Методический материал для подготовки к сочинению 15.1 ОГЭ в 9 классе. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Данная разработка содержит авторский теоретический и  методический материал, который поможет учащемуся в подготовке к сочинению 15.1 ОГЭ. Она даёт  разъяснение высказываний лингвистов и советы по подбору аргументов из предложенного текста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

 для подготовки к сочинению 15.1  ОГЭ в 9 классе.

 Автор: учитель русского языка и литературы  МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края

 Гузей Светлана Анатольевна

2018 г.

         

№1. «Только в предложении раскрывают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки».  Ф.И. Буслаев

Наша речь не может состоять из отдельных слов. Чтобы быть понятым, мы должны грамотно соединить слова в предложении, поставить их в соответствующую форму, которая образуется при помощи такой морфемы, как окончание. Приставки – другая значимая часть слова, главная функция которых – словообразование. Безусловно, значение слова, которое мы включаем в свою речь согласно правилам грамматики , полностью раскрывает свое значение  только в предложении.  

Аргументы:1) найти формы слова,      2) слова, образованные приставочным способом

№ 2 «Эпитеты – одежда слов» В.А.Солоухин

  Автор высказывания подчеркивает важную роль эпитетов  как средства выразительности речи. Эпитет – это художественное, образное определение, вид тропа. Чаще всего он выражен прилагательным или наречием. Цель его использования - сделать речь яркой, образной, запоминающейся. Это очень важно не только для писателя, но и для каждого человека, который  стремиться говорить ярко, эмоционально, красиво.

Аргументы: найти два эпитета (это прилагательные, причастия, наречия в переносном значении!!), показать их функцию – делают речь яркой, образной, запоминающейся, дают характеристику герою и т.п.

№3  «На примере сложноподчиненного предложения можно проследить , как человек выражает отношение между миром и собственной точкой зрения»   Н.М.Шанский

Трудно представить  какой-либо текст без сложноподчиненного предложения, которое помогает говорящему или пишущему выражать различные отношения между понятиями,  передавать более сложные мысли , выражать свою точку зрения. Сложноподчиненными называются предложения, состоящие из главной и придаточной части. Придаточное предложение может иметь различное значение – указывать на место, время , образ действия , уступку. Действительно, Сложноподчиненное  предложение , безусловно,  помогает человеку  выразить  «отношение между миром и собственной точкой зрения

Аргументы: найти два СПП, определить тип придаточного ( анпример – придаточное цели, времени), указать функцию – чтобы показать… передать…. расскзать  о….  

№ 4.   « В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу  и грамматически предложений» Н.М.Шанский

Безусловно, Шанский имел в виду такую фигуру речи, как умолчание. Это оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным.

Аргументы Найти в тексте предложения с многоточием, на месте которого явно пропущены слова, сказать, что именно автор подразумевает.

№ 5. «При помощи тире передается  высокая эмоциональная нагрузка, логическая напряженность» Н.С. Валгина.

Тире, безусловно, очень важный знак препинания. Его функции в тексте разнообразны.  Тире разделяет подлежащее и сказуемое, отделяет обобщающее слово от однородных членов, прямую речь от слов автора. Оно используется в бессоюзном сложном предложении,   в неполном предложении . Это может быть и авторский знак, поставленный с особой целью – подчеркнуть какую-то мысль.  Без него не только может быть не ясен смысл предложения, но и , по мнению Валгиной , утеряна «высокая эмоциональная нагрузка, логическая напряженность»

Аргументы: Найти в тесте предложения с тире, объяснить функцию тире – зачем поставлено тире.

 6.  «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». (учёный Л.Т. Григорян)

О чем это высказывание?  Об особенностях употребления знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.. Между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражаются разные смысловые отношения, например, перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, условие, причина, время, следствие, цель и другие. Именно смысловое содержание и интонация определяют постановку знаков препинания в бессоюзном предложении.

Аргументы: найти два БСП, объяснить постановку в нем знаков препинания, значение предложения в тексте.

 7.  «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». ( филолог и философ А.А. Аверинцев)

  О чем это высказывание? Об особенностях строения такого смыслового типа текста, как рассуждение. . В рассуждении обычно утверждается  или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Такой тип текста обычно строится по следующему плану: тезис, аргументы ( доказательства)  и вывод. Безусловно, чтобы доказать или опровергнуть что-то, автору нужно быть убедительным и последовательным в своих рассуждениях, «приводить как можно больше доказательств».  

