Методический материал для подготовки к ГИА "История"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10 класс) на тему

опричнина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oprichnina.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 8. Опричнина. Дискуссии о характере опричной политики.

№ 1 (39)

С4. Назовите не менее трех положений, раскрывающих  содержание опричной политики Ивана Грозного. Укажите не менее трех итогов и последствий опричнины.

Ответ:

  1. Могут быть названы следующие положения, раскрывающие содержание опричной политики:
  1. разделение страны на земщину и опричнину (особый царский удел);
  2. создание в опричнине параллельных земщине органов власти (столица – Александровская слобода);
  3. формирование опричного войска как личной гвардии царя (построение опричного войска как монашеского ордена);
  4. проведение опричного террора (ссылка и смерть митрополита Филиппа Колычева, казни виднейших бояр, например, И. Федорова, В. Старицкого, карательный поход на Новгород, публичные казни в Москве).
  1. Могут быть названы следующие итоги и последствия опричнины:
  1. разорение и опустошение земель (уменьшение площади обрабатываемых земель), рост налогов, сокращение населения;
  2. ужесточение крепостного права (в 1581 г. были введены «заповедные лета», в которых запрещался  переход от одного владельца к другому в Юрьев день, бегство крестьян на окраины Московского государства;
  3. раскол политической элиты;
  4. усиление самодержавной тенденции российской государственности, утверждение деспотического характера власти царя;
  5. ослабление обороноспособности государства вследствие хозяйственного упадка и опричного террора, уничтожившего многих бояр – воевод (сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г., поражение в Ливонской войне в 1583 г.)
  6. создание предпосылок Смутного времени – кризиса Российского государства в начале XVII в.

№ 2 (40)

С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:

  1. Главной целью опричнины была борьба ванна Грозного с крупным боярством – противником централизации государства
  2. Опричная политика была направлена на подавление всякой оппозиции, ликвидацию любой самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить  аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ответ:

Ученик  может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

1.борьба боярских группировок в период боярского правления при малолетнем Иване IV настроила будущего царя против бояр;

2. ослабление центральной власти в годы боярского правления и злоупотребление властью на местах;

3. обвинения бояр в злоупотреблениях на первом Земском соборе в 1549 г.

1.был развязан террор против всех слоев русского общества;

2. поход на Новгород с целью ликвидации духа новгородской вольности;

3. убийство Владимира Старицкого и ликвидация последнего удельного княжества;

4. убийство митрополита Филиппа, осуждавшего террор.

№ 3 ( 41)

С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:

  1. Опричная политика была направлена на утверждение личной власти царя, установление неограниченного самодержавия.
  2. От опричного террора страдали все слои российского общества.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить  аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ответ:

Ученик  может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

  1. выделение специального царского удела – опричнина;
  2. установление права царя распоряжаться жизнью и имуществом подданных в опричнине;
  3. в дальнейшем это право распространяется и на земщину.

1.опричнина , наряду с Ливонской войной, вызывала экономический кризис в стране;

2.многие крестьяне погибали, бежали в Литву, на Дон, новые восточные земли из Центра и Северо-Запада либо вывозились опричниками в свои поместья;

3. сокращение посевных площадей  (пашни), голод;

4. издание указа «О заповедных летах» в 1581 г., в котором запрещались переходы крестьян;

5. в ходе опричнины пострадало большое число дворян (их лишали поместий в центральной части страны, ссылали на восточные окраины);

6. в административном аппарате царской территории ( опричной) видные посты сохраняли некоторые представители древних аристократических фамилий;

7. нараставший вал репрессий не пощадил тех, кто с самого начала опричнины входил в окружение царя.

№ 4 (42 )

С5. Ниже приведены две точки зрения о сущности опричной политики Ивана Грозного:

  1. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалось террором и произволом.
  2. Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить  аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ответ:

Ученик  может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

1.главным содержанием опричнины стал террор не только  против феодальной знати, церковных иерархов, но и всех недовольных политикой царя;

2. опричная политика являлась одной из причин поражения России в Ливонской войне;

3. резко ухудшилось экономическое положение страны;

4. настоящему разгрому подверглись территории, где сильны были позиции боярства;

5. опричнина ускорила процесс закрепощения крестьян;

6. карательные походы на Тверь, Новгород привели у массовым расправам над их жителями.

1.феодальная знать, боярство были оппозиционной силой, выступившей  против процесса централизации;

2.ликвадация Старицкого удела положила конец удельной системе – пережитку раздробленности;

3. расправы с боярами покончили с оппозицией родовой аристократии;

4. завершается процесс формирования централизованного государства;

5. разгром Новгорода положил конец сепаратизму новгородцев.

№ 5 (43)

С5. Ниже приведены две точки зрения политики Ивана Грозного:

  1. Действия Ивана IV привели к кризису российской государственности и общества.
  2. Действия царя носили прогрессивный характер.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить  аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

Ответ:

Ученик  может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

  1. опричный террор коснулся не только бояр, но и простых людей;
  2. опричнина привела к уничтожению многих достойных государственных и военных деятелей;
  3. опричнина не только ни усилила, но даже ослабила обороноспособность государства (набег крымских татар 1571 г.)  
  4. опричнина привела к хозяйственному разорению государства;
  5. власть царя приобрела деспотичный характер, были подавлены ростки самостоятельности и независимости общества от власти;
  6. опричнина стал одной из важнейших причин Смуты.

  1. благодаря опричнине были  окончательно ликвидированы удельные  порядки;
  2. только подавляя бояр можно было добиться отмены порочной системы кормления и местничества;
  3. боярская вольница препятствовала централизации власти;
  4. предшествовавший воцарению Ивана Грозного период боярского правления продемонстрировал опасность для государства боярского произвола и распрей;
  5. в условиях затяжной и тяжелой войны подавление оппозиции отвечало интересам государства;
  6. бояре, против которых  была направлена опричнина, притесняли дворян и простых людей.

№ 6 ( 44)

С7. Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Ответ:

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

  1. преобразования проводились по воле царя;
  2. преобразования были направлены на усиление личной власти царя и центральной власти;
  3. преобразования были направлены на решение насущных внешнеполитических задач (защиту территории государства от набегов крымских и казанских ханов, приобретение Россией выхода к морю).

С7.2 Различия:

Политика Избранной Рады

Опричная политика

Путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на централизацию в течение длительного времени

Насильственные методы централизации

Стремление к достижению согласия между интересами государства и общества

Раскол в обществе

Стремление к консолидации между различными группами верхов русского общества

Массовые репрессии, террор, земельные конфискации, опалы

Преобразования направлены на создание в России сословно-представительной монархии

Преобразования направлены  на укрепление личной власти царя

Реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению

Опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге – к Смуте начала XVIIв.

Внешнеполитические успехи: присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Проиграна затяжная Ливонская война, поражение в 1571 г. от крымского хана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по подготовке к ЕГЭ

Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....

Методический материал для подготовки к ЕГЭ по немецкому языку (говорение)

Г.И.Воронина, И.В. Карелина «Контакты 10-11 кл»Einheit IV Studium S.148-150...

Учебно - методический материал при подготовке к уроку на тему"Easter"

Учебно - методический материал при подготовке к уроку на тему"Easter". Данные задания можно использовать как в отдельности, так и в комплексе....

Методический материал для подготовки к сочинению 15.1 ОГЭ в 9 классе. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Данная разработка содержит авторский теоретический и  методический материал, который поможет учащемуся в подготовке к сочинению 15.1 ОГЭ. Она даёт  разъяснение высказываний лингвистов и сове...

Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"

Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"...