РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

ЩЕРБИНА НАДЕЖДА ОЛЕГОВНА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ "РОДОВАЯ ОБЩИНА". ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КАК ВОЗНИКЛА РОДОВАЯ ОБЩИНА, ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ЖИТЕЛИ ДАННЫХ ОБЩИН. ТЕРМИНЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._rodovaya_obshchina.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

Педагогические
цели

Способствовать завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные
результаты

Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Метапредметные
результаты

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Основное содержание темы, понятия и термины

Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад). Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Расселение первобытных людей. Признаки родовой общины. Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад). Человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронная презентация. Учебные картины: «Охота на мамонта», «Рыбная ловля первобытных людей», «Родовая община». Аппликации (слайды): «Охота первобытных людей на мамонта», «Изобретение лука и стрел».


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ

  • Организует беседу по вопросам  (слайд 1)

-На предыдущем уроке мы изучали тему «Древнейшие люди». Ответьте на след вопросы:

  1. Почему первый человек появился в Африке?
  2. Чем он отличается от животного и современного человека?
  3. В чем главные отличия?
  4. Почему человек не мог прожить в одиночку?
  5. В чем значение огня для древнего человека?
  • работа с картой (слайд 2)
  • предлагает объяснить значение терминов.

Участвуют в об-

суждении вопросов; характеризу-

ют условия и образ

жизни древнейших людей, показывают на карте места их расселения; раскрывают значения терминов; описывают рисунок по плану

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстрацией, рассказ

III. Этап мотивации и целеполагания

Около 100 лет назад на земле началось похолодание (Ледниковый период). Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (Презентация, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Слайд 3), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию.

Противоречие: животные вымерли/ люди выжили

Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему? (Слайд 5)

Ваши версии: Как же им это удалось? Выдвиньте свои версии?

Учитель: Какая версия верная? (Создание ситуации затруднения)

Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?

Учитель: Что нужно сделать?

Цель: выяснить, почему это произошло?

Учитель: Что нам может помочь в этом?

Средства: учебник, слово учителя, интернет…

Действия: что нужно сделать для решения проблемы?

1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения

2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие, выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия.(Элементы проектной технологии на этапе мотивации и целеполагания)

Коммуникативные:

Уметь строить речевые высказывания.

Регулятивные:

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока.

«Родовые общины охотников и собирателей» (слайд 6)

Задача:

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти  было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Как же он смог прожить до 50 лет, ведь он не мог охотиться?(Слайд 7)

– Сегодня нам предстоит узнать, как
и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и завершилось формирование человека современного типа, что такое родовая община, каковы ее признаки. Познакомимся с терминами: каменный век, палеолит, мезолит и неолит, ледниковый период, родовая община.

Слушают учителя, записывают тему урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа

Инструкция учителя на слайде презентации или на доске

1 ряд: параграф 2 пункт Новые орудия труда.

2 ряд: параграф 2 пункт Новые способы охоты

3 ряд параграф 2 пункт Родовые общины

Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?

Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания, предложенные учителем на слайдах.

После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.

Коммуникативные:

Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

Регулятивные:

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

Работа в группах, работа с учебником

Появление «человека разумного». Родовая община

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа

Рассказывает о появлении «человека разумного» (40 тыс. лет назад).

Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму человеческого коллектива (см. Приложение 3). Предлагает определить признаки родовой общины

Объяснение учителя

На смену человеческоиу стаду пришла Родовая община(Слайд 8-9) – это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство. В родовую общину могло входить несколько десятков человек, родственных друг другу. Люди жили в родовой общине не отдельными семьями, а все вместе – в одном или нескольких больших домах. Несколько родовых общин, живущих поблизости друг от друга, составляли племя.Слайд 10.

В таких родовых общинах родственные связи считались главными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Общим у рода были жилища, , запасы пищи, очаг , где горел огонь. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, заботились о детях.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу

Существовал культ женщины – прародительницы и хранительницы домашнего очага. Об этом свидетельствуют фигурки женщин, вырезанные из камня или кости «палеолитические венеры».

Учащиеся работают в группах, отвечают на поставленные задачи и вопросы учителя.

Запоминают дату, определяют отличительные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают признаки родовой общины

Познавательные: используют

знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением восприятия рассказа учителя

Работа в группах, работа с учебником, запись термина в тетрадь.

Изменение орудий трула

Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа

Слайд 14

Новые орудия труда (1 ряд)

Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком (запись в тетрадь). Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень.

Главным занятием людей стала охота на крупного зверя. Вместо древнего копья- обожженной на костре палки, человек вырубал рубилом длинную жердь, к которой кожаными ремнями привязывали каменный остроконечник. Для рыбной ловли изобрели костяной гарпун Охота – важнейшее занятие копье гарпун

- копье

- гарпун

- лук и стрелы

- каменный топор

Рассказывает, как изменилось оружие

Рабата в группах. Беседа по вопросам

Лук и стрелы

Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа

Слайд 15

Лук и стрелы, изобретены 12 тыс. лет назад.

Климатические изменения привели к вымиранию крупных животных, на которых охотились первобытные люди. Для охоты на мелких животных, юрких и быстрых, тяжелые копья и гарпуны были неподходящим оружием. Поэтому были созданы новые орудия для охоты: метательные копья, лук со стрелами – величайшее изобретение человека.

Рассказывают, что появились лук и стрелы

Беседа по вопросам

Рабата в группах

Каменный век.

Парная, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом, учебными картинами, аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ

Рассказывает о каменном веке (определение, свойства камней, новые орудия труда

Слайд 19. Каменный век – первый исторический период жизни человечества, выделяемый учеными, длившийся примерно два с половиной миллиона лет. Металл людям еще не был известен, и орудия труда изготавливались преимущественно из камня, дерева и кости. Поскольку этот период был очень продолжительным, то для удобства ученые выделяют в каменном веке три эпохи. Самая древняя – это палеолит (от лат. «древний камень»).  За  ней  следует  средняя – мезолит («средний камень»). И последняя, наиболее близкая к нам, – неолит («новый камень»). Продолжительность каменного века в различных областях и для разных народов была неодинаковой. Некоторые племена до наших дней остаются на стадии каменного века.

Палеолит – до 10 тыс. лет до н.э.

Мезолит – 10 – 6 тыс. лет до н.э.

Неолит –  6 – 4 тыс лет до н.э.

Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ

жизни первобытных людей в период похолодания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном тексте

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера

Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ учителя, запись терминов в тетрадь

V. Закрепление знаний
и способов действий

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Беседа

– Почему древние люди не погибли
во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

– Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

– Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

Рассказывают устно об исторических событиях; раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий; излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие цели, задачи стояли перед
нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какой материал был трудным, непо-нятным?

– А что воспринималось легко?

– Попробуйте дать оценку уроку.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§ 2, вопросы, термины. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по учебнику и ресурсам Интернета). З

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Сообщение,

вопросы, термины, контурная карта, задания в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Родовые общины охотников и собирателей".

Цели:Познавательный аспект: сформировать у учащихся представление о жизни первобытных охотников и собирателей, создать условия для осмысления перехода от человеческого стада к родовой общине.Разв...

Родовые общины охотников и собирателей

рабочий лист к уроку, технологическая карта ФГОС к учебнику А.Вигасина...

Родовые общины охотников и собирателей.

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Родовые общины охотников и собирателей"...

Родовые общины охотников и собирателей

Презентация. Урок истории. 5 класс....

Презентация урока истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей" ФГОС

Презентация урока истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей" ФГОС...