Аргументы: найти абзацы, которые являются тезисом или аргументами, сказать , о чем они.

8.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

 О чем это высказывание? Безусловно, о важной роли знаков препинания в письменной речи. Знаки препинания изучает такой раздел науки о языке, как пунктуация.  Их  можно разделить на две группы: разделительные, одиночные, и выделительные , парные знаки. Примером разделительного знака может быть точка, восклицательный знак, многоточие в конце предложения или запятая, двоеточие между простыми предложениями в составе сложного. Выделительные знаки мы встречаем при обособлении различных членов предложения, вводных слов, обращений.  

Аргументы: найти разделительный знак и объяснить его функцию ( например, отделяет одно предложение от другого) и выделительные знаки и объяснить их функции.  ( например, выделяет причастный оборот)

9.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

О чем это высказывание? О функции абзаца в тексте. Выражая мысль, автор  переходит от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называется микротемой.. Вокруг микротемы группируются предложения, которые называются абзацем, который выделяется на письме небольшим отступом – красной строкой. Невозможно представить текст без абзацев, которые помогают автору логично и последовательно выстроить свое высказывание.

Аргументы: взять два абзаца, сформулировать микротему ( о чем ?), какую роль играет в тексте ( например, помогает охарактеризовать героя, передать основную мысль или что-то сообщить о герое ит.п.)

 10 .«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания  - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (русский  писатель К.Г. Паустовский)

О чем это высказывание? Безусловно, о важной роли знаков препинания в письменной речи. Знаки препинания изучает такой раздел науки о языке, как пунктуация.  Их  можно разделить на две группы: разделительные, одиночные, и выделительные , парные знаки. Примером разделительного знака может быть точка, восклицательный знак, многоточие в конце предложения или запятая, двоеточие между простыми предложениями в составе сложного. Выделительные знаки мы встречаем при обособлении различных членов предложения, вводных слов, обращений.  Без правил пунктуации невозможно создать ни один текст.

Аргументы: найти разделительный знак и объяснить его функцию ( например, отделяет одно предложение от другого) и выделительные знаки и объяснить их функции.  ( например, выделяет причастный оборот)

11 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл: «Имя существительное  -    это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты   -   зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».  (лингвист В.Г. Ветвицкий)

О чем это высказывание?. Безусловно, оно говорит об одной из грамматических особенностей  имен прилагательных, причастий, некоторых разрядов местоимений , числительных согласоваться в роде, числе и падеже с именем существительным. Образуя словосочетание с данными частями речи,  существительное  требует от   зависимых слов уподобления по форме.

Аргументы: найти два словосочетания с главным словом существительным с типом связи согласование и указать   одинаковый род, число падеж зависимых слов и главного. ( например, отличительной чертой  - жен. род, ед. число, Т.п и у существительного, и у прилагательного)  

 12.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь  - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». 

О чем это высказывание?  Мне кажется о том, что культура нашей речи, наш словарный запас, знание грамматических правил   показывает не только  грамотность, но и наш духовный мир, нравственные качества. То , как мы говорим, какие слова употребляем,  умеем ли говорить ярко, образно, насколько богат наш словарный запас,  очень точно   нас характеризует.

Аргументы: найти в тексте средства выразительности, показать их функцию; найти лексические средства – синонимы, антонимы  ( например, хватить – ругать),  пословицу  ( например, «в огне не сгорит и в воде не утонет») , объяснить значение, указать функцию – то есть, зачем использовано

13.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью  маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными   - частиц и союзов».

О          О чем это высказывание?  Несомненно, о роли частиц и союзов в нашей речи, без которых невозможно обойтись  Союзы   служат для связи однородных членов    и частей сложного предложения. Они бывают сочинительные и подчинительные. Сочинительные соединяют однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения.          

            Частицы - это служебные слова, которые вносят в отдельные слова и предложения дополнительные оттенки значения. Они бывают формообразующие , (например, частица бы образует сослагательное наклонение) и модальные , передающие оттенки значения  - вопросительные, указательные, отрицательные , усилительные и другие.

