что же имел ввиду старший брат, говоря младшему о том, что пашня вышла из – под воды? Ответ: он имел ввиду то, что Нил вернулся назад в свои берега и скоро земля будет готова к началу пахоты.  

- Как вы думаете, почему Геродот говорил «Египет – дар Нила?»

Ответ: Нил оживил пустыню, дал людям и стране возможность здесь жить. Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян земледелие, а это основа будущей цивилизации. Не было бы реки, не было бы и страны.

- Древние египтяне боготворили реку за дар жизни. Они поклонялись ей как Богу, они посвящали ей многочисленные праздники и обряды, они воспевали ее в своих песнях.

В) Работа с источниками учебника. Индивидуальное задание ученицы.

- Прочитайте про себя 2 часть этой песни на странице 34.

8. Возникновение государства в Египте. Рельеф на камне.

А) Работа с рисунками. 

- Как вы думаете, можно ли одеть на голову одновременно 2 шапки или, например, короны?

- На территории Египта, которую мы с вами только что выделили,  в 5 тысячелетии до нашей эры возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет, царь этого царства носил белую корону и Южный Египет, царь этого царства носил красную корону, имеющею возвышение сзади. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства.

- Посмотрите на египетский рельеф, с. 34 учебника.

-  Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Отметим эту дату на «ленте времени». Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей нового единого государства стал город Мемфис.

Б) Индивидуальное задание.

- Внимательно рассмотрите изображение, его содержание нам разъяснит – Алеша Лакин.

9. Закрепление нового материала.

- Мы закончили наше путешествие, однако у нас остался один нерешенный вопрос. Это ромашка, лепестки которой я рассыпала, идя в школу. Давайте все вместе соберем цветок, выполнив небольшие задания, записанные в виде предложений на каждом лепестке. Лепестки пронумерованы, отвечать мы будем по порядку. Помогаем друг другу.

- О  чем  же вы сегодня узнали на уроке? (Дети читают предложения, должен получиться общий текст:

1. Страна Египет находится в северо – восточной части Африки.

2. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек мира.

3. падая в Средиземное море река разделяется на несколько рукавов, образующих один большой треугольник называемый  – дельта

4. Течение Нила встречает на своем пути опасные каменистые преграды – пороги.

5. Египет – дар Нила. Где вода, там и жизнь.

6. Ежегодно Нил разливается, а когда он возвращается в свои берега, ан полях остается плодородный ил.

7. Основным занятием египтян было – земледелие.

8. За три тысячи лет до нашей эры произошло объединение Северного и Южного царств в единое государство, столицей которого стал город Мемфис.

9. Повелителя всего Египта называли фараон.  

10. Подведение итогов урока.  Домашнее задание.

- Что нам помогало изучать историю этой страны?

 Ответ: Вещественные и письменные источники.

- Что из оборудования урока относится к письменным источникам, а что к вещественным? Ответ: Труды Геродота и Диодора сицилийского относятся к письменным источникам, а плитка фараона Нормира – к вещественным.

1.  Внимательно прочитать § 6 учебника Вигасина. 2. Подготовить ответ на вопрос «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?».

Запись на доске:

Тема урока: «Государство на берегах Нила»

Гарпун, палка – копалка, плуг, серп, мотыга.

Словарные слова: Цивилизация – такой период развития общества, когда существует государство, города¸ письменность.

Геродот

Диодор Сицилийский «Историческая библиотека».

Папирус

Пороги

Дельта

Оазисы

Верхний (Северный) Египет

Нижний (Южный) Египет

3 тыс. лет до н. э.

Фараон

Город Мемфис


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Государство на берегах Нила"

Урок в 5 классе с использованием электронной презентации по теме "Государство на берегах Нила"....

Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"

Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....

Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"

Цель урока  Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...

План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектов «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»

План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектовПредмет: Всеобщая историяКласс: 6Тема: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»Цель урока: сф...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"

Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...