Эти  « маленькие слова», по мнению И.Г. Милославского, кроме своих главных функций, способны передать  отношение «пишущего к сообщаемому 

   Аргументы: найти пример с союзом, назвать , какой он – сочинительный или подчинительный, указать значение ( например, противительный союз А,НО, показать функцию – противопоставление)

Найти пример с частицей ( например, вон, вот – указательная),  показать функцию – передает отношение  «пишущего к сообщаемому»

14. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  «У каждой части речи свои достоинства»  ( выдающийся  лингвист А.М. Пешковский)

     Нельзя не согласиться с автором , что каждая часть речи выполняет свою , особенную функцию в языке и обладает свойственными только ей грамматическими признаками . Невозможно представить нашу речь, например, без существительных, которые не только достигают ясности и точности в названии предметов, понятий и явлений, но и могут придать речи яркость и выразительность , выступая в роли антонимов, синонимов или такого средства выразительности, как метафора. Глагол способен придать фразе динамику,  наполнить текст  движением.  Он обладает такими  морфологическими признаками, как вид, возвратность, переходность и спряжение. Местоимения, указывая на предмет, его признаки  и количество, не называет их. Они являются универсальным средством связи предложений в тексте , помогают избавиться от повторов, разнообразят нашу речь.  Не обойтись в речи и без союзов, предлогов, частиц, которые помогают соединить  слова в предложения и вносят в текст  дополнительные оттенки значения

Аргументы: часть речи, его функция. Например, существительные, характеризуюшие героев или являющиеся метафорой, входящей в сравнение Глаголы, передающие действия героевили связанные с основной мыслью текста. Местоимения в роли связки между предложениями

15.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».

О чем это высказывание? Я думаю, о том, что   нужно учиться говорить не только грамотно, согласно правилам грамматики,  но и ярко, выразительно. В этом, по мнению автора высказывания, заключается подлинная культура речи.  Важно учитывать стилистическую принадлежность высказывания, ведь каждый стиль выполняет свою функцию в языке. Например, цель  художественного стиля  - нарисовать яркую картину, передать читателю чувства автора, поэтому его речевой особенностью является использование средств выразительности, придающих речи эмоциональность и яркость.  Цель публицистического стиля – заинтересовать читателя  поднятой проблемой, убедить их в чем-то, поэтому в таком тексте уместны слова книжного стиля, общественно – политическая лексика или прямое обращение читателя .  Научиться соблюдать правила стилистики – значит , выбрать « наиболее уместное» для данного случая выражение .

Аргументы: так как текст художественный, найти средства выразительности и указать их функцию. ( например, антонимы недруги – друзья, найти – потерять,  метафора « место в сердце» , лексический повтор и т.д.)  

16.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

     О чем это высказывание?. Несомненно, автор имел в  виду такое средство выразительности, как лексический повтор. Фигура речи, основанная на повторении одного и того же слова или словосочетания, помогает выделить важное,  ключевое понятие, усиливает эмоциональность речи .Чаще всего такое средство выразительности используется в художественной речи.

Аргументы: найти повторы, объяснить их функцию, то есть зачем использованы

 17. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». 

    О чем это высказывание? Я думаю, о свойстве  некоторых частей речи обобщать и выделять отдельные предметы и понятия. Таким свойством,  например, обладают имена существительные. Собственные существительные обозначают индивидуальное, неповторимое, выделяя данные предметы и явления из группы однородных понятий,   например.  названия городов, имена и фамилии  людей.  Нарицательные существительные представляют  обобщенные названия однородных предметов и явлений. Каждое слово служит названием не одного предмета, а всех предметов данного типа.

 На мой взгляд, обобщать и выделять могут и местоимения. Например, определительное местоимение «все» может быть обобщающим словом в предложении с однородными членами, а указательные местоимения явно указывают на свойства единичных понятий – тот , такой, те.  

Аргументы: найти имена собственные, сказать, что они помогают автору назвать героев, найти нарицательные существительные, указать, зачем они используются. Можно взять примеры с обобщающим словом  или указательными  местоимениями

  18. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения – удобное звено в устройстве языка ; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании»

 Автор высказывания подчеркивает важную роль  местоимений  в нашей речи. Местоимения, указывая на слова разных частей речи, замещают их в тексте , выполняя роль самой экономной и прочной связи между предложениями. Они помогают избавиться от повторов, разнообразят речь. Существует девять разрядов местоимений. Личные местоимения , например, могут заменять имена существительные, а определительные,  по свои качествам больше похожие на прилагательне, способны именно им стать заменой.  

Аргументы: найти в тексте местоимения, указать разряд, показать, какую часть речи они заменяют и как соединяют предложения ( например, в первом предложении   «родители», во втором заменили на «они»)

Аргументы: найти в тексте местоимения, указать разряд, показать, какую часть речи они заменяют и как соединяют предложения ( например, в первом предложении   «родители», во втором заменили на «они» )

20.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». 

       О чем это высказывание?  Мне кажется о том, что культура нашей речи, наш словарный запас, знание грамматических правил   показывает не только  грамотность, но и наш духовный мир, нравственные качества. То,  как мы говорим, какие слова употребляем,  умеем ли говорить ярко, образно, насколько богат наш словарный запас,   знаем ли правила этикета , правила элементарной вежливости, очень точно   нас характеризует.

Произнесенное нами доброе слово способно помочь человеку, сделать его счастливым, а грубое слово может оскорбить, унизить, обидеть.  Важно всегда помнить об этом.

Аргументы: найти просторечные, грубые слова, показать, зачем их автор использует; найти яркие образные выражения, показать их роль в тексте

21.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».   

На мой взгляд, автор  говорит о важности такого раздела лингвистики, как грамматика. Она включает в себя морфологию, словообразование и синтаксис. Благодаря грамматике мысль обретает форму. Без знания грамматических  правил невозможно создать связное высказывание, то есть поставить слова в нужную форму,  построить предложение, текст, а значит,  верно выразить мысль, быть правильно понятым.  

Аргументы:  части речи, их грамматическая форма; словосочетания и предложения , их характеристика  

22. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира».

  О чем это высказывание?  Безусловно, автор имел в виду важность такого раздела лингвистики, как синтаксис, который изучает связь слов в словосочетании и предложении.  Словосочетания представляют собой два самостоятельных слова, связанных по смыслу и грамматически. Они строятся на основе подчинительной связи – согласования, управления и примыкания. . Предложение – это законченное высказывание, помогающее нам выражать мысли, чувства, обращаться друг к другу с советами, просьбами. Оно имеет грамматическую основу, может быть простым или сложным. Несомненно, надо знать, как правильно  составить словосочетание и предложение, чтобы  наща речь была  грамотной и выразительной.

Аргументы: словосочетание, предложение и его характеристика.

 23. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие  -  частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».

   О чем это высказывание?. Безусловно, о важной роли в предложении  такого знака препинания, как многоточие,  которое может обозначать незаконченность или прерванность высказывания, а также пропуск  слов  в тексте. Многоточие в конце предложения показывает  незаконченность мысли.  Используя этот знак  в художественном тексте в речи героев, автор может передать их взволнованность, важность момента, о котором идет речь. Таким образом, роль многоточия в предложении важна и разнообразна

Аргументы: найти многоточие в тексте, показать, что оно передает взволнованноть героев, их чувства.

24.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь  - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

        О чем это высказывание?  Мне кажется о том, что культура нашей речи, наш словарный запас, знание грамматических правил   показывает не только  грамотность, но и наш духовный мир, нравственные качества. То , как мы говорим, какие слова употребляем,  умеем ли говорить ярко, образно, насколько богат наш словарный запас,  очень точно   нас характеризует.

Аргументы: найти в тексте средства выразительности, показать их функцию;

25. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». 

  О чем это высказывание? Автор имел в виду, что  слова могут употребляться в прямом и переносном значении, приобретать в конкретном высказывании   новый, особенный  смысл. Образы художественного текста  создаются  автором с помощью лексических явлений и изобразительно- выразительных средств.  

Аргументы: найти слова в переносном значении, средства выразительности, указать функцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)

В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме (5 вариантов), 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

В разработке представлена удобная схема для практической работы по формированию навыков правописания причастий и деепричастий, а также 5 вариантов самостоятельной работы ( теста)  по данной теме....

Самостоятельная работа для 8 класса по теме «Обособление приложений» (10 вариантов) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна 2018 год

Методическая разработка позволяет проверить уровень практических навыков учащихся при усвоении такого сложного для них материала, как обособление приложений. Десять вариантов работы обеспечивают высок...

Контрольная работа по теме «Обособление обращений и вводных слов» (10 вариантов) в рамках подготовки к заданию № 10 ОГЭ Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Данная разработка поможет учителю -предметнику качественно подготовить учащихся к заданию № 10 ОГЭ. Контрольная работа может быть использована как в 8 классе после изучения тем "Обращение", ...